22:46 , 31 октября 2011

Большой театр — размышления со стаканом холодной воды. Мысли из далека

Прошлая неделя была богата на различные события из мира мировой культуры и искусства и во всём богатстве их, безусловно, новость об открытии Большого Театра была, пожалуй, главной. Пожалуй, этой новости уделили внимания большинство средств массовой информации страны, при этом возгласы ликования о значимости этого события часто перемешивались с критическими выпадами и обвинениями в бутафории и т.д. Разбираться какой из этих голосов близок к истине явно не мой удел. Очевидно, что со временем в этих жарких спорах и противостоянии станет ясно. Безусловно, открытие здания Большого театра после столь длительной реконструкции события праздничное не только для Москвы, но для всей России. Это понимаешь и без яркой шумихи с официальными речами и торжественной мишурой, которую любят показывать по телевидению. Однако остаётся весьма странное ощущение, что этот большой праздник и торжество довольно далеко как от самих москвичей, так и от жителей страны.

Большой театр в культурной жизни страны явление особое почти мифическое, с аурой международной, дипломатической и светской жизнью столицы. В советские годы многие жителей страны мечтали оказаться в его стенах. При этом цены на билеты были не на много дороже чем в остальные театры столицы, но купить этот маленький пропуск в мир высокого искусства даже на не очень престижные места было практически не возможно. Мне часто приходилось бывать в столице и иногда задерживался в Москве на недели и месяцы, при этом всегда хотел послушать оперу или побывать на балете в Большом, но так получалось в те годы, что билеты мои друзья «доставали» не тогда когда я был в столице. Я часто видел счастливцев, кому удавалось получить неимоверными путями заветный билет, они чувствовал себя избранным, делились впечатлениями и бережно хранили программки спектаклей билеты как раритетное издание.

Десятилетия новой жизни изменили ситуацию и особенно это осознаёшь после речи президента на открытии театра, где он причислил Большой театр к брендам России. Удивительно яркое определение, в нём чувствуется бизнес политика времени. Это понимаешь когда о достояниях мировой культуры на весь мир говорят с использованием ёмких терминов маркетинга. При этом уместно заметить, что употребив этот термин по отношению к этому великолепному театру его и всю его прославленную труппу поставили в один ряд с другими брендами такими как нефть, газ, лес и т.д. Неужели такое сопоставление уместно в видении Российской театральной сцены и реставрационные работы в театре это не что иное как бизнес инвестиция с прицелом на самоокупаемость во времени? Осознавая смысл этих слов, возникает мысль, что со словом «бренд» нам плеснули холодной водой в лицо и напомнили что это не для нас праздник. Остаётся только надеяться, что наша культура будет объектом гордости, а не торговли ….

Отвлекаясь от этой мысли, хочу заметить, что не раз замечал, что искусство оперы и балета всё больше и больше становиться не досягаемо для людей со средним достатком, а уж про низы и говорить не приходится. Сегодня редко кто из учителей, врачей может себе позволить выложить несколько тысяч за скромное место вдали от партера, где то на галёрке. Основные телеканалы больше заняты рейтингами и скорей покажут сериал на подобие «Глухаря» или скандальное ток-шоу, чем оперу или балет. По этой причине эти виды искусства остаются только в сетке телевещания канала «Культура», но этот телеканал, показав один спектакля в месяц вряд ли достаточен для заполнения культурного вакуума. И не удивительно, но сегодня уже растёт не одно поколение людей знакомое с балетом и оперой только по сводке новостей. Похоже, этот аспект находится в дали от бизнес понимания и видения российской культуры. Остаётся только надеется что эти «приоритеты» приносят больше вреда и надеюсь что этот вред очевиден не только мне, человеку из далека.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире