Рассуждая о Русской идее (смотри здесь http://www.echo.msk.ru/blog/pjotrbc/1109406-echo/ и здесь http://www.echo.msk.ru/blog/pjotrbc/1110480-echo/), мы пришли к следующим выводам:

 -         особенность русской истории – авторитаризм и отсутствие гражданского мира

 -         стране нужна объединяющая идея

 -         Русская идея — Национальное примирение

 -         российские граждане заключают мир сами с собой

 -         «Учитесь ненавидеть!» — призыв слабого к слабым

 -         «Прощение обижающим» — позиция сильных духом

Прежде чем приступить к изложению последней, заключительной части, — одно важное замечание. Прощение, примирение не есть оправдание ошибок, тем более преступлений. Под таким углом зрения следует рассматривать, например, примирение с собственной историей — важная глава Русской идеи. Или примирение с соседями – Грузией, Польшей, Японией… — ещё одна неотложная задача. Но главное для российских граждан это, конечно, заключение мира с самими собой.

Говоря о Национальном примирении, необходимо знать причину общественного конфликта и его главных актёров.

Все внутренние коллизии в России являются безусловно следствием распада коммунистической системы. Непосредственная же причина это последовавшая затем приватизация государственной, или, как считалось, принадлежавшей всем, общественной, собственности. Приватизация, небывалый до сих пор проект мирового масштаба, должна была, по замыслу протагонистов, сделать возможным переход России к рыночному хозяйству и тем самым способствовать наступлению лучших времён.

Проект, к сожалению, не удался. Наоборот. Результаты приватизации до сих пор являются объектом критики. С ней связывают появление в стране олигархии, разрушение промышленности и сельского хозяйства, обострившуюся жилищную проблему, низкое качество образования, медицинского обслуживаня, распространение алкоголизма, преступности, коррупции и казнокрадства.

В итоге, 20 лет спустя, на фундаменте капитализма после приватизации по-русски возведено новое-старое социальное здание. В смысле общественного порядка, государственного строя Россия вернулась в лоно традиционного, привычного для россиян авторитаризма или, как ещё говорят, патернализма. 

Вопрос: какие социальные слои, группы населения по признаку политического противостояния их членов можно выделить сегодня в России? Выделим три:

1.      Бенефициары (выгодоприобретатели) – термин А. Троицкого

2.      Активные граждане

3.      Пассивное, безразличное большинство

Бенефициары – здесь: граждане, выйгравшие в результате приватизации, то есть по итогам неудачного в целом перехода России к капитализму, а также лица, получившие преемущество от возвращения к авторитаризму. Такие граждане, выгодоприобретатели, деляться на две группы:

Бенефициары «первого часа» – комсомольцы, гениальные комбинаторы и аферисты, ставшие впоследствии олигархами.

Бенефициары второй волны, которая всё ещё катится и до сих пор не достигла берега. Это сегодняшние хапуги, в первую очередь некоторые – конечно, не все! — работники государственных структур, получившие кличку «жуликов и воров». Это те, что не гнушаются ни чем, берут всё, что плохо лежит. За дешёвую квартиру в силосной башне Майями они легко расстаются с совестью.

Вторая группа участников общественного противостояния это — активные граждане. Активные в смысле не спящие. Их активность часто ограничивается дискуссиями, например, здесь на сайте. Они, в свою очередь, делятся на:

 -         комформистов

 -         реалистов

 -         идеалистов

 -         революционеров

Комформисты это беспринципные приспособленцы. Реалисты это эстеты.Идеалисты — идущие напролом без учёта соотношения сил. Революционеры это рассерженные на весь мир фантасты.

Здесь названы далеко не все группы активных граждан. Они очень разные, например, националисты или левые коммунисты.  Есть, однако, нечто важное, что их всех, таких разных, объединяет — это внутреннее неприятие путинского режима и презрение к бенефициарам второй волны.

Третий номер в списке — пассивное и безразличное российское большинство. То самое большинство, которому плевать и на общественную, и на собственную жизнь. Они — самое тяжёлое наследство тысячелетней холопской истории России. Несмотря на то, что принадлежащие к этой группе граждане пассивны, мы должны их назвать в ряду участников общественного конфликта. То есть не потому назвать, что они активны, а потому, что составляют большинство российского населения.

Одного взгляда на конфликтующие стороны достаточно, чтобы сделать такой вывод: актуально непримиримый конфликт в обществе имеет место между бенефициарами (выгодоприобретателями) и активными гражданами.

Как возможно в таком случае примирение, если конфликтующие партии непримиримы? Нет ли здесь противоречия?

Для обычных людей это противоречие. Но это не для них задача, им она не по плечу. Задача по плечу только сильным духом.

Наличие внутренней силы духа, а кроме того мудрости, знания добра и зла можно предполагать у Михаила Ходорковского.

М. Ходорковский и лидер бенефициаров, и лидер активных граждан. Он, бенефициар, протягивающий руку непримиримым. Как активный гражданин, ещё узник, он протягивает руку для примирения бенефициарам, бросивших его, своего, в заточение.

М. Ходорковский, бывший сам противоречивым человеком, может стать интеграционной, объединяющей фигурой для запутавшихся в противоречиях россиян. Сам активный участник беспредела, большой грешник, бесконечным страданием искупивший свою вину, без вины осуждённый и виноватый одновременно.

М. Ходорковский — успешный бизнесмен, пересмотревший свои прежние ценности.  Смысл жизни для него теперь – «работа для людей». Разве не такой человек нужен активным гражданам, чтобы «сбиться в хорошую сильную кампанию»?

Комментарии

32

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


13 июля 2013 | 11:59

Новая национальная идея - "Но деньги вперед".


13 июля 2013 | 12:08

в целом пост правильно выявляет проблемы в обществе... но сопосб решения этих проблем с помощью вора-ходора... это глупость...

ходор находится там, где ему и место...

и его не оправдывает то, что там пока еще не все из воров...


ura Юрий Белов 13 июля 2013 | 12:35

\\\Бенефициары «первого часа» – комсомольцы, гениальные комбинаторы и аферисты, ставшие впоследствии олигархами.

Бенефициары второй волны, которая всё ещё катится и до сих пор не достигла берега. Это сегодняшние хапуги, в первую очередь некоторые – конечно, не все!\\\
Вот это ошибка - практически все они выходцы из советской номенклатуры, решившей передать собственность страны в свои руки.
Поэтому Проект приватизации очень даже удался - номенклатура получила все, что она и хотела.
Исходя из этого действительно "вознесение " г-на Ходорковского выглядит несколько глуповато. Если "работа для людей" у него есть простой способ - заставить вернуть уворованные при приватизации и после выведенные его структурами деньги, которыми Управляет Невзлин и прочие лондонцы - тельавивцы. Иначе - это все пустой разговор, а он как был вором, так им и останется.


pjotrbc Валерий Чеховский 13 июля 2013 | 12:59

Юрию

«Если "работа для людей", у него есть простой способ - вернуть уворованные при приватизации и после выведенные его структурами деньги»

Вы концентрируетесь на личности МБХ. А ведь не это главное. Может быть я ошибаюсь, видя в нём будущего лидера. Вопрос второстепенный. Не это – повторяю – главное.

А главное то, что рано или поздно придётся признать итоги варварской, жульнической приватизации по-русски, например, итог залоговых аукционов. В этом и будет состоять Примирение. После драки кулаками не машут.

Передел же собственности приведёт к ещё одной катастрофе.


ura Юрий Белов 13 июля 2013 | 13:25

Т.е. , по Вашему, примирение, это согласие обворованного на то, что вор продолжит пользоваться украденным? А, по моему, путь к примирению это добровольный возврат ворованного. Чем это хуже?
В чем Вы видите катастрофу? Ну, станет в списке Форбс меньше миллиардеров - в чем проблема? Ну, будет пакет акций принадлежать не "приватизатору" и что? Ничем особым управление отличаться не будет.


pjotrbc Валерий Чеховский 13 июля 2013 | 13:36

юрию

«путь к примирению это добровольный возврат ворованного»

Участники (выгодополучатели) приватизации считают, что они действовали в рамках закона. К сожалению, оно так и есть. Поэтому, если мы говорим «воровская , жульническая приватизация», то это всего лишь эмоциональная, а не правовая оценка случившегося.
Поэтому «катастрофу» я вижу в том, что законно, в рамках тогдашнего законодательства полученную собственность вам никто добровольно не отдаст. Забрать обратно собственность можно только силой. Это и есть катастрофа, то есть начинать забирать силой.


ura Юрий Белов 13 июля 2013 | 15:51

Нет, в рамках Указа, противоречащему Закону, где были инвестиционные счета, а не торгуемые ваучеры. Было чисто правовое нарушение. Залоговые аукционы - типичная договорная сделка, о чем Абрамович все очень четко в Лондоне на суде рассказал.
Другой вопрос, что прошли сроки давности (их уменьшение , кстати, было условием для Путина от олигархии и он его выполнил).
Но не вопрос - можно юридически признать приватизацию преступлением, хоть и не подлежащим наказанию. И на этом основании ввести налог на полученное таким способом имущество %90 с возможностью отдать акциями. Кто вывел и уехал - пусть будет должен, ничего страшного, жить вором тоже ничего хорошего.
Конечно, полная люстрация всех участников.


ura Юрий Белов 13 июля 2013 | 16:12

Нет, в рамках Указа, противоречащему Закону, где были инвестиционные счета, а не торгуемые ваучеры. Было чисто правовое нарушение. Залоговые аукционы - типичная договорная сделка, о чем Абрамович все очень четко в Лондоне на суде рассказал.
Другой вопрос, что прошли сроки давности (их уменьшение , кстати, было условием для Путина от олигархии и он его выполнил).
Но не вопрос - можно юридически признать приватизацию преступлением, хоть и не подлежащим наказанию. И на этом основании ввести налог на полученное таким способом имущество %90 с возможностью отдать акциями. Кто вывел и уехал - пусть будет должен, ничего страшного, жить вором тоже ничего хорошего.
Конечно, полная люстрация всех участников.
Не силой, а законом. Что значит , не отдаст, на трубу Норникеля Потанин с пулеметом полезет?


13 июля 2013 | 13:26

//вернуть деньги//
задача предпринимателя состоит как раз в обратном.
"вернуть деньги" - не прихоть с барского плеча, а законм установленный критерий пропуска в мир легитимного капиталла.
что-то шибко добрый у вас Ходор получаеться. прям жертва режима, а не акула 90х..


pjotrbc Валерий Чеховский 13 июля 2013 | 13:39

maclen,y

...читайте внимательно: Ходор и то,и другое


13 июля 2013 | 13:42

Ходор уголовник без собственности, о которой идёт речь.
так что Ходор ни то, ни это..


13 июля 2013 | 12:06

Читаю Вас автор читаю и ни хрена не понимаю. Про увидев в тексте фамилию Ходора, извините суду с Вами все ясно.
Никак не успокоится идеологическое управление ведомства Ходора, все проталкивают нам "левые" идеи.
Ну совести у КГБшников не может быть по определению, работа циничная не для идеалистов. Но здрав смысл им отказал.
Мало им Левого Фронта который сейчас подвергся самым жестоким репрессиям и давайте не лукавить именно за связь с группой Ходора.
Они сами вырастили себе могильщиков. И обострили гражданский конфликт в обществе.

Нешто не слышали что кричал этот парень на процессе 12? Все равно ты сядешь.
Нешто не видите как нарахался полицейский генерал и подал заяву на молодого паренька. Он забоялся, а вы то на что рассчитываете?

О каком примирении вы говорите? С вами примирятся никто не будет.
А вы сами посеяли зубы дракона.
Эти парни развернут свои орудия против вас же.

По легенде после Октября 17 московские купчины пришли к Максиму Горькому и спросили с ужасом, Олёша, что же твориться. На что пролетарский писатель ответил - сами дураки.


13 июля 2013 | 12:18

Это что, был подарок на 50 лет МБХ?
Особенно насмешило про Ходорковского, якобы пересмотревшего свои ценности (?!)


antilux Игорь Петров 13 июля 2013 | 12:23

Вы предлагаете всем активным гражданам присоединиться к Михаилу Ходорковскому? И почему Вы решили, что все коллизии - из-за распада коммунистической системы, а главная проблема - приватизация? Если у коммунистической системы не было собственных внутренних коллизий, то почему произошел ее распад? И почему вообще установилась изначально эта коммунистическая система? Разве не было для этого причин, общество было идеальным? Не нужно ничего упрощать. Также и с приватизацией. Из семидесятилетнего (!) эксперимента развития экономики огромной страны почти исключительно на основе государственной собственности простого выхода не было. Вот так получилось приватизировать, что вышло - то вышло. Другое дело, что у государства есть достаточно рычагов, чтобы стимулировать "бенефициаров" работать не только на свой карман, но и на интересы соотечественников. И самим " бенефициарам" уже давно в этом направлении двигаться. А Ходорковского пора бы уже давно выпускать из тюрьмы, был бы хороший символический жест в смысле примирения.


pjotrbc Валерий Чеховский 13 июля 2013 | 13:19

Игорю

«Не нужно ничего упрощать»

Упрощать приходится. На двух страницах текста дать оценку и коммунизму, и времени до того, и после... Сами понимаете. Поэтому расчёт на то, что читатели размышляют вместе.

Приватизация – это главное событие новейшей русской истории или второстепенное?
Я говорю «да» и приглашаю Вас согласиться с этим выводом и вместе поразмышлять дальше. Вам ничего не грозит, Вы всегда мысленно можете вернуться обратно и предложить своё объяснение актуальному конфликту в России.

Итак, приватизация. Согласен: «что вышло, то вышло». Это исходный пункт дальнейших рассуждений. То есть результаты того, что «вышло» придётся признать.
Требовать передела неразумно и опасно. Это и есть первый шаг к примирению. За ним должны последовать другие шаги – вопрос «стимулирования», организации государства и т. д. В России всегда этими вопросами занимался хозяин с подручными...


plank1957 13 июля 2013 | 12:49

Компромисс возможен при наличии доброй воли всех сторон конфликта на условиях устраивающие все стороны. Основной запрос активных граждан состоит в соблюдении правовых норм в суде, следствии и просто в повседневной жизни. Именно этого власть всячески избегает. Похоже, что ей не нужно право, поскольку право ограничивает власть. Я не представляю себе, что Кремль поставит во главу угла своих деяний верховенство права и закона.


pjotrbc Валерий Чеховский 13 июля 2013 | 13:06

plank,y

Это не единовременный акт, это процесс. Тут по соседству некто делится своими впечатлениями о работе немецких государственных служащих. Неужели Вы думаете, что с приходом Ходорковского или Навального в московскую мэрию, там всё в одночасье радикально поменяется? Угрюмые чиновники будут после подсчёта голосов на выборах вас встречать приветливой улыбкой? А граждане перестанут совать этим угрюмым свои конверты, чтобы ускорить решение вопроса?..


plank1957 13 июля 2013 | 13:24

Чудеса только в сказках бывают. Чиновник был и останется чиновником, и так везде. Просто есть смысл организовать работу чиновников так, чтобы они работали не на власть, а на общество. Серьезных препятствий я не вижу. Естественно, с кем-то придется расстаться, но думаю, что большинство примут новые правила. Конечно придется пересматривать штатное расписание, должностные инструкции, уровни ответственности, и это потребует времени, но это возможно.


pjotrbc Валерий Чеховский 13 июля 2013 | 13:42

plank,y

"это потребует времени, но это возможно"

Согласен, "возможно", но "потребует времени"


13 июля 2013 | 13:02

Примитивная невзлинско-ходорковская агитка.


pjotrbc Валерий Чеховский 13 июля 2013 | 13:22

ramon,y

...интересно, что Вы предлагаете?


13 июля 2013 | 17:51

Я предлагаю национализацию минерально-сырьевой базы и предприятий, относящихся к тяжелой промышленности. Легкую можно оставить в частных руках. После чего, олигархия как социальная группа в России исчезнет как таковая. И также исчезнет обслуга олигархии - либеральная интеллигенция. Точнее не исчезнет, а маргинализируется и потеряет всякое влияние.


pjotrbc Валерий Чеховский 13 июля 2013 | 18:13

ramon,y

С минерально-сырьевой базой, мне, как не специалисту, проще понять. Нефть и газ, например, сравнительно быстро приносят доход. Так, кстати, поступил Путин, отобрав, кстати, собственность у Ходорковского. Теперь у государства, по-моему, большинство акций кампаний Газпром и Роснефть. Что позволило в своё время выйти из кризиса. И позволяет до сих пор держаться на плаву.

А вот что касается тяжёлой промышленности, то, простите, кому она нахер нужна. Кому, в частности, нужны эти танки и пушки. Вся российская промышленность нерентабельна. В таких случаях её приватизируют, тем самым избавляясь от баласта, а не наоборот национализируют или оставляют в собственности государства.

Чем Вам либеральная интеллигенция не угодила – не пойму. Кому она мешает? Ей богу!

А Вы сам-то на каких позициях? Коммунист, что ли?


14 июля 2013 | 07:53

С минерально-сырьевой базой Вы поняли правильно.
С тяжелой промышленностью тоже самое - во-первых, металлургия и транспортное машиностроение, как основа экономики вообще.
Во-вторых, оборонка, потому что вооружение советского времени уже устаревает. Ну и просто представьте себе такую элементарную картину: авиазавод где-нибудь в Самаре или Воронеже получает гос.заказ на самолеты. Создаются новые рабочие места, людям платят зарплату - уровень жизни повышается. Люди тратят деньги - создаеютя новые торговые точки, увеличивается товарооборот, повышаются налоговые поступления в казну и т.п.
То есть военная промышленность как локомотив тянет за собой всю экономику. И науку тоже.
А вот легкая промышленность (производство товаров народного потребления) не должна быть государственной. Тут действительно должен быть частная собственность и свободный рынок.
Либеральная интеллигенция мне не угодила тем, что она является паразитической. А паразиты никакому организму не нужны.
(с) "А Вы сам-то на каких позициях? Коммунист, что ли?"
Почти что. По взглядам - между КПРФ и "Родиной".


nns33 13 июля 2013 | 17:14

М. Ходорковский - успешный бизнесмен, пересмотревший свои прежние ценности. Смысл жизни для него теперь – «работа для людей===========А ВЫ уверены в этом? Я-нет!Люди,которые растаскивали "жирные"куски,используя ситуацию лично у меня не вызывают доверия.Одни в одночасье озолотились,другие потеряли всё(сбережения,работу,надежду и т.д.)Одни нещадно рвали,растаскивали,"ныкали",радовались.Другие-просто выживали в нищете и безнадёге.Я никогда не смогу простить слёз своего отца,учстника ВОВ.Когда за подведение газа ему принесли счёт с такой суммой,которой у него не было и быть не могло.Я первый раз в жизни видела слёзы своего отца.Это были слёзы от бессилия что-либо изменить,подключить этот проклятый газ и жить,забыв об угле,дровах,печке.Счастье,что мы с мужем оказались рядом и дали эти деньги.Он бы никогда не сказал и не попросил.Я желаю Ходорковскому здоровья,пусть он будет счастлев.Он всего лишь один из этой стаи.Но никогда я не смогу забыть кошмара того времени,оно давило,размазывало,унижало.


pjotrbc Валерий Чеховский 13 июля 2013 | 17:56

nns,y

Понимаю Ваши чувства. Эти события оказались для многих в России, точнее, для большинства, «кошмаром». Мои родители (отец участник ВОВ) тоже потеряли всё: квартиру, сбережения. Остались практически ни с чем в пожилом возрасте...

Какой практический смысл искать сейчас виновных? Комсомолец Ходорковский, математик Березовский, партиец Ельцин...Кто виноват? Или, может быть, Ленин или Горбачёв?

Уверен ли я, что МБХ пересмотрел свои жизненные цености? Вы знаете, я ни за кого не буду класть руку в огонь. Но мне кажется, что10 лет тюрьмы определённая прививка, гарантия от обмана. И потом, какой смысл говорить неправду по абстрактному вопросу? «Я пересмотрел свои взгляды» - ну и что? Его ведь никто за язык не тянул.

Дело не в Ходорковском. Дело в прекращении затянувшейся вражды. А прекратить конфликт может только сила, которая сильнее нынешней. Сильнее во всех отношениях. Эта сила одной ногой должна стоять на поле нынешней власти, а другой на поле соперника, на поле активных граждан.

Необходимо быть реалистом – Навальный, например, не тот калибр, по-моему. Чтобы изменить Россию ему, по его словам, требуется 20, а лучше 50 честных людей. Где их столько взять, честных? А потом что? Ах да, потом он хочет, видимо, с помощью эти 20-50 пойти против 100 семей, которые из Кремля «сосут со всей России»... Вот такая программа...


nns33 13 июля 2013 | 19:49

Р.S.Я тоже не вижу Навального президентом.Думаю,что Россия должна быть Парламентской Республикой.Институт президентства в России себя не оправдал.Я голосовала и за Горбачёва ,и за Ельцина,и за Путина,т.к. уверенно говорили,правильно.Хотелось перемен к лучшему.А что получили-Вы лучше меня знаете.Нет ни желания,ни сил верить.


yrisf1 13 июля 2013 | 18:28

У кого имеется вражда у того возможно примирение, но у разумных вражда - редкость, в основном разумные компромиссы!


pjotrbc Валерий Чеховский 13 июля 2013 | 18:52

yrisf,y

Примирение невозможно без вражды.
А раз у разумных вражда редкость, то редки и примирения.
У разумных только разумные компромиссы.
Скучно быть разумным, скажите честно!..


nns33 13 июля 2013 | 19:21

Спасибо за понимание! Я и не ищу виновных,я их знаю.И ни в коем случае не обвиняю ходорковского.Но я очень сомневаюсь в том,что МБХ в корне пересмотрел свои жизненные ценности.Возможно,ему кажется пока он там,но стоит окунуться в реальность....В том,что в нашей жизни "правит бал" вражда,я полностью с Вами согласна.Более того,она нам навязана,она подпитывается,ей руководят.а наше общество спит летаргическим сном.Если честно,то я не вижу вижу выхода.Но я и не политик,я просто врач,детский.Мне дорога моя Родина и я желаю ей только мира и счастья.Хочу,чтоб люди были счастливы,чтоб рождались дети и детство их было счастливым.Казалось бы,как просто и логично,а по факту--невозможно.Новости,как вести с фронта.Люди уходят из жизни,не дождавшись ....С уважением.


pjotrbc Валерий Чеховский 14 июля 2013 | 12:34

nns,e

„Институт президентства в России себя не оправдал“

...«не оправдала себя» батьковщина и холопство.

«Я не ищу виновных, я их знаю»

Кто они?

«Хочу, чтоб люди были счастливы, чтоб рождались дети и детство их было счастливым.»

Мне Ваши чувства симпатичны, ибо они искренни.

«Казалось бы, как просто и логично, а по факту невозможно»

На самом деле, не так всё трагично. Наверное, сегодня ровно столько же счастливых людей, сколько 30 – 50 или 100 лет назад. Когда я в детстве стоял в очереди за молоком или за хлебом, не зная привезут ли товар, а если привезут – хватит ли на всех, я был счастлив.

Сегодня другие требования, часто вовсе не материального характера. Всегда будут «люди уходящие из жизни, но так и не дождавшиеся всеобщего счастья.

Споры спорами, а жизнь продолжается. Всё серъёзно, но не смертельно.

Привет!


yrisf1 13 июля 2013 | 19:04

Я смотрю Вы враждуете, либо готовы враждовать лишь бы скучно не было?!
Тут в таком контексте другое слово напрашивается, не спрашивайте, извините, у меня своё!!!

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире