oskin

Александр Оськин

21 ноября 2017

F
В октябре в Берлине проходила выставка IFRA / DCX, в ходе которой известные издатели, эксперты медиарынка делились своими мыслями о глобальных тенденциях его развития. 
 
Как рассказал своим читателям сайт «Твой бро», одной из тем обсуждения по традиции были слухи о смерти печатных СМИ.  Так, Майкл Голден из The New York Times (1 миллионом подписчиков печатной версии и более 2 миллионов цифровой), констатировал: «Читатель остался с печатными изданиями, потому что они дают иной, нежели цифровые носители, опыт. Опыт, который читатель ценит. Я верю, что перед нами впереди еще много лет в печатных носителях». Более того, по итогам 2016 года тиражи печатных СМИ перестали сокращаться, а продажи стали расти сразу в трех крупнейших странах Европы – в Великобритании, Франции и Германии, издатели прессы возвращают веру в свой продукт читателей и рекламодателей. Сегодня «внимание читателя – устаревшая валюта, а доверие – актуальная». 
 
Другой актуальной темой в Берлине была борьбы с дуополией, т.е. с  Facebook и Google. Об этом говорил, в частности Стив Демпси из Independent News & Media (200 газет, 130 радиостанций и более 100 коммерческих сайтов в 22 странах на 4 континентах), который отметил, что этим  двум компаниям принадлежит две трети глобального роста рынка рекламы. С ним согласен и Матиас Дёпфнер, председатель и глава немецкого подразделения Axel Springer  (Die Welt, Bild, Business Insider и еще 150 журналов и газет во многих странах мира), отметивший, что на Google и Facebook приходится практически весь рост рекламного рынка.  Европейские издатели жалуются на эти американские компании из-за закрытости алгоритмов, непонятного ценообразования, нарушения авторских прав и готовы объединиться, чтобы «дать решительный бой Цукербергу и Брину с Пейджем». С другой стороны, часть издателей видят в дуополии позитив, т.к. она дает стимул для изменения рынка в лучшую для потребителя сторону. 
 
Говорили на форуме и о молодежи. Тед Янг, редактор английской Metro опроверг мнение о молодых людях как противниках печатных СМИ. Он утверждал, что 44 % читателей его газеты – именно миллениалы, то есть родившиеся в 1981— 2000 гг.  
Эксперты выступали и против еще одного мифа – о превосходстве цифровых медиа над печатными, ссылаясь при этом на исследования, показывающие, что лучшие результаты дает распределение рекламного бюджета между «цифрой» и «бумагой». 
   
Еще одна проблема, которую обсуждали участники выставки, – это фальшивые новости (fake news) и агрессивный контент, рядом с которыми размещается реклама. В этой связи было отмечено появление нового термина — ad fraud, или «рекламное мошенничество», когда реклама размещается на сайтах, не способных дать позитивный результат, но показывающих хорошую отчетность. Американцы подсчитали, что такое мошенничество в 2016 году обошлось в 12,5 млрд долларов, а в 2017-м может обойтись уже в 16,4 млрд. Это говорит о том, что Ad Fraud стоит на первом месте среди всех видов киберпреступлений. В этой ситуации мировые онлайн-ресурсы стали активно рекламировать себя как безопасные, а  рекламодатели, чтобы минимизировать угрозу ad fraud стараются размещать рекламу не где попало, а на безопасных с их точки зрения ресурсах, и речь уже идет о создании единого реестра таких сайтов.  
 
Что для российского медиарынка важно во всей этой дискуссии? Важно то, что в трех ведущих европейских странах начался рост потребления печатных СМИ, равно как и книжной продукции. Меня особенно впечатлила фраза о том, что внимание читателей, т.е. просмотр рекламы в интернет-ресурсах, — это уже не главное в политике рекламодателей. А главное – это доверие читателей к информации, чем и отличаются бумажные СМИ от цифровых ресурсов, изобилующих фейками.  
 
И наконец, чрезвычайно важная мысль, открыто прозвучавшая на этом форуме, – о применении рекламного мошенничества, т.е. искусства накручивания просмотров рекламы на сайтах и в социальных сетях. У нас этого тоже хватает. 
В печатных СМИ накрутить тиражность тоже можно, но всё это стоит несоизмеримых денег и поэтому используется всё меньше.
 
Главная тенденция на рынке СМИ – это исключительно большее доверие к бумажному контенту, чем к цифровому. Поэтому выход очевиден: это симбиоз цифры и бумаги, который должны осуществлять не случайные люди, а профессиональные журналисты, входящие в современные редакционные коллективы, как это мы наблюдаем в «Комсомолке», «Коммерсанте», в издательском доме Шкулёва. Не случайно на днях «Российская газета» выпустила видеоролик, разъясняющий читателям, где надо искать правдивую информацию. 
 
В конечном счёте, репутация дороже денег, а у бумажных СМИ она значительно выше, чем у носителей интернет-фейков.
Меня многие отговаривали от поездки в Египет, запугивая терактами, распространением экстремизма, сложностями чрезвычайного положения и др. Но все эти страхи не соответствовали действительности. 
  
Я приобрел авиабилет через интернет с пересадкой в Стамбуле и прилетел в Хургаду турецкими авиалиниями. Самое первое положительное впечатление – сервис на рейсе был на высоком уровне, а качественный алкоголь от виски до ликеров в экономклассе был без ограничений. Я попробовал красное сухое вино – просто супер!    

В Хургаде я разместился в отеле Sunrise Holidays Resort (5*), где из 900 мест было занято 600, в основном туристами из Европы и республик бывшего Советского Союза. Из России было всего двенадцать человек. Кстати, все египтяне как всегда радушны и приветливы, с нетерпением ждут, когда восстановятся туробмен и прямые рейсы между Москвой и курортами Египта.  
 
В Хургаде температура была плюс 30, вода плюс 26. Красное море – такое же уникальное, как и было тысячелетиями, другого такого в северном полушарии нет. Мы с товарищами в городском турагентстве заказали несколько экскурсий, включая дайвинг. Два погружения с аквалангом плюс обед обошлись каждому в 20 долларов. Для сравнения, в Испании одно погружение без обеда – 70 евро.   

     

Экскурсия в древнюю столицу Египта Луксор позволила познакомиться с сокровищами мировой цивилизации и древнейшими историческими памятниками, многие из которых древнее пирамид. А пирамид в Египте 118 штук, и мы о них мало что знаем.  
  
   
 
Кстати, нелишне напомнить, что египтяне изобрели десятичную систему исчисления, им было известно значение числа «пи», они умели определять площадь и объем. Глубокими были знания древних египтян в астрономии (ими, например, был изобретен первый календарь) и в медицине (делались сложные операции с трепанацией черепа, а для лечения инфекций использовался аналог ампициллина).   Египтяне придумали письмо, используя для него бумагу (точнее, папирус) и чернила. Мало кто знает, что в Египте найден первый винный погреб, и что здесь впервые в мире сварили пиво. Наконец, именно в Египте придумали такие привычные для нас вещи, как замок с ключами, расческу, ножницы, дезодорант, зубную щетку и пасту и многое другое.     

   
 
Меня поразила информация от гида в Луксоре о том, что египетский фараон Рамсес II (XIII век до н.э.), оказывается, имел 47 жен, прожил 94 года, и у него родилось 296 сыновей (о дочерях статистика умалчивает). В далеком прошлом, в XV веке до н.э., Египтом правила царица Хатшепсут (в мужском обличье), и за 20 лет ее правления страна расцвела в экономическом и военном отношении.  


 
   
Все время нашего пребывания в Египте нас не оставляла печальная нотка: россиян в Египте практически нет, и сокровища этой древнейшей цивилизации остаются неведомыми значительному числу россиян. Украинцы, белорусы, поляки, латыши – мы много здесь встретили русскоязычных, но наших было до обидного мало. В ресторане на обеде к моему товарищу подошел официант и, приняв его за украинца, сразу сказал по-русски: «Слава Украине!». Нам стало понятно, что украинцев здесь так много, что они даже смогли воспитать обслугу отеля в своих традициях. Молодцы! Но и в этом случае этот факт послужил укором – нельзя оставлять никакое пространство без своего присутствия. 
 
Улетали мы тем же путем, т.е. через Стамбул. Так вот, аэропорт Хургады, заново отстроенный, сверкающий стеклом и мрамором, поразил меня тройной системой проверки пассажиров на безопасность. Нас не просто раздели и разули, но и дважды ощупывали настолько тщательно, что мне показалось, что здесь на борт самолета нельзя даже пронести на себе лишнюю пару нижнего белья, не говоря о чем-нибудь посерьезнее. Но аэропорт выглядел пустовато, народу было мало. Все-таки русские туристы раньше здесь составляли большинство.
К слову, вся недельная поездка мне обошлась в 40 тысяч рублей (перелет через Стамбул и отель «все включено»), а удовольствия я получил на все 100 тысяч.  
 
Я не могу понять, почему наши власти не хотят открывать для своих граждан Египет, т.е. разрешить прямые авиаперелеты. Вся Европа летает, наслаждается здесь в зимнее время теплом и солнцем, а нас ограничивают. В этом ограничении еще и ущерб для нашей экономики – потери турагентств, аэропортов, авиакомпаний и всей инфраструктуры, работающей на туробмен. На мой взгляд, это глубоко ошибочно, и я полагаю, что наша бюрократическая машина не в состоянии дать в данном вопросе обратный ход. А надо бы!

На  прошлой неделе мне посчастливилось принять участие в работе XV Медиафорума СМИ Северо-Запада.

Мероприятие проходило в местном Доме журналиста, где я был впервые. Интерьер здания поразил меня величием. Отдельные залы напоминали Эрмитаж. Я бродил по лабиринтам Дома журналиста, спрашивая у встречных: « Что было здесь до революции?» Никто не знал, ни  журналисты, ни охрана.

Хорошо бы  при входе в здание установить памятную табличку. Нечто подобное на здании, я  видел в Ярославле, где столбиком на улицах висели все исторические названия этих магистралей. Хороший пример для всех исторических сооружений в нашей стране, а заодно и улиц.

Позже, в  интернете, удалось узнать, что это здание изначально принадлежало купцу А. Шемякину. После смены нескольких владельцев здесь с 1864 года размещалось Петербургское купеческое общество.

Еще одно важное открытие я сделал уже в ходе работы самого форума. Из выступления генерального директора газеты «Санкт-Петербургские Ведомости» Бориса Валерьевича Грумбкова. Он рассказал, что редакция успешно работает в социальных сетях, продвигая свой контент с учётом интересов аудитории. Например, колонка с  директором Государственного Эрмитажа Михаилом Борисовичем Пиотровским вызывает больший интерес в Facebook, а новости о музыкальных событиях более популярны во ВКонтакте и Одноклассниках.  

Но  поразило меня и то, что многие журналисты, приехавшие на форум из соседних регионов, плохо дружат с «цифрой». Может, от отсутствия знаний, может, от  недоверия к новым технологиям. Тут, как говорится, учиться, учиться и учиться!

Дискуссия получилась интересной. Александр Потехин, директор РИЦ «ТАСС Северо-Запад», председатель АСМИ, вёл заседание очень интересно и талантливо. Я в своем выступлении предложил изданиям, имеющим богатые архивы, наладить издание спецвыпусков. Они обходятся дешево, но дорого продаются. В США подобные спецвыпуски под названием «буказины» (книги-журналы) пользуются большим спросом, и средняя цена их – $15 за экземпляр.  

Перед отъездом, а я был в Питере в командировке одним днём, успел с товарищем забежать во французское кафе у Московского вокзала. Официантка обращалась к нам не иначе как «месье». Она предложила луковый суп и свинину по-французски. По-моему, оба блюда были вкусными, но  далекими от французской кухни. Но  слух радовало обращение «месье». Что ни говори, а в Питер надо ездить почаще и  не одним днём!  

В новостной ленте ТАСС появилось сообщение, что вице-премьер Аркадий Дворкович, направляясь в Сочи на Всемирный фестиваль молодежи и студентов, в самолете читал прессу, и он даже сказал, что именно – это и «Коммерсант», и «Ведомости», и «Московский комсомолец», и РБК.  
 
Меня, признаюсь, порадовало, что он проявил интерес к бумажным СМИ и ознакомился со свежими выпусками газет. Однако радости у меня было немного, потому что уже выступая в Сочи, вице-премьер сказал, что газеты будут жить, но тут же оговорился, что государство их поддерживать не будет. Считаю, что это заявление было ошибочным. 
 
Нечто подобное вице-премьер заявил и несколько ранее по поводу высказывания генерального директора Почты России Николая Подгузова о необходимости возобновления госсубсидий на доставку подписных изданий населению. А.Дворкович сказал тогда, что правительство вопрос о возобновлении госсубсидий Почте не рассматривает. Считаю, что и это заявление было ошибочным.  
 
Напомню, что бумажная пресса при своем рождении добилась высоких тиражей и внимания публики, потому что имела очень низкую цену и была доступна широким народным массам. В наше время, когда цены на полиграфическую бумагу, энергоресурсы и аренду стремительно растут, пресса обречена на неуклонный рост розничных цен. Обречена в России и подписка, потому что с отменой субсидий на доставку прессы населению в 2014 году почтовые тарифы выросли более чем в два раза, подписка стала дороже розницы, а подписные тиражи рухнули почти в два раза -  с 1 млрд экземпляров в год до 0,55 млрд экземпляров. Россия стала единственной страной в развитом мире, где нет господдержки подписке. И это при наших гигантских расстояниях, когда везти издания населению любыми видами транспорта стоит очень дорого.  
 
Я могу понять гендиректора Почты Подгузова, который не может допустить, чтобы одна из услуг его ведомства была убыточной, и вынужден повышать тарифы на доставку. А вот вице-премьера Дворковича я понять не могу, потому что он отказывается от имени правительства поддерживать и прессу, и подписку на прессу. Равнодушна наша власть и к книгам. В стране уничтожаются книжные магазины со средней скоростью два объекта в неделю из-за непомерных арендных ставок. Общее число книжных магазинов уже около тысячи, в царской России до 2017 года их было больше. Да и киоски прессы сокращаются в современной России со средней скоростью 10 киосков в день по тем же причинам. 
 
С одной стороны, власти заявляют о необходимости укреплять информационную безопасность страны, образование и культуру, а с другой стороны, не желают принимать какие-либо меры по поддержке печатной отрасли.  
 
Недавно было опубликовано открытое письмо ряда руководителей медиаотрасли страны А.Дворковичу по этой проблематике. Оно прошло мимо внимания правительства РФ, я полагаю, что это тоже ошибочная позиция. 
 
Кстати, весь Всемирный фестиваль молодежи в Сочи, видимо, стоил очень больших денег, и цели этих инвестиций понятны. Непонятно, почему правительство РФ не в состоянии спрогнозировать последствия уничтожения в стране газет, журналов и книг. Если не будет их поддержки –  их просто не будет.  
 
Самое потрясающее, что в соседней Белоруссии или Латвии это понимают. Даже в маленькой Албании печатку поддерживают, уже не говоря о Китае, США или Канаде. А у нас – нет.
Много, очень много ошибочных позиций в правительстве РФ. Может, пора приступить к работе над ошибками?! Но судя по оптимизму А.Дворковича, эта пора еще не наступила. 
Газета «Известия» сообщила о новой инициативе Минздрава, направленной на укрепление здоровья нации. Из неё следует, что главной угрозой для населения являются не плохие лекарства и отсталая система здравоохранения, а курильщики, которые позволяют себе курить несмотря на все гонения, инициированные данным ведомством. 
 
«Минздрав поддерживает запрет курения на открытом воздухе на расстоянии менее чем 10 м от входа в подъезды жилых домов, – написали «Известия». – Это следует из проекта положительного отзыва правительства на поправки в антитабачный закон». Соответствующий законопроект с поправками в статью 12 закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», подготовленный в Совете Федерации, был внесен в Госдуму летом этого года.  
 
В этом же материале «Известий» со ссылкой на неназванный источник говорилось и о вопросах, которые возникли к законопроекту у финансово-экономического блока правительства. В частности, там не понимают, как определять 10-метровую запретную зону. А управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский сомневается, что соблюдение запрета будет эффективно контролироваться, поскольку это потребует дополнительных финансовых затрат и значительно увеличит нагрузку на полицейских. 
 
Странная аргументация у противников законопроекта – они не знают, как определить 10-метровую зону. В нашей стране есть богатый опыт в части формирования зон. Предлагаю вокруг каждого подъезда очертить полукруг радиусом 10 метров, поставить по окружности забор из колючей проволоки и гнать всех курильщиков за его пределы. Кроме этого, надо определить 10-метровую зону во всех местах возможного появления курильщиков, как то: магазины, общепит, библиотеки, кинотеатры и даже ночные клубы. Колючая проволока создаст необходимый психологический эффект отчужденности между курящими и некурящими. А у каждого забора поставить надсмотрщика, финансируемого за счет госбюджета. И тогда для Минздрава и Ко. возникнет полный рай в обеспечении размежевания. 
 
А говоря серьезно, абсурдная инициатива Минздрава демонстрирует полную беспомощность чиновников в борьбе за здоровый образ жизни цивилизованным методом, т.е. воспитанием и убеждением, а не запретами. Курящего человека у нас стали унижать и гнать, а это, по меньшей мере, неприлично. А по большей мере – это нарушение Конституции с нормами о правах человека независимо от того, курит он, носит очки или красит волосы. Надо не создавать резервации, а создавать условия для достойной жизни и отдыха. И не назначать людей второго сорта. 
 
Я отношу к таким несправедливым решениям, дискриминирующим людей курящих, ликвидацию в аэропортах и на вокзалах специальных мест для курения, кафе и ресторанов с местами для курящих, запрет на продажу табака в киосках прессы и т.д. 
 
Инициатива Минздрава у меня вызывает только одну реакцию – все это было бы смешно, когда бы ни было так грустно.

До последнего времени преобладали публикации о падении интереса к печатным СМИ, падении тиражей газет и журналов. Тут совершенно неожиданно выходит статья в «Независимой газете» со  ссылкой на исследование Фонда общественного мнения (ФОМ) «Интернет в России: динамика проникновения. Лето 2017 г.»

В статье говорится, что впервые в XXI веке затормозился рост пользователей интернета в в России. Более того, маятник развернулся в обратную сторону, аж на 1% Доля граждан, которые бывают в Сети раз в неделю или каждый день, снизилась до 67% и 60% соответственно. Так ещё зимой 2016-го интернет-аудитория РФ  составляла почти 83 млн, но после начала сокращаться, достигнув текущих показателей.

Причин такого явления может быть множество:

— насыщение рынка и повышение операторами тарифов на доступ к сети Интернет, включая мобильный интернет;

— ужесточение законодательства в сфере телекоммуникаций («закон Яровой», авторизация в Сети с идентификацией личности, борьба с «серыми» SIM-картами и т.д.);

— снижение деловой активности, а  следовательно, закупок оборудования и востребованности услуг связи;

— сужение базы пользователей, владеющих компьютерной грамотностью;

—  отсутствие качественного доступа в сеть в удаленных малых населённых пунктах и на дачах.

Добавлю к сказанному, что в подмосковном поселке, в Щелковском районе, где находится моя дача, к примеру, интернета нет и не предвидится. А это всего 60 километров от Москвы. Думаю, что в России таких населенных пунктов очень много!

А  еще надо вспомнить майское выступление министра Никифорова на коллегии Минсвязи о том, что сеть 4G (LTE) доступна 70% населения страны. Реальная жизнь показывает: стоит только отъехать от крупных городов — ни 4G, ни  3G, хорошо, если голос собеседника удастся расслышать. Теперь нас обещают 5G — самый быстрый интернет, но похоже история снова повторится.

Что говорить о росте числа интернет-пользователей в России, если только в сентябре этого года удалось связать оптоволоконным кабелем Норильск с «большой» землей. Почти 180 тысяч человек были вынуждены десятилетия пользоваться дорогим спутниковым сигналом.

Надо также отметить, что интернет и электронные средства коммуникаций находятся ровно в такой же зависимости от общих экономических процессов, как и рынок печатных изданий. Несмотря на ряд технологических преимуществ, интернет не может в полной мере заменить все остальные формы взаимодействия людей.

Интернет, безусловно, является важной инфраструктурой, выполняющей востребованные функции в обществе: возможность получения справочной информации, коммуникации, интернет-торговли и осуществления платежей, навигация для автомобилей, карты перемещения для туристов и др.

Интернет, безусловно, содержит гигантский объём информации, но  полезность его не всеобъемлющая. А главред МК, к примеру, назвал его «помойкой», где наряду с «жемчужинами» попадается много мусора. В тоже время, редакции печатных изданий, создающих контент, отвечают как перед законом, так и перед обществом, поэтому пресса пользуется доверием читателей.

В  настоящее время в России зарегистрировано 56 тысяч печатных СМИ. Это, безусловно, переизбыток, так сказать, «перепроизводство». В Германии, к  примеру, газет и журналов немногим более 5 тысяч. Видимо, у нас будет продолжаться очищение рынка от излишеств.

Неоднократно уже писал, что информация о смерти печатных СМИ преувеличена. Пресса сохранится в объемах. Пресса останется важным инструментом человеческой цивилизации. Как тут не вспомнить последнюю горькую шутку, почёрпнутую мной в интернете: «Опрос общественного мнения показал, что 100% опрошенных пользуются интернетом и особенно важно, что опрос проводился в сети».

Маятник качнулся. Но главное: хотя маятник и качнулся, «бумага» и «цифра» — сестры навек!

Из публикаций в СМИ стало известно, что Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга подготовил поправки к постановлению городского правительства от 27 сентября 2012 г., регулирующему размещение нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности. В пояснительной записке авторы поправок указывают, что они разработаны «в целях обеспечения требований антитеррористической защищенности станций метрополитена и безопасного прохода больших масс людей».  
 
Предлагаемые изменения запрещают размещать НТО ближе 100 метров от входа в метрополитен, в то время как указанным постановлением определено вдвое меньшее минимальное расстояние – 50 метров. Более того, если в действующем документе содержится исключение для торговых объектов, реализующих прессу, цветы и театральные билеты – их можно размещать непосредственно у входа в вестибюли метро, то в случае принятия поправок никаких исключений не будет. Владельцы абсолютно всех нестационарных торговых объектов, находящихся в настоящее время в 100-метровой зоне, будут вынуждены демонтировать и перенести свои киоски. А это около 300 киосков и павильонов прессы, реализующих в месяц свыше 1 миллиона экземпляров газет и журналов.    

Поправки, подготовленные Комитетом имущественных отношений, в случае их принятия нанесут ощутимый, весьма болезненный удар по распространителям печатной продукции, для которых расположение торговых объектов в местах высокого людского трафика имеет особенно важное значение, а перенос киосков прессы в сторону от него неизбежно приведет к сокращению продаж в несколько раз, падению рентабельности бизнеса и в результате – к закрытию объектов. В тяжелой ситуации окажется, в частности, компания «Метропресс», бывшая в свое время монополистом в сфере торговли прессой в метро и уже понесшая потери из-за запрета любой торговли в петербургском метрополитене после произошедших на его территории терактов весной 2017 года.  
  
Перенос газетных киосков также будет большим ударом по издателям, чьи доходы от продаж значительно сократятся. Это негативно скажется и на потребителях печатной продукции, привыкших покупать газеты и журналы на удобных для себя местах.     

Представляется, что в данном случае антитеррористическая аргументация при ограничении продаж прессы в метро и на прилегающей территории является чрезмерной.    
 
Ответственные лица в Смольном не задумываются о том, что двойной удар по торговле в метро и на близлежащей территории обрушит систему распространения печатной продукции, складывающуюся в городе годами. Принятие поправок может, по экспертным оценкам, обрушить объемы продаваемых тиражей на 50 процентов. Эту цифру газете «Аргументы и факты Санкт-Петербург» подтвердил генеральный директор ООО «Метропресс» Сергей Маркелов, который отметил: «У станций метро в Петербурге сегодня находится 1300 торговых объектов. Из них 216 это – это пресса. Каждый месяц во всех этих газетных киосках продаётся около 1 миллиона экземпляров печатной продукции. Это самые посещаемые точки, в них реализуется больше 50% всех газет и журналов. Получается, одним росчерком пера мы обвалим рынок печатной продукции ровно вдвое!». Обратил он внимание и на неизбежные увольнения продавцов, грузчиков, сортировщиков, а также на то, что городская казна недополучит налоговых отчислений.    

Самое удивительное в планах чиновников Смольного – это то, что они решили обрушить рынок прессы культурной столицы России аккурат в канун президентских выборов. Хорошо бы понять ретивым деятелям из правительства Санкт-Петербурга, что разрушение каналов распространения газет, журналов и книг обрекает всю печатную продукцию на списание, а горожан и гостей города – на ограничение доступа к печатному слову. Если это сознательные действия навстречу президентским выборам, то это по меньшей мере странно. По-моему, в Кремле этого не поймут. 
Из недр Минфина вышло интересное письмо за подписью заместителя министра А.Ю.Иванова, в котором он изложил финансовую политику ведомства в отношении выделения госсубсидий на подписку газет и журналов.    
 
Главный посыл чиновника звучит как приговор всему институту подписки на печатную периодику: «Субсидирование подписки на печатные СМИ в период 2008-2014 годов не оказало существенного влияния на долю подписных тиражей печатных СМИ в России в общем объеме их тиражей». Так вот, со всей категоричностью я заявляю, что данный тезис не соответствует действительности.      
Согласно данным ФГУП «Почта России» и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, после введения субсидий изменение подписных тиражей в первом полугодии 2008 года к аналогичному периоду 2007 года составило +2,0%, во втором полугодии +0,3%, в 2009 году соответственно -2,9% и -2,2%, в 2010 году -1,1% и -0,4%. В первую подписную кампанию после отмены субсидий, т.е. во втором полугодии 2014 года это изменение составило уже -20%, а в первом полугодии 2015 года -22%.  Только по официальным данным, за три года падение подписки составляет в среднем 10% в полугодие.   
 
Добавлю к сказанному, что во всем мире госсубсидии на доставку подписных тиражей эффективны, а в России почему-то нет. Кстати, насколько я помню историю вопроса, именно Минфин был инициатором отмены госсубсидий на подписку в целях  экономии бюджетных средств. А все последующие заявления большого отряда чиновников о том, что госсубсидии неэффективны, были всего лишь информационным прикрытием для безрассудного решения.    
  
После отмены госсубсидий «Почта России», компенсируя свои потери, увеличила тарифы на доставку подписных изданий населению на 225%. В результате подписные тиражи по большой группе изданий упали на 30-60%. А помощь, о которой пишет замминистра, выделяемая небольшой части региональных СМИ, – это капля в море и касается не более чем 4% всех газет и журналов России.     
 
Тут можно говорить об известном факте, что явка россиян на избирательные участки субъектов РФ прямо пропорциональна уровню подписки, приходящейся на 1000 жителей. Можно говорить о роли подписки в повышении культуры и просвещения населения, о необходимости укреплять информационную безопасность страны, о том, что помощь подписке оказывается во всех развитых странах, и не только. Но не будем.     
 
Обычно все думают, что финансисты уважают цифры и умеют считать. В данном случае, т.е. в случае с Минфином, это не наблюдается. Но, тем не менее, не могу удержаться от цифрового вопроса. Если после отмены субсидий подписные тиражи в России упали с 1 млрд экземпляров в год до 0,5 млрд, то это от чего? От изменения климата в стране или от плохой игры нашей футбольной сборной? Увы, это следствие неправильной государственной политики финансового ведомства, которое не просто плохо считает, но и не слышит аргументов в поддержку госсубсидий и не видит опыта в этом вопросе всех развитых государств. 

Черногория – страна маленькая с населением всего 630 тысяч человек и столицей Подгорица, где проживает около 150 тысяч человек. В стране много гор и лесов и всего четыре крупных завода, главный из которых винодельческий. Словом, индустриальных гигантов нет, поэтому и экология замечательная. Здесь более 100 пляжей – песочных, галечных и несколько популярных в Европе нудистских.

И что для меня было самое удивительное, здесь с большим уважением относятся к  курильщикам, соблюдают их права.   Курить можно буквально везде, включая общественные и антиобщественные места. Правда, совсем недавно власти запретили курить…в общественном транспорте, что стало небольшой сенсацией для населения.

А население здесь очень доброжелательное и на 70 процентов православное. В стране 2 000 православных церквей, из которых 1 000 не действуют, потому что находятся в  гористой, труднодоступной местности.

Напомню, что почти 500 лет территория страны находилась под игом Османской империи, но  православие сохранилось, в том числе благодаря уходу населения в горы и  сохранению там своей культуры и обычаев.

В Черногории много замечательных православных храмов, но думаю, что важнейший из них тот, что в монастыре Острог, находящемся высоко в горах. Считается, что это место является третьим по значимости среди православных святынь на планете после Иерусалима и Афона. Именно поэтому в монастырь Острог приезжает в год около одного миллиона православных.

В 2013 году в Подгорице открыли огромный православный храм Воскресения Христова, фундамент которого был заложен в 1992 году. Для внутренней отделки в нем сусальным золотом покрыли 4 000 кв. метров. Отношение некоторых черногорцев к  строительству новодела, деликатно скажем, сдержанное, потому что на его сооружение было потрачено восемь миллионов евро, а Черногория – страна не очень богатая. И  считается, что деньги могли бы быть потрачены на более жизненно важные нужды. Кроме того, в росписи потолка храма присутствует современная тематика, в  частности, при изображении ада использованы образы членов команды Иосипа Броз Тито – коммунистов, место которым, по мнению авторов росписи, только в пекле.

После развала Югославии каждая из входивших в нее республик выживает самостоятельно. Отношение к коммунистическому прошлому здесь примерно такое же, как у нас к  Советскому Союзу. Как тут не вспомнить известное высказывание ВВП: «Кто не  жалеет о распаде СССР, у того нет сердца. А у того, кто хочет его восстановления в прежнем виде, у того нет головы». Очень похожее настроение я  почувствовал у населения Черногории.

Ну а мне храм понравился. Что касается сетований местных жителей на большие затраты на  его строительство, то я подумал, что это на самом деле копейки, у нас бы  потратили раз в двадцать больше.

Главная отрасль черногорской экономики – это туризм, и на местных курортах отдыхает значительная часть населения континентальной Европы, включая россиян. В  туристической индустрии работает много украинцев – дружелюбных парней и  девушек, у которых рабочий день в сезон с 9 утра до 11 вечера.

Особенно мне понравился новый представитель малого бизнеса в Черногории, в прошлом – командир военного корабля, в сухопутной версии полковник, который, выйдя в  отставку, купил небольшой туристический кораблик на 60 человек, назвал его «Елена» и организует ежедневно фиш-пикники — 35 евро за круиз с человека. Его зовут Петер, на своем судне он и капитан, и шоумен, и бармен, и официант. Хорошо говорит по-русски. А вся команда корабля – это три человека, включая повара, который в прошлом у своего командира служил прапорщиком. На морской прогулке кормили вкусной рыбой дорадо, предлагали ром, вина по принципу «всё включено». На корабле было много молодежи из России, которая с энтузиазмом прыгала с верхней палубы в воду, а стоянки были в открытом море на глубине около 100 метров. Вы себе представляете нашего полковника в отставке в таком малом бизнесе? Я – нет.

Отели в  городе Будва, где я жил, очень неплохие. По телевизору можно было посмотреть 80 каналов, включая первый российский и все основные европейские. Кроме того, здесь были три бесплатных эротических канала, в том числе один на русском языке.

Что мне особенно понравилось в Черногории, так это любовь к мясным блюдам и к хорошему вину. И то и другое здесь просто супер. Рыбных блюд и морепродуктов тут тоже с  избытком, но главное – это мясо, и здесь его умеют готовить.

История Черногории непростая и многовековая. К примеру, древняя крепость Будва, по  оценкам археологов, имеет корни, уходящие в прошлое на две с половиной тысячи лет. Её разрушали и войны, и землетрясения, но стоит она крепко и  величественно. Сейчас её окружают многочисленные ресторанчики с очень хорошими местными пивом и вином. На сегодняшний день это тоже неплохая защита для сохранения древности.

Кстати, я как некурящий хотел бы заметить, что курить в Черногории можно практически везде, но курят мало. Вот бы и нашему Минздраву поучиться этой тактике у черногорских коллег.

Депутаты Госдумы, что ни неделя, предлагают новые забавные инициативы, которые на самом деле не столько смешны, сколько печальны. Почему печальны – скажу позднее, а сейчас о сути события.

«Российская газета» опубликовала статью «Рекламная пауза», в которой говорится: «Нам хотят дать возможность смотреть кино, телепередачи и слушать радио без перерывов на рекламу. Правда, только в воскресенье с 6.00 до 24.00. Законопроект, запрещающий прерывать рекламой телепередачи, фильмы и радиопередачи в это время, внесен в Госдуму». Авторы поправок в закон «О рекламе», а ими стали депутаты И.В.Лебедев, В.Е.Деньгин,  Я.Е.Нилов и В.В.Сысоев, объясняют  необходимость запрета тем, что в выходные люди  должны «иметь возможность спокойно смотреть передачи, документальные, художественные фильмы. А когда они периодически прерываются агрессивной рекламой, это уже не отдых. Навязчивые ролики напоминают людям о разных заболеваниях, проблемах, попросту раздражают». Кроме того, депутаты считают, что дети и подростки смотрят телевизор в выходные чаще, чем в будние дни, и у них «может формироваться неправильное представление о жизни».

По этому поводу «РГ» опубликовала мнение маркетолога Романа Алехина, который утверждает, что запрет на рекламу в воскресные дни «не имеет под собой никаких оснований с точки зрения разумности и целесообразности», поскольку кроме радио и телевидения есть много других каналов распространения рекламы – это интернет, наружная реклама, пресса и т.д. Кроме того, полагает маркетолог, ограничения на рекламу не работают, и это видно на примере запрета рекламы пива, когда производители этого напитка стали рекламировать безалкогольное пиво под теми же брендами. Р.Алехин подчеркивает, что инициатива напоминает ему предложение ограничить работу гипермаркетов в выходные дни, что не вписывается в законы рынка, который должен  регулировать себя сам. 

Я бы к сказанному добавил, что депутаты  не докрутили до конца свою идею, я бы сказал, не учли многоконфессиональность россиян. Это у христиан каждое воскресенье – праздник, поэтому и выходной. А у евреев, к примеру, это шабат каждую субботу, у мусульман – пятница. Аргументация депутатов о том, что в выходные дни человек не должен отдыхать, а не подвергаться воздействию рекламы, имеет смысл. В нашей стране только официальных праздников и выходных дней почти треть календарного года. Плюс религиозные праздники всех четырех конфессий. Вот и надо бы депутатам охватить весь этот массив, в который человеку хочется отдохнуть. Вот  это был бы правильный масштаб новой депутатской инициативы! 

Добавлю к этому, что радио и телевидение на рекламе в выходные дни зарабатывают до четверти своих доходов. Очевидно, что реализация депутатской инициативы станет большим ударом по их экономике.

Если говорить серьезно, хочу напомнить господам депутатам, что они в настоящее время рассматривают бюджет на 2018 год, в котором предусматривается сократить расходы на СМИ на 12 млрд рублей. А где их взять? Вот бы и предложили господа депутаты полностью либерализовать рекламу в стране и дать возможность электронным и печатным СМИ зарабатывать на рекламе и тем самым помочь государству рублем. И это был бы правильный государственный подход. К сожалению, сил на такой экономический реализм у депутатов не хватило, и они предложили упрощенный вариант – запретить. 

Очень хотелось бы, чтобы депутаты ГД поменяли отношение к российской экономике в целом и от выработки запретительных мер перешли бы к стимулированию и поддержке всей хозяйственной деятельности, включая медиаиндустрию.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире