14:13 , 23 марта 2017

Как устроены муниципальные выборы в Москве-2017. Часть I: избирательные округа

Московская школа кандидатов – это учебная программа Открытой России, в рамках которой кандидаты в муниципальные собрания Москвы изучают, как построить стратегию и план избирательной кампании, общаться с избирателями, издавать районную газету, собирать деньги, агитировать от двери к двери и готовить документы для выдвижения. Мы можем ответить на многие вопросы наших студентов, но один из них каждый раз оставляет нас в смятении: где узнать границы избирательного округа, в котором предстоит вести кампанию? 

Образовательный центр «Открытые выборы» провел исследование сайтов и уставов 124 московских муниципальных округов и выяснил, что за последние 4 месяца:

1. В 41 районе Москвы изменилась уставная численность муниципальных собраний. В 39 из них уставная численность была округлена до 10, 15 или 20 депутатов. Ранее в Москве было 53 таких района, теперь их 92.

2. Общая численность мандатов, которые будут распределяться на муниципальных выборах в сентябре, сократилась на 56, с 1543 до 1487. При этом городское население Москвы за 2016-й год по оценке Росстата выросло с 12,2 до 12,4 млн человек, то есть оснований для такого снижения не было.

3. Количество районов, о которых известно, что в них выборы пройдут по пятимандатным избирательным округам, за зиму выросло с 34 до 38.

4. Для 39 районов с числом депутатов, кратным пяти, новая схема избирательных округов пока неизвестна. В некоторых из них уже нарушены сроки ее публикации. В любом из этих районов весной тоже могут быть введены пятимандатные округа – решение об этом уполномочены принять территориальные избирательные комиссии.

5. Во многих районах повторяется ситуация, имевшая место на выборах Мосгордумы три года назад: в декабре была утверждена новая схема избирательных округов, а затем в течение короткого времени произошли правовые изменения, сделавшие схему неактуальной. Это вводит в заблуждение независимых кандидатов и создает преимущества для кандидатов-инсайдеров.

По результатам исследования мы можем констатировать, что в Москве незаметно для населения проводится реформа муниципального представительства:

· там, где ранее выбирались депутаты-одномандатники, округа сделали многомандатными (произошло со 100% таких районов);

· там, где ранее численность депутатов не была кратной пяти, ее приводят к значению, кратному пяти (произошло с 55% таких районов);

· там, где численность депутатов была кратной пяти, но не было пятимандатных округов, округа делают пятимандатными (произошло с 21% таких районов);

· в 14 районов Москвы численность депутатов за зиму сократили до минимального возможной.

Мы не видим в этих действиях целенаправленного наступления на оппозицию. Скорее власть унифицирует структуру местного самоуправления, повышает его управляемость и предсказуемость. Это прямо противоречит первому пункту 131-й статьи Конституции России, но, к сожалению, укладывается в долгосрочную политику и логику московских властей.

Негативными последствиями реформы для как минимум трети районов Москвы в сентябре станут:

· увеличение нормы представительства (один депутат будет вынужден представлять еще больше избирателей, чем сейчас);

· искусственное изменение соотношения политических сил в пользу кандидатов-инсайдеров (тех, кто сегодня обладает актуальной информацией о будущей схеме избирательных округов);

· искусственное изменение соотношения политических сил в пользу кандидатов, лояльных властям, в случае, если управы станут влиять на демаркацию избирательных округов.

В этой ситуации мы рекомендуем независимым кандидатам обращаться в избирательные комиссии своих муниципальных образований и в Московскую городскую избирательную комиссию с просьбой прояснить ситуацию со схемой избирательных округов в их районе. Мы продолжим мониторинг ситуации и будем держать наших студентов в курсе утверждения новых схем. 

Справка: чем плохи большие пятимандатные округа?

Московские муниципальные выборы 10 сентября не совпадают с федеральными, и явка на них по самым оптимистичным прогнозам не превысит 15%. Для прохождения в муниципальное собрание большинству кандидатов хватит 700-800 голосов.

В условиях малой явки в больших округах решающим фактором окажется административный ресурс. В Петербурге в 2014 году технологи «Единой России» активно выступали за ликвидацию одномандатников и укрупнение многомандатных округов: в пятимандатном округе можно привести на один избирательный участок 500 административно зависимых избирателей, и все они проголосуют сразу за пятерых административных кандидатов по списку. В случае с маленькими округами административный ресурс властям нужно распределять равномерно, причем велик шанс поражения административных кандидатов и победы лидеров небольших инициативных групп.

Происходящая реформа снижает шансы таких независимых общественных лидеров на избрание: в маленьком округе их сторонников хватило бы для победы, в большом – победят те, кого управа включит в список для голосования административно зависимых избирателей.

Важный фактор, которые независимые лидеры могут использовать для противодействия административному ресурсу – время. Зная свой избирательный округ, можно работать с избирателями задолго до выборов и нарастить достаточную узнаваемость и доверие к началу кампании. Однако происходящая реформа лишает независимых кандидатов знания своего избирательного округа и вынуждает тянуть с началом кампании.

Справка о терминах

Если вы хотите ознакомиться с результатами нашего исследования, но далеки от реалий местного самоуправления в Москве, вот справочная информация, которая может вам понадобиться:

1) Физически «районы» и «муниципальные округа» в Москве – это одно и то же. «Районный совет» – уместный в просторечии аналог термина «муниципальное собрание».

2) Юридически «район» в Москве – это единица административного деления, а «муниципальный округ» – единица деления с точки зрения местного самоуправления. В районах действует административная вертикаль государственной власти, а местное самоуправление к государственной власти не относится. Поэтому юридически «районных советов» не бывает.

3) Таких районов-муниципальных округов в Москве 125, в 124 из них в сентябре пройдут выборы. Количество избирателей – более 7 миллионов человек, как в небольшой европейской стране.

4) В каждом муниципальном собрании от 10 до 20 депутатов, они осуществляют представительские функции. Их избирают по многомандатным избирательным округам: район делят на 3/4/5 равных частей, в каждой части выбирают 3/4/5 человек, победители в сумме составляют муниципальное собрание.

5) Получается, что Москва делится на старую и новую, старая – на 10 административных округов, каждый из этих административных округов – на несколько районов, эти районы физически совпадают с муниципальными округами, а муниципальные округа делятся на многомандатные избирательные округа. Матрёшка.

Подробнее о результатах исследования

1.    Изменение системы выборов

Во всех 11 районах Москвы, где в 2012 году выборы проходили по одномандатным округам, система выборов заменена на многомандатную (раньше ставили галочку за 1 кандидата-соседа, теперь ставим 5 галочек за 5 кандидатов, большинство из которых не знаем).

Изменение системы выборов означает неизбежное изменение схемы избирательных округов: вместе 10 округов с 2000 избирателей образуются, например, 2 округа с 10000 избирателей в каждомИз всех 11 районов, где изменилась система выборов, схема избирательных округов сейчас опубликована лишь в Бутырском: там остается 10 депутатов, их будут избирать по 2 пятимандатным округам. Для остальных районов схема неизвестна.

В 7 районах из 11 вслед за сменой системы выборов была изменена и численность муниципального собрания: исчезают муниципальные образования с численностью 11, 13, 14, 21 депутат – их везде округляют до 10, 15 или 20.


Таблица №1. Отмена выборов по одномандатным округам


Адм. округ


Мун. образование

Старое
количество депутатов

Новое
количество депутатов

ВАО

Богородское

13

15

ЗАО

Можайское

11

10

СВАО

Бутырское

10

10

СВАО

Лосиноостровское

12

12

СВАО

Свиблово

14

12

СВАО

Ярославское

11

12

ЮВАО

Кузьминки

15

15

ЮВАО

Марьино

21

20

ЮВАО

Нижегородское

12

10

ЮАО

Нагатинский затон

13

10

СЗАО

Митино

12

12


Не до конца ясна судьба муниципальных собраний с 12 депутатами: часть из них «округляют» до 10, но те, что расположены в СВАО и СЗАО, пока не трогают. Здесь порой возникают правовые коллизии: например, в Нижегородском совете депутатов (ЮВАО) в начале зимы в один день приняли схему округов, рассчитанную на 12 депутатов, но снизили численность совета до 10 депутатов.

Это происходит и в других районах Москвы. В Ломоносовском районе (ЮЗАО) то же самое произошло с разницей в неделю: 13 декабря приняли схему избирательных округов, рассчитанную на 12 депутатов, а 20 декабря снизили численность совета до 10 человек. В Бибиреве (СВАО) совет в ноябре утвердил схему с 4 четырехмандатными округами для выборов 16 депутатов, а перед Новым годом сменил количество депутатов с 16 до 15. В Выхине-Жулебине 22 ноября была утверждена схема с 6 трехмандатными округами, а спустя месяц численность совета увеличена с 18 до 20 человек.

Во всех этих случаях схему избирательных округов поменяют в последний момент под актуальную численность депутатов, и в выигрыше останется тот, кто заранее знал финальный вариант (то есть кандидаты управы).

2. Изменение численности муниципальных собраний

Общая картина реформы, начавшейся зимой, такова:
1) в 2 раза выросло количество собраний с минимальной допустимой по закону численностью 10 депутатов;
2) в 1,3 раза выросло количество собраний с численностью 15 депутатов;
3) в 3 раза выросло количество собраний с численностью 20 депутатов;
4) в 2 раза сократилось количество собраний с численностью 12 депутатов;
5) в 4 раза сократилось количество собраний с любой другой численностью.


Таблица №2. Изменение численности депутатов муниципальных собраний

Уставная численность депутатов

Количество собраний с такой численностью в начале ноября

Количество собраний с такой численностью в начале марта

Динамика количества собраний

Количество депутатов до реформы

Количество депутатов после реформы

Десять

31

61

+30

310

610

Одиннадцать

2

0

-2

22

0

Двенадцать

55

28

-27

660

336

Тринадцать

3

1

-2

39

13

Четырнадцать

5

1

-4

70

14

Пятнадцать

21

28

+7

315

420

Шестнадцать

2

1

-1

32

16

Восемнадцать

3

1

-2

54

18

Двадцать

1

3

+2

20

60

Двадцать один

1

0

-1

21

0

124

124

1543

1487


Насколько незаметно проходит изменение уставной численности, можно оценить на примере решения Совета депутатов Бибирево:

1) Об изменении численности совета в проекте решения вообще ничего не говорится: «В целях оптимизации и совершенствовании деятельности представительного органа местного самоуправления Совет депутатов решил внести в статью 5 Устава муниципального округа Бибирево изменения, заменив в пункте 3 цифры «16» на цифры «15»» (орфография сохранена). В Ломоносовском это было сформулировано так: «Внести изменения и дополнения в Устав муниципального округа Ломоносовский изложив его в редакции согласно приложению к настоящему решению» (пунктуация сохранена).

2) Затем публичные слушания по изменениям не проводят или назначают и проводят так, чтобы про них узнало как можно меньше людей: «определить, что прием предложений граждан по проекту решения осуществляется по адресу: 127549, г. Москва, ул. Пришвина, д. 12, корп. 2, 2 этаж, с 30 декабря по 20 января 2017 года (до 17 ч. 00 мин). Назначить на 20 января 2017 года с 17 ч. 00 мин до 17 ч. 30 мин в конференц-зале, расположенном по адресу: 127549, г. Москва, ул. Пришвина, д. 12, корп. 2, публичные слушания по проекту решения».

3) На городском уровне мэрия подобный процесс умножают на 50 и растягивают по времени на полгода. Отслеживать и освещать его очень тяжело: единой системы сайтов муниципальных образований нет, а районов так много, что для любого утверждения можно найти контрпример или ошибку. Если вы нашли ошибку у нас, напишите о ней через форму обратной связи. Если готовы помогать со сбором и анализом подобной информации, заполните анкету Московской школы кандидатов, и укажите, что хотите участвовать в выборах как сотрудник штаба.

3. Тенденции отдельных административных округов 


Таблица №3. Ход реформы муниципального представительства по административным округам старой Москвы

Адм. округ

Кол-во МО, где будут выборы

Кол-во МО, где идет реформа

Примечания

ВАО

16

4

В Богородском и Вешняках число депутатов повысили (округлили) до 15, в Восточном Измайлове и Преображенском снизили (округлили) до 10. В Богородском отменили одномандатные округа.

ЗАО

13

8

В Крылатском, Кунцеве, Можайском, Ново-Переделкине, Солнцеве, Филевском парке и Фили-Давыдкове количество депутатов снизили (округлили) до 10; в районе Проспект Вернадского вместо двухмандатных округов ввели пятимандатные. В Можайском отменили одномандатные округа.

СВАО

17

10

В Бибиреве (15), Марьиной Роще (10) и Южном Медведкове (10) число депутатов снизили до кратного пяти. В Медведкове и Лианозове вместо трехмандатных ввели пятимандатные округа, в Алтуфьево вместо трехмандатных ввели четырехмандатные. В Бутырском, Лосиноостровском, Ярославском и Свиблове отменили одномандатные округа, при этом в Бутырском ввели пятимандатные округа.

ЮВАО

12

10

В Выхине-Жулебине (20), Капотне (10), Лефортове (15), Марьине (20), Нижегородском (10), Рязанском (10), Текстильщиках (10), Южнопортовом (10) число депутатов округлили до кратного пяти, при этом в Выхине-Жулебине и Лефортове число депутатов увеличилось, в остальных снизилось. В Некрасовке количество депутатов увеличилось с 10 до 15. В Кузьминках, Марьине, Нижегородском отменили одномандатные округа.

ЮЗАО

12

3

В Котловке (10), Ломоносовском (10) и Ясеневе (15) число депутатов снизили (округлили) до кратного пяти.

ЦАО

10

0

В 8 из 10 районов ЦАО число депутатов уже кратно пяти, при этом в 7 из 10 уже введены пятимандатные округа.

ЗелАО

5

5

В Матушкине, Савёлках, Крюкове, Старом Крюкове, Силине число депутатов снизили (округлили) с 12 до 10.

САО

16

4

В Бескудниковском, Восточном Дегунине и Дмитровском число депутатов снизили (округлили) с 12 до 10, в Коптеве повысили (округлили) с 12 до 15.

ЮАО

16

6

В Западном Бирюлеве, Братееве, Нагатинском Затоне, Северном Чертанове, Центральном Чертанове количество депутатов снизили (округлили) до 10. В Восточном Бирюлеве вместо трехмандатных округов сначала ввели пятимандатные, затем избирательная комиссия отменила собственное решение, схема округов не утверждена. В Нагатинском Затоне отменили одномандатные округа.

СЗАО

7

1

В Митино отменили одномандатные округа.

Итого

124

51


Не исключено, что при анализе 124 сайтов и уставов муниципальных округов мы допустили неточность. Еще более вероятно, что вы знаете актуальные новости о положении дел в своем округе, а наши данные уже устарели. Пожалуйста, если у вас есть, чем поделиться, напишите нам на электронную почту school@openrussia.org — давайте вместе создавать систему наблюдения за будущими выборами и вместе помогать независимым кандидатам.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире