oskin

Александр Оськин

11 февраля 2019

F

В конце прошлого года Минпромторг внёс предложения по поддержке и расширению сетей киосковой и  мобильной мелкорозничной торговли. Инициативу поддержал председатель правительства Медведев Д.А., затем документ был внесен в Государственную Думу. Эти предложения действительно назрели, представители малого и среднего бизнеса давно настаивали на поправках к действующему законодательству. Именно поэтому инициатива Минпромторга была встречена бизнес-сообществом с большим одобрением.

Заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов в интервью «Российской газете» отметил, что в России сегодня на крупные торговые сети приходится около 30-40 процентов рынка. «Если сравнить развитие нашей внутренней розничной торговли с  развитием ее в других странах, то у нас в два раза меньше торговых площадей на  тысячу человек, чем во многих европейских странах. А малая нестационарная розница — важнейший формат торговли, он существует везде. По оценкам экспертов, развитие нестационарной и мобильной торговли дополнительно создаст до 250 тысяч рабочих мест. Для защиты прав предпринимателей мы и разработали законопроект, который совершенствует правовое регулирование организации нестационарной и  развозной торговли. Чтобы закрепить необходимые гарантии их деятельности».

В сообщении РИА Новости говорится, что в начале декабря прошлого года директор департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Никита Кузнецов сообщил, что законопроект о совершенствовании регулирования нестационарной и развозной торговли может быть принят до апреля 2019 года. Документ вносит изменения в закон о торговле и в закон об общих принципах организации местного самоуправления.

Однако для всех нас большой неожиданностью стала реакция Совета Федерации, который выступил против разумных предложений Минромторга.

Как сообщил Rambler News Service, законопроект Минпромторга о мобильной торговле может создать риски увеличения расходов бюджетов регионов, следует из замечаний и предложений, направленных комитетом Совета Федерации по экономической политике, возглавляемым сенатором Мезенцевым Д.Ф., главе профильного комитета Госдумы. Отмечается, что законопроект Минпромторга в нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не содержит положений, определяющих источники дополнительных расходных обязательств. В связи с чем были высказаны сомнения в  возможности практической реализации новых норм в условиях ограниченности местных бюджетов, особенно сельских поселений.

Применительно к отрасли печатных СМИ дела обстоят еще хуже, чем у других подотраслей мелкорозничной торговли: если в целом по стране количество НТО в два раза меньше чем в странах Европы, то по объектам прессы мы отстаем от европейских соседей почти в восемь раз. Киосков прессы в стране пять лет назад было 42 тысячи, сейчас осталось 16 тысяч.

В этой связи возникает несколько вопросов. Первый вопрос: почему уничтожаются киоски прессы и другие НТО? Ответ простой – все он являются конкурентами крупного ритейла, больших и  малых супермаркетов. Крупные торговые сети заинтересованы в уничтожении мелкой розницы. От этого страдает население, малый бизнес, сокращается количество рабочих мест. Но об этом никто не думает. Лоббисты от ритейла проталкивают нужные им законы и поправки к ним и блокируют любые послабления для нестационарной торговли.

Второй вопрос: почему Совет Федерации выступил против назревших разумных предложений Минпромторга? Есть несколько вариантов ответа на эту тему. Прежде всего, напрашивается вывод о некомпетентности или плохой информированности экспертов профильного комитета Совета Федерации, что, впрочем, явления одного порядка. Второе предположение, что профильный комитет СФ уступил давлению лоббистов от ритейла и поэтому выступил против инициативы Минпромторга.

Есть и третье предположение, что ряд сенаторов могут быть тесно связаны с крупным ритейлом, взаимодействуют с ним и не могут допустить усиления конкуренции со своими друзьями.

В любом случае, какой бы  ответ ни был дан на эти вопросы, вывод очевиден: комитет Совета Федерации выступил против развития рыночных отношений и конкуренции в торговле, заняв деструктивную позицию. Аргумент типа нехватки бюджетных средств на  муниципальном уровне для реализации предложения Минпромторга звучит просто смешно, так как на уничтожение НТО в стране, оказывается, дополнительных затрат не потребовалось, а на созидательную работу нужно специальное финансирование. На самом же деле, я глубоко уверен, что в данном случае дополнительного финансирования на муниципальном уровне не потребуется, но необходима исключительно добросовестная и эффективная работа чиновников на местах в  интересах широких народных масс, малого и среднего бизнеса.

Остается только  надеяться, что в Государственной Думе здравый смысл восторжествует над давлением лоббистов крупного ритейла, а торговля в стране получит новый импульс для развития, в том числе для увеличения НТО по реализации газет, журналов и  книг.

Это известное выражение знаменитого писателя и в чем-то юмориста Марка Твена я вспомнил в связи с  развернувшейся в СМИ дискуссией вокруг последних достижений наших статистиков. 

Росстат объявил, что в прошедшем году ВВП страны впервые за последние шесть лет вырос на 2,3%. Это многих удивило, так как еще в октябре прошлого года президент РФ заявил о росте ВВП за десять месяцев на 1,8%. В декабре, как известно, у нас сильно просело сельское хозяйство (почти на 3%), и о каких-либо достижениях в других отраслях народного хозяйства я не слышал. Задумался я и над вопросом: есть ли достижения в развитии отечественной медиаотрасли?

Вот некоторые цифры и  факты. За последние годы количество печатных СМИ в стране сократилось с 75 тыс. до 45 тыс. Число электронных СМИ в настоящее время составляет около 10 тыс. Количество киосков прессы упало с 42 тыс. до 16,7 тыс., киоски уничтожаются со  средней скоростью 10 объектов в день. Книжных магазинов осталось 1,5 тыс., что меньше, чем было в царской России до 1917 года. Количество подписных экземпляров газет и журналов, доставляемых населению и юридическим лицам, упало с 1 млрд. в год до 0,5 млрд. А произошло это потому, что Минфин ликвидировал госдотации на доставку подписных экземпляров населению в размере 3 млрд. в год. И как нам сказали, это было сделано в целях экономии бюджетных средств. Это меня позабавило на том фоне, что на спасение банка «Открытие» было выделено 1 трлн. рублей из которых 34 млрд. рублей глава банка просто украл. Сейчас ведется следствие, и его ищут.

Мне могут сказать, что печатная индустрия – не самая важная отрасль в стране. Может быть. Читать и  думать вообще вредно. А также получать образование, лечиться, заниматься спортом и прочими глупостями. На этом фоне поражает неразумность властей европейских стран, которые выделяют значительные средства на  финансирование доставки подписки населению. То, что делается в США и Канаде – это далеко и непонятно. А вот в маленькой Латвии из бюджета ежегодно выделяется 2 млн. евро на доставку подписных изданий населению в сельской местности.

Словом, статистика в  печатной индустрии у нас весьма печальная.

Специалисты ВШЭ прогнозируют, что в 2019 году темпы роста экономики могут еще более замедлиться. Они оценивают рост ВВП в прошлом году в 1,5%, а в текущем году менее 1%. На этом фоне успокаивает, что и в Китае замедляются темпы роста ВВП, они будут менее 6%.

Меня спросят: в чем я  вижу причину кризиса в отечественной медиаотрасли? Здесь все очевидно. Дело вовсе не в пагубном влиянии интернета, как утверждают представители «похоронной» команды печатных СМИ, а в серьезных ошибках властей различного уровня, не понимающих чрезвычайную важность поддержки отрасли в современных условиях и более того, принимающих решения, препятствующие ее развитию. Нам мешают нормально работать и зарабатывать, а несвободный бизнес, как правило, начинает скукоживаться. Ограничения по рекламе в печатных СМИ, ограничения по  ассортименту сопутствующих товаров в киосках прессы, разрушительные аукционы на  право торговать газетами и журналами, безумные арендные ставки, уничтожающие книжные магазины, тяжелое налоговое бремя и т.д., и т.п.

После всех подобных обременений остается только надеяться на чудо, и этим чудом может быть Статистика.

Французская газета «Юманите» – одна из старейших в мире. Она выходила в свет с начала прошлого века, а тираж в лучшие времена достигал 300 тыс. экземпляров в день. И вот из Франции пришла новость о том, что издание закроется со дня на день по экономическим причинам, т.е. денег на выпуск газеты просто нет, а долги стали запредельными.

Как подчеркивается в газете Коммерсантъ, вместе с «Юманите» уходит целая эпоха. Директор издания, коммунист и евродепутат Патрик Ле Ярик, сообщил, что против газеты заведено судебное дело в связи с невозможностью выполнять свои финансовые обязательства. Не  выплачивается зарплата журналистам, под угрозой выход новых печатных номеров. В  апреле этого года «Юманите» исполнилось бы 115 лет. Появившись как орган социалистической партии, издание стало коммунистическим, одним из самых массовых и влиятельных в западном мире. По единственной французской ежедневной газете, продававшейся на территории СССР, советские школьники учили язык. Существование газеты, как, впрочем, и всей Коммунистической партии Франции, во многом зависело, как известно, от  финансовой поддержки КПСС. С 1920-х годов и до последних дней СССР «Юманите» колебалась вместе с линией партии. Мировой кризис социализма тяжело отразился на  финансовом положении редакции, компартия обеднела.

Газета «Юманите» никогда не была рыночной, она выполняла функции коллективного пропагандиста и агитатора и финансировалась из партийных бюджетов. Партийные бюджеты иссякли, иссякла и  жизненная сила печатного СМИ. Хотя бюджетов в нашем мире очень много, видимо, руководители газеты не смогли найти для себя новое финансирование. Они также не  смогли обеспечить себе финансовую поддержку читателей, т.е. не смогли продавать свой информационный товар на рынке, отсюда и печальный итог. И таких примеров на сегодняшний день, к сожалению, очень много.

В настоящее время в  России зарегистрировано 47 тыс. печатных СМИ, две трети из которых существуют на средства налогоплательщиков, т.е. финансируются из бюджетов субъектов РФ. Для изданий, выпускаемых для ветеранов, инвалидов, пенсионеров, детей и др. бюджетное финансирование оправдано, а вот для всех остальных СМИ – проблематично. Денег в стране все меньше, значит, надо меняться и больше зарабатывать на продвижении своего информационного товара в печатных и  электронных версиях и на всех возможных носителях.

Мне понравилась информация из Псковской области, где взят курс на реформирование муниципальных газет. Член местной Общественной палаты Алексей Иванов на днях сказал по этому поводу, что предстоящая реорганизация позволит выйти печатным СМИ на новый уровень, расширить объем публикуемой информации как по качеству, так и по наполняемости, дополнить местные новости региональной и федеральной повесткой, стать более содержательными. Газета, к примеру, «Великолукская Правда Новости», дает возможность узнавать новости без привязки к компьютерам и гаджетам, а также позволяет читателю составлять картинку недели не по интернетным, порою «кричащим» заголовкам, а по серьезным аналитическим материалам, очеркам, публицистике.

Кризис бюджетных СМИ председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и  массовых коммуникаций Александр Малькевич связывает с тем, что большая часть из них сидит на государственной «игле»: «Учредитель вынуждает их печатать кучу всякого мусора, что снижает интерес к газете. Так как они на  финансировании, у них нет желания развиваться».

Реорганизация печатных СМИ в направлении большей эксклюзивности и аналитики является принципиальным условием востребованности издания на рынке. Очень важно также обеспечить эффективное взаимодействие с интернетом, опираясь на симбиоз «бумаги» и  «цифры». Иначе никакое бюджетное финансирование не спасет в условиях усыхания бюджетов.

Была бы моя воля – я бы сохранил газету «Юманите» как памятник хорошей журналистики. Но для этого нужно менять ее концепцию. Думаю, что нынешнее руководство издания к этому не готово. Остается надеяться, что другие печатные СМИ смогут на примере «Юманите» сделать для себя правильные выводы и не допустить закрытия своей газеты или журнала.

В  стране денег на поддержку подписки на газеты и журналы у государства нет. Во  всех европейских странах средства на эти цели находятся. Только в Латвии, к  примеру, на доставку подписных изданий сельскому населению в год выделяется 2 миллиона евро. У нас лет пять-шесть назад на эти цели выделялось всего 3 миллиарда рублей, но и это сдерживало цены на подписку. Потом эту субсидию отменили. А подписные тарифы и, соответственно, цены на подписку, выросли почти  в 3 раза. Подписка стала дороже розницы и умирает со скоростью 10% в подписное полугодие. При этом, 9 миллиардов рублей на списание долгов потребителей газа в  одном из кавказских регионов нашли без проблем.

Одним из путей спасения подписки и поддержки всей медиаотрасли может стать организация сервиса подписки на газеты и журналы через киоски прессы. Кстати говоря, такая форма работы применялась в свое время в разных регионах страны.

Идею организации подписки через киоски прессы активно поддерживают Департамент СМИ и  рекламы города Москвы и КП «Мосгорпечать». Это и понятно. При раскрутке подписных технологий на московском розничном рынке рентабельность объектов прессы может вырасти. При этом подписка на прессу в киосках может быть значительно дешевле подписки в почтовых отделениях. Это объясняется простой логикой. У почты значительные средства уходят на доставку прессы от отделения связи до квартиры подписчика. Эта так называемая «последняя миля» составляет в  ряде случаев 70% подписной цены. Для киосков прессы этих затрат не будет. Вместо них будут небольшие расходы на доставку издания от оптовика до киоска. В  числе всех остальных газет и журналов, продаваемых в розницу.

Для организации подписки киоск необходимо оборудовать стендом с соответствующей рекламой, обучить продавцов киосков составлению учетного реестра с указанием данных подписчика и др. Для общего учета и оформления заказов будет необходима соответствующая информационная система.

Для издателя эта технология имеет большой плюс. Издатель сможет получить деньги за  подписку заранее – за месяц, три месяца или полугодие. Что в нынешних непростых условиях на рынке распространения прессы весьма полезно.

Напомню, что сегодня спрос на прессу в Москве падает, ряд киосков стоят закрытыми, и  подписка могла бы помочь реанимировать эти точки продаж, дав неплохой доход. А  каждый подписчик, пришедший за своим изданием в киоск, всегда сможет прикупить еще что-то дополнительно из числа сопутствующих товаров.

Еще один плюс для издателей – они могут впервые узнать своего подписчика в лицо, наладить с ним взаимодействие и даже дарить ему подарки и сувениры по примеру европейских издателей, часто это практикующих. Кроме того, на базе киосков прессы можно будет организовать продажу подарочных сертификатов на подписку. В  свое время положительный опыт такого рода был у издательского дома «Коммерсант».

Реализация данной концепции – это, безусловно, сложная задача. Прежде всего потому, что наше население отвыкло от подобных услуг в киосках прессы. Предстоит эту тему широко разрекламировать. Но главный стимул для издателей и киосков в этом процессе – выгодная цена. Если она будет значительно ниже почтовой – народ развернется в нашу сторону.

Начало нового года ознаменовалось бурной дискуссией в Госдуме вокруг проблемы возврата рекламы пива в электронных и  печатных СМИ. Профильный Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, Минсвязи и большая группа продвинутых депутатов решительно высказываются за ослабление запретов рекламы пива в СМИ.

На эту тему член Комитета Антон Горелкин подготовил соответствующий законопроект, однако Минздрав торпедирует данную инициативу, проявляя неразумный и, на мой взгляд, негосударственный подход. Замглавы Минздрава Олег Салагай по этому поводу сказал следующее: «Законопроект сложный, дискуссионный… Министерство здравоохранения полагает невозможным поддержать данный законопроект». При этом он отметил, что в соответствии с указом президента РФ нужно «увеличить продолжительность здоровой жизни граждан и  увеличить долю лиц, ведущих здоровый образ жизни».

Полагаю, что его позиция является крайне неразумной, так как он путает причину и следствие, а по сути имитирует заботу о  здоровье населения.   В Германии, к  примеру, пиво «льётся рекой» везде и всюду, а здоровье нации только крепнет и  крепнет. Может, надо Министерству по-другому заниматься здоровьем нашего народа? Очень разумно деятелю из Минздрава возражал замглавы Минкомсвязи Алексей Волин: «Минкомсвязи данный законопроект категорически поддерживает, потому что мы считаем, что опыт, который у нас был во время работы разрешения на рекламу пива, он не привел ни к каким драматическим последствиям – ни для роста алкоголизма в стране, ни для самого роста потребления пива».  

В ряду активных сторонников возврата рекламы пива в СМИ выступил и президент Федерации хоккея РФ, член комитета Госдумы по  охране здоровья Владислав Третьяк: «Хоккей – очень дорогостоящий вид спорта. Во  всем мире хоккей и пиво везде вместе, можно приехать в любую страну мира, и  практически на каждом стадионе продается пиво. И за счет рекламы живут клубы. Причем эти деньги идут не только на содержание клуба, на зарплату и прочее, но  они выделяются еще и в школы, где мы воспитываем детей и даем им возможность бесплатно заниматься нашим видом спорта и развиваем его».

Позиция Минздрава, на мой взгляд, абсурдна и недальновидна. Я не могу здесь не вспомнить известную фразу о том, что «Баба Яга против». Полагаю, что прогресс должен двигать нашу жизнь, не обращая внимания на недальновидных чиновников, просто перешагивая через них.

В свое время в СССР остро стояла проблема пьянства и алкоголизма. И чтобы переломить ситуацию в стране, политбюро ЦК КПСС приняло историческое решение о стимулировании продаж низкоалкогольных напитков, и прежде всего пива. Это решение дало свои положительные результаты.

Реклама пива, как и всего элитного алкоголя – это еще и просвещение народных масс. Люди у нас много употребляют суррогатных и опасных для здоровья напитков, и по-хорошему их надо перевоспитывать, пропагандируя нормальные напитки.

Кроме всего, реклама пива в печатных СМИ – это важный фактор экономической поддержки медиаиндустрии. У государства, как видно, денег на поддержку газет и журналов просто нет, так развяжите нам руки, дайте возможность зарабатывать на рекламе и платить налоги с этих рекламных объемов.

Замглавы Минздрава Салагай всего этого не понимает. Думаю, ему пора в отставку как чиновнику, не способному подняться над узковедомственными интересами и имитации борьбы за здоровье населения.

В поминальном хоре плакальщиков по судьбе печатных СМИ все больше фальшивых нот и диссонанса. Это вызвано тем, что в реальной жизни появляется много новых фактов и примеров укрепления печатных СМИ, роста их  благосостояния и тиражей.

Самая последняя информация пришла из Лондона о газете The Guardian, которая побила все рекорды по популярности, став лучшим общественно-политическим изданием Великобритании. Об этом говорят такие цифры: 23,5 млн читателей (газета + сайт + социальные сети) — такова средняя ежемесячная аудитория издания по данным Publishers Audience Measurement Company за период с октября 2017 по сентябрь 2018.  В заметке, опубликованной на сайте mediamedia.me, также отмечается, что 97% онлайн-аудитории считают, что чтение сайта Guardian — это с пользой потраченное время. 99% говорят то же самое про печатную версию. Также среди самых популярных печатных изданий англичане называют The Telegraph, The Independent, The Times.

Возникает закономерный вопрос: за счет чего печатные СМИ добиваются успеха в современных непростых условиях? Ответ на это дает обстоятельная публикация в журнале «Журналист» о газете The Washington Post «Подписка и рассылка командуют парадом». Важнейшим инструментом в развитии издания является сайт. Об этом, в  частности, заявила Мики Толивер Кинг, вице-президент по маркетингу The Washington Post. Что нужно делать, чтобы заставить читателей вернуться? Каким образом расширить возможности для подписки? Вот два вопроса, которым редакция уделяет в последние годы очень много времени. Сегодня почти 60 % новых подписчиков The Washington Post приходят с сайта газеты, причем, по словам Кинг, 93 % их подписчиков живут за пределами Вашингтона. The Washington Post привлекала в среднем 88 миллионов уникальных пользователей в месяц. Это на 84 % больше, чем в предыдущие три года.

Редакция газеты смогла решить главную проблему – чем она может быть интересна читателям в стране и в мире. Двумя такими ключевыми сферами в The Washington Post являются, само собой, политика и мнения экспертов. Кинг утверждает, что рубрика «Мнения» — как раз то, чего подписчики ждут с  особым нетерпением и регулярно перечитывают. Решив проблему привлекательности газеты менеджеры издания стали решать другую важнейшую задачу – экономическую. В  рамках стратегии получения доходов The Washington Post также жизненно было важно знать уровень вовлечения цифровых подписчиков.

Два других ключевых направления подписной стратегии The Washington Post — это работа с технологическими платформами для охвата новых потенциальных подписчиков, а также создание широкого ассортимента новостных бюллетеней. Так появилось семьдесят разных новостных бюллетеней, чья тематика простирается от  политики до советов родителям. Все они служат двум важнейшим задачам. Важнейшей организационно-технической задачей было создание, так называемых «маршрутов» движения читателей по сайту, которые начинались у выбранного читателя материала для знакомства – к подписке на издание. Редакция неустанно искала возможности подталкивать читателя к подписке независимо от того, на какой стадии отношений с ней он находился.

Газета The Washington Post за полтора года благодаря грамотному обеспечению симбиоза «бумаги» и «цифры», т.е. использования интернет-технологий для обеспечения эффективной обратной связи с читателями, дала впечатляющий результат.

Словом, лидеры современного издательского дела демонстрируют свои успехи в цифровую эпоху. Поэтому не надо хоронить прессу, надо понимать, что на уход с рынка обречен слабый и неповоротливый, а это касается всех отраслей нашей жизни.

В Щелковскую Федеральную миграционную службу мы с товарищем попали в обеденный перерыв. С часу до двух здесь всех посетителей выпихнули на  улицу, на 15-градусный мороз, видимо, чтобы не мешали работникам принимать пищу. Толпа на улице мерзла, поеживалась и крайне нелицеприятно высказывалась о  данной ФМС. Один мужчина даже заявил, что это худшая служба во всем московском регионе.

Когда нас запустили внутрь, я обнаружил, что помещение тесноватое, людям было неуютно, а стоять в очередях здесь приходится по нескольку часов. Посетителям здесь негде попить воды, нет туалетов, а тем более, горячего кофе или чая.

Я с товарищем приехал сюда, чтобы посодействовать гражданину из ближнего зарубежья в решении миграционных вопросов. Ничего не получилось. Начальник Щелковской ФМС Игнатова с нами говорила грубо, без желания помочь или разобраться и все время отправляла нас к окнам то №10, то №9, то №11. Она не  захотела ни вникать в суть проблемы, ни помочь человеку, решившему жить и  работать в России.

Все это выглядело очень странно на фоне заявлений президента РФ о создании максимально льготных условий соотечественникам из  ближнего зарубежья для переезда в Россию. В реальности же низовые чиновники, на  мой взгляд, активно противятся решению этой задачи, создают препоны и  практически препятствуют реализации государственной политики.

Я прошелся мимо приемных окон ФМС и слышал, как люди заискивали и упрашивали высокомерных дам помочь им в оформлении документов, в  преодолении бесконечной волокиты в легализации своего пребывания в России. Служащие были неулыбчивы, неразговорчивы и равнодушны, а их робкие просители – беспомощны и бесправны.

Все это очень странно. Насколько я знаю, в Европе легальным мигрантам не просто оказывают всяческую помощь, но и снабжают деньгами на  жизнь, жилье, медицину и др.

Недавно президент Путин В.В. заявил, что за последнее десятилетие в Россию переселилось 800 тысяч соотечественников. Цифра смешная, отражающая антигосударственную и античеловеческую позицию чиновников ФМС, таких, как в Щелково.

На этом фоне совершенно контрастно и позитивно выглядит Щелковский МФЦ, находящийся в паре сотен метров от миграционной службы. Зайдя сюда, я был приятно поражен цивилизованностью офиса – помещение просторное, много мягких кресел для посетителей, автоматы с горячим шоколадом, кофе и др. и  даже туалеты для посетителей. И на мороз никого не выпихивают, потому что обеденного перерыва здесь просто нет.

Через пять минут после моего появления в МФЦ меня пригласили к рабочему столу, где работала девушка по имени Люда. Вежливая и  внимательная, она решила все вопросы за 10 минут. Я прислушался к соседним столам – везде шла дружеская, заинтересованная работа.

Почему же в миграционной службе все выстроено не по-людски? Может, этой службой заняться уполномоченной по правам человека? На мой взгляд, мигранты из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Молдовы – тоже люди. Или у кого-то есть сомнения по этому поводу? Люда в МФЦ, к примеру, работает просто супер, ей респект. А Игнатовой из ФМС – красная карточка.

7 декабря этого года на  ресурсе Sostav.ru две журналистки – Ирина Милош и Юлия Николаева – разместили статью «Медиарынок 2018: продажа Forbes, бум спортивного контента и победа мобильного трафика», в которой на профессиональном цифровом сленге изложили основные тенденции в медиасфере, попутно уделив незначительное внимание печатным СМИ. Небольшой фрагмент о печатных СМИ меня позабавил, а  частью раздосадовал. Как можно в эпоху глобального интернета так плохо владеть информацией о близкой им сфере – печатной отрасли. Журналистки буквально написали следующее: «…печатку никто не покупает и не читает. Вывод: она начала умирать еще стремительнее».

Видимо, этот вывод они сделали на основании того, что некоторые известные или любимые проекты закрылись. Они их называют: «В этом году медиахолдинг ACMG прекратил выпуск на бумаге SNC, сменил формат Numero и Interni с журнального на альбомный, а также приостановил выпуск журналов, издававшихся в России по лицензии немецкого Gruner + Jahr («Gala Биография», GEO, «Геолёнок»). Закрылась печатная версия «Игромании».

Других примеров закрытия в статье нет. Нет и общих сведений по России о том, что у нас выходит в свет более 50 000 бумажных газет и журналов, а по подписке населению доставляются почти полмиллиарда экземпляров прессы в год. Конечно, эти цифры могли бы быть большими, но уж что есть. Я бы добавил к сказанному, что в России есть рекордсмены, т.е. газеты и журналы чьи тиражи исчисляются сотнями тысяч и  миллионами экземпляров, и их продолжают покупать, читать и любить.

Недавно были опубликованы данные по Германии компании Presse Grosso, которая подтверждает, что и в этой стране спрос на печатную прессу является достаточно высоким – за прошлый год немцы купили 1,546 миллиарда экземпляров газет и журналов. Спрос за год здесь упал, но всего лишь на 6%. Но это общее отражение мирового экономического спада. В недавней статье от 09.12.2018 «Тотальная распродажа: плеяда популярных цифровых медиа-ресурсов готовится к суровой зиме (Vanity Fair, США)», опубликованной в inoСМИ.Ru, приводятся данные о закрытии и  финансовом кризисе ряда цифровых СМИ в США, причем ожидается дальнейший негативный тренд у этих медиаресурсов. Так что хоронить печатку в отрыве от общих трендов экономики – неправильно. Я бы даже сказал, непрофессионально.

Но в публикациях есть и  положительные моменты, в частности, об общем тренде монетизации медиабизнеса (краудфандинг, paywall и др). Приводятся такие успешные примеры в этом направлении, как Moscow Times, «Медиазона», «Такие дела», The New Times и интернет-журнал «7×7».

Неплохо представлены также проблемы мобильного медиапотребления и др. Но это уже, как говорится, совсем другая история.

В главном же хотелось бы  призвать коллег объективно оценивать процессы, происходящие на медиарынке, и  время от времени раздвигать цифровые шоры и посматривать вокруг себя.

Высшая школа экономики, что на Шаболовке, изнутри чем-то напоминает школу волшебников из фильма о Гарри Поттере: помещения здесь так же  сумрачны и немного загадочны.

Но на открытую лекцию известного экономиста Андрея Мовчана в большой и светлой аудитории пришло много народу, люди стояли даже в проходах. Это и понятно: тема была интересная (Модель мира: «Деньги»), а вход на лекцию бесплатный, по электронной записи. Мы с моим другом записались за неделю, получили приглашение и явились на лекцию без опоздания.

А вот сама лекция нас разочаровала, я бы даже сказал, было жаль потерянного времени. Уровень лекции был, видимо, рассчитан на студентов первого курса финансового колледжа, а никак не на просвещенную публику, собравшуюся в Вышке. А. Мовчан излагал банальные вещи, рассчитанные на  экономически необразованную публику.

Но в своих отступлениях от главной темы лектор высказал несколько интересных положений. Он крайне негативно отозвался о биткоинах, отказав им в праве называться деньгами и отнеся их к спекулятивным механизмам. Высказал мнение, что наша страна формируется в новую модель СССР в формате 2.0 в которой появится Госсовет, усилится централизация, но границы останутся открытыми.  Он отметил, что экономика стагнирует, таланты уезжают, но что будет успешно развиваться военно-промышленный комплекс и бетонная промышленность как незыблемая основа для всего. Он пошутил, что на бетонную основу будут устанавливаться компьютеры китайского производства.

В части особенностей развития рынков лектор привел интересный факт о периоде колониального управления Индией со стороны Британии. Англичане обнаружили, что здесь очень много индусов погибает от укусов кобр и  решили развернуть борьбу со змеями. Они объявили, что за каждую убитую кобру будут платить 1 фунт стерлингов, и им стали приносить огромное количество убитых кобр. Прошло десять лет, индусов умирало все больше и больше, росло и  количество змей в стране. Специальная комиссия из Лондона выяснила, что сметливые индусы стали разводить кобр, убивать их и сдавать британцам с целью заработка. Вот такой микрорынок появился в этой программе. История замечательная и скорее философская, чем финансово-экономическая.

А еще Андрей Мовчан ничего не сказал о рынке СМИ, о киосках прессы (о, ужас!) и их роли в повышении финансовой грамотности молодых и  старых. Наверное, всё оттого, что вход на лекцию был бесплатным…

Депутаты удивляют нас каждый день. Казалось бы, работы у них много, огромная масса законов требует коррекции или обновления. Много законопроектов ждут своей очереди для рассмотрения иногда годами. Но некоторым депутатам неймется, и они делают заявления одно парадоксальнее другого.

В их числе оказался и депутат гордумы Екатеринбурга Александр Колесников. В ходе дискуссии о взаимодействии законодательного органа с  журналистским корпусом он позволил себе ряд не очень дипломатичных высказываний, скорее уместных для городской подворотни, чем для высокого собрания. В  частности, он заявил: «У нас журналисты – бестолочи», понимая под этим необходимость управлять представителями СМИ, видимо, как неразумным дитятем и  необходимость продавать им право на работу по освещению деятельности законодательного органа.

Дальше – больше. Депутат Колесников подверг сомнению известное выражение о четвертой власти в следующей редакции: «Это что за цирк. Не мы для журналистов, а они для нас. Нету такой четвертой власти — это сказки».

Видимо, у народного «избранника» не хватает гуманитарного образования, и прежде всего исторического, о роли СМИ в государстве и обществе. «Четвертой властью» прессу называли еще в 18-19 веках британский философ и писатель Томас Карлейль и британский же государственный деятель и историк Томас Маколей, великие французы Оноре де Бальзак и Жан Жак Руссо. Помнится, и Владимир Ленин уважительно называл газету коллективным пропагандистом, агитатором и  организатором, а сам часто работал в  жанре журналистики.

Но потряс меня депутат своим сексизмом и, мягко скажем невоспитанностью: он заявил, что вести себя с журналистами нужно, как с  женщиной – «чем жестче позиция, тем милее мы будем».

Я не буду вдаваться в гендерный анализ этой фразы, а  уже тем более рассматривать ее с позиции Зигмунда Фрейда, но совершенно очевидно, что выводы можно делать исключительно медицинские, а оценки совсем простенькие: не профессионал, не политик и плохо образованный гражданин. Об  уровне воспитания промолчу.

Во всей этой истории радует, что журналистские сообщества заявление депутата осудили – и Союз журналистов России, и Союз журналистов Екатеринбурга, а в журналистской среде ничего кроме смеха над нерадивым депутатом больше ничего и не было.

Бестолочь она и в гордуме бестолочь!



Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире