«Картина нравов», написанная М.Е. Салтыковым-Щедриным в 1869 году, называлась «Господа ташкентцы». В целях соблюдения политкорректности сообщу тем, кто не знает, или не помнит: Михаил Евграфович об узбекских гастарбайтерах не писал.

Вот как описывал классик типичного «господина-ташкентца»: «Он специалист по  части гражданского судопроизводства, потому что занимал деньги и не отдавал оных. Он специалист по части уголовного судопроизводства, потому что давал затрещины и получал оные. Он  специалист по  части администрации, потому что знает такие ругательства, которые могут в одно мгновение опалить человека. Он  специалист по  части финансов, потому что все трактиры были свидетелями его финансовых операций. Он медик, потому что страдал секретными болезнями. Он акушер, потому что видал нагих женщин». А вот как Михаил Евграфович описывал самоощущение своих героев: «Уверенность в нашей талантливости так велика, что для нас не полагается даже никакой профессиональной подготовки. Всякая профессия доступна нам, ибо ко всякой профессии мы от рождения вкус получили. Свобода от наук не только не мешает, но служит рекомендацией, потому что сообщает человеку букет «свежести».
Герои Салтыкова-Щедрина оказались поистине бессмертными: сегодня они выступают в роли комментаторов и экспертов в популярных теле— и радиопрограммах, активничают (процветают, задают тон…) в блогосфере.
Каждый из них по-прежнему специалист по администрации, финансам, акушерству, судопроизводству. Все они теперь – еще и классные специалисты по транспортным проблемам, поскольку постояли в пробках и потолкались в метро. А уж по части брани и способности «опалить человека» наши медиаэксперты и  блогеры с легкостью заткнут за пояс своих «ташкентских» предшественников.

Я с грустью и сожалением смотрю на очередную восходящую звезду в стане борцов за права и свободы автомобилистов: почти каждый из них начинает с чего-то полезного и разумного (типа борьбы с привилегиями на дорогах), а потом гладко переходит в категорию официальных и «хорошо упакованных» общественников или депутатов…
Констатирую: все эти защитники автомобилистов, медиаэксперты и  блогеры своим верхоглядством и махровой политической демагогией меня уже «достали»; последней каплей стал здесь субботний сюжет в итоговой программе RenTV. В блогосфере ко всем этим «прелестям» добавляется еще и хамство вместе с наглым амиконшонством.
Что ни день, я узнаю много нового: как про себя, так и про своих коллег из столичной транспортной администрации, которых я последние два года регулярно консультирую. Про то, что Блинкин «куплен миллиардером Ликсутовым», а что сам Ликсутов – дилетант без профильного образования. Про то, что Департамент транспорта дерет с автомобилистов деньги за воздух и уводит эти деньги в оффшоры. Про то, что Департамент транспорта загоняет автомобилистов в метро, где и без того не протолкнуться, а затем варварским образом повышает плату за проезд. Ну, и все такое прочее…

Сообщаю для всех, кому это интересно: мне, в силу давнего присутствия на профессиональном поле и некоторой публичной известности, довелось, начиная с 1980-ых годов, сотрудничать с множеством городских транспортных начальников – русских и зарубежных. Транспортная политика, принятая в абсолютном большинстве крупных и крупнейших городов мира, практически одинакова по своим базовым принципам: приоритет общественного транспорта в части темпов развития и условий движения; сдерживание спроса на автомобильные поездки (прежде всего, на поездки в центр города) посредством стандартных и небезобидных фискальных и планировочных мер. Популисты всех мастей любят говорить о транспортных реформах, которые пойдут на пользу пассажирам общественного транспорта и, одновременно, не затронут интересы автомобилистов. Увы, реформ, «приятных по всех отношениях» не бывает, причем не только на транспорте.

Я много лет настойчиво пропагандирую эти тезисы; вот только для их практической реализации понадобился приход транспортных менеджеров нового поколения.

Разумеется, рациональная транспортная политика вовсе не сводится к этим несложным идеям; она составляет предмет основательного университетского курса «Transportation Planning». Зарубежные транспортные начальники, в рамках общих правил, действующих в развитых странах, курс по этой специальности непременно сдавали, либо в рамках магистерской программы, либо в ходе получения последипломного образования.

С прошлого года подобный курс я читаю в Высшей школе урбанистики. По своему базовому образованию наши слушатели – архитекторы, экономисты, географы, управленцы, инженеры-строители, инженеры-транспортники. Такие же курсы отлаживают в своих ВУЗах мои друзья и коллеги из Иркутска, Перми, Санкт-Петербурга…

Я не случайно употребил слово «отладка»: обозначенная выше комплексная дисциплина (лежащая на стыке урбанистики, транспортной инженерии, муниципального управления, экономики города, социологии транспортного поведения …) в России до самых последних лет была не в чести. К сожалению, она все еще не входит в номенклатуру профилей, принятых в российских университетах.

Транспортниками у нас считались (и считаются) специалисты по ремонту двигателей автобусов ЛИАЗ, тяговым подстанциям трамвая и другим (бесспорно, важным!) инженерным вопросам, имеющим, увы, весьма косвенное отношение к системным проблемам городской мобильности. Но это еще полбеды; в российском медиапространстве транспортными экспертами числятся еще и городские демагоги, сошедшие непосредственно со страниц щедринской «картины нравов».
Понятное дело, что российские транспортные начальники «Transportation Planning» в ВУЗах не изучали. Однако, те из них, которые помоложе и полюбознательней, давно уже прочли правильные английские (немецкие, французские…) книжки. Кстати сказать, по инициативе М.Ликсутова и с непосредственным участием моих учеников вскоре будет издан русский перевод одной из таких правильных книжек – «The High Cost of Free Parking».

Добавлю к этому, что российские транспортные менеджеры из числа молодых и англоговорящих, давно нашли возможность пройти стажировку в транспортных столицах мира и пообщаться с самыми продвинутыми коллегами из этих столиц. Так что, обсуждать вопрос о том, кто из них профессионал, а кто нет, на основе записей в дипломе, дело вполне бессмысленное. Замечу, что, к примеру, в моем собственном дипломе написано «математик» и нет ни слова о транспорте…

И еще замечу, что «господ ташкентцев» нисколько не интересовал уровень профессионализма прежних руководителей столичного транспорта; насколько я помню, один из них считал себя высоким профессионалом, располагая опытом директорства в вагоне-ресторане.

В конце лета столичным Департаментом транспорта был организован круглый стол с участием городских транспортных менеджеров и международных экспертов из двух десятков городов мира: от Пекина, Сингапура и Мичигана, до Берлина, Парижа и Осло. Я был модератором этой дискуссии, тон которой задавал мой друг и коллега, знаменитый бельгиец Пьер Лаконт. Дискуссия велась в сугубо гамбургском формате: в зале не было сторонней публики, журналистов и популярных блогеров; участники дискуссии обходились без пропаганды мер, «приятных во всех отношениях», без научно-технического фантазирования и политической демагогии. Это был неформальный разговор понимающих друг друга профессиональных собеседников. При этом московский транспортный начальник был здесь равным среди равных. Это я к тому, что с профессионализмом у  Максима Ликсутова все в полном порядке.

Резонно спросить: «Если все вы такие умные и продвинутые, то почему на улицах пробки, а в метро – давка?».
Господа, здесь нечему удивляться: Москва, во всяком случае, в транспортном отношении – тяжело больной город. Этот диагноз давно известен специалистам. Сегодня тактика лечения определена в целом верно, однако не будем себя обманывать: лечение займет немало времени, а лекарства заведомо не будут сладкими. Все эти проблемы могут и  должны стать предметом профессионального и честного обсуждения, без любых умолчаний и самообманов. Только давайте заранее исключим из этой дискуссии «господ ташкентцев» …

Комментарии

147

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

23 декабря 2013 | 17:48

Журналисты и блогеры - это эксперты в любых вопросах. Особенно в вопросах вины и ее доказанности в суде. Категоричность суждений и глубокие познания - вот слагаемые успеха.


ochumniy 23 декабря 2013 | 19:00

Смысл я уловил лишь один: предлагается не верить "синеведёрочникам",адвокатам помогающим защитить нас от произвола властей и гаишников,тем хулиганам,что на стёкла всякую гадость клеют,ВСЕМ,кого достали безобразия на дорогах,тем людям,что сами ищут выход из его и спецов с диплокурсами импотенции и некомпетенции!
Зависть к успешным людям ,которые "упакованы в депутаты"(смысл сохранён) движет Вами - не пакуют и не избирают...
Выпейте йаду - сначала горько,потом пройдёт.:)


fowler 23 декабря 2013 | 19:26

Ну наверное если бы в результате профессиональной деятельности господ Блинкиных и Лискутовых жизнь горожан делалась бы хотя бы в чем-то лучше, а не только в чем-то хуже, поддержки их начинаний было бы гораздо больше...


23 декабря 2013 | 20:02

Что ни день, я узнаю много нового: как про себя, так и про своих коллег из столичной транспортной администрации, которых я последние два года регулярно консультирую....
Блинкин известный демагог и самозванец.
Человек с образованием Механико-математического факультета Московского государственного университета по специальности «Математика» в молодости направления научной деятельности Блинкина — топологическая алгебра и алгебраическая топология. Числится старшим научным сотрудником по специальности «Автомобильные дороги и автомобильный транспорт». Это уже сам по себе нонсенс. Старший НАУЧНЫЙ сотрудник без знания основополагающих принципов строительства дорог. Кроме того специальность автомобильные дороги и автомобильный транспорт-это как луна и солнце. И связаны они только тем, что автомобили ездят по дорогам. Блинкину этого, видимо, достаточно.
То, что что, что он при этом может кого-то консультировать, говорит не только об абсурдности его консультаций, но и об уровне тех, кого он консультирует.
Как говорит Жванецкий-"Что может говорить человек с таким носом....."
А слова Михаила Евграфовича о самоощущение своих героев: «Уверенность в нашей талантливости так велика, что для нас не полагается даже никакой профессиональной подготовки" вполне,и полностью применима к деятельности самого Блинкина.
И я присоединяюсь к мнению, что Ликсутов – дилетант без профильного образования.
И также считаю, что во главе департамента должен стоять человек с профессиональным образованием, а у него в подчинении должны быть такие менеджеры, как Лискутов. И это касается не только департамента транспорта. Это касается всего предмета управления, как промышленностью, транспортом, так и всей инфрастрктурой. И отсутствие именно такого подхода, является одной из наших бед.
Что касается его сотрудничества с множеством городских транспортных начальников, то пусть на его совести будет сотрудничесто с такими "известными" транспортными начальниками, как известный своими коррупционными способностями бывший Министр транспорта Московской области-Катцыв П.Д., с которым Блинкин был довольно тесно связан.
И если Блинкину, как он утверждает,довелось, начиная с 1980-ых годов, сотрудничать с множеством городских транспортных начальников, то где же результаты его,так называемой деятельности. Просто дело в том, что тогда слушали специалистов, а не демагогов, а теперь наоборот.


24 декабря 2013 | 00:37

Кроме того, чтобы понять, что Блинкин самозванец, достаточно заглянуть в перечень специальностей ВАКа, где специальность автомобильные дороги и автомобильный транспорт проходят двумя различными специальностями. И диплом старшего научного сотрудника не может включать двух таких разных специальностей.


ohrjr 23 декабря 2013 | 20:07

Я тоже терпеть не могу совкового "он плоть от плоти народа", "он прошел славный путь от рабочего до..." т.д. Но... Референдум по парковкам одобрили!? Теперь это выдают за "истинную демократию", а результатами референдума будут так "размахивать", что профессионалам останется только попрятаться. Нужны профессиональные действия, дающие видимые результаты, и профессиональные разъяснения тех, которые "стажировались в разных странах", чтобы мы видели их возросший профессиональный уровень. А то все-таки "бухучет" и жизнь в небольшом городе проявляется.


23 декабря 2013 | 21:11

Был недавно в Праге. Для решения транспортной проблемы города в Праге строится большой тоннель , длиной почти 15 км через весь город. С многочисленными въездами и выездами в разных районах города. Он в принципе решит транспортную проблему и решит вопрос с теми, до сегодняшнего дня, немногими пробками, имеющими место в городе. Но люди думают о завтрашнем дне. И это в небогатой Чехии. А богатая Москва перебивается семинарами, круглыми столами с участием городских транспортных менеджеров и международных экспертов из двух десятков городов мира. Это и проще и выгодней для кармана таких вот модераторов, как Блинкин.


piter_ug 23 декабря 2013 | 21:42

//Только давайте заранее исключим из этой дискуссии «господ ташкентцев»//

Как же вы исключите "господ ташкентцев", если они - участники дорожного движения, это они торчат в ваших "профессиональных" пробках.
И забудьте про тихий кружок "профессионалов" - брежневские времена давно прошли.


d_ed 24 декабря 2013 | 00:09

Большая часть комментариев служит прекрасной иллюстрацией к основной мысли автора статьи.


vkhort 24 декабря 2013 | 00:44

Всем молчать, профессионалы будут думать. А вы пока стойте в пробках. А как это Москва стала такой "больной" и запущенной? И что с тех пор изменилось? Т.е. наверное раньше были другие профессионалы? Блинкин, хватит кичится своим профессионализмом. Мне, как пользователю не нравится, что Москва - моноцентральный город, что нет скоростных трасс на втором этаже, что нет многоэтажных развязок. И где те профи, что это исправят? Сбор денег за парковку не приведет к строительству дорог. Так что, Блинкин, вы мне тоже надоели со своим профессиональным надо подождать. Катитесь куда подальше, а не оскорбляйте блогеров и других страдающих от вашего псевдопрофессионализма.


alexq 24 декабря 2013 | 01:30

О, Сколково открытий чудных!..
Оказывается, Северо-Западная хорда и расширение "вылетных магистралей" - это правильная тактика лечения.

Предсказываю: с этой собянинской тактикой не будет облегчения ни через 5, ни через 10 лет.


(комментарий скрыт)

db25 23 декабря 2013 | 15:28

Блинкин хочет сказать - не волнуйтесь, городом руководят профессионалы. Всё в полном порядке, корабль идёт ко дну.


23 декабря 2013 | 18:55

Если уж начали поминать классиков, то онин из них рекомендовал "и не оспаривай глупца"
Плюньте на них господин Блинкин.


23 декабря 2013 | 20:08

P.S........С прошлого года подобный курс я читаю в Высшей школе урбанистики. Известно, кто умеет, тот делает, кто не умеет, тот учит.


23 декабря 2013 | 20:16

что с профессионализмом у Максима Ликсутова все в полном порядке. Да еще и рад лизнуть лишней раз. (хотя лишним, по мнению Блинкина, раз не бывает).


ay 24 декабря 2013 | 04:46

Странным остается один момент в центре города парковки платные, за МКАДом трассы платные, почему должны страдать 80% москвичей живущий на окраинах в сложившихся районах ?

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире