21:58 , 22 декабря 2013

«Я — дочь Ильфа и Петрова» (девятины по Александре Ильиничне Ильф)

Именно так, шутя, представлялась единственная дочь писателя Ильи Ильфа, (после соответствующего вопроса журналистки об отцовстве). Александра Ильинична скончалась на этой неделе в Москве, на 78-ом году жизни. Именно Александра Ильинична подготовила и выпустила в «Тексте» полное собрание «Записных книжек» отца», книгу «Мой друг Ильф» соавтора и доброго друга Евгения Петрова, фотоальбом о Москве и москвичах своего отца, не только замечательного писателя, но и фотографа, а также книгу «Путешествие в Одессу», авторы которой отец и дочь Ильфы. Кроме этого, в издательстве «Текст» видели свет «Одноэтажная Америка. Письма из Америки» вышли с ее вступительной статьей, равно как и при ее составлении сборники Ильфа и Петрова «1001 день, или Новая Шахерезада» и  «Как создавался Робинзон». И книга «Илья Ильф, или Письма о любви». Двенадцать лет работы, о которой Александра Ильинична скромно скажет: «А главное, благодаря этому собранному по крохам материалу я начинаю понимать, каким же на самом деле был мой отец», о котором писал в своих воспоминаниях Евгений Петров, написав, что перед смертью Илья Ильф сказал жене: «Оставляю тебе мою Сашеньку. В память о себе».

Из  Нового Орлеана (США) пришло письмо памяти Александры Ильиничны Ильф. Его автор Александра Александровна Раскина, лингвист, автор мемуарных очерков, преподаватель русского языка и литературы в Университете Тулейн, дочь писателей Фриды Вигдоровой и Александра Раскина. С  любезного разрешения автора цитирую его.

«Майя, ведь мы же с Вами знаем, что А.И. была не только «дочкой Ильфа и Петрова», как она сама шутила, но и замечательным литератором и деятелем культуры, неутомимым архивистом -— нам, «детям», учиться и учиться у нее, как нужно работать с семейными архивами, выбирать важное и делать это доступным для читателя. Сколько великолепных публикаций (и книг, и статей) она подготовила. Русская культура ей обязана, и нам надо позаботиться, чтобы отдать должное Александре Ильиничне, -— ведь правда же?!

Я очень лично воспринимаю случившееся. Саша Ильф была в моей жизни всегда, даже в каком-то смысле, до моего рождения. Мой папа уже не застал Ильфа, но он жил в 1939 году летом в том же месте под Москвой (теперь уже никто не скажет, где…), где и Мария Николаевна, вдова Ильфа, с четырёхлетней Сашей. И папа был так Сашей очарован, что сказал Марии Николаевне: «Если у меня будет когда-нибудь дочка, я назову её Сашей». Так оно и вышло.

У нас с Сашей разница была в 7 лет, и долго она была большая, а я маленькая, но потом эта разница стёрлась, и мы дружили уже на равных (ну, не совсем на равных: она мне говорила «ты», а я ей – «вы»). А потом у нас с Вентцелем (А.Д.Вентцель — муж А.А.Раскиной. Математик, также автор книги «И.Ильф, Е.Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок». Комментарии к комментариям, комментарии,…». М. , 2005) завязались с ней и профессиональные отношения.

Когда Вентцель написал свои комментариии к «12 стульям» и «Золотому телёнку», то Саша очень великодушно сказала в одном из интервью, что она «чувствует себя уютно в этих комментариях». Издательство «НЛО» обрадовалось и поместило эти слова на обложку вентцелевской книги. Такая реклама! Случалось, что Вентцель справлялся о чём-то у Саши, а иногда даже бывало, что Саша справлялась у Вентцеля и всегда скрупулёзно выражала ему благодарность печатно. Один такой текст я помню дословно: «Выражаю благодарность А.Д.Вентцелю, привлекшему мое внимание к тому, что во фразе «Вареная собачина была обольстительна» цензура заменила собачину на колбасу».

А я как-то, преподавая советскую кинокомедию, попросила Сашу сообщить мне кое-что, чего я нигде не могла найти, про «Цирк», так как Ильф и Петров, хоть и сняли свои фамилии с титров, но всё же писали к этому фильму сценарий. Я была потрясена молниеносной быстротой, с которой она сообщила мне все данные и даже прислала по компьютеру сценарий фильма. У неё всё всегда было под рукой.

Мы часто приезжали в Москву и всегда виделись с Сашей: Связь с ней не прервалась с нашим отъездом. Последний раз я говорила с ней по телефону, из Америки, с месяц назад. Я позвонила сообщить ей о совершенно бредовой статье в «Литературной России». Автор пропагандировал книгу некоей Амлински, которая «доказывает», что «12 стульев» и «Золотого телёнка» написали не Ильф и Петров, а… Булгаков! По заданию ГПУ, разумеется.

Саша ничего об этой публикации не знала. Я спросила, существуют ли рукописи романов. Саша сказала, что да, конечно, и находятся они в РГАЛИ. Но что толку, что существуют рукописи – «исследователи» скажут, что ГПУ велело Ильфу и/или Петрову переписать булгаковский текст своим почерком… Мы посетовали, что нет уже ни главного Ильфо-Петрово-веда Щеглова, ни Омри Ронена, которые могли бы ответить квалифицированно на эту публикацию. Но потом мы посоветовались с  Александром Жолковским, который дружил со Щегловым и много лет был его соавтором. А.К.Жолковский сказал, что Щеглов на такие глупости не стал бы реагировать. И Саша тоже решила не реагировать. А мне вот, особенно сейчас, жалко, что она так решила. Сейчас особенно хочется дать им по мозгам!

То, что есть и аллюзии друг к другу, и интертексты, и похожая манера у определённого круга авторов этого времени – это не новость. Мы с Сашей в этом разговоре вспомнили Якова Соломоновича Лурье, крупного исследователя творчества Ильфа и Петрова. Он поставил такой опыт: давал людям страничку, на которой были выписаны цитаты из романов Ильфа и Петрова, из других их произведений, из «Записных книжек» Ильфа, из Булгакова, из Зощенко, из прозы Мандельштама. Но только не сказано было, какие цитаты откуда. И было очень нелегко догадаться. Эффект известный.
Так что почему, собственно, именно Булгаков написал «Ильфа и Петрова»? Почему, например, не Зощенко? Ну, да что говорить…»

В день смерти Александры Ильиничны, 14 декабря, в издательство «Ломоносов» пришел сигнальный экземпляр ее  первой книги «Дом, милый дом… Как жили в Москве Ильф и Петров». По всем московским адресам сатириков вас проведет это издание, узнаете круг общения писателей, познакомитесь с их семейным бытом, кого приглашали в гости, о чем вели разговоры в доме. Фотоматериал представлен кадрами, снятыми Ильфом-фотографом.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире