20:39 , 06 апреля 2019

Ирина Петровская: Я была на «Нике»

ПЕРЕДАЧА «ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА»

И. Петровская Я была на «Нике».

К. Ларина Я посмотрела целиком трансляцию. Не телеверсию, которой ещё не было, а целиком трансляцию, которая велась в сети, которую на разных ресурсах вели, в том числе и на сайте самой премии. Так что вот, я тоже причастна.

И. Петровская Ну, значит, коротко. Времени уже довольно много прошло. Я имею в виду, уже неделя прошла с той «Ники». Все отметили — и те, кто были там внутри, в первую очередь — что она была какой-то такой на редкость остроумной, элегантной. Очень много было какой-то искренней радости за коллег, что не часто бывает на подобных премиях. В общем, выбор лауреатов тоже, мне кажется, был вполне справедливый. Я бы хотела отметить, что лучшим режиссером стал Кирилл Серебренников с его фильмом «Лето», и ещё в нескольких номинациях: лучший актёр Рома Зверь, ещё какие-то были номинации.

К. Ларина Рома Зверь был не лучший актёр, Рома Зверь было открытие года.

И. Петровская А, открытие года, да. Видишь, уже неделя прошла. Замечательная Елена Коренева, которая получила за женскую роль второго плана в картине «Ван Гоги». «Ван Гоги» тоже взяли несколько «Ник» в разных номинация. Лучшим признан «Война Анны», но это, наверное, уже все знают. Алексей Федорченко. И впервые, пожалуй, сразу несколько национальных премий именно этот фильм даже на «Золотом Орле» получил.

А самая, конечно, там была такая печальная и горькая нота — это когда стали по традиции объявлять с показом портретов имена и фамилии людей, которые в этом году (в том году, который прошёл от предыдущей «Ники» до этой) нас покинули. Вот тогда-то прямо зримо осознаешь масштаб этих потерь. Потому что, мне кажется, давно такого не было, чтобы один за другим. В основном все хорошие, замечательные, но иногда и просто великие люди, на которых, кажется, мир должен стоять, нас покидают. И это было особенно как-то на «Нике» явно.

К. Ларина Это, кстати, было еще до ухода Георгия Николаевича Данелия. Вот он сейчас присоединился к этому параду ушедших людей. Это, конечно, невероятная потеря. Хотя уже какой-то обратный эффект. Нет недели, чтобы мы по кому-то не печалились и кому-то не сказали бы последнее «прощай». Это, конечно, тяжелейший момент. Обламывается целое поколение. В сети была опубликована фотографии, которая совершенно поразительно эмоционально действует на любого человека, который на неё посмотрит — фотография Юрия Роста, где за одним столом сидят и смотрят в камеру, в объектив фотоаппарата Пётр Ефимович Тодоровский, Марлен Хуциев и Георгий Данелия. Видела ты это фото?

И. Петровская Видела, конечно. И вообще Юра написал, как он это умеет и чувствует, невероятно пронзительный текст в «Новой газете», прощальный с Георгием Данелия. Потому что он с ним дружил много лет. Они даже, по-моему, в одном доме живут на разных этажах. И там первая фраза, которая как-то сразу бьет в сердце — когда он говорит «Не горюй», — «Ну как не горевать, Николаич? И в конце тоже погорюем, уж ты не сердись на нас». Да, ужасный какой-то год, как начался — просто оторопь берёт. Вспомним ещё, что за день до ухода Георгия Николаевича Данелия пришло известие о скоропостиженой кончине артиста Алексея Булдакова.

К. Ларина Ира, а что касается самой церемонии «Ники». Потому что мы тут обсуждаем с тобой, собственно, победы и награды, но это действительно всем известно. А если говорить об атмосфере, мы знаем, что на «Нике» всегда особая атмосфера. Благодаря, прежде всего, её главному идеологу и ведущему Юлию Соломоновичу Гусману. Здесь в этом смысле не было никаких, что называется, нарушений традиции? Атмосфера была та, к которой все привыкли? Такая демократичная, открытая, радостная и непринужденная?

И. Петровская Да, я уже это упомянула. Она была даже лучше, чем обычно. Потому что некоторые «Ники» казались затянутыми. На некоторых часто повисала неловкая тишина, в то время как хотелось каких-то более внятных реакций. А здесь она была прямо какая-то на одном дыхании. Она было несколько короче, чем обычно. И не было никаких таких провисаний, неловкостей. Люди выходили просто с чувством такого глубокого удовлетворения и радости.

К. Ларина У меня была пара неловкостей — я тебе скажу, по какому поводу. Почему-то все ни с того ни с сего начали всуе поминать имя Иосифа Виссарионовича Сталина. То сначала Медведев сказал, что он любил документальное кино. То потом кто-то ещё (уж не помню, кто) сказал, что Сталин любил кино. Я, честно говоря, не понимаю, откуда взялась эта история. Почему они вдруг решили вспоминать про Сталина добрым словом? И в итоге замечательно подвёл черту этим воспоминаниям Алексей Федорченко, который вышел получать приз как автор лучшего фильма «Война Анны» — что Сталин сначала был палач и подонок, а потом уже любил кино. Это было очень точно.

И. Петровская Ты знаешь, когда находишься там внутри, это не воспринималось как какие-то такие слова, хотя бы в чём-то оправдывающие Сталина. Я это воспринимала как. Вот я тебя увидела наконец.

К. Ларина Да, я тоже вижу.

И. Петровская Я это воспринимала, скорее, как такую иронию. Может быть, она не так считывалась, как хотелось бы. Я не видела в этом ничего такого крамольного и шокирующего.

К. Ларина А Бланк?

И. Петровская Ну, это была смешная история. Вышел Борис Бланк, художник кино, и почему-то вдруг зарядил речь про то, что женщины кино…

К. Ларина Вон из профессии!

И. Петровская Нет, не то чтобы вон из профессии.

К. Ларина Но по сути такое было «вон из профессии». Я имею в виду известный мем, который родился благодаря нашей коллеге Жене Альбац здесь, в студии «Эхо Москвы». Просто смысл Бориса Бланка, по сути, был такой: бабы, вон из профессии!

И. Петровская Ну, отчасти да. Что женщины, которые косяком, по его мнению, пришли в профессию, погубят кино и превратят вот это вот художественное в кино в дизайн. Начался просто бунт в зале, что-то невообразимое! Начали что-то кричать (в основном, женщины, кстати), протестовать, топать ногами. Но это всё, опять же, я говорю, было скорее смешно, чем как-то серьёзно и трагично. Мне кажется, может быть, Борис Бланк даже отчасти специально провоцировал. И это очень оживило на самом деле церемонию. И когда он продолжил свой спич после этого всего, то уже тут повскакивали с мест и, в общем, выразили свои гендерный, феминистский протест против таких вот крамольных речей.

К. Ларина Скажи, пожалуйста, когда Отар Иоселиани сказал неожиданно: «Мне не нравится, что делает ваш министр культуры», как зал встретил эту реплику, которая просто у него выскочила из недр подсознания?

И. Петровская Вообще Отара Иоселиани зал встречал каким-то просто абсолютно восторженным… Не знаю, такой пиетет перед ним был буквально разлит в зале. И он на самом деле говорил, скорее, на уровне какой-то притчи. Он сказал: «Мне не нравится поведение вашего министра культуры». А дальше уже он не развивал эту тему впрямую. Он рассказал про Стеньку Разина, которого ропот в своё время вынудил выкинуть эту княжну за борт — «и за борт её бросает». Вот что делает ропот народа, заставляя авторитарных руководителей иногда к нему прислушиваться.

К. Ларина Но не все поняли. Просто когда я смотрела трансляцию… Ты же не видишь людей рядом, сидишь в гуще и не видишь, а мне-то показывают крупные планы по телевизору. Для чего телевизор? И там я видела: люди не все были довольны выступлением Отара Иоселиани. Вернее, так недоуменно переглядывались: типа, не поняли, про что вы говорите, уважаемый мастер, не поняли.

И. Петровская Не знаю. Я говорю про общую атмосферу. Тем более, что поздравлять и вручать эту «Нику» за вклад и за честь и достоинство (по-моему, так это формулируется) вышел, опять же, наш любимый Юрий Рост, который тоже сказал, как он умеет, какие-то невероятные слова. Это, в общем, был такой, мне кажется, важный пик этой церемонии.

К. Ларина Там был и Владимир Владимирович Познер, который как-то неожиданно выступил в стиле Бориса Бланка. Только Бланк выступал против женщин в профессии, а Познер выступил в принципе против профессии оператора. Но вручал «Нику» как раз лучшему оператору. Кстати, действительно лучшему, гениальному оператору Юрию Клименко. Это человек с потрясающей биографией, настоящая звезда нашего кинематографа.

И. Петровская Мне казалось, что Владимир Владимирович (в смысле, Познер) хотел как-то пошутить, но в данный момент… Ему часто удаётся, он человек с хорошим чувством юмора. Но здесь это было немножечко невпопад, когда он сказал, что не любит операторов. Ну, бывает. Хотя тут просто необходимо отдать должное его невероятной форме. Многие (не будем показывать пальцами) люди младше его выходили…

К. Ларина Это про меня?

И. Петровская Выходили на эту сцену и, в общем, явно было, что тяжело идут, есть разные проблемы с суставами и так далее. Владимир Владимирович пружинящей походкой, просто демонстрируя какую-то невероятную физическую форму, вышел на эту сцену. В очередной раз многие подивились, как это ему удаётся. А тем более тут как раз грянуло…

Читать дальше…



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире