13:53 , 24 июля 2013

О реконструкции Ленинского проспекта и о том, что случится «при любом правительстве по Франции»

Решение Правительства Москвы о переносе «на потом» реконструкции Ленинского проспекта представляется мне чрезвычайно точным и взвешенным. Разговоры о некоей «победе общественности над Собяниным» здесь абсолютно неуместны. Напротив, этим решением администрация города продемонстрировала способность к адекватному учету несовпадающих, как внутри экспертного сообщества, так и в различных группах населения, мнений по поводу крупных градостроительных проектов.

Но, самое главное, этим решением городская власть обозначила реальную расстановку приоритетов своей транспортной политики в духе западноевропейской максимы «transit first»: приоритет общественного транспорта не на уровне общих слов и благих пожеланий, но в формате масштабных инвестиционных решений.

По сути дела, впервые в нашей городской практике принятие решения о реконструкции одного из ключевых элементов улично-дорожной сети поставлено в зависимость от перспективы перераспределения (с учетом ввода новых участков и станций метрополитена) пассажирских потоков между общественным транспортом и личными автомобилями. Полагаю, что это вполне правильная постановка задачи.

Более того, это вполне четкий сигнал горожанам: дорогие москвичи, никто из нас с вами не выиграет от расширения экзотической по мировым меркам практики использования личных автомобилей для ежедневных поездок от дальней агломерационной периферии до исторического центра города. Кстати говоря, с этим сигналом полностью корреспондируется еще одна недавно реализованная мера городской транспортной политики — установление платного парковочного режима в пределах Бульварного кольца.

Отнесение «на потом» решения по Ленинскому проспекту имеет еще одно важное достоинство. За время до ввода в эксплуатацию новых участков и станций в юго-западном сегменте большой Москвы будет, как я надеюсь, проведена давно намеченная реконструкция ключевой развязки с МКАД на оси «Ленинский проспект — Киевское шоссе» с заменой архаического «клеверного листа» на конфигурацию типа направленных съездов. После расшивки этого очевидного узкого места и, одновременно, в условиях ожидаемого перераспределения пассажиропотоков в пользу общественного транспорта можно будет гораздо более взвешенно оценить саму идею перепланировки проспекта. Полагаю, что в новых условиях число ее добросовестных сторонников заметно поубавится.

В заключение я хотел бы довести до сведения московских автомобилистов некоторые объективные факты. На долю одного автомобиля, эксплуатируемого в нашем городе, приходится менее 25 квадратных метров уличного асфальта. Если все столичные автомобили одновременно выедут на улицы, город встанет в пробку «на всю оставшуюся жизнь». Этот московский показатель в 3-4 раза ниже, чем в европейских столицах и 6-8 раз ниже, чем в североамериканских мегаполисах. Достижение хотя бы западноевропейских пропорций между развитием уличной сети и уровнем автомобилизации горожан — задача для Москвы, увы, малореальная, как по деньгам, так и по территориальным ресурсам.

Добавим к этому, что мы, в отличие от зарубежных автомобилистов, покрываем своими целевыми дорожными платежами — акцизами в цене бензина и транспортным налогом — не более четверти совокупных затрат города на содержание и развитие улично-дорожной сети. Фактический бюджетный трансферт в дорожное хозяйство, представляющий собой по сути дела прямую дотацию владельцам автомобилей, уступает по своим масштабам разве что аналогичному бюджетному трансферту в пользу пенсионного фонда.

Очевидно, что в этих условиях мы с вами имеем крайне слабые шансы сохранить трогательную московскую традицию недорогого и, соответственно, ежедневного и активного использования своих автомобилей.

Не менее очевидно, что в этих условиях город обязан отдавать безусловный приоритет системам массового общественного транспорта и формированию комфортной среды для не моторизированных передвижений.

Все это — объективные реальности, с которыми московским автомобилистам предстоит смириться, как говорят преферансисты, «при любом правительстве во Франции». И, притом, совершенно независимо от наших с вами политических предпочтений…


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире