Последний раз дважды мы рассуждали на абстрактные темы. В частности, об «Общественном договоре» Руссо. Оппоненты отвечают, что ««Общественный договор» это утопия». Такой «договор, который соблюдался бы всеми, нереален».

Давайте теперь рассуждать практически. В настоящее время есть две системы общественного бытия: автократия (монархия, коммунизм, российский авторитаризм) и демократия. Для большей наглядности изобразим обе конкурирующие системы графически.

 

АВТОКРАТИЯ


600-jpeg-2

При таком порядке вещей государство, как мы видим на рисунке, почти или полностью отчуждено от общества (для наших рассуждений неважно, что мы здесь понимаем под «обществом» — крепостные ли это, граждане, население, народ  — всё равно). Такое государство есть концентрированная власть. Например, в России власть это «он». У «него» есть правительство, Дума, законы, суды, средства массовой информации, политические партии и так далее, и так далее.

Государство – ещё раз взглянем на схему – посылает обществу, например, эховцам, без всякой обратной связи директивы в виде законов или другие недвусмысленные сигналы. Оно сообщает обществу, кто будет следующий президент или председатель правительства. Оно контролирует политические партии, выборы всех уровней и «избранных» депутатов. Члены общества обязаны исполнять законы и принимать «его» сигналы к сведению. В случае неповиновения у государства, то есть «у него», имеется множество инструментов воздействия на непослушных граждан – армия, полиция, специальные службы, суды, наконец. Средства массовой информации тоже находятся в «его» подчинении.

С другой стороны, члены российского общества (народ, граждане) за десятилетия и столетия, в течение которых в России имела место такая система общественного бытия, настолько привыкли к такому положению дел, что уже давно рассматривают государство как нечто данное, самостоятельное, отдельное от общества по определению (смотри рисунок).

Если это «нечто» заслуживает критики, как, например,  сегодня в России, то члены общества могут обратиться к «нему» с петицией, советом, пожеланием. В надежде, что «оно» прислушается к робким просьбам. Самые активные в обществе идут дальше. Они требуют, — нет, не упразднения такого государства, не изменения сути отношений общества и государства, — нет, самые активные требуют честного, справедливого, правильного, бескорыстного государства.

 

ДЕМОКРАТИЯ

600-lpeg

На рисунке мы видим, что демократическое государство не является неким обособленным от общества, чуждым ему организмом. Государство это органическая часть общества, общество и есть. Граждане путём демократических выборов, или посредством заключения трудовых договоров, наделяют часть своих граждан особыми функциями. Наделённые такими функциями граждане временно получают право организовывать общественную жизнь (законодательная власть), обязанность исполнять законы (чиновники), а также правом контролировать испольнение законов, разрешать споры граждан между собой и между ними и государством (суды).

Организованное таким образом общество всегда имеет обратную связь с государством (смотри рисунок).  Вроде того, как биологическая система «человек» имеет обратную связь со всеми частями своего тела. В конце-концов только члены общества  и только они решают, по каким правилам общество организуется сегодня и будет организовано завтра. Граждане решают сами, какими личными свободами они непременно хотят пользоваться и какие ограничения личных свобод в интересах всего общества, а, следовательно, в их собственных интересах они добровольно готовы принять.

Так формируется система общественного бытия. Её правила вырабатываются в конкурентной борьбе политических партий. Они принимаются или отклоняются гражданами на выборах. Эти правила и есть «Общественный договор».

 

 

 

Комментарии

17

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

20 августа 2013 | 21:06

Никакого договора с этой властью быть уже не может.


putriot 20 августа 2013 | 21:52

Валерий,продолжаю подозревать,что Вы пишете некий философский трактат, и выдержки из него предлагаете для обсуждения,Но где философия,и где форум?-Вы уверены,что на сайте люди собираются,чтобы решать прблемы мироздания,а не просто провести время?


pjotrbc Валерий Чеховский 20 августа 2013 | 22:17

putriot,y

«Где философия,и где форум?»

Я представляю, конечно, для чего собирается определённая часть эховцев. Например, в следующем комменте содержится пожелание изобразить всё как порно, в любом случае «понатуралистичней», т. е. с кровью.

Что касается, как Вы говорите, «философских трактатов», то некоторые из них, имеют чисто практическое значение. Например, если целые институты совершенно серъёзно рассуждают на тему заключения с властью договора, то обязательно следует разъяснить вопрос.


putriot 20 августа 2013 | 22:34

Валерий,я и не спорю с Вами,но выбор аудитории...,мне просто не понятно,зачем двигать идеи в никуда?


pjotrbc Валерий Чеховский 20 августа 2013 | 22:39

"зачем двигать идеи в никуда?"

Вы правы, двигать идеи только на эхе это не продуктивно.


putriot 20 августа 2013 | 22:49

Я Вас понял,есть ещё ,где.Я с интересом читаю Ваши посты,но "переев",не хочу больше мудрствовать(возмжно-пока).А Вам,удачи и спасибо.


putriot 20 августа 2013 | 22:40

Кстати,в нижнем комменте(Ваша ссылка),там не стёб,а философский стёб(это явно не подросток и не пенсионер-это Ваш критик)


(комментарий скрыт)

20 августа 2013 | 22:07

В первом рисунке отсутствует то, чем общество воздействует на государство. Безразличие, презрение, ненависть.


20 августа 2013 | 22:10

Красавчик! Простите за фамильярность! Вот то, что Вы изложили я давно пытался написать здесь. Но, почему-то, редакция сайта не пропустила мои посты.Видимо, плохо писал. Важность данной темы для общества, на данном этапе развития нашей страны, просто невозможно переоценить. Это, как любил выражаться классик, "архиважная тема". На мой взгляд, от понимания этих двух моделей общественного и государственного устройства зависит успешность того или иного экономического проекта. Дело в том, что при первом авторитарном варианте, политика и экономика в обществе настроены на то, чтобы удовлетворять интересы вышестоящих инстанций "властной вертикали". А при втором-демократическом варианте, политика и экономика в обществе настроены на то, чтобы удовлетворить интересы любого инициатора проекта- бизнеса, то есть дела. От этого и зависит, для чего разрабатываются те или иные экономические проекты: для воровского капитала или для трудового и общественно полезного капитала.


20 августа 2013 | 22:14

Валерий, вы на нижней схеме, сами того не понимая, отметили важную особенность демократии, а именно разобщенность общества. У вас изображено три общества, и это не нравится большинству.
Зато у автократии общество одно единое, как бы хорошо это.


pjotrbc Валерий Чеховский 20 августа 2013 | 22:25

Abdulla

«Демократия - разобщенность общества»

Хорошо подмечено. Демократия это не идти строем. То есть свобода и всё-таки единая система. Единство и разобщённость. Диалектика. Браво!


genis 21 августа 2013 | 01:08

Какая глупость!!!...Хотите философии?...Думайте!...
Вот Вам философия...История, Всемирная история развития человека и общества, предлагает пока только два способа развития, рабский и либеральный. Рабский способ развития характеризует переток собственности и прав человека от одних людей к другим, конечным итогом такого развития стали рабовладельческие империи. Более 2000 лет они(империи) доказывают свою нежизнеспособность. Самой характерной чертой рабского развития общества являются захватнические войны! И ещё характеризует финал рабского способа развития ГОСУДАРСТВЕННАЯ(государева) собственность и авторитарное управление государством!!!....Это же наш СССР!....а мы думали?!...
А что мы думали?...


irinaapril 20 августа 2013 | 22:35

Валерий, не в бровь, а в глаз.Очень точно, наглядно и красочно, ухвачена самая суть.Браво!!!


pjotrbc Валерий Чеховский 20 августа 2013 | 22:41

irina
Спасибо.


hotin Леонид Хотинок 21 августа 2013 | 04:40

Государство – не организм, а механизм, вроде трактора или компьютера. У нас ненависть и прочие приятные чувства, испытываемые народом к трактористу, переносятся на трактор. А тракторист этим чувствам верит и отождествляет себя с трактором.


yasnyj 21 августа 2013 | 09:15

В лучшем случае, государство обеспечивает централизм в порядочной демократии. При поверхностной (буржуазно анархичной) демократии государство подпитывает себя эгоистичным содержанием раздробленных сообществ, теряя способность в сплоченном единстве для полезных целей. Соответственно теряется прочность центра (государства) под эгоистичным влиянием различных сообществ.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире