pirren

Алексей Весёлый

10 января 2018

F
10 января 2018

Метро-2018

На латвийской платформе общественных инициатив начался сбор подписей за строительство сети метрополитена в Риге. Инициаторы петиции указывают, что когда количество жителей в Риге вырастет до 1 млн жителей уже сейчас нужно думать о развитии коммерческой инфраструктуры города.

«Современная система метро освободит рижские дороги, уменьшит количество авто в центре города, а также обеспечит удобный доступ жителей к важным городским объектам», — считают авторы инициативы.

Если на платформе будет собрано более 10 тысяч подписей граждан Латвии, то петиция будет направлена напрямую на рассмотрение Сейма Латвии. Рижская дума не сможет реализовать такой проект без поддержки Министерства сообщения.

Инициатива возрождает старую дискуссию о необходимости метро ещё советских времён, однако сегодня уже совсем другой контекст и другая реальность. Нужно ли городу такое дорогостоящее решение и сколько стоит реализовать такой проект? Как метро повлияет на окружающую среду столицы? На все эти вопросы нужно найти ответы ещё до начала строительства.

Достижение отметки миллиона жителей далеко не главный аргумент за метро. Во многих европейских городах метро построено и без «отметки в миллион». Цифра миллион абсолютно не коррелирует с Ригой и нужно руководствовать с опытом городов, во многим схожих с Ригой.

В Страсбурге сеть метрополитена построена при 270 тысяч жителей и оно абсолютно гармонично встраивается в городскую инфраструктуру. При желании можно построить подземку и в городе стотысячнике. Лишь бы метро стало эффективным решением существуюших проблем и не создавало новых.
Какой праздник в Латвии самый отмечаемый и самый народный? Отбрасывая в сторону политические даты, их наверное два: это Лиго и Новогодние праздники.

Лиго, — это день летнего солнцестояния или самый длинный день в году. Отмечается с 22 по 24 июня ежегодно широкими гуляниями на природе. Народ веселится от души: прыгает через высокие костры, всю ночь напролёт люди танцуют до упаду (желательно голышом), ищут цветок мифического папортника,  обильно пьют пиво, едят сыр и поглощают традиционную латышскую кухню. Сложно сосчитать количество тех, кто празднует, гораздо проще сказать кто не празднует.

Последние лет шесть помимо переполненных лесов народ набивается даже на набережной, где порой не менее весело и в компании самоуправления можно отпраздновать.

Новогодние праздники начинаются с рождественнских каникул и плавно перетекают в Новый год. В этом году уже 100 000 человек встретили Новый год в центре Риги в дружной и праздничной атмосфере.



Для Риги это очень много и почти рекордное количество для такого праздника. На набережной так вообще было не протолкнуться, повсюду играла музыка и люди веселились до упаду!

В Старой Риге было настолько много народу, что проще было отмечать в сторонке, например на вершине Бастионной горки у Памятника Свободы. Там потише.





Резюмируя, самая длинная ночь на Рождество и самый длинный день на Лиго привлекают больше всего людей на праздник!

Что главное. Первое. Оба праздника переплетаются с язычеством и в этом одна из особенностей Латвии. С одной стороны христианская страна, но одновременно и языческая. Многие языческие праздники до сих пор в ходу, по-мимо Лиго есть ещё Дни Микелиса, проводы и встречи духов и многое другое.

И второе. Горожане начали выходить на улицу на праздники, а не сидеть у себя по домам или дачам. Людям нравится Рига, они чувствуют себя здесь дома. Сразу видно, — рижане любят свой город.

Фото Алексея Весёлого, 31.12.17-01.01.18.
..Лунный предновогодний вечер в изрядно потёртом индустриальном районе Риги встретил вместе с леденящей драмой ужасов «Гоголь: начало».

Да-да! В Риге такие фильмы смотрят! На какой-то час я будто перенёсся в прошлое на 188 лет во время имперских трактов, мистики и крестьянских предрассудков. Жуткие кровавые преступления следуют один за одним, увлекая за собой в пучину приключений.

Гоголь работает писарем-секретарём и при виде трупа его настигают «экстросэнсорные» припадки. Нашего героя кошмарит так сильно, что он постоянно падает в обморок! Перед обмороком он успевает разве что сделать несколько зарисовок на бумаге, которую тут же сжимают бьющиеся в конвульсии мышцы.

Николай Васильевич каким-то образом видит будущее, но, вот незадача, не умеет пользоваться своим талантом! Хаотичные видения, связанные с преступлениями вроде дар, а может и проклятье. Или это рубеж и граница между добром и злом? Но имперский следователь Яков Луро видит в писаре потенциал и берёт его с собой расследовать сложное запутанное дело в Полтаву. Следак смотрит на мир через синие хрустальные очки и вооружён тростью с волчьим набалдашником. Сразу понятно — перед нами как минимум охотник на упырей. В глаза бросается контраст между богатыми столичными жителями и беспробудной беднотой крестьянской глубинки. Неудивительно, что такая система не могла существовать вечно и талантище врач-хирург, сосланный на периферию за выдающиесю диссертацию тому подтверждение.

Глюк за глюком, и вот видения Николай Васильевича становятся реальными. Ведьмы и прочая нечисть из снов оживают и затягивают Гоголя в круговорот событий. Леденящие душу короткие истории сливаются в стремительный молниеносный сюжет и шаг за шагом реинкарнируют призраки прошлого, которые воскресают вот уже где-то за гранью гололевского пассажа, уже здесь, за переулками рижских фабрик..

Неожиданно кино заканчивается и мы возвращаемся в настоящее. За окном бодро летают снежинки 21-го века, а на мобильнике призывно пищат оповещения соцсетей.

Наши предки, да и тот же Гоголь, и Пушкин не могли знать, как бесконечен может быть мир.

Они были вынуждены лавировать меж ядовитых шипов стереотипов и предрассудков. Несмотря на все преграды, спустя двести лет каждому человеку стал доступен интернет, гаджеты и сотни других технологий. Только вот новые технологии появились, а мёртвые души, алчность и тьма в головах остались.

По-мимо тупого потребления технологий человеку нужно что-то ещё. Смысл жизни, любовь к своему месту и свобода.

Лучший способ изменить общество и мир вокруг, — начать с себя. И всё получится!
Британские учёные определили, что мир сегодня де-факто стоит на грани эпидемии одиночества. Причём молодёжь неожиданно подвержена эпидемии гораздо больше, чем старшее поколение. Одиночеством страдают не только одинокие люди, а также люди состящие в браке, отношениях и имеют семью.

По разным оценкам в результате развития робототехники и искусственного интеллекта в ближайшие 10 лет от 40% до 60% профессий, где задействован средний класс попросту исчезнут.

Представьте, миллионы людей окажутся отключены от общества. Масштаб надвигающейся проблемы можно сравнить разве что только с жёстким беспределом, царившем в 90-е годы.

И кто будет трудоустраивать новую армию безработных, да ещё и под синдромом одиночества?

Уже сейчас необходимо начинать думать над решением проблемы. А закрывшись от окружающего мира её не решить.

Да, сегодня у людей есть виртуальные друзья в соцсетях, но они никогда не заменят настоящих друзей в реальной жизни. Оглянись вокруг и посчитай друзей в своём окружении, если у тебя меньше трёх, то срочно начинай добирать хотя бы до трёх-пяти.

А вот некоторые советы как бороться с одиночеством от ООНовской организации Domus Animus:

● Определи причину одиночества.
● Следи за своими мыслями и чувствами.
● Медитируй!
● Поговори с терапевтом.
● Пойми, ты не одинок!
● Двигайся вперёд!
● Будь социально активен!
● Бери инициативу в социальных взаимоотношениях
● Проведи время с семьёй!
● Раскрой свой творческий потенциал.
● Заведи домашнее животное.

Надвигается новый год. То, как мы его проведём зависит только от наших решений и поступков.

Не будьте одинокими, действуйте и мир будет счастливее!
Зимним декабрьским вечером латвийские русские вновь вышли на митинг в защиту русских школ. Четверг, рабочий день, а марш прошёл по улицам Старой Риги. Это уже третий протест за три месяца против перевода русских школ на латышский язык обучения.

Вокруг почти не зги не видно, мы шли почти в кромешной темноте, только блеск фонариков изредка подсвечивал путь неравнодушным защитникам школ.



Вокруг пестрели банеры против ассимиляции, Андреевские флаги и блеск ночных фонарей.

Крепкие морозы и метель не остановила протестующих. Народ нёс плакаты, транспаранты и декорации почти с отмёрзнувшими руками. Сотни русских прошли маршем через старый город, ярмарку, мимо Президентского дворца и здания Латвийского радио скандируя оппозиционные лозунги.

Туристы и гости столицы недоумевали что происходит. Посетители роскошных ресторанов выглядывали из окон и удивлённо смотрели на колонну протестующих, вставали со своих мест и таращили глаза. Что-же, сытый голодного не поймёт. Интересно, как это было в 1905-м или 1917-м, наверное тоже самое чувствовали протестующие рабочие, когда господа гордо заседали по столичным заведениям империи во время протеста.

Митингующие в Риге, наверное, выплеснули весь негатив, что накопился за последнее время на Латвию, но основными лозунгами были за русские школы, «Школы нацменьшинств, — богатство Латвии» и за отставку действующего министра образования Карлиса Шадурскиса, который собственно всю эту кашу и спровоцировал.



«Riga tea party» (Рижская чайная «партия») и «No taxation, no representation», гласит одна из декораций с отсылкой на Бостонское чаепитие. Смысл прост: русские платят налоги, оплачивают систему образования и потому имеют права выбирать на каком языке учиться.

Массовыми протесты назвать язык не поворачивается, тем не менее протест против перевода школ на латышский был и это факт. На протестах анонсирован референдум за русскую школьную автономию. Вот так общественные инициативы рождаются на улицах в протестах!

Фотографии Алексея Весёлого, 14 декабря 2017, Старая Рига
Вчера исполнилось 70 лет с принятия Всеобщей декларации прав человека. Человечество сделало огромный шаг вперёд и такого безобразия как было полвека назад уже нет, но с появлением новых конфликтов в мире постоянно появляются и новые вызовы.

Сама по себе Декларация ООН о меньшинствах появилась не 70, а всего лишь 25 лет назад. Для русскоязычных латвийцев дата тоже круглая: на выходных исполнилось 25 лет Латвийскому комитету по правам человека (ЛКПЧ). Проблема русскоязычного меньшинства стоит ребром вот уже 25 лет с момента развала СССР, в Латвии проживают огромное количество русских, часть из которых неграждане.

Неравнодушные правозащитники собрались в Риге на конференции «25 лет декларации ООН о меньшинствах — 25 лет ЛКПЧ». Участники конференции выделили вопросы языка, гражданства, сохранения культуры и русской школы.

Споры вызвала тема должен ли вопрос русского меньшинства решаться политически. И вот тут мнения разделились. С одной стороны, в Эстонии центристам удалось войти в коалицию и за счёт этого был предпринят ряд шагов навстречу русским. В порядке эксперимента работают несколько школ полностью на русском. С другой стороны, политика только отбрасывает русский вопрос назад и делает невозможным улучшения в других случаях.



«К сожалению, сегодня права нацменьшинств полностью уходят в сферу политики. Практически мы на сегодняшний день возвращаемся в 1648 год, к Вестфальской системе, когда только сюверен мог защищать права нацменьшинств своего государства на территории других государств», — восклицает Владимир Соколов, лидер Русской общины Латвии, — «Если мы перекладываем это на Россию, то мы возвращаемся в 1648 год. Не должна Россия быть ответственна за сохранение русского языка на территории ЕС в странах Балтии.»

Помимо дискуссии были и практические лекции. Так, спецдокладчик ООН по правам нацменьшинств Фернан де Варенн рассказал о механизме работы защиты прав и какие есть возможности для защиты индивидуальной личности.



«Декларация прав человека хороша, но она не обязательная к исполнению. Чтобы лучше защищать меньшинства мы должны чётко и ясно обозначить: права национальных меньшинств это и есть права человека и на них конкретно распространяются механизмы по защите прав человека», — заявил спецдокладчик ООН.

Права меньшинств нарушаются повсеместно. Они часто становятся жертвами несправедливости, подвергаются унижениям или даже пыткам.

О механизмах защиты нужно знать и им пользоваться. Чтобы добиться справедливости надо писать напрямую спецдокладчику ООН. Его роль крайне важна: он принимает и альтернативные доклады по странам. Например, если государство утверждает что в стране с правами человека всё хорошо, то правозащитная организация может подать свой альтернативный доклад и рассказать как дела обстоят на самом деле.

Вывод прост: нужны новые механизмы признания государствами декларации прав человека и фреймворки, чтобы она заработала. Саму декларацию тоже неплохо бы переписать, возможно в будущем надо её переименовать и добавить туда права роботов, например, или что-то про искусственный интеллект.

Фото Алексея Весёлого, Рига, 9 декабря 2017.
Спорт — это невероятный физический труд. Допинг сам по себе это институт вопиющей, чудовищной несправедливости. Оправдывает спортсменов под допингом и не менее завравшихся чиновников скорее всего тот, кто никогда не занимался профессиональным спортом или не знаком с ситуацией внутри.

Правильнее сказать вот как: есть два вида спортсменов: те которые принимают допинг и которые не принимают. Те, которые принимают, конечно никогда об этом не скажут и будут всячески придумывать отмазки, почему они «дыхнули» и приняли допинг. И делается это с одобрения тренеров и чиновников. Они будут выдумывать самые разные обвинения в адрес МОК, мирового сообщества, врачей и обвинят даже собственную тёщу.

А для тех спортсменов, кто никогда не принимал допинг, это выглядит дико, их судьбы разбиваются. Когда один спортсмен тренируется всю жизнь ради одного единственного старта на Олимпиаде, то он жертвует своим здоровьем, школой, карьерой ради того самого момента! И вот, этот момент наступает, он выходит на старт и вылетает на обочину истории не потому что он слабее или хуже подготовлен, а просто потому что штаб конкурента считающий себя сверхчеловеком намухлевал с допингом. Всё.

Проблема с допингом гораздо глубже. Представьте, если на Олимпиаде идёт мухлёжь с допингом то, что происходит на локальном уровне? Сотни талантлевых спортсменов остаются никем на чемпионатах страны так никогда и не увидев света только потому, что какая-то часть спортсменов считает себя «ровнее» других и может глотать допинг. Обычно спортсмены знают, кто из конкурентов принимают допинг, но молчат. И чиновники, и тренера точно также знают и тоже молчат. Почему никто публично не задаёт им вопросов? Почему все молчат когда на страновых чемпионатах сплошь и рядом политика какой Олимпиаде и не снилось?

Спортсменов «без бэкапа» с менее именитыми тренерами и с глубинки на столичных соревнованиях задвигают. Далеко не всегда побеждают те, кто должен победить. Вопрос: доколе? Доколе сотни достойных людей никогда будут не видеть будущего из-за мухлежа и подтасовок чиновников и негласного рейтинга их тренеров? Именно из-за коррупции в спорте на Олимпиаду едут не те, кто по праву заслужил это право, а те, кому выгодно чиновникам. Об этом нужно говорить и не молчать.

Задача странового Олимпийского комитета не защитать завравшихся чиновников и покрывать коррупцию, несправедливость, а реагировать и действовать. Защищать тех спортсменов, кто не может сказать и кто слабее. Радикально и решительно бороться с допингом. Здоровая обстановка в спорте, — вот что будет имидж страны, а не пшик-медаль на Олимпиаде.

Решение проблемы:
1. Навести порядок на страновых и региональных чемпионатах. За допинг наказывать ещё жёстче всех: и спортсменов, и тренеров, и чиновников одинаково.
2. Действовать вместе с МОК с сообща.
3. Формировать справедливую культуру и здоровую атмосферу в спорте и рушить систему кумовства среди тренеов и чиновников. Действовать радикально и пусть на международные старты по-началу едут менее именитые спортсмены, но зато чистые.

А тренерам-кумам пора на пенсию. Давно уже.
Цифровая культура сегодня касается каждого из нас вне зависимости от пола, возраста или вероисповедания. На Digital Freedom Festival в Риге чётко и ясна видна траектория по которому мы движемся в будущее. Это естественная среда союза человека с искуственным интеллектом, цифровой стиль, нормы поведения и шаг в сторону новой реальности, ключ от которой у молодёжи пару годков родом.

Каждый из нас замечает, что маленькие дети вовсю пользуются гаджетами, изучают технологии и это только начало. Параллельно закостенелые и нелепые традиции уходят в прошлое, у людей откроются глаза на стереотипы, привычки, суеверия, которые только задерживают наше развитие. Цифровая культура даёт человеку возможность быть Человеком и Личностью, а не рабом «традиционного общества», которое оказывается пшиком.



«Можно создать прототип всего, что угодно!» и кто мы на самом деле, гласит надпись на стенде DFF.



А вот и будущее будущего. Об этом стоит думать уже сегодня.

Нас окружают перемены и это абсолютно революционные и радикально меняющиесе представление о жизни. Вы не замечали, как социальные сети меняют ваше поведение и ежедневные привычки? Например, «перефотографироваться, чтобы собрать побольше лайков». А о «смертельном сэлфи» слышали? Нет? Значит вы прошлый век. Но слепое потребительство соцсетей не есть цифровая культура, а лишь подражение ей.

Наконец о языке. В цифровой культуре мы наблюдаем начало конца национализма. Пока политики клокочут о национальном вопросе вверх берёт цифра и приставка «диги-». Уже сегодня международные премии получают стартапы под девизом «мы делаем из машин роботов». Любой национальный вопрос с развитием робототехники исчезнет. Роботы будут говорить не на языке Пушкина, Шекспира или Лачплесиса.

Нет. Роботы создадут тот язык, который будет максимально удобен и понятен в коммуникации, а с падением языковых барьеров человечество ступит на новый этап развития.

Фото Алексея Весёлого с DFF2017, Рига.
Сегодня в Риге стартовал Фестиваль цифровой свободы (Digital Freedom Festival или DFF). Это самое большое мероприятие, посвящённое ИТ, стартапам и хай-тек в Балтии! Это аккумулятор цифровой культуры, здесь пересекаются идеи, инновации и, главное тысячу людей со всего мира: из Европы, Азии, Африки и Америки.

Для молодёжных стартапов этот фестиваль возможность найти финансирование, доработать уже существуюшую идею, найти партнёров или набрать команду единомышленников.



Дигитальная или цифровая свобода, цифровые права, — это не просто технологии, это ещё и целая философия. Философия, во главе которой стоят ценности свободы. Ценности свободы личности, совести и просто внутреннего состояния человека, который живёт в окружении, где права человека не пустой звук.

Технологии дают развитие, возможности. Вопрос: а как человек будет использовать эти технологии? А международные корпорации или тоталитарные государства? Будут ли технологии использованы на благо или во вред? Более тысячи айтишников, политиков, стартаперов, бизнесменов и студентов вместе ищут ответы на эти вопросы. Технологии не должны вести к ограничению свобод личности, а наоборот, давать больше свобод человеку и расширять его возможности, создавать новые рабочие места, а не наоборот.

Мы стоим на пороге цифровой революции, когда меняется мир и когда появляется необходимость в новом законодательстве, новых фреймворках. Новые стандарты, например, права роботов, нет не слышали? А вот эта тема о роботах в нашей жизни становится всё более актуальной.

И наверное именно поэтому одной из центральных наград фестиваля является вот такой милый робот:



Свобода, — это то, что есть внутри!

Рига, Digital Freedom Festival 2017, фото Алексея Весёлого

Продолжение. «Лучик света против тьмы», — именно под таким девизом в сумерках шли протестующие по Риге против полного перевода школ на латышский язык обучения, спровоцированного министром образования Латвии Карлисом Шадурскисом.

Акция получилась самая большая за последнее время, тема русских школ уколола и стар и млад за живое.

Как это было 16 ноября? Начало шествия у Министерства образования, народ собирается.



..Колонна русских протестующих медленно вышла из Старого города и направилась в сторону Кабинета министров.



Под крики «Ура! Русские идут!» шествие змейкой опоясоло бестионную горку, перевалило через «мостик желаний» и остановилось напротив французского и немецкого посольства.





«Нет аппартеиду», «остановите дискриминацию», «наши школы не отдатим» и «Шадурскиса в отставку!» в сумерках скандировали митингующие.



И вот, стемнело. Как город погружался во тьму, лозунги становились всё громче. Русские в Латвии не боятся протестовать и смело высказывают свою позицию, полиция вокруг протеста тоже ведёт себя хорошо и вежливо, никому не мешают протестовать.

Шествие с фонариками в темноте выглядит гораздо эффектнее обычного митинга или пикета.



Зелёная зона около Кабинета министров наполнена народом.



В условиях уличной бузы-протеста дан старт обсуждению общественной инициативы — создать русскую школьную автономию и закладывается основа для возрождения Штаба защиты русских школ.



Организаторы митинга обещают продолжать акции протеста до тех пор пока правительство не откажется от перевода школ на латышский язык обучения.



Фото Алексея Весёлого с места событий 16 ноября 2017.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире