17:16 , 20 мая 2019

Новые храмы и общество наслаждения

Все больше современных обществоведов говорят о переходе от  общества массового потребления к обществу наслаждения. Этот переход представляется вполне закономерным процессом развития современных обществ, большинство из которых вышли из-за состояния физического выживания своих членов и позволяют удовлетворять основные естественные потребности. А вслед за этим возникает и более высокая потребность в наслаждении жизнью. Это индивидуальный процесс, связанный с получением удовольствия от своих мыслей и действий. В основе этой удовлетворённости лежит осознание того, что ты делаешь то, что хочешь,  живёшь по своей воле, и другие не мешают тебе жить по-своему. Такое состояние приводит к ощущению реальной удовлетворённостью жизнью, наслаждению, и в итоге −  к счастью.

 Какое место должен занимать новый храм в современном обществе наслаждения? Храм рассматривается как символ религиозной веры и культовое сооружение, которое важно для представителей данной веры, так как выражает их личные внутренние убеждения и  экзистенциальные ценности. При этом вполне вероятно, что личная религиозная вера доставляет человеку внутреннее духовное творение и даже наслаждение,  чему способствует храм как место встречи с  богом и единоверцами.
         Но  тут возникает такая проблемная ситуация: будет ли православный храм доставлять удовольствие всем не православным членам общества? Или мечеть всем не  мусульманам? Или католический костел всем не католикам?
         В  связи с этим возникает принципиально важный вопрос: должны ли новые храмы как культовые сооружения находиться в общих публичных пространствах?

         В современных мультикультурных секуляризованных обществах новые культовые религиозные сооружения могут порождать неудовольствие других сограждан, так как религиозная символика подчёркивает значимость и абсолютность именно этого вероучения, этой системы религиозных убеждений. Эта религиозная навязчивость культовых сооружений может вызывать неудовольствие, раздражение у инаковерующих людей, так как будет препятствовать наслаждению общим публичным пространством.

Таким образом, религиозный эгоизм будет препятствовать общему благоденствию равноправных граждан, так как исключает возможность не доминирующего существования людей с разными убеждениями.
Для предупреждения негативных последствий религиозного доминирования в публичных общественных пространствах не следует размещать новые культовые религиозные сооружения и соответствующую атрибутику.
Они будут провоцировать инаковерующих сограждан к раздражению, не удовольствию, т.е. будут мешать общему благополучию.

 

О назначении общего публичного пространства в обществе наслаждения

Общее публичное пространство представляет собой места возможного присутствия всех членов общества. В таких общих местах не должно быть внешнего и внутреннего дискомфорта, не должно быть неприятных знаков и смыслов, а напротив, должно быть красиво, приятно и комфортно для всех социальных субъектов, в том числе для людей с разными этико-религиозными убеждениями. Такое общее пространство может быть только вне религиозным, т.е. светским, чтобы не  допустить ценностно-смыслового противостояния для людей с разными убеждениями. Например, на современных стадионах или спортивных аренах считается не уместной религиозная атрибутика, чтобы не затрагивать религиозные чувства разных людей.

При этом религиозные символы и новые культовые сооружения могут свободно находиться в других пространствах, но не на общих площадях, не в парках или скверах, и не в центральной части современных городов.
Ибо религиозные смыслы и интересы относятся к  сфере частных лично— интимных убеждений, а потому не должны бросаться в глаза и  претендовать на доминирование.

Таким образом, общее публичное пространство предназначено доставлять эмоциональное и интеллектуальное удовольствие всем членам общества. Оно должны быть с нейтральным точки зрения нравственно религиозных и политических убеждений, так как эти убеждения способны разделять людей и провоцировать различные недовольства и конфликты. Для мультикультурных демократических обществ важно создавать равные условия для блаженства всех людей, для их  наслаждения земной жизнью, ведь общее благо складывается из совокупности блага каждого. При этом важно максимально снижать риски возможных недовольств и  конфликтов. Нынешняя ситуация в Екатеринбурге со строительством нового храма является наглядным примером такого конфликта, который требует серьезного осмысления и принятия законодательных решений, которые бы позволили избежать в  будущем подобных острых ситуаций, ведущих к противостоянию убеждений.

Общество наслаждения предполагает получение всеми его членами возможности ладить между собой, получать физическое и моральное удовольствие от  жизни, сохраняя свою индивидуальную нравственно-религиозную и политическую самостоятельность. К этому идеалу постепенно движется мировое сообщество, в том числе  и многие россияне.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире