Скорбное сообщение пришло из Бахрушинского музея – не стало Аллы Михайловой, одной из ведущих отечественных театроведов в области театрально-декорационного искусства. Знала ее более по книгам, в частности по изданию «Мейерхольд и художники», нас познакомила внучка режиссера Мария Алексеевна Валентей. Боже, как давно все было, кажется только вчера – борьба за музей-квартиру Всеволода Эмильевича, Михайлова была отнюдь не формальным членом Комиссии по его творческому наследию.

Об Алле Александровне Михайловой накануне беседовала с народным художником РФ, главным художником БДТ имени Товстоногова Эдуардом Кочергиным

М. ПЕШКОВА: Какова роль Аллы Михайловой в журнале «Сцена»?

Э. КОЧЕРГИН: Она была главным редактором. И практически этот журнал сделала очень интересным. До этого он был чисто узкий, по технологии сцены. А при ней он стал художественным, что ли, где появились статьи про художников театра, про какие-то интересные постановки, связанные не только с художником, но и с хорошей, интересной режиссурой.
И решенный интересно, пространственно. Взаимосвязь режиссуры и художника, и вообще, со всей постановочной частью. Она была замечательным организатором и очень умным, добросовестным профессионалом.
Если говорить по-настоящему, она на наше дело смотрела изнутри: не снаружи, а изнутри профессии. Это, кстати, редкое явление, редкий дар искусствоведов. Потому, что все несколько, так сказать, себя поднимают над профессией, а она изнутри её. Может быть потому, что у нее такое образование было, она же кукольница, художник по куклам поначалу, потом уже она искусствовед. Это качество — оно замечательное для нас, очень необходимое нам.
То есть, не просто теоретизировать, а на все наши работы смотреть практически, и помогать нам. Вот она имела такой дар, и обладала человеческой добротой. Если критиковала, то делала это изнутри. Опять-таки, для пользы дела критиковала, понимаете? Уникальная тетенька, я вам скажу, уникальная. Уникальная ещё и потому, что помогала жить нам, и не только нам.
Когда она была начальницей, я не знаю, какой она пост занимала, консультант, или что в ЦК партии по культуре. Она кстати, помогала нам, нашему БДТ. И когда происходила травля Товстоногова, это при Романове, она сглаживала эту травлю наверху. И может быть, благодаря этому, Товстоногов остался в Питере, остался в театре. Потому, что и БДТ остался. Романов хотел его выжить из Питера.
И его уже приглашала Москва. И я знаю, что шеф, то есть Гога, относился к ней очень тепло, и был ей благодарен. Принимал её как родную, всегда. Про это мало кто знает, понимаете?
Конечно, удивительная её энергия. Она ведь до последнего дня работала. Смотрите, 22 сентября она выступала на открытии моей выставки в музее имени Бахрушина, да? 22 сентября появился журнал «Сцена», со статьей обо мне. И через буквально несколько дней она умирает. Она волокла, извините, на своей спине огромное дело, огромное замечательное дело, во имя культуры в нашей стране..
Понимаете, это удивительный человек, удивительной доброты. И ещё хочу сказать про нее личное. Она для меня, питерца, настоящая 100 процентная классическая москвичка. С добротой, с широким взглядом на жизнь, с хлебосольством московским, прекрасным. И внимательностью ко всем мелочам.
Это ее уникальное качество. А для меня как для питерца, она — символ Москвы, в самом теплом, самом нежном понимании этого слова, человеческом. Я ей всю жизнь благодарен был, и очень её любил за все эти качества.

М. ПЕШКОВА: А какие у нее взаимоотношения были с Давидом Боровским?

Э. КОЧЕРГИН: Замечательные были отношения! . У нее вообще со всеми художниками хорошими были, замечательными отношения. А с Давидом… Она любила его просто, любила его как мастера, и как мудреца. Как мудреца нашего, как нашего Ребе!
.
М. ПЕШКОВА: А какие у нее были взаимоотношения с Борисом Заборовым?

Э. КОЧЕРГИН: Вот я Заборова к ней и привел, и замечательные сложились отношения. Она видела его работы, естественно восхищалась ими, она была одним из инициаторов покупки его работ Театральным музеем. Самые блистательные отношения были.

М. ПЕШКОВА: Можно ли говорить о том, что она была самым главным критиком по сценографии? Театральный критик именно того пространства, которое оформляет художник?

Э. КОЧЕРГИН: Да. Я могу сказать, что после смерти знаменитой Милицы Пожарской,
которую называли «бабушкой русской сценографии». Вот она стала после ее смерти «бабушкой русской сценографии», Алла Александровна Михайлова.

М. ПЕШКОВА: Скажите, пожалуйста, её муж оперный режиссер Лев Михайлов, я поняла, что это был творческий тандем с мужем, да?

Э. КОЧЕРГИН: Да, да. Ну, как тандем? Она не оформляла его спектакли, но… Ну, как сказать, поддерживала его, конечно. Потому, что она умная тетка, и образованная. И естественно, у них замечательные были отношения. Я застал эту чету. Бывал у них несколько раз на вечерах-обедах, которые они устраивали. И самое интересное, что готовил он, муж её. Он был кулинар замечательный. Когда он умер, в доме стала она поварихой, хозяйкой. И вот эти традиции, которые были с мужем, она продолжала. Она устраивала для художников такие встречи, с очень вкусным столом всегда. По-московски, с московской едой. Тельное подавалось..
Московская еда. У нас такого нет, вещи чисто московские. Я не знаю, это благодаря мужу, или сама, но у неё была мать, потрясающая тоже тетенька.

М. ПЕШКОВА: Была тоже театральный критик?

Э. КОЧЕРГИН: Нет, нет. Я даже не знаю, кем она была. Я знаю, что отец у нее был крупным финансистом. А мать — может быть, даже она не работала, мама её.
Но она по фотографиям 20-х замечательно одевалась, красиво очень. И была такая, элегантная женщина.

М.ПЕШКОВА. Кем стали дети Михайловых?

Э. КОЧЕРГИН: Дочка есть! Дочка замечательная! Она психолог, или психотерапевт. Какая-то сложная специальность, связанная с психологией. Очень кстати, хороший специалист.

ПРОЩАНИЕ С АЛЛОЙ АЛЕКСАНДРОВНОЙ МИХАЙЛОВОЙ 5 ОКТЯБРЯ в 12..30 В Малом ритуальном зале Центральной клинической больницы, ул. Маршала Тимошенко, д.25 (станция метро «Крылатское».

827583

827590
А. Михайлова выступает на открытии выставки Э.С. Кочергина в Театральном музее имени Бахрушина



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире