15:12 , 23 мая 2019

Хорошие новости на рынке прессы есть, но их мало

В последнее время нас захлестнул поток негативной информации с рынка прессы. Появляются сообщения о  закрытии печатных СМИ, о банкротствах издателей и распространителей прессы, о  борьбе администраций регионов с киосками прессы, книжными магазинами и библиотеками, а общее число этих структур непрерывно сокращается. Словом, медиакризис развивается и углубляется. Многие мои собеседники демонстрируют уныние, проявляют упаднические настроения. Думаю, это неправильно. Кризис в  медиаотрасли действительно присутствует, но ежедневно появляются новости о  позитивных явлениях и событиях на рынке прессы.

Вчерашняя хорошая новость пришла о популярном издании. Журнал Maxim, наконец, закончил год с прибылью, впервые с 2014 года, когда Сардар Биглари купил издание. Размер прибыли за прошедший год превысил $1 000 000. А первый квартал 2019 года хотя и стал минусовым, но в два раза лучше, чем первый квартал 2018 года.

Австралийский издатель The Brag Media (издаёт проекты о музыке, играх и прочих развлечениях) предоставил возможность читателям «угостить автора чашкой кофе». Примечательно, что всего 12 человек в этой редакции готовят контент для 8 изданий, а «чашка кофе» — это интересный ход о минимальной финансовой поддержке редакции со стороны читателей. Хорошая идея!

Очень хорошая идея родилась в Швеции в части создания нового инструмента поддержки продаж издания. Магазин товаров для дома и сада Clas Ohlson решил доказать, что у рекламы в  печатных СМИ есть потенциал роста. Во всех смыслах этого слова. Как написал портал AdWeek, ритейлер запустил новую кампанию, которая охватила ряд печатных изданий. На странице рекламы изображен один из товаров этого бренда — подвесной горшок для растений. Но особенность в том, что изображение напечатано на бумаге для проращивания и в нем «запечатаны» семена садовых цветов. Это объявление можно вырвать из газеты/журнала, положить в рекламируемый горшок, присыпать землей и ждать всходов. Но особенно меня рассмешила инициатива компании IKEA, которая сделала вкладку для изданий в виде листовки – теста на беременность для женщин. В случае положительного результата предоставлялась скидка на детские кроватки в магазине этой сети.

Надо ли говорить, что благодаря этим маркетинговым ходам тиражи журналов резко подскочили!

Особенно приятно было узнать, что знаменитая газета Guardian добилась хорошего финансового результата. Газета вышла на самоокупаемость. В конце апреля завершился финансовый год в Великобритании, и Guardian отрапортовала об операционной прибыли — в 800 тысяч фунтов. Это событие стало значимым для рынка СМИ, и не только в Великобритании. В 2014 году Guardian первой на рынке медиа запустила модель membеrship. Смысл модели в том, чтобы заменить подписку сбором клубных взносов с читателей, которые хотят поддержать журналистику Guardian и  сделать ее тексты доступными обществу, не закрывать пэйволом. Таким образом, Guardian первой из крупнейших мировых газет отказалась от модели товарной журналистики. То есть она отказалась от идеи продавать контент как товар. Подписка на бумажную версию существует, но в интернете весь контент открыт. Вместо этого Guardian продает свою общественную функцию. Плательщики получают взамен чувство сопричастности, а также набор клубных услуг: приглашения на  конференции, концерты, встречи с журналистами и знаменитостями, организуемые редакцией, различные прочие клубные бенефиты и скидки.

В нашей стране тоже есть ряд позитивных тенденций на рынке прессы. Так, журнал «Мурзилка» успешно вышел в YouTube. Освоил это интернет-пространство и предоставил для молодежной аудитории, которая интересуется богатым литературным наследием издания, возможность доступа к своему оцифрованному архиву номеров. Цель данного проекта — предоставить возможность познакомиться со всеми выпусками «Мурзилки» разных лет на специальной web-платформе в свободном режиме.

Есть и неплохие результаты по развитию киосковых сетей прессы, в частности, в Липецкой области при поддержке местной администрации. Продолжают устанавливаться и успешно работать новые киоски прессы. Эффективная деятельность Липецкой «Роспечати» стала возможно благодаря низкой арендной плате за землю, составляющей 4-8 руб. за квадратный метр в месяц. 

В России успешные медиапроекты реализуют многие издательские дома с использованием цифровых технологий и  конвергенции в сфере медиа. Ежедневные тиражи федеральных газет имеют сотни тысяч экземпляров. В ряде журнальных проектов собираются неплохие рекламные объемы. Но слабые игроки продолжают уходить с рынка, и, возможно, это естественный процесс для печатных СМИ, которые не меняются, не изучают и не внедряют положительный опыт передовиков в России и за рубежом. 


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире