В начальной школе я училась в Классическом пансионе при МГУ в Москве, в 5 классе переехала во Францию, в школу-интернат в Нормандии. Я всегда была очень старательной ученицей, серьезно относящейся к учебе, но никогда — круглой отличницей. В обеих школах оценки не являлись показателями знаний. И там и там обучение детей заключалось не только в прохождении обязательной школьной программы, но и в  подготовке к реальной жизни.

У меня есть 2 младших брата. Мика учится в 7 классе в Москве, Дени – в международной школе во Франции, параллельно изучая российскую программу начальной школы при посольстве РФ. Поэтому у меня есть возможность сравнивать российскую и европейскую системы образования.

Это мое личное мнение, которое я никому не навязываю, и, разумеется, оно может не совпадать с мнением других людей.

Говоря о России. Важным плюсом российской системы образования является углубленное изучение достаточно большого количества предметов, что к поступлению в ВУЗ формирует у учеников относительно широкий кругозор, в какой-то степени облегчающий выбор факультета. Помимо этого, российское образование занимает лидирующие позиции по уровню естественнонаучной и математической подготовки. Я – человек совершенно не математического склада ума, в 8 классе во Франции получала высшие баллы по естественным наукам, так как в российских школах эти предметы преподаются в гораздо большем объеме и опережают их программу на 2-3 года.

Также хочу отметить, что русские дети и подростки читают намного больше европейских, потому что базовой основой наших школ является привитие любви к чтению. Те списки внеклассной литературы, которые даются детям на каникулы, расширяют их кругозор и делают их разносторонне образованными.

На мой субъективный взгляд, одной из важнейших проблем российских школ является отсутствие связи между уроками, получаемыми на них знаниями и реальной жизнью. Это относится не только к заданиям и примерам приводимых в учебниках, но и к требованиям учителей и классных руководителей к ученикам.

Главная задача школы – научить детей учиться и привить желание к стремлению получения знаний ради себя и своего блага, а не ради хороших оценок и похвалы родителей. В 8м классе в Европе я не проходила семейство простейших, но училась считать калории на примере своих же предпочтений в McDonalds или при покупке продуктов на ужин в магазине. Цель этого задания заключалась в том, чтобы научиться рассчитывать потребляемые и расходуемые организмом калории и понять последствия переедания, или употребления вредной пищи. Если вдруг в жизни мне понадобится узнать строение или факты из жизнедеятельности инфузории-туфельки, я воспользуюсь интернетом.

Детей начальных классов в европейских школах, я знаю, что и во многих русских школах тоже, регулярно вывозят на экскурсии, на которых, например, дети своими глазами видят как делается сыр, сами пекут хлеб, делают духи, ездят по музеям и достопримечательностям, после которых могут отличить Пикассо от Дали…Узнают историю страны не только из учебников, но и в местах, где эта история непосредственно творилась. И все это делается регулярно в учебное время, так как считается обязательной частью образовательной программы.

Мне кажется в российских школах должно быть еще больше практических заданий. На уроках должно приводиться больше жизненных примеров. Так детям будет проще адаптироваться в любом социуме и приспосабливаться к различным жизненным ситуациям.

Большую роль в образовании школьников играет оценка. Причем не просто цифра в дневнике или тетради, а оценка способностей и талантов в целом. Почти во всех европейских школах, знаю, что и во многих российских школах начали вводить такую систему, где работа ученика оценивается баллами не только за непосредственное усвоение материала, но и за мотивацию в учебе – причем вторая оценка — гораздо важнее первой. Понимая, что каждый ребенок индивидуален и обладает разными возможностями и способностями (кому-то легко даются языки, но он просто не имеет способностей к физике, кто-то – математический гений, но просто не в состоянии без ошибок написать диктант и т.д.), оценивается желание и старательность ученика. Двое могут получить тройку за знание предмета, но у одного вторая оценка за старательность будет пятерка, потому что он искренне не в состоянии получить по этому предмету выше балл, хотя делает все возможное, а у другого – будет двойка, потому что он может, но просто не хочет напрягаться, выполнять домашние и дополнительные задания.

Поскольку подрабатывать подростки начинают рано, в старших классах в Европе учат заполнять квитанции на оплату квартиры и электричества, составлять CV и использовать Word и Excel. Вся поступающая информация дополняется обязательными рассказами учителей о примерах из жизни и их обсуждениями. Здесь учитель общается с учениками на равных, допуская наличие у них своего мнения и взглядов. Новое поколение получает большинство информации с использованием современных технологий, наполняющих сейчас наш мир.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что основным плюсом нашего образования является разносторонность, но именно это и является его минусом, потому что один ученик не может полноценно усвоить одновременно и формулы высшей математики, и 4 тома «Войны и мира» Толстого. Поэтому мне кажется, что в старших классах необходима специализация. Помимо этого я бы предложила ввести ту самую оценку за мотивацию во все школы, о которой речь шла выше. Потому что, как сказал Альберт Эйнштейн: «Все мы гении. Но если мы будем судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой».

Мир за последние 20 лет, шагнув в эру интернета, кардинально изменился – любая информация сейчас находится в свободном доступе, и для этого не обязательно ехать в библиотеку. Учитель уже не является единственным носителем информации, доступным ребенку, как это было раньше. Если нам вдруг в жизни понадобится узнать строение атома, мы просто откроем компьютер. Главная задача учителя теперь – сделать так, чтобы ребенок ЗАХОТЕЛ это узнать, привить любопытство и интерес к тому, как устроен наш мир, и что в нем происходит, а это возможно только перейдя на совершенно новый уровень общения.

Ну и, по-прежнему, главными в развитии детей, остаются родители. Как говорится в английской пословице –“Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя!» И тогда, может быть, мы, наконец, научимся соблюдать законы и если не любить, то уважать ближнего.

Комментарии

321

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


shalunok 23 ноября 2016 | 19:16

Если Лиза написала сама и по своей инициативе, то похоже, она кандидат в касту думающих.


hexagon 23 ноября 2016 | 19:22

shalunok: эту телку тупо пиарит Эхо. за какие коврижки, одному Венедиктову, наверное, известно.


hexagon 23 ноября 2016 | 19:19

эту французскую кралю готовят для теплого местечка в МИДе или еще какой синекуре


kardis 23 ноября 2016 | 19:22

Да ... Обобщила.
Для начала спешу успокоить, как человек, причастный к образованию в Эстонии - не все так трагично.
То есть в России (по моим личным наблюдениям) не так уж замучены несчастные школьники (старшеклассники в особенности) оторванной от жизни научной информацией. Писал тут уже - 1 сентября был в Питере, и вечером в центре имел счастье наблюдать как многочисленные российские старшеклассники празднуют начало учебного года, с пивом и криками. Вот не было у меня ощущения, что эти дети измотаны квадратичными уравнениями, постоянным чтением и оторванной от жизни зубрежкой. И, более того, по-моему, у них не было проблем и с прикладными умениями по поводу покупок в магазине калорийных продуктов, в том числе и алкоголесодержащих ... Видно, Гугл помог, не иначе ...
И не так уж резко различаются учебные программы, если говорить не о "Хогвартсах", а о обычных, рядовых школах. А в Европе, знаете ли, есть разные страны. И разные школы. Вообще, она очень разнообразна, Европа эта. Например, в той же Эстонии вполне проходят и строение бактерии, и инфузорию. Но действительно, на уроках математики, начиная с пятого класса, довольно много задачек таких, как: подсчет денег на покупку плинтусов для ремонта (там надо не только посчитать периметр, но и смекнуть, что последний плинтус придется купить весь и потом от него отпилить нужную часть), или, у старших классов, о расчете необходимого объема грунта для засыпки криволинейных выбоин на дороге (это по тригонометрии). Но это не значит, что какие-то темы вообще не преподаются. Хотя есть разные школы, и где-то решают сделать упор на каких-то более практических вопросах. Но в общем, это все та же самая школа. С той же самой степенью усвоения учебного материала и прилежания, и т.д. и т.п.


kinokefal 23 ноября 2016 | 19:31

4 тома «Войны и мира» Толстого - это скорее всего подарочное издание, а для среднего школьника текст укладывается в 2 книги.


vitaly_l 27 ноября 2016 | 20:32

kinokefal: Я видел и однотомное издание. Только не пойму, зачем здесь обсуждать варианты издания "ВиМ" вместо идей автора?


kinokefal 28 ноября 2016 | 20:54

vitaly_l: Это не совсем про варианты издания, (мне хоть 10 томов, со сценариями, рецензиями, документами и фильмотекой) а про варианты понимания его места в программе. Упомянутые 4 тома в тексте звучат как препятствие к усвоению высшей математики, а не как важный для физика и лирика системообразующий элемент образования.


shandzin 23 ноября 2016 | 20:02

Я разделяю мнение автора. Может местами немного скомканно, но в целом верно. Многовато правда троллей развелось, имхо, надо цепляться не за личность автора, а за его/ее идеи, если хочется покритиковать.


23 ноября 2016 | 20:05

Глупости написаны
Калории считать бесполезно, ибо все это работает не так - см. "Пшеничные килограммы"
Отложением жира в организме ведают гормоны, и тут хоть засчитайся.... а если вмешиваться, то это прямой путь на кладбище.
Жир в организме выполняет множество функций....долго объяснять...
И так далее и тому подобное.... Что еще ожидать от человека, который получает от жизни то, что совершенно ему не положено, и при этом читает квадрат двучлена как "хэ плюс у и двойка вверху"...


23 ноября 2016 | 20:12

потому что один ученик не может полноценно усвоить одновременно и формулы высшей математики, и 4 тома «Войны и мира» Толстого.
-----
ну вообще-то вышмат в общей школе не проходят, но в спецклассах основы вышмата вполне усваиваются вместе с Толстым


vitaly_l 27 ноября 2016 | 20:27

vasilenko_1972: Любое УПОМИНАНИЕ об интегралах и дифференциалах, о приближении к какому-то числу - ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА.


rx3ant 23 ноября 2016 | 20:40

И тут усы Пескова... Как же вы надоели!..


shliapa_s_babochkoy 23 ноября 2016 | 21:02

вас, барышня, разумеется необходимо поздравить с началом творческой карьеры. блог - разновидность эпистолярного жанра, некое письмо адресованное... кому? Прочел и ваше письмо. Про целевую аудиторию и начинать не стану... Глупость, или наивность? "Детей начальных классов в европейских школах, я знаю, что и во многих русских школах тоже, регулярно вывозят на экскурсии, на которых, например, дети своими глазами видят как делается сыр, сами пекут хлеб, делают духи, ездят по музеям и достопримечательностям, после которых могут отличить Пикассо от Дали…Узнают историю страны не только из учебников, но и в местах, где эта история непосредственно творилась. И все это делается регулярно в учебное время, так как считается обязательной частью образовательной программы". Вы кому это хотели донести? Здешним (форумчанам) дядям и тетям, а может детям из некого Мухосранска, у которых на ужин картошка да хлеб и завтра на колготках дырка? Не выставляйте себя дурой в очках с нулевыми линзами. Вам, барышня, подойдет более простой и незамысловатый образ. Оставайтесь собой. Салют!


sergejj190 23 ноября 2016 | 21:43

Очень низко опустилось Эхо Москвы, слушая советы несовершеннолетних ТПшек, как устроить наше образование. К тому же, если западное образование учит служебных людей, то российское образование, берущее корни с советского и российского гимназического, учит свободных людей. Знает лучшее в одном направлении хорошо, а быть разнонаправленным лучше. К тому свободный человек это человек просвещенный, а не такой как дочка Пескова.


lin_sya 23 ноября 2016 | 21:44

И кому интересен этот набор банальностей от потомственной карьеристки?


vitaly_l 27 ноября 2016 | 20:29

lin_sya: я уже трех насчитал, спустившись до Вашего коммента. Кроме того, читающих ГОРАЗДО БОЛЬШЕ чем тех, кто оставляет комментарии.


yasnovilyashi 23 ноября 2016 | 22:07

Говоря о России. Важным плюсом российской системы образования является углубленное изучение достаточно большого количества предметов, что к поступлению в ВУЗ формирует у учеников относительно широкий кругозор, в какой-то степени облегчающий выбор факультета. Помимо этого, российское образование занимает лидирующие позиции по уровню естественнонаучной и математической подготовки. Я – человек совершенно не математического склада ума, в 8 классе во Франции получала высшие баллы по естественным наукам, так как в российских школах эти предметы преподаются в гораздо большем объеме и опережают их программу на 2-3 года.
+++++++++++++++++++++++++++++
Несмотря на большие возможности вашего папы и ваши соответственно, вы так и не поняли главную разницу в системах образования РФ и Западных. Не помню кто из великих выразил очень правильную мысль, что ученик или студент в сосуд, который нужно наполнить, но и факел, который нужно зажечь. Западная школа не наполняет знаниями, а учит самостоятельно в них ориентироваться и работать с источниками этих знаний. Она также учит правильному общению с себе подобными и самостоятельному нахождению выхода из трудных и неоднозначных жизненных условий. А то, что вы получали высшие балы по естественным наукам ни о чём не говорит. Большинство школ имеют по три программы обучения главным естественным наукам математике, физике, химии и др. Так что выбирая самые лёгкие уровни вы можете быть круглой отличницей, но этого будет явно недостаточно, чтобы попасть в престижный ВУЗ. Все, кто избрал своё будущее вдали от каждой дисциплины так и делают. А вот чтобы поступить в Гарвард или Эм Ай Ти, или в другой престижный вуз, где готовят врачей, юристов или политиков, нужно знать профилирующие там предметы на отлично уже по третьему самому сложному уровню и даже этого порою нехватает. Если хотите я могу привести примеры якобы простых арифметических или геометрических задачек для 6х-7х-8х классов, которых и российский золотой медалист не решит. Это конечно для тех, кто хочет посвятить себя творческой работе, остальным оно не нужно. Короче говоря, науку там потянет далеко не каждый и они не тратят сил и денег на каждого. Даже дипломов, если не освоил всей программы, не дают. Хоть миллиард дол. за учёбу заплати.


yasnovilyashi 23 ноября 2016 | 22:12

Говоря о России. Важным плюсом российской системы образования является углубленное изучение достаточно большого количества предметов, что к поступлению в ВУЗ формирует у учеников относительно широкий кругозор, в какой-то степени облегчающий выбор факультета. Помимо этого, российское образование занимает лидирующие позиции по уровню естественнонаучной и математической подготовки. Я – человек совершенно не математического склада ума, в 8 классе во Франции получала высшие баллы по естественным наукам, так как в российских школах эти предметы преподаются в гораздо большем объеме и опережают их программу на 2-3 года.
+++++++++++++++++++++++++++++
Несмотря на большие возможности вашего папы и ваши соответственно, вы так и не поняли главную разницу в системах образования РФ и Западных. Не помню кто из великих выразил очень правильную мысль, что ученик или студент не сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь. Западная школа не наполняет знаниями, а учит самостоятельно в них ориентироваться и работать с источниками этих знаний. Она также учит правильному общению с себе подобными и самостоятельному нахождению выхода из трудных и неоднозначных жизненных условий. А то, что вы получали высшие балы по естественным наукам ни о чём не говорит. Большинство школ имеют по три программы обучения главным естественным наукам математике, физике, химии и др. Так что выбирая самые лёгкие уровни вы можете быть круглой отличницей, но этого будет явно недостаточно, чтобы попасть в престижный ВУЗ. Все, кто избрал своё будущее вдали от каждой дисциплины так и делают. А вот чтобы поступить в Гарвард или Эм Ай Ти, или в другой престижный вуз, где готовят врачей, юристов или политиков, нужно знать профилирующие там предметы на отлично уже по третьему самому сложному уровню и даже этого порою нехватает. Если хотите я могу привести примеры якобы простых арифметических или геометрических задачек для 6х-7х-8х классов, которых и российский золотой медалист не решит. Это конечно для тех, кто хочет посвятить себя творческой работе, остальным оно не нужно. Короче говоря, науку там потянет далеко не каждый и они не тратят сил и денег на каждого. Даже дипломов, если не освоил всей программы, не дают. Хоть миллиард дол. за учёбу заплати.


navy 23 ноября 2016 | 22:45

У меня за плечами тоже три школы: Автобазовская начальная, потом средняя-Каменная и средняя-Новая в рабочем посёлке. Меня там научили Родину любить.


oneoretwo 24 ноября 2016 | 00:02

"девочка", хватит уже тупить, довольно тут и реси ляпцевой со товарищи, лежащих среди подростков со штангой и проТчими железками.
до вас, очевидно, никак не дойдет: то, что ваш папа случайно занимает пока настоящую должность, совсем не означает автоматического наличия у вас каких-то талантов.


sergey13 24 ноября 2016 | 07:43

А кто же будет послушных "винтиков" готовить?


sergey13 24 ноября 2016 | 07:48

У нас школа заставляет "тупо" зубрить и повторять своих и других учителей. У них - ценится своё мнение, рассуждения, даже если они "тупы" и неверны в корне, но это твоё!


e_l_f 26 ноября 2016 | 15:25

А что это Зеличёнок затих? Есть к нему уточняющий вопрос по поводу нового министра образования: - "Ну, теперь твоя душенька довольна?"


vitaly_l 27 ноября 2016 | 20:22

Это было РЕАЛЬНО интересно читать. Я надеюсь, Елизавета, Вы будете сюда заходить и просматривать комменты к Вашему посту.


Максим Живолун 29 ноября 2016 | 09:58

Велик соблазн занизить планку и работать с детьми, как с обладающими задержкой умственного развития, слабой памятью и т.д. Да и детки многие рады будут, если их не будут прессовать массой информации. Но вод ведь какая заковыка получается. Если вместо базовых научных основ фундаментального объяснять "арифметику калорий", то вырастет потребитель, у которого хлеб растет сразу в виде батонов на дереве. Если в "щадящем" режиме избавить ребенка от необходимости трудиться, в том числе и самостоятельно, то он так всю жизнь и будет играться, выискивая где полегче, да поинтереснее. А если детей еще и делить на "физиков" и "лириков", освобождая от необходимости познать хотя бы в относительно равной степени основы точных и естественных, то о какой гармонии личности можно говорить, если человек лишен ее прямо с детства?
Так что, как водится, вопрос нужно глубоко изучить прежде, чем делать глобальные выводы. А это предполагает научный подход, если словосочетание "научный подход" Вам о чем-то скажет.


trans 02 декабря 2016 | 11:19

Интересно, а Лизе хоть иногда приходит в голову мысль откуда у ее папани столько бабла? Ведь он ведь всего лишь госслужащий, хоть и с большой зарплатой. Но его зарплаты только-только достаточно для содержания самой Лизы - обучение и проживание во Франции, тусовки, щопинги, путешествия и т.д. А ведь у Пескова кроме Лизы еще 3 несовершеннолетних детей и мама Лизы не работает. Но все дети и сам Песков в полном шоколаде. Видимо Лиза считает что на папаню бабло с неба валится, не иначе.


iroquois 03 декабря 2016 | 21:46

Молодец Лиза, не то что папа который двух слов связать не мажет


Victor Guzovski 04 декабря 2016 | 09:38

Местами наивно, но в целом верно. Приятно удивлён. Удачи Елизавета!
Очень жаль, что многие комментаторы не могут абстрагироваться "от папы".


(комментарий скрыт)

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире