oskin

Александр Оськин

12 декабря 2018

F

7 декабря этого года на  ресурсе Sostav.ru две журналистки – Ирина Милош и Юлия Николаева – разместили статью «Медиарынок 2018: продажа Forbes, бум спортивного контента и победа мобильного трафика», в которой на профессиональном цифровом сленге изложили основные тенденции в медиасфере, попутно уделив незначительное внимание печатным СМИ. Небольшой фрагмент о печатных СМИ меня позабавил, а  частью раздосадовал. Как можно в эпоху глобального интернета так плохо владеть информацией о близкой им сфере – печатной отрасли. Журналистки буквально написали следующее: «…печатку никто не покупает и не читает. Вывод: она начала умирать еще стремительнее».

Видимо, этот вывод они сделали на основании того, что некоторые известные или любимые проекты закрылись. Они их называют: «В этом году медиахолдинг ACMG прекратил выпуск на бумаге SNC, сменил формат Numero и Interni с журнального на альбомный, а также приостановил выпуск журналов, издававшихся в России по лицензии немецкого Gruner + Jahr («Gala Биография», GEO, «Геолёнок»). Закрылась печатная версия «Игромании».

Других примеров закрытия в статье нет. Нет и общих сведений по России о том, что у нас выходит в свет более 50 000 бумажных газет и журналов, а по подписке населению доставляются почти полмиллиарда экземпляров прессы в год. Конечно, эти цифры могли бы быть большими, но уж что есть. Я бы добавил к сказанному, что в России есть рекордсмены, т.е. газеты и журналы чьи тиражи исчисляются сотнями тысяч и  миллионами экземпляров, и их продолжают покупать, читать и любить.

Недавно были опубликованы данные по Германии компании Presse Grosso, которая подтверждает, что и в этой стране спрос на печатную прессу является достаточно высоким – за прошлый год немцы купили 1,546 миллиарда экземпляров газет и журналов. Спрос за год здесь упал, но всего лишь на 6%. Но это общее отражение мирового экономического спада. В недавней статье от 09.12.2018 «Тотальная распродажа: плеяда популярных цифровых медиа-ресурсов готовится к суровой зиме (Vanity Fair, США)», опубликованной в inoСМИ.Ru, приводятся данные о закрытии и  финансовом кризисе ряда цифровых СМИ в США, причем ожидается дальнейший негативный тренд у этих медиаресурсов. Так что хоронить печатку в отрыве от общих трендов экономики – неправильно. Я бы даже сказал, непрофессионально.

Но в публикациях есть и  положительные моменты, в частности, об общем тренде монетизации медиабизнеса (краудфандинг, paywall и др). Приводятся такие успешные примеры в этом направлении, как Moscow Times, «Медиазона», «Такие дела», The New Times и интернет-журнал «7×7».

Неплохо представлены также проблемы мобильного медиапотребления и др. Но это уже, как говорится, совсем другая история.

В главном же хотелось бы  призвать коллег объективно оценивать процессы, происходящие на медиарынке, и  время от времени раздвигать цифровые шоры и посматривать вокруг себя.

Высшая школа экономики, что на Шаболовке, изнутри чем-то напоминает школу волшебников из фильма о Гарри Поттере: помещения здесь так же  сумрачны и немного загадочны.

Но на открытую лекцию известного экономиста Андрея Мовчана в большой и светлой аудитории пришло много народу, люди стояли даже в проходах. Это и понятно: тема была интересная (Модель мира: «Деньги»), а вход на лекцию бесплатный, по электронной записи. Мы с моим другом записались за неделю, получили приглашение и явились на лекцию без опоздания.

А вот сама лекция нас разочаровала, я бы даже сказал, было жаль потерянного времени. Уровень лекции был, видимо, рассчитан на студентов первого курса финансового колледжа, а никак не на просвещенную публику, собравшуюся в Вышке. А. Мовчан излагал банальные вещи, рассчитанные на  экономически необразованную публику.

Но в своих отступлениях от главной темы лектор высказал несколько интересных положений. Он крайне негативно отозвался о биткоинах, отказав им в праве называться деньгами и отнеся их к спекулятивным механизмам. Высказал мнение, что наша страна формируется в новую модель СССР в формате 2.0 в которой появится Госсовет, усилится централизация, но границы останутся открытыми.  Он отметил, что экономика стагнирует, таланты уезжают, но что будет успешно развиваться военно-промышленный комплекс и бетонная промышленность как незыблемая основа для всего. Он пошутил, что на бетонную основу будут устанавливаться компьютеры китайского производства.

В части особенностей развития рынков лектор привел интересный факт о периоде колониального управления Индией со стороны Британии. Англичане обнаружили, что здесь очень много индусов погибает от укусов кобр и  решили развернуть борьбу со змеями. Они объявили, что за каждую убитую кобру будут платить 1 фунт стерлингов, и им стали приносить огромное количество убитых кобр. Прошло десять лет, индусов умирало все больше и больше, росло и  количество змей в стране. Специальная комиссия из Лондона выяснила, что сметливые индусы стали разводить кобр, убивать их и сдавать британцам с целью заработка. Вот такой микрорынок появился в этой программе. История замечательная и скорее философская, чем финансово-экономическая.

А еще Андрей Мовчан ничего не сказал о рынке СМИ, о киосках прессы (о, ужас!) и их роли в повышении финансовой грамотности молодых и  старых. Наверное, всё оттого, что вход на лекцию был бесплатным…

Депутаты удивляют нас каждый день. Казалось бы, работы у них много, огромная масса законов требует коррекции или обновления. Много законопроектов ждут своей очереди для рассмотрения иногда годами. Но некоторым депутатам неймется, и они делают заявления одно парадоксальнее другого.

В их числе оказался и депутат гордумы Екатеринбурга Александр Колесников. В ходе дискуссии о взаимодействии законодательного органа с  журналистским корпусом он позволил себе ряд не очень дипломатичных высказываний, скорее уместных для городской подворотни, чем для высокого собрания. В  частности, он заявил: «У нас журналисты – бестолочи», понимая под этим необходимость управлять представителями СМИ, видимо, как неразумным дитятем и  необходимость продавать им право на работу по освещению деятельности законодательного органа.

Дальше – больше. Депутат Колесников подверг сомнению известное выражение о четвертой власти в следующей редакции: «Это что за цирк. Не мы для журналистов, а они для нас. Нету такой четвертой власти — это сказки».

Видимо, у народного «избранника» не хватает гуманитарного образования, и прежде всего исторического, о роли СМИ в государстве и обществе. «Четвертой властью» прессу называли еще в 18-19 веках британский философ и писатель Томас Карлейль и британский же государственный деятель и историк Томас Маколей, великие французы Оноре де Бальзак и Жан Жак Руссо. Помнится, и Владимир Ленин уважительно называл газету коллективным пропагандистом, агитатором и  организатором, а сам часто работал в  жанре журналистики.

Но потряс меня депутат своим сексизмом и, мягко скажем невоспитанностью: он заявил, что вести себя с журналистами нужно, как с  женщиной – «чем жестче позиция, тем милее мы будем».

Я не буду вдаваться в гендерный анализ этой фразы, а  уже тем более рассматривать ее с позиции Зигмунда Фрейда, но совершенно очевидно, что выводы можно делать исключительно медицинские, а оценки совсем простенькие: не профессионал, не политик и плохо образованный гражданин. Об  уровне воспитания промолчу.

Во всей этой истории радует, что журналистские сообщества заявление депутата осудили – и Союз журналистов России, и Союз журналистов Екатеринбурга, а в журналистской среде ничего кроме смеха над нерадивым депутатом больше ничего и не было.

Бестолочь она и в гордуме бестолочь!

«Парламентская газета» 21 ноября сего года опубликовала интересный материал под заголовком «Бумажная пресса: умирать нам рановато». Автор публикации Людмила Глазкова объемно и  аргументированно представила информацию о позициях ряда авторитетных лиц по  отношению к бумажной прессе, поддержке газет и журналов и системы их  распространения.

Но здесь же она совершенно справедливо представила абсолютно другую точку зрения – противника печатных СМИ. Им оказался ни много ни мало депутат ГД и, более того, зампред Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов (ЛДПР, 1978 г.р., избран в Думу по партийному списку).

Мы в медиаотрасли по наивности до последнего времени считали, что в ГД и, тем более, в профильном комитете работают наши союзники, которые спят и видят, как бы помочь печатной индустрии, насчитывающей 52.000 газет и журналов, сотни тысяч творческих сотрудников и профессиональных менеджеров.

Но оказалось, что это далеко не так. Депутат Андрей Свинцов в своем откровенном интервью предстал как враг и гонитель прессы. Вот что он заявил: «Многие печатные издания уже выходят в цифровом виде. За этим будущее. Поэтому дополнительные меры поддержки именно печатных изданий, на мой взгляд, не имеют смысла.»

Просто поразительно!

В Европе, США, Канаде, Китае, Японии и даже в далекой Австралии видят смысл в поддержке печатных СМИ и много для них делают. А депутат А. Свинцов проявляет политическую близорукость.

Надо бы поинтересоваться – может, он за пределы нашей страны никогда не выезжал? А в интернете не в состоянии «загуглить» зарубежный опыт в этой сфере?

Но дальше – больше. Он против и киосков прессы. Депутат заявил следующее относительно точек продаж печатной продукции: «Пространство возле станций метро, в частности в Лондоне, просто завалено брошенными газетами вместе со стаканчиками из-под кофе, упаковками от фастфуда и прочим мусором. И это не красит столицу Великобритании. То же и в Париже…»

Признаюсь, я был в этих городах, газетного мусора я не видел, впрочем, и другого мусора я не видел тоже. Коммунальные службы работают там хорошо, хотя до трущоб я никогда не добирался. Может, у депутата Свинцова свои недобросовестные информаторы?!

Словом, господин депутат выступил как ярый противник прессы в российских городах, придя к выводу, что именно печатная продукция – главная причина загрязнения наших больших и малых населенных пунктов.

А дальше в интервью был уже апофеоз: «Зачем нам превращать город в помойку? Кто хочет узнать новости, может открыть смартфон,» – заявил депутат.

Таким образом, дорогие издатели, главреды, журналисты, полиграфисты и примкнувшие к ним дистрибьюторы – все вы создаете в городах помойки, а вы были убеждены, что работаете в сфере информации, повышаете политический и культурный уровень населения, способствуете духовному и нравственному развитию…

Хотелось бы напомнить депутату, что в нашей стране принята стратегия развития информационного общества на 2017-2030 годы, в который предусматривается сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от  цифровых) форм получения услуг.

17 апреля 2017 года распоряжением Правительства РФ был утвержден комплекс мер по поддержке негосударственных организаций в сфере книготорговли и распространения печатных СМИ.

Неоднократно высказывался в поддержку печатной прессы и президент Путин В.В., а в последний раз с его стороны это прозвучало 14 ноября сего года в приветствии Союзу журналистов по случаю столетия организации.

Таким образом, депутат Свинцов выступил против политики партии и правительства по отношению к печатной прессе, а также против интересов широких народных масс.

А поскольку он проявил абсолютное непонимание роли прессы в  современном мире и задачи по развитию симбиоза «бумаги» и " цифры", то его надо выводить из комитета ГД по информационной политике. Очевидно, что А. Свинцову не место и в депутатском корпусе ГД.

Хотелось бы, чтобы фракция ЛДПР в ГД рассмотрела весь комплекс вышеперечисленных вопросов и приняла соответствующее решение. Но я со  своей стороны сделал определенный вывод: депутат Свинцов не просто оскорбил отечественную прессу, но и дискредитировал тем самым и свою партию, и Думу в  целом. Поэтому было бы логичным исключить его из рядов депутатского корпуса России.

Я отношусь к ВЦИОМ и его руководителю Валерию Фёдорову с большим уважением. Именно поэтому мне показалось очень странным и даже досадным его заявление в интервью «Липецкой газете» о судьбе печатных СМИ.

Глава ВЦИОМ, в частности, сказал, что печатная пресса умрет к 2034 году, сославшись на некоего медиаэксперта. Странно, что он не сослался еще на десяток других специалистов, которые прогнозировали гибель печатных СМИ в разные сроки, начиная с 20-х и кончая 50-ми годами. Далее коллега Фёдоров, не сильно вдаваясь в обоснование причин смерти печатки, по-простому сказал, что пресса сама виновата в своей ликвидации: «На мой взгляд, наша пресса «подрубила» себя в девяностых годах. Тогда упали тиражи, выросли цены, а  у людей появились занятия поважнее, чем чтение периодики». Тиражи в эти годы у  некоторых изданий действительно сокращались, но это было связано не с самоуничтожением газет и журналов, а с обнищанием населения и падением покупательской способности широких народных масс.

По мнению В.Фёдорова, в эти годы «родилось целое поколение, которое вообще газет и журналов не читало. Они выросли, а  привычка так и не сформировалась». Замечу, что это поколение сначала не знало и  таблицу умножения, а позже освоило и эту премудрость, стало читать детские издания, параллельно осваивая интернет.

Напомню г-ну Фёдорову, что в 90-е годы и в начале 2000-х много изданий действительно закрылось – свыше 20 тысяч. Но  это естественно. У каждого товара, согласно маркетинговой теории Ф.Котлера, есть свой жизненный цикл: рождение, расцвет и смерть. А в начале 2000-х появлялись, да и по сей день продолжают появляться новые печатные СМИ, а издания, ушедшие в  «цифру», обратно возвращаются в печатную версию, как, например, «Московская правда» или американский еженедельник Newsweek.

В настоящее время в России выходят в  свет 52 тысячи печатных газет и журналов. Я думаю, что для нашей страны это всё ещё многовато. Спрос населения меняется, и не все издания успевают реформироваться адекватно меняющимся вкусам своих читателей, не все обеспечивают симбиоз «бумаги» и «цифры», не все учитывают передовой зарубежный и российский издательский опыт. Отсюда – и закрытие.

В финале своего интервью В.Фёдоров признал, что он продолжает читать в бумажном виде газеты «Ведомости», «РБК», «Коммерсантъ», журналы «Эксперт» и «Профи». Его дети уже этого не делают. Дети имеют право не повторять привязанности своих родителей, тем более что они вообще могут увлекаться не финансами, а, например, спортом, автомобилями или компьютерами. А этот сегмент печатного рынка действительно скукоживается, перебираясь в интернет.

Добавлю, что чтение печатных газет, журналов и книг ещё и характеризует состояние уровня развития личности. Напомню, что, по мнению западных экспертов, современный человек потребляет информацию с  пяти «экранов», и именно пятый «экран» — это печатная продукция. Нет у тебя пятого «экрана», значит, у тебя чего-то не хватает, есть куда развиваться.

Я писал уже раньше о том, что «похоронная команда», размахивающая транспарантами о скорой гибели печатных СМИ, заинтересована прежде всего в переводе рекламных потоков от прессы в другие каналы. Фёдоров, думаю, не относится к числу «похоронщиков», а просто недостаточно информирован. Может, ему есть смысл порыться в интернете и «погуглить» информацию о состоянии и развитии печатных СМИ за рубежом, чтобы понять будущее отрасли на ближайшие десятилетия.

В США в канун промежуточных выборов в центре Нью-Йорка на Манхеттене появился киоск с печатной продукцией, где в основном продавались журналы с  фейковыми обложками. Этот киоск поставил издатель Columbia Journalism Review Кайл Поп. На них публиковались совершенно дикая информация. Например, что Хиллари Клинтон отдавала приказ спецслужбам поставлять уран в Россию. Все кричащие заголовки не соответствовали действительности, но вызывали большой интерес у публики и, соответственно, рост продаж. Внутри каждого журнала — разоблачение лживых новостей.

Это событие в центре Нью-Йорка контрастирует с последними новостями по нашим киосковым сетям. Напомню, что в России киоски прессы уничтожаются со средней скоростью 10 объектов в день. В этом негативном тренде есть счастливые исключения, где-то количество киосков прессы сейчас растет. Это Москва, Липецк, Воронеж и некоторые другие регионы.

Но на рынке появилась другая напасть – в крупных городах участились случаи взломов и грабежей этих киосков. С начала осени интенсивность таких ЧП  составила в некоторых случаях до 5 в неделю. Я задумался — что же брать в таком киоске? Оказалось, злоумышленники ищут мелкие деньги, шарят в холодильниках, т.е. разбойничают по мелкому. Некоторых даже удается отлавливать. В Москве, к  примеру, одного взломщика поймали и посадили на 7 лет. Подобные взломы случались и в 90-е годы. Говорят, что такое происходит при наплыве в город бедноты или обнищания некоторых категорий граждан. В любом случае, важно усиливать меры безопасности -  устанавливать на объектах сигнализацию, видеонаблюдение и т.п. Кстати, много полезного в этом направлении в столице делает «Мосгорпечать».

Но надо понимать, что укрепление безопасности торгового объекта — лишние затраты. Значит, нужны дополнительные доходы.

Киоски прессы работают во всех странах, и у каждого из них своя судьба. В Сербии, к примеру, торгуют крепким алкоголем, в Белоруссии — пивом, в Латвии — сигаретами и не только. Наверное, и меры безопасности здесь качественно лучше.

Спасение нашей отрасли от кризиса и падения продаж прессы, на самом деле, лежат в плоскости использования новых маркетинговых решений и расширения ассортимента сопутствующих товаров и  услуг. Киоск с фейковыми новостями – это один из интересных вариантов увеличения продаж прессы. Важно, что его использовал издатель. 
 
На мой взгляд, в  киосках прессы надо торговать всем, что не запрещено законом, при условии, если печатной продукции здесь будет больше половины. Ну и безопасность должна идти рука об руку с инновациями. Без этого успеха не будет.

Книга Вагифа Гусейнова «Встречи на разных меридианах: мужчины и  женщины, повлиявшие на ход мировых событий» – объемная, хорошо сделана английским издательством «Уникорн Издательская группа», редактировал издание Юрий Поройков. В книге 39 глав, или точнее — 39 исторических очерков, посвященных ярким личностям, оставившим свой след в истории своих государств и  не только. Автор представил глубокую аналитику эпохи конца 20-го века, связанную с жизнедеятельностью своих героев, с которыми он тесно общался или встречался эпизодически.

39 глав – это 39 героев, 39 личностей, а их могло быть значительно больше. Автор отмечает, что в книге описаны его встречи с такими людьми, как Леонид Брежнев, Борис Ельцин, Михаил Горбачев, Юрий Гагарин, Фидель Кастро, Че Гевара, Генри Киссинджер, папа Иоанн Павел II и др. Выбор имен, на мой взгляд, исключительно авторский. Это и понятно. Вагиф Гусейнов отмечает, что в  книге мог бы быть и ряд других ярких персонажей, в их числе – Йон Траян Штефанеску (Румыния), Рафаэль Арубе (Куба), Славомир Якубовский (Польша), Гафурджанов (Узбекистан), Закаш Камалиденов (Казахстан), Индрек Тооме (Эстония) и др.

Я, читая этот труд, естественно, обращал внимание прежде всего на тех личностей, которых хороших знал или с которыми общался. Мне очень понравилась глава о Лехе Валенсе, который сначала был лидером рабочего движения, оппозиционером, сидел в  заточении, а позднее стал президентом Польши. Глава, посвященная этому человеку, охватывает переломный момент в развитии некогда братской Польши. Я  все это хорошо помню, так как с 1985 по 1990 год работал первым секретарем Посольства СССР в Польше, и подтверждаю, что все факты и события, изложенные в  книге об этом периоде в ПНР, полностью отражают происходящие тогда события и их место в истории отношений наших стран.

Вагиф Гусейнов пишет, что после многотысячного митинга в Варшаве и яркого на нем выступления Леха Валенсы он встретился с ним вместе со своим польским другом Славомиром Якубовским в баре. Состоялась непростая политическая дискуссия об  отношениях наших стран, чью остроту, как пишет автор, сглаживала хорошая польская водка. Несмотря на разность взглядов, собеседники испытывали к друг другу уважение и понимание позиции. Возможно, в данном случае свою роль сыграл и крепкий напиток.

Надо признать, что в годы моей работы в Польше мне тоже не раз приходилось пить хорошую польскую водку с собеседниками. В их числе был католический священник, исповедник Леха Валенсы ксендз Хенрик Янковский. Мы с ним дегустировали качественные напитки у него на вилле под Гданьском, в барах Варшавы и в стенах нашего посольства. Пили мы и с будущим президентом Польши Александром Квасневским. Наши дружеские отношения с ним начались, когда он был главным редактором газеты «Штандар Млодых», и продолжались вплоть до того, когда он стал министром спорта. С Войцехом Ярузельским я чокался крепкими напитками уже в период, когда он стал экс-президентом Польши. Но самым ярким алкогольным напитком в этой стране для меня стала «Водка по-капитански», которой меня однажды угостили в ЦК правящей партии, – это граненый стакан наполовину с горячим чаем, наполовину с  водкой.

Но  вернемся к яркой книге В.Гусейнова. В ней меня поразила глава о выдающемся российском деятеле в области космонавтики – Кериме Керимове. Он был засекреченной фигурой и возглавлял правительственную комиссию, контролирующую и  отправляющую наши экипажи и корабли в космос. Вагиф Гусейнов с ним дружил и  часто общался, в то время, когда советские люди видели этого человека исключительно со спины в телерепортажах, когда наши космонавты докладывали ему о готовности к полету. В наше время именем Керимова названы школа и улица, и не только. Но он по-прежнему мало известен широким народным массам. Книга Вагифа Гусейнова и его исторические очерки о недалеком прошлом нашей страны позволяют узнать много интересного и о ярком человеке, и о развитии космонавтики.

Вагиф Гусейнов в прошлом был и журналистом, и первым секретарем ЦК ЛКСМ Азербайджана, и секретарем ЦК ВЛКСМ по международным вопросам, работал в партийных, государственных сферах, имел много интересных и сложных этапов жизни. Ему есть, о чем рассказать и граду, и миру. Вышедшая в свет книга открывает много неизвестных страниц нашей и не нашей истории. Остается надеяться, что печатные труды у Вагифа Гусейнова еще будут, и наша история пополнится описанием новых фактов и интересных человеческих судеб.

На днях Президент Путин В.В. подписал указ об упрощении процедуры переезда соотечественников из сопредельных стран в Россию.

Выступая 31 октября на VI Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, Президент заявил: «Сегодня мною подписана новая редакция концепции государственной миграционной политики, она направлена в том числе на формирование более комфортных условий для переселения в Россию на  постоянное местожительство соотечественников из-за рубежа, а также на создание чётких правил въезда и получения права на проживание, работу, на приобретение российского гражданства», — заявил Путин. Он отметил, что сделана попытка снять барьеры и «разбюрократить эту систему».

Есть надежда, что данное решение поможет миллионам русскоговорящих граждан из республик бывшего Советского Союза реализовать свою мечту и  переехать к нам, чтобы жить и работать. Дополнительные рабочие руки нужны как воздух. С учетом большой демографической ямы, образовавшейся у нас ввиду падения рождаемости в 90-е годы. Но у меня есть сомнения, что указ Президента удастся выполнить в полном объеме. А причина одна – коррупция, вымогательство и  саботаж. Иначе не могу объяснить то, что за годы действия данной программы по  официальным данным в Россию переехало всего 800 тыс. человек при наличии потенциальных переселенцев около 40 млн.

Чиновники среднего уровня создали такие неподъемные условия оформления документа на  переезд, что простому человеку все это непосильно.

На  днях мне рассказали удивительную историю о том, как один гражданин Молдавии – молодой человек 30 с небольшим лет – долго оформлял документы в посольстве России в Кишиневе, у него их приняли, а через несколько недель он получил отказ на переезд. Потрясающая была мотивировка. В подаваемых документах надо было указать все точные даты приезда и отъезда человека из России. Поскольку он  Россию любит и приезжал сюда с удовольствием и часто — за свои годы он побывал в нашей стране не менее 40 раз. И надо же так случиться, что об одном из своих визитов он просто забыл и не указал в анкете. Это и стало поводом отказа человеку на переселение в один из уральских регионов РФ. По-моему, это абсурд как минимум и вымогательство как максимум. Я бы на месте Прокуратуры РФ проверил все случаи отказа соотечественникам в переезде в Россию, и тогда можно было бы выявить конкретных саботажников и вымогателей.

В  годы ленинских и сталинских репрессий в регионы спускались планы на расстрел различных категорий граждан. Кошмарная практика! Но она зародила у нас плановое хозяйство. Может, и в переезде соотечественников ввести позитивное планирование и спускать в регионы планы по переезду граждан соседних республик на работу в  наши регионы с получением гражданства. Звучит эта идея не очень демократично, но для пополнения нашего народонаселения надо идти, на мой взгляд, двумя путями – наказывать чиновников-саботажников и стимулировать работу официальных лиц на  привлечение в свои регионы молодых и способных людей. Но на этом этапе без проверки сложившейся ситуации, то есть без Прокуратуры, дело не пойдет. А указ Президента по этому вопросу останется только на бумаге.

Вся история вокруг возврата слабоалкогольных напитков на  автозаправки выглядит как нереальное чудо. С инициативой об этом решении выступил член Совета Федерации от Астраханской области Геннадий Орденов. Его немедленно поддержал вице-премьер Дмитрий Козак. А раз правительство инициативу поддержало, значит, так тому и быть.

«Интерфакс» со ссылкой на газету «Ведомости» сообщил, что «решение было принято на совещании у  вице-премьера Дмитрия Козака, которое состоялось в сентябре. Одна из основных целей — повышение рентабельности автомобильных заправок. Отмечается, что сдерживание цен на топливо ударило по карману многих владельцев частных автозаправок, из-за чего они были вынужден закрыться».

Самое главное в этом решении – забота о повышении доходности заправок и сохранении низких цен на топливо. Вся эта аргументация один в один ложится на киоски прессы. Здесь почти нулевая рентабельность, низкая зарплата киоскеров и стратегически важная задача – сохранение низких цен на прессу. Вот бы и озаботиться данной проблемой депутатам, сенаторам и правительству. Это тем более очевидно, что, как показывает статистика, запрет на продажу алкоголя на АЗС не привел к сокращению ДТП под влиянием алкоголя. «Интерфакс» приводит аргументы сенатора Орденова: «Запрет на продажу алкогольных напитков неэффективен, так как алкоголь можно приобрести в обычных магазинах, находящихся возле АЗС. Число аварий с участием нетрезвых водителей увеличилось с 11800 до введения запрета в 2010 году до 16000 в 2015».

Во всей этой истории меня радует возврат к здравому смыслу. Глупые идеологические мифы о полезности запретов на ту или иную продукцию ничего кроме вреда не приносят. Это в равной степени касается и слабоалкогольных напитков, и табака. Кто хочет выпить и  покурить – своё найдут.

Возвращаясь к проблеме экономики в киосках прессы, добавлю, что в отношении этих торговых точек абсурд крепчает. Московские торговые власти, к примеру, запрещают продавать в объектах прессы не только пиво и табак, но и галантерею, кофе, чай и др. А это не просто является ударом по прессе, но и по интересам москвичей и гостей столицы. Добавлю, и по объемам налогов, выплачиваемых в бюджет.

Надеюсь, что здравый смысл восторжествует, и чиновники разного уровня перестанут издеваться над торговлей и интересами населения.

Предложение Минпромторга о продаже баночного пива в  НТО не просто комплексное, оно еще и революционное. Именно поэтому его наши консерваторы не понимают. А идея проста: разрешить продавать пиво в алюминиевых банках в киосках и в ларьках, причем круглые сутки.

Понятно, что предложение вызвано санкциями против нашей алюминиевой промышленности, алюминий стало девать некуда. Удар по  промышленности, принадлежащей Олегу Дерипаске, – это удар по тысячам и тысячам работников и их семьям. Поэтому расфасовка популярного народного продукта в  экологически полезные емкости – это очень важно и своевременно. Это станет также хорошей поддержкой для производителей пива (потребление их продукции, как известно, упало почти на треть по демографическим причинам), сократились их  отчисления в бюджет и т.п.

В советские годы была очень правильная политика властей – в целях борьбы с алкоголизмом вытеснять крепкий алкоголь слабоалкогольными напитками, прежде всего, пивом. И это давало свой положительный эффект. Нынешние руководители Минздрава этого не понимают и руководствуются некими идейными мифами, применяя совершенно неэффективные инструменты типа увеличения цен, акцизов на алкоголь, ограничения времени продаж алкогольных напитков и т.д. От всего этого пить меньше не стали, возросли подпольные продажи, употребление суррогатов со всеми вытекающими последствиями. Показательным является разрешение употребление пива и рекламы этого напитка на  матчах Чемпионата мира по футболу – здесь Минздрав дал слабину.

Продажа баночного пива в киосках прессы – это очень важное средство поддержи данного торгового формата и средство для сдерживания роста цен на другие товары в НТО, включая газеты и журналы.

Баночное пиво, между прочим, успешно продается в  киосках прессы в Сербии, Белоруссии и в других странах и дает исключительно положительный эффект. В нашей стране также был хороший опыт в этом вопросе, когда в городе Казани еще несколько лет назад в киосках прессы продавалось пиво круглые сутки. При этом продажа печатной продукции в ночные часы увеличивалась на 30 процентов.

Словом, реалистичный и разумный подход к снятию запрета на продажу баночного пива в киосках и ларьках – задача важная и  безотлагательная. Остается только надеяться, что плохо информированные чиновники в структуре Минздрава трезво оценят инициативу Минпромторга и престанут наносить ущерб народу, экономике страны и нашей алюминиевой промышленности своими запретами. И я вас уверяю, что и здоровье нации от этого только  укрепится, так как население, прежде всего молодежь, будет меньше употреблять крепкий алкоголь и всякую наркотическую гадость.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире