21 апреля Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга вынес, пожалуй, беспрецедентное решение. Суд удовлетворил иск жильцов памятника архитектуры федерального значения, в непосредственной близости от которого проводились строительные работы по возведению офисного здания, и признал незаконными постановление о выделении земельного участка и разрешение на строительство, выданное администрацией города Екатеринбурга. Строительство признано незаконным и запрещено.

Беспрецедентным в городской судебной практике его можно назвать потому, что суд использовал в обосновании своего решения о запрещении строительства некоторые положения действующего законодательства об охране объектов культурного наследия.
Например, суд сослался на документ под названием «Схема временных зон охраны памятников истории и культуры центральной части города Свердловска», которая была согласована в МК РСФСР от 10.09.1987г. и утверждена Решением Свердлоблисполкома № 446 от 25.11.1988 г.

В соответствии с данным документом строительство велось в следующих зонах охраны:
• в охранной зоне памятников истории и культуры,
• в зоне регулирования различных режимов.
В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» № 73-ФЗ строительство в охранной зоне запрещено. В соответствии с действующей (до 31.12. 2010 г.) ст. 35 Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» строительство в зоне регулирования застройки запрещено без разрешения Министерства культуры РСФСР (ныне РФ). Разрешения у застройщика не было.

Я думаю, в других городах России существуют подобные документы (схемы зон охраны), и любой человек или группа граждан при необходимости могут их использовать. А необходимость возникнет, например, в случае той же самой точечной застройки. Конечно, жильцов памятника в г. Екатеринбурге интересовала не столько проблема сохранности объекта культурного наследия как такового, сколько проблема сохранения их дома, вопрос застройки прилегающей территории, другие негативные моменты, связанные со строительством (шум, грязь и т. д.). Однако, защищая свои личные интересы, жильцы способствовали сохранению конкретного памятника в частности, и делу сохранения объектов культурного наследия вообще. Здорово.

Хотя, с другой стороны горько осознавать, что памятник оказался нужен только жильцам, а вот позиция государственного органа охраны памятников – Министерства культуры Свердловской области в этом процессе оказалась не совсем внятной. «Не совсем внятной» – это уже приговор, потому как уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия орган просто обязан горой стоять за памятники, а он, судя по всему, этого не делает. Более того, если вы посмотрите предпоследнюю страницу скана, то увидите абзац, начинающийся словами «ссылки ответчиков и представителя Министерства культуры Свердловской области..». Уже с первых слов ясно, что Министерство культуры на стороне застройщиков и администрации.

Ссылка представителя Министерства культуры Свердловской области на то, что не было утвержденных зон охраны в черте г. Екатеринбурга (и, якобы, наверное, поэтому нельзя утверждать, что строительство велось в какой-либо зоне охраны) не совсем корректна. Если представитель имел ввиду, что не были утверждены локальные зоны для каждого памятника, в том числе для того, в непосредственной близости от которого велось строительство, то тогда нужно руководствоваться тем документом, о котором я говорил в самом начале — «Схемой временных зон охраны памятников истории и культуры центральной части города Свердловска». Если же имелось ввиду, что не была утверждена схема зон охраны для всего города, то это неправда, эта схема существует, о ней я уже упоминал.

В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» № 73-ФЗ в целях сохранности памятника устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия. Согласно закону разрабатывать проекты зон охраны должен орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия. В Свердловской области – это Министерство культуры. На деле происходит так, что работа по установлению локальных зон охраны в силу разных причин государственным органом не ведётся. Зачастую это приводит к строительству не только в непосредственной близости от памятников, но и на самой территории объектов культурного наследия (на земельных участках, которые они занимают). Это, в свою очередь, влечет уничтожение и повреждение памятников.

Именно поэтому нужно искать действующие общегородские схемы зон охраны и апеллировать к этим документам.

Думаю, что практика уничтожения памятников вследствие отсутствия утвержденных локальных зон охраны наблюдается и в других регионах. Я предлагаю всем, над кем нависла угроза точечной застройки, изучить это судебное решение. Наверняка, схемы зон охраны, подобные той, о которой я говорил, разработаны и для вашего города, и они ещё могут помочь и вам, и нашим памятникам.

Скажу резче, используйте действующее законодательство об охране объектов культурного наследия в своих личных целях.

















Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире