Политика и искусство часто переплетаются в ходе истории. Политические деятели во все времена и столетия обращались за поддержкой к представителям искусства и культуры, они использовали их для воплощения своих амбиций и планов. В свою очередь среди деятелей искусства и культуры были те, кто надеялся через политику воплотить свои замыслы. История знает много тому примеров и история, которую я представляю здесь на суд зрителя одна из примеров того как переплетение политики и искусства может стать драмой человеческой жизни.

Seki Akiko — жизнь между политикой и искусством



Одни считали её видным международного общественно-политическим деятелем, другие венчали её голову лаврами великого музыканта, но вся её жизнь полная противоречий была посвящена России.

Она родилась в 8 сентября 1899 года в токийской семье, где музыка была воздухом, образом мысли для всех. Музыка легко вошла в её сердце и после окончании школы она поступает в Токийскую Государственную Консерваторию. Для поступление в этот храм музыки у нее было все. Она обладала великолепным поставленным голосом с диапазоном сопрано, тонкий музыкальный слух, высокий балл школьного аттестата.

Токийская консерватория в довоенные годы была великолепным местом, открывавшим студентам двери в мир богатый всеми красками музыки и здесь наряду с японским вокальными традициями преподавался итальянский бельканто, американский госпел и спиричуэлс а также русский классический вокал. Популярность русской классической музыки и литературы в Японии до Второй Мировой была велика и она как многие её сверстники была покорена ей. Во время своей учебы в консерватории она создает русский репертуар, пытается выступать сольно и в составе хоров.

При всей искренности её душевного порыва он остается не замеченным. Трудности, вставшие на её пути могли бы поставить точку на этих устремлениях, но Акико была уверена в себе и знала, что её час придет, и русская песня исполнении будет звучать по всей Японии. По окончании учебы в консерватории она выходит замуж известного драматического актера Оно Миякити, он также увлечен русской культурой, в их семье появляется девочка по имени Теруко. Годы семейного счастья будут короткими, в 1936 году жизнь Оно Миякити оборвется, когда ему будет только 36 лет.



После окончании Второй Мировой в Японии популярно хоровое пение. В стране появляется большое количество профессиональных и полупрофессиональных хоров. На этой волне в 1948 в Токио она создает свой самодеятельный хор. Его репертуар отражал всю гамму красок хоровой музыки Японии того времени, но главной линией, по мнению его создателя в нем были русские песни.

Культурная жизнь Японии после войны, находилась под сильным влиянием администрация генерала Мак Артура. Вопреки царившей атмосфере анти-комунистической истерии, не препятствовал исполнению популяризации русской музыки и песен советских композиторов в Японии. Хор Сэки Акико как многие ему подобные выступал в маленьких концертных залах, каких было много в Токио. Русская линия репертуара закрыла им двери для выступлений в большие залы, на радио и в студии звукозаписи.

Созданный ею хор не приносил желаемых плодов в деле популяризации русской песни в Японии и в 1955 она решает создать на основе хора общественное движение под названием «Поющие Голоса». Под флагом этого движения Сэки Акико считала, что сможет, пропагандируя русское музыкальное искусство объединить всю страну и привести светлым идеалам, провозглашенным северным соседом. В Японии измученной ужасами войны и разрухи подобный шаг привлек последователей в её ряды, но количество их было незначительно, но эти светлые устремления не остались без внимания большого северного соседа и левых и коммунистических сил Японии.



В августе 1955 в Варшаве Всемирная Федерация Демократической Молодежи проводит 5-ый Фестиваль Молодежи и Студентов, на нем Сэко Акико возглавляет делегацию Японии. 2 августа 1955 на праздничном вечере в по случаю открытия фестиваля Акико произнесла короткую приветственную речь и исполнила песню Osima Mabushi (Легенда об Острове). Праздничный концерт в честь открытия фестиваля транслировался по радио, и все музыкальные номера были записаны для фонотеки радио.

Руководители польского радио, вырезав вступительную речь, дали ей название: «Песня в Честь Фестиваля» в исполнении Неизвестной певицы и передали в Советский комитет по телевидению и радиовещанию. В Москве она в свою очередь была тиражирована и направлена в фонотеки радиостанций по всей стране. «Песня в Честь Фестиваля» будет одной из первых японских народных песен занявших место в фонотеке Гостелерадио.

В декабре 1955 года ее заслуги в области развития культурных связей между Японией и Россией получат признания в Кремле. Она будет первым японским деятелем культуры, удостоенным Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами».

Вопреки столь высокому государственному признанию её заслуг, в России о ней было известно немного. Первое упоминание о хоре появилось в 1964 году, в одном из первых выпусков музыкального журнала «Кругозор». В короткой заметке корреспондента Гостелерадио А.Сафронова под названием «Хор, в котором Миллион Голосов», рассказывалось о хоре-исполнителе русской песни в Японии и услышанной песне «От Волги до Дона». В этот год Министерство Культуры СССР принимает решение пригласить хор на гастроли по СССР. Сэки Акико и её Хор будет первым японским музыкальным коллективом, выступившим в России после второй мировой. Эта гастрольная поездка начинается в мае 1964 и хору предстояло совершить концертное турне Москва – Ленинград – Минск – Крым — Хабаровск.

Для придания гастролям высокого общественно-политического значения хор руководители министерства культуры называют его Хор прогрессивного общественно политического движения «Поющие Голоса Японии». Концертная программа хора состояла из двух отделений куда вошли композиции японской народной и популярной музыки («Москва-Токио», «Песня горняков», «Народную песню рыбаков острова Хоккайдо», «Колыбельная песня девушки с Острова Хонсю»,), песни народов мира, русской народной песни и песен советских композиторов русские песни («Уральская Рябинушка», «Летите Голуби, Летите» и «Урожайная», «Катюша», «Песня о тревожной юности», «Россия— Родина Моя», «Бухенвальдский Набат» и ряд других).



В советской России, придавали этим гастролям громадное общественно-политическое значение, для выступлений хора предоставляются лучшие концертные залы страны. Их московские концерты проходят на сцене Дворца Культуры им А.М.Горького, в Хабаровске в Доме Офицеров Советской Армии, в Минске в Государственной Белорусской консерватории, в Ленинграде в Ленинградском концертном зале.

Концертное турне по Советскому Союзу не ограничивается только выступлениями, советское политическое руководство организовывает для них посещения различных значимых мест. Акико Сэки и ее хор посещают различные передовые предприятия и колхозы, встречаются с партийной, профсоюзной элитой и передовиками труда, знакомятся с достопримечательностями городов.

Советская Россия в начале шестидесятых, почти через двадцать лет после последнего залпа войны была далека до процветания, на исполнителей хора производила удручающее впечатление. Отсутствие большинства самых необходимых потребительских товаров, длинные очереди за продуктами, низкий уровень жизни, вдобавок к плохо оборудованные концертным залами, это и многое другое произвело удручающие впечатление. Однако Сэки и другие члены хора, осыпанные восторженными отзывами газет и горячими овациями избегая острых углов, уклонялись от высказывания своего мнения о СССР и тактично воздерживались от прямого общения со средствами массовой информации.

После длительных гастролей на простора России они вернуться на родину и продолжат выступать в Токио. Со временем движение «Поющие Голоса» начинает приходить в упадок его сторонники покидают по разным причинам, одни разочарованные увиденным в России, другие с годами считают пребывание в его рядах бессмысленным занятием. Вопреки сложившейся обстановки токийский хор Сэки Акико продолжает выступать, но популярность русской песни в Японии идет на спад и многие песни исчезают из его репертуара.

Пристальное внимание политического руководства советской России к хору также ослабевает. В России в знак признания её заслуг приглашает Сэки Акико занять почетное место в жури по «Сольному Пению» на III и IV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского (в 1966 и в 1970), она принимает приглашение, в надежде договориться с Министерством Культуры СССР о вторых гастролях хора, но её предложение не находит поддержки в Москве.

Сэки осознаёт что в Японии её детище движение и хор не находят широкой поддержки, студии звукозаписи отказывают им в записи пластинок, большие концертные залы и радиоканалы закрывают пред ней двери, а агентства не видят в них будущего и отказываются их продьюсировать. В России ей обещают новые гастроли, но все заверения и обещания функционеров остаются только на бумаги и Сэки понимает, что Большому северному соседу её хор не нужен. В надежде что со временем ситуация измениться она продолжает усиленно работать и искать пути реализации дела всей её жизни.

2 мая 1973 для Сэки был день обыкновенный, она дирижировала хором в небольшом концертном зале «Медо». После того как прозвучал последний аккорд, она, завершая выступления поклонилась. Это поклон будет её финальным прощанием со зрителем и сценой. В этот последний момент славы её поразит серьезный сердечный приступ, который поставит точку в биографии Сэки Акико. Большинство центральных советских газет на следующий день опубликуют скромный некролог, о кончине Сэки Акико — известного общественно-политического деятеля культуры. С уходом идейного вдохновителя и дирижера, хор перестаёт выступать и практически ни кем замеченный исчезнет, так и не обретя широкой известности ни в Японии, ни за её пределами.

Замыслы Сэки Акико отчасти найдут продолжение в творчестве её дочери Оно Теруко. По окончании Токийской консерватории, она переедет в Россию и продолжит обучение в Московской Государственной Консерватории. В Московской консерватории многие годы она будет преподавать классический вокал. Здесь она подготовит цикл композиций написанных на пушкинскую лирику, но они не принесут ей широкой известности ни в России, ни в Японии. В течение пяти лет будет занимать почетное место в жури Международного конкурса имени П.И. Чайковского. В начале девяностых полная разочарований, она вернется в Японию, и будет преподавать русский классический вокал в Токийской консерватории до ухода на пенсию.

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире