Московская
школа кандидатов – это учебная программа Открытой России, в
рамках которой кандидаты в муниципальные собрания Москвы изучают, как построить
стратегию и план избирательной кампании, общаться с избирателями, издавать
районную газету, собирать деньги, агитировать от двери к двери и готовить
документы для выдвижения. Мы можем ответить на многие вопросы наших студентов,
но один из них каждый раз оставляет нас в смятении: где узнать границы
избирательного округа, в котором предстоит вести кампанию?
Образовательный центр «Открытые
выборы» провел исследование сайтов и уставов 124
московских муниципальных округов и выяснил, что за последние 4 месяца:
1. В 41 районе Москвы изменилась уставная численность муниципальных собраний. В 39 из них уставная численность была округлена до 10, 15 или 20 депутатов. Ранее в Москве было 53 таких района, теперь их 92.
2. Общая численность мандатов, которые будут распределяться на муниципальных выборах в сентябре, сократилась на 56, с 1543 до 1487. При этом городское население Москвы за 2016-й год по оценке Росстата выросло с 12,2 до 12,4 млн человек, то есть оснований для такого снижения не было.
3. Количество районов, о которых известно, что в них выборы пройдут по пятимандатным избирательным округам, за зиму выросло с 34 до 38.
4. Для 39 районов с числом депутатов, кратным пяти, новая схема избирательных округов пока неизвестна. В некоторых из них уже нарушены сроки ее публикации. В любом из этих районов весной тоже могут быть введены пятимандатные округа – решение об этом уполномочены принять территориальные избирательные комиссии.
5. Во многих районах повторяется ситуация, имевшая место на выборах Мосгордумы три года назад: в декабре была утверждена новая схема избирательных округов, а затем в течение короткого времени произошли правовые изменения, сделавшие схему неактуальной. Это вводит в заблуждение независимых кандидатов и создает преимущества для кандидатов-инсайдеров.
По результатам исследования мы можем констатировать, что в Москве незаметно для населения проводится реформа муниципального представительства:
· там, где ранее выбирались депутаты-одномандатники, округа сделали многомандатными (произошло со 100% таких районов);
· там, где ранее численность депутатов не была кратной пяти, ее приводят к значению, кратному пяти (произошло с 55% таких районов);
· там, где численность депутатов была кратной пяти, но не было пятимандатных округов, округа делают пятимандатными (произошло с 21% таких районов);
· в 1⁄4 районов Москвы численность депутатов за зиму сократили до минимального возможной.
Мы не видим в этих действиях целенаправленного
наступления на оппозицию. Скорее власть унифицирует структуру местного
самоуправления, повышает его управляемость и предсказуемость. Это прямо
противоречит первому пункту 131-й статьи Конституции России, но, к сожалению,
укладывается в долгосрочную политику и логику московских властей.
Негативными
последствиями реформы для как минимум трети районов Москвы в сентябре
станут:
· увеличение нормы представительства (один депутат будет вынужден представлять еще больше избирателей, чем сейчас);
· искусственное изменение соотношения политических сил в пользу кандидатов-инсайдеров (тех, кто сегодня обладает актуальной информацией о будущей схеме избирательных округов);
· искусственное изменение соотношения политических сил в пользу кандидатов, лояльных властям, в случае, если управы станут влиять на демаркацию избирательных округов.
В этой ситуации мы
рекомендуем независимым кандидатам обращаться в избирательные комиссии своих
муниципальных образований и в Московскую городскую избирательную комиссию с просьбой
прояснить ситуацию со схемой избирательных округов в их районе. Мы продолжим
мониторинг ситуации и будем держать наших студентов в курсе утверждения новых
схем.
Справка: чем плохи большие пятимандатные округа?
Московские муниципальные выборы 10 сентября не совпадают с федеральными, и явка
на них по самым оптимистичным прогнозам не превысит 15%. Для прохождения в
муниципальное собрание большинству кандидатов хватит 700-800 голосов.
В
условиях малой явки в больших округах решающим фактором окажется
административный ресурс. В Петербурге в 2014 году технологи «Единой России»
активно выступали за ликвидацию одномандатников и укрупнение многомандатных
округов: в пятимандатном округе можно привести на один избирательный участок
500 административно зависимых избирателей, и все они проголосуют сразу за
пятерых административных кандидатов по списку. В случае с маленькими округами
административный ресурс властям нужно распределять равномерно, причем велик
шанс поражения административных кандидатов и победы лидеров небольших
инициативных групп.
Происходящая
реформа снижает шансы таких независимых общественных лидеров на избрание: в
маленьком округе их сторонников хватило бы для победы, в большом – победят те,
кого управа включит в список для голосования административно зависимых
избирателей.
Важный
фактор, которые независимые лидеры могут использовать для противодействия
административному ресурсу – время. Зная свой избирательный округ, можно
работать с избирателями задолго до выборов и нарастить достаточную узнаваемость
и доверие к началу кампании. Однако происходящая реформа лишает независимых
кандидатов знания своего избирательного округа и вынуждает тянуть с началом
кампании.
Справка о терминах
Если вы хотите ознакомиться с результатами нашего исследования, но далеки от
реалий местного самоуправления в Москве, вот справочная информация, которая
может вам понадобиться:
1)
Физически «районы» и «муниципальные округа» в Москве – это одно и то же.
«Районный совет» – уместный в просторечии аналог термина «муниципальное
собрание».
2) Юридически «район» в Москве – это единица административного деления, а «муниципальный округ» – единица деления с точки зрения местного самоуправления. В районах действует административная вертикаль государственной власти, а местное самоуправление к государственной власти не относится. Поэтому юридически «районных советов» не бывает.
3) Таких районов-муниципальных округов в Москве 125, в 124 из них в сентябре пройдут выборы. Количество избирателей – более 7 миллионов человек, как в небольшой европейской стране.
4) В каждом муниципальном собрании от 10 до 20 депутатов, они осуществляют представительские функции. Их избирают по многомандатным избирательным округам: район делят на 3/4/5 равных частей, в каждой части выбирают 3/4/5 человек, победители в сумме составляют муниципальное собрание.
5)
Получается, что Москва делится на старую и новую, старая – на 10
административных округов, каждый из этих административных округов – на
несколько районов, эти районы физически совпадают с муниципальными округами, а
муниципальные округа делятся на многомандатные избирательные округа. Матрёшка.
Подробнее о результатах исследования
1. Изменение системы выборов
Во всех 11 районах Москвы, где в 2012
году выборы проходили по одномандатным округам, система выборов заменена на
многомандатную (раньше ставили галочку за 1 кандидата-соседа,
теперь ставим 5 галочек за 5 кандидатов, большинство из которых не знаем).
Изменение
системы выборов означает неизбежное изменение схемы избирательных округов:
вместе 10 округов с 2000 избирателей образуются, например, 2 округа с 10000
избирателей в каждом. Из всех 11 районов, где изменилась система
выборов, схема избирательных округов сейчас опубликована лишь в Бутырском:
там остается 10 депутатов, их будут избирать по 2 пятимандатным округам. Для
остальных районов схема неизвестна.
В
7 районах из 11 вслед за сменой системы выборов была изменена и численность муниципального
собрания: исчезают муниципальные образования с численностью 11, 13, 14, 21
депутат – их везде округляют до 10, 15 или 20.
|
|||
|
|
Старое
|
Новое
|
ВАО
|
Богородское
|
13
|
15
|
ЗАО
|
Можайское
|
11
|
10
|
СВАО
|
Бутырское
|
10
|
10
|
СВАО
|
Лосиноостровское
|
12
|
12
|
СВАО
|
Свиблово
|
14
|
12
|
СВАО
|
Ярославское
|
11
|
12
|
ЮВАО
|
Кузьминки
|
15
|
15
|
ЮВАО
|
Марьино
|
21
|
20
|
ЮВАО
|
Нижегородское
|
12
|
10
|
ЮАО
|
Нагатинский затон
|
13
|
10
|
СЗАО
|
Митино
|
12
|
12 |
Не до конца ясна судьба муниципальных собраний с 12 депутатами: часть из них
«округляют» до 10, но те, что расположены в СВАО и СЗАО, пока не трогают. Здесь
порой возникают правовые коллизии: например, в Нижегородском совете
депутатов (ЮВАО) в начале зимы в один день приняли схему округов, рассчитанную
на 12 депутатов, но снизили численность совета до 10 депутатов.
Это
происходит и в других районах Москвы. В Ломоносовском районе
(ЮЗАО) то же самое произошло с разницей в неделю: 13 декабря приняли схему
избирательных округов, рассчитанную на 12 депутатов, а 20 декабря снизили
численность совета до 10 человек. В Бибиреве (СВАО) совет в
ноябре утвердил схему с 4 четырехмандатными округами для выборов 16 депутатов,
а перед Новым годом сменил количество депутатов с 16 до 15. В
Выхине-Жулебине 22 ноября была утверждена схема с 6 трехмандатными
округами, а спустя месяц численность совета увеличена с 18 до 20 человек.
Во
всех этих случаях схему избирательных округов поменяют в последний момент под
актуальную численность депутатов, и в выигрыше останется тот, кто заранее знал
финальный вариант (то есть кандидаты управы).
2. Изменение
численности муниципальных собраний
Общая картина реформы, начавшейся зимой, такова:
1)
в
2 раза выросло количество собраний с минимальной допустимой по закону
численностью 10 депутатов;
2)
в
1,3 раза выросло количество собраний с численностью 15 депутатов;
3)
в
3 раза выросло количество собраний с численностью 20 депутатов;
4)
в
2 раза сократилось количество собраний с численностью 12 депутатов;
5)
в
4 раза сократилось количество собраний с любой другой численностью.
|
|||||
Уставная численность депутатов
|
Количество собраний с такой численностью в начале ноября
|
Количество собраний с такой численностью в начале марта
|
Динамика количества собраний
|
Количество депутатов до реформы
|
Количество депутатов после реформы
|
Десять
|
31
|
61
|
+30
|
310
|
610
|
Одиннадцать
|
2
|
0
|
-2
|
22
|
0
|
Двенадцать
|
55
|
28
|
-27
|
660
|
336
|
Тринадцать
|
3
|
1
|
-2
|
39
|
13
|
Четырнадцать
|
5
|
1
|
-4
|
70
|
14
|
Пятнадцать
|
21
|
28
|
+7
|
315
|
420
|
Шестнадцать
|
2
|
1
|
-1
|
32
|
16
|
Восемнадцать
|
3
|
1
|
-2
|
54
|
18
|
Двадцать
|
1
|
3
|
+2
|
20
|
60
|
Двадцать один
|
1
|
0
|
-1
|
21
|
0
|
124
|
124
|
1543
|
1487
|
Насколько незаметно проходит изменение уставной численности, можно оценить
на примере решения
Совета депутатов Бибирево:
1)
Об изменении численности совета в проекте решения вообще ничего не
говорится: «В целях оптимизации и совершенствовании деятельности
представительного органа местного самоуправления Совет депутатов решил внести в
статью 5 Устава муниципального округа Бибирево изменения, заменив в пункте 3
цифры «16» на цифры «15»» (орфография сохранена). В Ломоносовском это
было сформулировано так: «Внести
изменения и дополнения в Устав муниципального округа Ломоносовский изложив его
в редакции согласно приложению к настоящему решению» (пунктуация
сохранена).
2)
Затем публичные слушания по изменениям не проводят или назначают и проводят
так, чтобы про них узнало как можно меньше людей: «определить, что
прием предложений граждан по проекту решения осуществляется по адресу: 127549,
г. Москва, ул. Пришвина, д. 12, корп. 2, 2 этаж, с 30 декабря по 20
января 2017 года (до 17 ч. 00 мин). Назначить на 20 января 2017 года с
17 ч. 00 мин до 17 ч. 30 мин в конференц-зале, расположенном по адресу: 127549,
г. Москва, ул. Пришвина, д. 12, корп. 2, публичные слушания по проекту
решения».
3) На городском уровне мэрия подобный процесс умножают на 50 и растягивают по
времени на полгода. Отслеживать и освещать его очень тяжело: единой системы
сайтов муниципальных образований нет, а районов так много, что для любого
утверждения можно найти контрпример или ошибку. Если вы нашли ошибку у
нас, напишите о ней через форму обратной связи.
Если готовы помогать со сбором и анализом подобной информации, заполните анкету Московской
школы кандидатов, и укажите, что хотите участвовать в выборах как сотрудник
штаба.
3. Тенденции
отдельных административных округов
|
|||
Адм. округ
|
Кол-во МО, где будут выборы
|
Кол-во МО, где идет реформа
|
Примечания
|
ВАО
|
16
|
4
|
В Богородском и Вешняках число депутатов повысили (округлили) до 15, в Восточном Измайлове и Преображенском снизили (округлили) до 10. В Богородском отменили одномандатные округа.
|
ЗАО
|
13
|
8
|
В Крылатском, Кунцеве, Можайском, Ново-Переделкине, Солнцеве, Филевском парке и Фили-Давыдкове количество депутатов снизили (округлили) до 10; в районе Проспект Вернадского вместо двухмандатных округов ввели пятимандатные. В Можайском отменили одномандатные округа.
|
СВАО
|
17
|
10
|
В Бибиреве (15), Марьиной Роще (10) и Южном Медведкове (10) число депутатов снизили до кратного пяти. В Медведкове и Лианозове вместо трехмандатных ввели пятимандатные округа, в Алтуфьево вместо трехмандатных ввели четырехмандатные. В Бутырском, Лосиноостровском, Ярославском и Свиблове отменили одномандатные округа, при этом в Бутырском ввели пятимандатные округа.
|
ЮВАО
|
12
|
10
|
В Выхине-Жулебине (20), Капотне (10), Лефортове (15), Марьине (20), Нижегородском (10), Рязанском (10), Текстильщиках (10), Южнопортовом (10) число депутатов округлили до кратного пяти, при этом в Выхине-Жулебине и Лефортове число депутатов увеличилось, в остальных снизилось. В Некрасовке количество депутатов увеличилось с 10 до 15. В Кузьминках, Марьине, Нижегородском отменили одномандатные округа.
|
ЮЗАО
|
12
|
3
|
В Котловке (10), Ломоносовском (10) и Ясеневе (15) число депутатов снизили (округлили) до кратного пяти.
|
ЦАО
|
10
|
0
|
В 8 из 10 районов ЦАО число депутатов уже кратно пяти, при этом в 7 из 10 уже введены пятимандатные округа.
|
ЗелАО
|
5
|
5
|
В Матушкине, Савёлках, Крюкове, Старом Крюкове, Силине число депутатов снизили (округлили) с 12 до 10.
|
САО
|
16
|
4
|
В Бескудниковском, Восточном Дегунине и Дмитровском число депутатов снизили (округлили) с 12 до 10, в Коптеве повысили (округлили) с 12 до 15.
|
ЮАО
|
16
|
6
|
В Западном Бирюлеве, Братееве, Нагатинском Затоне, Северном Чертанове, Центральном Чертанове количество депутатов снизили (округлили) до 10. В Восточном Бирюлеве вместо трехмандатных округов сначала ввели пятимандатные, затем избирательная комиссия отменила собственное решение, схема округов не утверждена. В Нагатинском Затоне отменили одномандатные округа.
|
СЗАО
|
7
|
1
|
В Митино отменили одномандатные округа.
|
Итого
|
124
|
51
|
Не исключено, что при анализе 124 сайтов и уставов муниципальных округов мы
допустили неточность. Еще более вероятно, что вы знаете актуальные новости о
положении дел в своем округе, а наши данные уже устарели. Пожалуйста, если у
вас есть, чем поделиться, напишите нам на электронную почту school@openrussia.org —
давайте вместе создавать систему наблюдения за будущими выборами и вместе
помогать независимым кандидатам.