15:23 , 07 мая 2016

«Откуда у Церкви деньги»? («Белые конвертики»)

Так называлась («Откуда у Церкви деньги»)  одна маленькая брошюрка о.Андрея Кураева, которую он опубликовал и которую я принципиально не читал. Не читал, потому что за 17 лет  внештатной и штатной работы в РПЦ (МП) приблизительно предполагал, откуда.

Систематизировать, конечно , я не пытался. Насколько знаю, это пытался сделать религиовед Николай Митрохин и даже выпустил книгу на этот счет. Но предположить навскидку можно.

1. Основной источник поступления денег даже не торговля свечками, себестоимость которых минимальна, а продаются (именно продаются) они в несколько раз дороже. То есть, чистый доход исчисляется сотнями процентов прибыли.

2. Нет. С моей т.з. основной доход – это  работа неконтролируемых т.н. церковных лавок. Умные книжки святых отцов – это не самый их главный репертуар. Главное – это золото и серебро, не облагаемое никаким госналогом, которое проходит как «предметы культа». Подозреваю, что существует целая мафиозная группа ( и даже много групп) ,которые скупают золото и серебро  в лавках и перепродают его по завышенным ценам. Это большие деньги. Очень большие.

3. По моей информации, некоторые маститые протоиереи имеют «свои бизнеса», даже магазины, которые записаны на другие имена, но бенефицируются  ими и именно они получают доход от продаж. Это такие «церковные офшоры».  Подозреваю, что местные епископы и спецслужбы в доле.

4. Всем памятны беспошлинные ввозы в страну сигарет и алкоголя. Доход с их выгодной продажи х шел Церкви. Это т.с. гуманитарная помощь товарищей из Кремля «агенту Михайлову» и его собратьям.

5. Есть, увы, сумасшедшие верующие , которые отписывают батюшкам свои машины или недвижимость. И те это с «благодарностью» принимают. По крайней мере, лично знаю такой случай, когда не совсем адекватная прихожанка «подарила» одному духовному «высокопреосвященному настоятелю» домик в центре города, который по рыночной цене стоит ну очень не дешево. И тот с благодарностью принял подарок, несмотря на то, что было видно — бабуся «не в себе».

5. Еще есть замечательная штука – совместное пользование. Например, ХХС. Храм Христа Спасителя, известный иностранцам, как «Храм Пусси Райот».  Формально он – собственность московской мэрии, но фактически им управлял до октября 2013г.  небезызвестный Фонд Василия Великого (нетрудно догадаться, скооперированный со Священноначалием), который превратил ХХС в огромный торгово-развлекательный центр. Только 7% помещений использовались в религиозных целях. Остальное – что угодно: от автомоек и торговых палаток – до торговли морепродуктами.

Зал Церковных Соборов  Фонд официально сдавал (и сдает) для шоу, концертов и вечеринок. Стоимость аренды – 450 000 рублей в сутки (всего в два раза дешевле Большого Кремлевского Дворца или Крокус Сити Холла). Не считая сдачи в аренду конференц – зала  (100 000 за конференцию), паркинг-мест (450 рублей в сутки) и т.д.  Как происходить шоу? Просто задергиваются лики святых по стенам и в зале с прекрасной акустикой и световым оборудованием для вас выступает, например , группа «Бони М». Один известный общественный деятель попытался доказать однажды этот факт в суде, но суд, конечно проиграл, да еще и получил по голове железным прутом возле своего подъезда. Чудом остался жив.

И, наконец, откуда деньги у епископата? Это очень интересный вопрос.

Понятно, что у епископа формально есть какая-то зарплата, но не на это живет епископ. Каждый настоятель хлебного храма, как я сказал выше, сидит на финансовых потоках, (в епархии таких храмов, допустим 100), вот он  и должен делиться за подаренное хлебное место Отцу родному – местному архиерею.

Это т.н «белые конвертики», которые настоятели, как я понимаю, ежемесячно заносят архиереям. Не занесешь – пойдешь работать за зарплату второго священника (чтоб ты жил «на одну зарплату»).

Лично наблюдал в приемной архиерея, как некоторые настоятели залетают в кабинет и «красно…ликие»,  радостные вылетают оттуда буквально через несколько минут. Что можно решить за ТАКОЙ срок? Какой серьезный вопрос? Я не понимал, девственник церковной жизни. И только потом понял. Блин. Они же заносят епископу бабло.

Выяснил у тех, кто заносит, у знакомых настоятелей -  подтвердилось. Жалею, что не спросил о сумме «взносов» на накопительную часть пенсии архиепископа. Умножаем энное число «ежемесячных пожертвований епископу» на сто...Персонаж Аркадия Райкина в этих случаях говорил: «Это ж бешеные деньги»…

Как режиссера меня очень интересовал вопрос: а как это визуально происходит? Заходит батюшка. Земной поклон. Целует руку Деспота (епископ по гречески –а вт.). Садится. Новоапостол начинает задушевный разговор, мол, как у вас, о.Николай , дела на приходе? Как в семье, детки не болеют? Ну, по киношному думал.  Но для этого нужно больше времени… Оказалось все более прозаично. Настоятель заходит. Земной поклон. Целование руки. Конверт — на стол. И все. «И все?», — переспросил я знакомого настоятеля «И все» -,ответил он мне.

Как все просто и пошло.

В первые дни 2014 года, когда о.Андрея Кураева за «гей-расследования» патриарх Кирилл попер отовсюду, я записал с ним передачу. Первый и последний раз  я нарушил журналистский этикет и не дал о.Андрею (которого уважаю) говорить ОБЫЧНЫМ  монологом. Перебивал. Заставлял отвечать на мои вопросы прямо.  Пришлось говорить больше интервьюиромого, что не есть профессионально, но при форс-мажоре можно.

Речь зашла о «белых конвертиках». Повод — высказывание о. В.Чаплина (который был еще – ого-го каким Чаплиным!) в котором он опять сморозил  гадость, примерно такого контента: «Священник , который думает о своей пенсии профнепригоден». А пригодны ли архиереи, думающие о пенсии? Этот вопрос я задал о.Андрею. При этом я вспомнил только что принятый документ о соцзащите архиереев.

https://www.youtube.com/watch?v=sf1m9F_38mA

См. с 20.37.

Отмечу, что в документе было сказано, что и белые батюшки нуждаются в матпомощи. Но она может быть им предоставлена только по инициативе архиерея и  в тех объемах, которые  обозначены местным Владыкой. Т.е. это м.б вообще разовая помощь –деткам на конфетки. При этом о себе архиереи позаботились хорошо.

Архиерей получает при выходе на «заслуженный отдых»  ту пенсию, которая равноценна зарплате, которую он получал, будучи архиереем епархии. И платит ему до смерти та епархия, с кафедры которой он ушел на покой.  Я не знаю, какая формальная зарплата у архиерея. Но что-то подсказывает мне, что намного больше -11 000 рублей (средняя пенсия по стране).

При этом архиерей сам выбирает епархию, где он хочет поселиться на пенсии. Ему могут даже предоставить настоятельство. Тогда он будет, и служить, и  сидеть на финансовом потоке, и быть абсолютно независимым от поборов коллеги-местного епископа.

Помню, о.Андрей  одобрил  законопроект и  сказал, что это единственная альтернатива «белым конвертикам», а то он видел архиереев, которые не «брали взятки», т.е. не составили ЛИЧНЫЙ накопительный пенсионный фонд и умирали ,по словам о.Андрея, «в собственном говне».

Кстати, я знаю  русских архиереев, которые принципиально не брали взяток и их пенсия была, действительно, бедна…Такое вот юродство…

Жили на пенсии, как простая уборщица. Господи Иисусе! Сыне Божий!

Но главное в том, что мы  с о.Андреем разошлись в «степени обеспечения» по законопроекту архиереев на покое. Я говорил, что епархия его пенсионного ухода должна предоставить епископу те условия, которые он попросит. Например, домик отдельный. Она должна оплачивать труд обслуживающего персонала, телефонные переговоры, затраты на канцтовары, перевозки на автомобиле

О.Андрей жестко раскритиковал меня, утверждая , что я «передергиваю», что я не подготовился к передаче. Архиерей может претендовать только на келью (пусть теплую) в монастыре, а ухаживать за ним должны братья монастыря. Никаких телефонов, обслуги, транспорта. Я обещал дома еще раз внимательно прочитать текст закона. И «получи, о.Андрей, гранату»….

Внимание, извините, теперь большой шмат ( укр.) из законодательного акта под названием «Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей». Принят Архиерейским Собором РПЦ (МП) в 2013г. (2-5 февраля).

«IV.1 Священный Синод, почисляя на покой епархиального или викарного архиерея, определяет место его пребывания на покое на территории епархии Русской Православной Церкви, ставропигиального или епархиального монастыря. При определении места пребывания архиерея на покое учитываются, по возможности, его пожелания.

IV.2 Священным Синодом и Синодом Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и Митрополичьих округов утверждаются списки епархий для возможного пребывания на покое тех архиереев, которые, подавая прошение о почислении на покой, оставят место своего дальнейшего пребывания на усмотрение Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.

IV.3 Епархии, включенные в предусмотренный пунктом IV.2 настоящего Положения перечень, предоставляют пребывающим в них на покое архиереям благоустроенное жилое помещение и обеспечивают предоставление данным архиереям материального содержания за счет собственных средств и (или) за счет средств благотворительного фонда, учрежденного епархией (ставропигиальным или епархиальным монастырем), а также при участии епархий, бывших последним местом архиерейского служения пребывающих на покое Преосвященных.

IV.4 Материальное содержание складывается из следующих расходов:

a. благотворительная помощь, оказываемая епархией, бывшей последним местом служения архиерея, в размере архиерейского оклада;

b. оплата работы обслуживающего персонала, медицинских услуг, ремонта жилья, хозяйственных и транспортных нужд, осуществляемая за счет епархии, принявшей архиерея для пребывания на покое.

IV.5 Епархиальным архиереям, в епархиях которых пребывают на покое архиереи, следует в ежегодных епархиальных отчетах, направляемых в Московскую Патриархию, предоставлять информацию о видах и размерах расходов, предусмотренных пунктом IV.4 настоящего Временного Положения.

IV.6 Находящийся на покое архиерей может исполнять обязанности игумена монастыря или настоятеля прихода либо быть приписанным к монастырю или приходу. В таком случае соответствующие монастыри или приходы предоставляют пребывающим в них на покое архиереям благоустроенное жилое помещение, выплачивают им содержание и обеспечивают их обслуживание».

Итак, о.Андрей, что мы имеем.

1. Архиерей на покое может быть хозяином благоустроенного жилого помещения, как в монастыре, так и на приходе. Я не думаю, что на приходе – это собачья конура. Вероятно, это вполне себе благоустроенный домик.

2. Про монахов, которые безвозмездно приносят к келье исихаста-епископа тарелку с чечевичной похлебкой. Что-то монахов не видно. Читаем. «Обслуживающий персонал» (вероятно, оплачиваемый), «ремонт жилья» (точно оплачиваемый), «медицинское обслуживание  хорошее медобслуживание у нас давно стоит очень дорого), «транспортные расходы» (оплачиваемые, давайте не будем «девочками», это личное авто с водилой), самая интересная статья – оплачиваемые «хозяйственные нужды» . В этот пункт можно вставить все, что хочется иметь епископу в хозяйстве –компьютер, стереовидеозал, тренажерный зал, плавательный бассейн. Да что угодно….

3. Так что я то, как раз хорошо подготовился к той передаче…

О.Андрей призывает пожалеть несчастных  епископов, которые вынуждены вымогать деньги у настоятелей. А я призываю в эти ПАСХАЛЬНЫЕ  дни пожалеть стариков и старух, которым ни одна епархия не обеспечит качественное жилье, пенсию, транспорт, медобслуживание и ХОЗЯЙСТВЕНЫЕ РАСХОДЫ!

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире