21:13 , 08 января 2017

Алексей Кузнецов: Покуситься на императорский дворец – это совершенно невозможно

Эфир программы «Не так», тема эфира: «Серия процессов над участниками попытки военного переворота («Инцидент 26 февраля»), Япония, 1937»

Алексей Кузнецов, историк

А. ПОЗНЯКОВ: Это очень важно, потому что непонятно… По идее, ну, насколько я вспоминаю, что об этом инциденте рассказывали и учили, они же были монархистами. Они же были за императора. Чем они были настолько недовольны? Какие такие романтические, прекрасные у них были идеи, чтобы нужно было выходить, чтобы нужно было захватывать императорский дворец там практически…

А. КУЗНЕЦОВ: Нет, они не захватили императорский…

А. ПОЗНЯКОВ: Не захватили?

А. КУЗНЕЦОВ: Нет. Они даже не попытались.

А. ПОЗНЯКОВ: Практически на штурм…

А. КУЗНЕЦОВ: Они его окружили. Захватили они резиденцию премьер-министра и ряд других правительственных зданий. Императорский дворец, покуситься на него – это совершенно невозможно.

А. ПОЗНЯКОВ: Чем недовольны?

А. КУЗНЕЦОВ: Вы понимаете, ведь за императора можно быть по-разному. Можно считать, и они были уверены, что император находится фактически в плену у группировки. Дело в том, что в военном руководстве Японии и не только в военном, в военном это просто в наиболее концентрированном виде все было представлено, существовало два представления о дальнейших путях развития страны. Одно представление – это такое модернизаторство в значительной степени по западному образцу. Это представление о том, что Япония должна стать империей классического типа подобно там Британской империи и еще ранее Испанской империи. То есть это мощная страна с колониями. Значит, соответственно основным направлением военной экспансии должен стать Китай, по мнению этой группы, как оно собственно и произойдет потом. Да? А другая группировка – они такие… Опять сейчас жуткую скажу вещь, но скажу, не могу, она во мне свербит. Они такие японские славянофилы, но только японофилы, конечно. Они исходят из того, что Япония свернула с правильного пути, вот увлекшись этой западной модернизацией, Япония утрачивает свою национальную самобытность. И вот это их главная идея – восстановление японской национальной самобытности, восстановление разрушающейся под влиянием вот этих модернизаторов божественной связи между императором и народом. И еще одна аналогия – теория официальной народности. Она просматривается у них очень четко. И их главный идеолог… У них был идеолог. И в данном случае можно сказать, что у них был… Если говорить о философской подоплеки этого мятежа, об идеологической, у них один такой мощный идеолог – это некто… некий Тэрудзиро Кита, взявший себе псевдоним Икки, Икки Кита, уже не очень молодой к этому времени человек, ему за 40, который разработал теорию, которую достаточно часто и в наших, и в западных источниках называют таким вариантом японского фашизма. Ну, для этого есть определенные основания. Просто со словом «фашизм» у нас надо быть очень осторожным. У нас его лепят, куда надо и куда не надо. Хотя действительно кое-какие пересечения с классическим фашизмом там имеются. Значит, в чем его основная идея? Он, в общем, к этому самому, условно назовем это фашизмом, он эволюционировал от такого своеобразного социализма. Он социалист, но не марксистского, не классического типа. То есть никакого там восстания рабочих снизу. Нет. Это государственный социализм, который должен насаждаться сверху. И идея заключается в том, что должен быть построен такой вот мобилизационный режим, основная задача которого в сохранении японских национальных ценностей, японской самобытности, и не империя классического типа, а построение такой ориентированной на Японию дальневосточной федерации, не захват Китая, Кореи там, части советского к тому времени уже Дальнего Востока, а создание… Ну, опять еще одна… Что-то меня сегодня на какие-то ненаучные параллели тянет. Вот в 70-е годы XIX века в России была очень популярна идея панславизма. Да? Создание вот такой славянской федерации славянских народов с Россией как духовным центром. Не метрополия в классическом смысле этого слова, а именно духовным центром, который будет направлять и руководить, и задавать вектор развития вот этой новой суперцивилизации, нового суперэтноса. Значит, а здесь то же самое, но на Дальнем Востоке с лидирующей ролью Японии вот именно как духовного лидера.

Читать эфир полностью >>>

Комментарии

1

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

sstep 13 января 2017 | 07:50

Добрый день, уважаемый Алексей Валерьевич. У вас интересная передача. Однажды вы сослались в передаче о деле Бейлиса на книгу С.Степанова "Черная сотня". Я - автор этой книги. Был бы рад подарить вам мое новое произведения, но не знаю, как с вами связаться. Моя почта sstep1966mail.ru Буду рад, если пришлите свой адрес. С уважением, Степанов С.А.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире