09:42 , 09 октября 2021

Дмитрий Быков: Поздравляю Клима Шипенко и Юлию Пересильд

Программа «Один» с Дмитрием Быковым

Дмитрий Быков: Очень много вопросов, как я отношусь к запуску космического культурного кинематографического экипажа. Во-первых, поздравляю Клима Шипенко — на мой взгляд, хорошего режиссера, создателя замечательного «Холопа». Я, безусловно, поздравляю Юлию Пересильд. И я, безусловно, рад, что, как совершенно справедливо многие написали, прошла еще одна важная и позитивная новость. Как бы мы ни относились к этим людям, а их имена уже вписаны в историю космоса. Уже первой профессиональной актрисой и первым профессиональным режиссером на орбите эти двое стали.

И совершенно не нужно здесь размышлять, а действительно, сколько бы вышло портянок для ребят, как процитировала Блока Ирина Лукьянова*. Я считаю, что при любом раскладе эти деньги не достались бы больным, инвалидам, голодным детям и так далее. То, что они пошли на пиар фильма Первого канала, в данном случае вторично, окказионально. В данном случае первично то, что подтвердился прогноз из романа «Истребитель».

Всё-таки роман «Истребитель», как я вижу, написан и напечатан вовремя. Потому что снова тема покорения безлюдных пространств, выхода за границы, тема экстремальности и тема героев выходит на первый план. Видимо, тоталитарная система такого плана без героев не живет. Герои, как их и называли в советской прессе, особый отряд людей, которые находятся между смертными и богами и которые в античном смысле обязаны осуществлять миссию. Они должны прокладывать путь к сверхчеловеку. Вот люди этой породы.

Они совершенно не обязаны гибнуть дай бог им здоровья. Вот Канделаки же, хотя он и успел соскочить, или Громов, например — были люди, которые и в романе, и в жизни прекрасно уцелели. Но они обязаны быть, потому что выход за пределы человеческого — главная интенция эпохи.

Эпохе еще невдомек, что за пределами человеческого нельзя жить, что там нет ничего хорошего. Но появление этих героев, их громкий пиар, их безусловный важный модус операнди, который будет навязываться всей стране как пример для подражания — это очень хорошо. Это перспективно, это фаустианство. Потому что человечество, выходя в космос, продолжает свою экспансию. Оно не сидит в банке — оно так или иначе расширяет параметры своего поиска. И этому можно только радоваться, это можно только приветствовать.

Хотя мне, конечно, очень горько, что из этого делают предлог для самообвинения, для самоупоения, для национальной кичливости. Нет, когда мы прославляем героев, мы же не занимаемся патриотическим пиаром. Мы говорим о том, что вот человек опять вышел за границу человеческого. И в этом великая миссия героев. Можно их любить или не любить, но нельзя ими не любоваться.

Поэтому, в общем, для меня, как для человека, интересующегося 30-ми годами, серьезно интересующегося, это очередное повторение витка не то чтобы забавно. Забавно — это не то слово. Оно очень показательно. И то, что нужны будут свои Чкаловы — это безусловно. То, что эти Чкаловы будут пытаться как-то интегрироваться в государство, тоже безусловно. И государство будет в конечном итоге ими пренебрегать, как пренебрегло оно Чкалова. Хотел же Сталин какое-то время сделать его руководителем наркомата внутренних дел, но передумал. Потому что понял, что это герой не той породы. Я думаю, что здесь, в общем, такая же перспектива прохождения людей этого склада во власть.

Но нельзя, кстати, не порадоваться тому, что в основе фильма «Вызов» лежит такая, в общем, трагифарсовая ситуация — вызов врача на орбиту. Мы знаем, что этого не может быть, что это фантастика, что космонавты умеют оказывать первую помощь сами. Но сама идея, сама история красивая, забавная. Она напоминает отчасти, конечно, знаменитые истории с врачами, которые летали делать операции, а иногда, если некому было, сами себе делали операции в Антарктиде. Вообще тема врача в экстремальных ситуациях — всегда очень хороший мотор кинематографического действия. Можно только порадоваться, что такая картина появится.

Это не гарантирует высокого качества. А нам сейчас качество неважно. Понимаете, когда в те же годы выходил первый цветной фильм или первый стереоскопический фильм, разве от них требовалось высокое художественное качество? Требовался технологический прорыв, который они и продемонстрировали.

Читать эфир целиком

* Юлия Лукьянова - физлицо, признанное иностранным агентом.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире