Действительно, советская конституция декларативно гарантировала гражданам Советского Союза соблюдение большого перечня прав, которые на практике не соблюдались.
Сегодня после завершения двух заседаний в судебном участке № 423 Тверского района можно было бы обратиться к нынешним властям России с похожим, но слегка модифицированным призывом: «Соблюдайте хотя бы нормы ваших антиправовых законов!»
За последние годы власти наплодили массу репрессивных законов, создавших механизмы, которые можно применять для осуществления широких политических репрессий самого разного характера – от уголовного преследования инакомыслящих, до закрытия неугодных властям общественных организаций. В большинстве своем эти законы носят антиправовой характер, их нормы сформулированы сознательно нечетко и неопределенно, что открывает возможности для произвола.
Примером подобного закона может служить так называемый «закон об иностранных агентах». Согласно ему, Министерство юстиции РФ должно вписывать в «реестр НКО, исполняющих функции иностранных агентов» некоммерческие организации (НКО), получающие иностранное финансирование и занимающиеся «политической деятельностью». Для таких организаций в нашей стране создаются особые правила существования: у них осложнена отчетность перед Министерством юстиции, их могут подвергать бесконечному числу проверок, но главное состоит в другом – все материалы, издаваемые и (или) распространяемые такой НКО, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
Мы и наши коллеги по правозащитной работе много писали о том, что этот закон не имеет никакого отношения к праву, что он носит дискриминационный характер, что под политической деятельностью в этом законе понимается любая деятельность, направленная на изменение общественного мнения, и любое обращение к органам власти.
Мы писали, что под понятие «иностранное финансирование», согласно расплывчатым формулировкам закона, подпадает и случай, когда иностранный гражданин направит на счет организации один рубль.
Мы писали, что «агент», согласно нормам русского языка, это тот, кто выполняет указание, распоряжение кого-то, в чьих интересах он действует. Между тем в законе прямо прописано, что для включения в «реестр иностранных агентов» совсем необязательно, чтобы данная организация действовала в интересах каких-то иностранных граждан, организаций, государств.
Мы писали и о том, что слова «иностранный агент» являются оскорбительными для общественной организации, защищающей права человека. Любой желающий без труда найдет в Интернете массу материалов, содержащих подробную аргументацию против этого закона.
Но вот этот противоправный закон начал действовать. И что же выяснилось?
Его правоприменение органами прокуратуры, Минюста, Роскомнадзора сопровождалось и сопровождается постоянным грубым и демонстративным нарушением норм этого самого закона!
Сегодня мы стали свидетелями очередного яркого тому примера.
Мировой судья Сергей Комлев постановил оштрафовать Правозащитный центр «Мемориал*» на 600 тысяч рублей.
За что?
За то, что два материала, подготовленные и распространенные другой организацией, Международным «Мемориалом*», не содержат упоминание того, что ПЦ «Мемориал*» «выполняет функции иностранного агента».
Вначале Министерство юстиции РФ выносит ПЦ «Мемориал*» «предупреждение» о том, что два пресс-релиза о двух лекциях, которые проходили в помещении Международного «Мемориала*», должны быть маркированы надписью об иностранном агенте. Затем, основываясь на этом предупреждении, Роскомнадзор приглашает нашего председателя на вручение протоколов об административном нарушении. «Позвольте, — втолковывал Александр Черкасов чиновнице этого ведомства Ольге Чукиной, – как наша организация может что-то ставить или не ставить на материалах иной организации? И, кроме того, ведь Международный «Мемориал*» не внесен в реестр «иностранных агентов». Налицо очевидная ошибка. Очевидно, что чиновники по своей нерадивости совершили ошибку и придрались к первым попавшим им на глаза материалам. Пусть получше поищут и найдут наши материалы, действительно изданные и распространенные нашей организацией. Это сделать не трудно». Г-жа Чукина впала в ступор и долго смотрела в экран компьютера. Затем попросила нашего председателя прийти на следующий день.
А на следующий день ему был вручены два протокола с несколькими абзацами, «объясняющими», почему ПЦ «Мемориал*» должен отвечать за отсутствие слов об «иностранных агентах» на материалах другой организации. Мол, эти две организации работают в тесном контакте друг с другом, мол, ПЦ «Мемориал*» является членом Международного «Мемориала*», мол, и логотипы у них схожи. То есть, конечно, это две разные организации, но это не важно – Правозащитный центр все равно ответит за все.
С точки зрения права, да и просто здравого смысла, это абсурд. А, кроме того, протокол содержит просто ложь. Г-жа Чукина утверждает, что главная страница сайта memo.ru (где и были размещены пресс-релизы Международного «Мемориала*») и раздел этого же сайта «Правозащита» (где размещаются, в основном, материалы ПЦ «Мемориал*») полностью совпадают. Любой желающий может зайти на сайт, просмотреть эти страницы за много лет и увидеть, что это не так.
Естественно, мы обжаловали эти протоколы в суде. Казалось бы, самым разумным для власти было бы отменить протоколы, как ошибочные, провести новый поиск материалов ПЦ «Мемориал*» на том же сайте (это сделать совершенно нетрудно) и вменить в вину нашей организации отсутствие маркировок «иностранного агента» на действительно наших материалах. Мы от них не отказываемся, мы в них обычно упоминаем нашу организацию, мы за них готовы нести ответственность. При этом мы не намерены клеветать на себя и называть себя чьими-то ни было агентами. Так что властям было достаточно признать свой ляп, провести совсем небольшую работу и в рамках их закона наказать Правозащитный центр «Мемориал*». Тогда была бы соблюдена хотя бы видимость законности их действий.
Но нет. Минюст, Роскомнадзор, а сегодня и суд демонстративно идут по пути произвола.
Обществу показывают – ПЦ «Мемориал*» «заказан» и с ним расправляются. Нормы закона и права тут вообще ни при чем.
Желающие могут посмотреть текст эмоционального выступления в суде представителя ПЦ «Мемориал*» Кирилла Коротеева. Он обратился с этими словами к судье, когда решение по первому протоколу уже было озвучено и суд приступил к рассмотрению второго протокола.
