Каждый день нам приходится принимать разного рода решения: важные и не очень. Наиболее деятельные из нас делают это в разы чаще, чем менее деятельные. Многие решения принимаются на автомате, без лишних сомнений, рассуждений и взвешиваний. Так сказать, по привычке, по заведомо отработанной схеме.

Эта схема состоит из жизненной позиции, внутренних убеждений, приобретенных знаний, личного опыта и т.п. Любое решение или поступок имеет санкцию нашей личной внутренней философии, другими словами: на любой поступок у нас имеется отдельный философский тезис, заведомо обоснованный на наших собственных представлениях о жизни и ее ценностях. Таким образом, наше сугубо личное представление о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо» становится мерилом оценки будущего поступка.

Однако жизнь часто подкидывает нам так называемые ситуации «Х» (это латинская икс), когда даже мы сами, привыкшие к собственной правоте по умолчанию, вдруг начинаем понимать, что не все в этом мире так просто, как хотелось бы. Действительно, сложные ситуации порой заставляют сто раз проанализировать предполагаемое решение, прежде чем принять его.

Решения и поступки на привычном бытовом уровне или даже уровне нашей социальной деятельности, как правило, влекут за собой и последствия соответственного масштаба – бытового, да социального. И покуда мы давно уже привыкли к реакциям подобного уровня ответственности, мы просто научились их не замечать или как-то по серьезному на них реагировать.

Но вот жизнь подкидывает испытание, когда возникает необходимость поступить как-то по-новому, не знаем пока как, но уже точно не по привычке. Что-то или кто-то, сидящий там глубоко внутри нас, вдруг начинает шептать, что если сейчас в столь ответственный момент мы налажаем, то возможные последствия нас могут очень сильно огорчить. И тут в памяти одна за другой всплывают разные народные мудрости типа: «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Береженого Бог бережет», «Поспешишь – людей насмешишь»… и все в таком духе.

Теперь перед нами не один, как это бывает обычно, а несколько предполагаемых вариантов принятия решения. Например:
 Привычка – Все та же привычка, которая на фоне ответственности решения выглядит как-то бледновато.
 Личная установка – Где ты была раньше? В морально-этическом плане это будет покруче привычки. Оно всегда было в нас, но мы как-то все время старались это задвинуть ногой в дальний угол своего сознания, не смотря на систематические увещевания нашей совести по этому поводу.
 Чей-либо пример – Да, мы иногда видели, что люди, вызывающие уважение, поступали в схожей ситуации не совсем так, как готовы поступить мы.
 Чей-либо совет – Дай Бог в сложной ситуации получить совет от мудреца и быть способным воспринимать мудрые советы.
 Мода – А что если поступить как-нибудь по-стильному, по-современному?
 Общественное мнение – А что скажут люди?
 Правовые источники – А не будет ли потом проблем с законом?
 Библия, Коран, Тора, Бхагавад Гита – А что по этому поводу думает Господь Бог?

Сколько мотивов к совершению поступка или принятию решения, столько и предполагаемых результатов от его воплощения в жизнь. Даже если внешне наши предполагаемые варианты решения не сильно отличаются, мотивы определят качество результатов и реакцию среды в будущем.

Любые испытания в нашу жизнь приходят лишь по причине необходимости преподать нам урок, сделать нас более мудрыми и не такими уж уверенными в своей абсолютной правоте. Дай Бог каждому в любой сложной ситуации научиться принимать самые мудрые, а стало быть, и самые верные решения … и, может быть сделать вывод, что и в обыденной жизни мы могли бы многое чего изменить, меняя свои закостенелые привычки и взгляды.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире