Научно-популярные сведения о транспортных рисках
Часть 3. Образцы и понятия.
Стандарты транспортного (как и любого прочего!) поведения задает элита. Если езда по «встречке» и «с ветерком» приемлема для вельмож высшего уровня, никто не удержит от того же удовольствия сотни тысяч прочих участников дорожного движения. Я имею в виду начальников всех рангов, полицейских, депутатов, воротил большого бизнеса и корпоративных менеджеров, следователей, воров в законе, прокуроров, поп-идолов, судей, генералов, популярных телеведущих, временно-неработающих владельцев Porsche Cayenne или Mercedes S600, да  и просто непуганых идиотов.

Собственно, никто и ничто эту разномастную публику, в самом деле, не удерживает. Агрессивное поведение на дороге не считается у нас признаком асоциальности и умственной убогости; напротив, у нас это некий индикатор успеха, крутости, принадлежности к «кругу посвященных».

Один-два клика в любом поисковике обнаружат множество историй про VIP-аварии со смертельным исходом, которые всегда завершаются возложением вины на покойников и третьих лиц, либо, на худой конец, недорогими компенсационными сделками по архаическому типу. Про пешеходов, задавленных полицейскими (прокурорскими, судейскими …) чинами и/или их родственниками, про последующие «отмазки» виновных и другие диковатые последствия повседневных дорожных трагедий. Про успешное продолжение публичных карьер известных поп-персонажей на совести которых убийства людей на дороге. Про всяческие VIP-безобразия без смертельных последствий, но с очевидным ущербом для общественной нравственности и здравого смысла; к примеру, про очередную поп-звезду, сохраняющую за собой священное право разворачиваться через двойную сплошную и/или ездить по встречке…

Для контраста замечу, что, к примеру, Майкл Блумберг – миллиардер, мэр Нью-Йорка и основатель вышеупомянутого фонда Bloomberg Philanthropies – не только соблюдает правила дорожного движения, но зачастую вообще обходится без автомобиля (рис.4). Не менее демократичным способом добирается до работы мэр Лондона (рис.5). В самом деле, стандарты транспортного поведения задает элита!

Кстати, уровень транспортных рисков в США – порядка 1,2 погибших на 10 тыс. автомобилей, в Соединенном Королевстве этот показатель и вовсе один из лучших в мире – 0,55 погибших на 10 тыс. автомобилей. Эти цифры в два и, соответственно, в 4 с лишним раза ниже отечественного целевого прогноза на 2030 год.

904730 904740

Проблема, разумеется, не  может быть сведена к тому, кто и как формирует образцы транспортного поведения.

В рамках законов и правоприменительной практики, принятых в просвещенных странах мира, общество и государство борется с тремя «D»: Dangerous, Drunk and Drugged Driving. На первом месте, стоит, разумеется, «Dangerous Driving», поскольку именно опасное (агрессивное, субстандартное…) поведение водителя на дороге является конечной причиной абсолютного большинства road fatalities. Заметим к тому же, что опасное поведение водителя – дело куда более очевидное, чем содержание недозволенных компонентов в его крови, да и случаются такие безобразия и на вполне трезвую голову.

Отечественные юридические авторитеты любят говорить о том, что у опасного вождения нет должной дефиниции. Процитирую классический для мировой транспортной практики английский закон «ROAD TRAFFIC ACT 1988», который начинается с раздела о  смерти в ДТП по причине опасного вождения (Causing death by dangerous driving):

«лицо признается виновным в опасном вождении, если: (1) манера вождения данного лица РЕЗКО отличается от поведения, которого можно ожидать от компетентного и осторожного водителя; (2) для компетентного и осторожного водителя ОЧЕВИДНО, что манера вождения данного лица является опасной для окружающих».

При этом считается, что такое поведение является заведомо умышленным и представляет собой прямую угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц: водитель, который сбил пешехода на «зебре», не имел умысла к убийству; в то же время его опасное транспортное поведение было, разумеется, вполне умышленным. «Dangerous driving» – это очень суровая статья, применяемая в тех же просвещенных странах безо всякой оглядки на ходатайства «знакомых и родственников кролика», наличие/отсутствие у  него водительской лицензии, или же на уровень алкоголя в его благородной крови. В самом деле, так ли важно для общества учитывать, был ли преступник, паливший с балкона из АКМ по случайным прохожим, безукоризненным трезвенником или алкашом!

Наличие алкоголя в крови выясняют в просвещенных странах по признаку того, что «манера вождения данного лица резко отличается от поведения, которого можно ожидать от компетентного и осторожного водителя»; при этом превышение допустимого (так называемого фуршетного) промилле считают серьезным отягчающим обстоятельством. Мы поступаем ровно наоборот: понятие опасного вождения у нас отсутствует, зато ненулевая доза алкоголя в крови карается при сколь угодно аккуратном вождении. «Вам шашечки, или доехать?», спрашивали когда-то в Одессе. Мы, как водится, предпочитаем шашечки.

Понятие «dangerous driving» четко отграничено от понятия «careless driving» (неаккуратное вождение): во втором случае водителя в худшем случае ждет штраф и удорожание страховки по причине испорченного файла водительской биографии, в первом – очень большие неприятности, вплоть до уголовного дела.

Помимо «правила Моргана» и «правила трех D» в просвещенных странах существует еще множество правил и институций, которые дают им возможность сводить смертность на дорогах к упомянутому рубежу «above zero». Упомяну только некоторые из них:

– отлаженные судебные процедуры по фактам неосторожного или опасного вождения: здесь дорожный полицейский – не более, чем один из участников процесса, а «знакомые и родственники кролика», скажем так, отдыхают;

– институт гражданских исков по фактам нанесения морального ущерба фактом агрессивного вождения, или иными субстандартными действиями;

– разумно жесткие правила и отлаженные процедуры допуска к участию в дорожном движении;

– правила регистрации автомобиля по его владельцу, а не по «куску железа…»;

– ну и все такое прочее…

Все эти «премудрости» нам рано или поздно придется перенимать… И еще нам придется отказаться от архаических понятий советской эпохи: водительские права, лихач, «не справился с управлением»…

Как верно заметил Ли Якокка, «вождение это не право, а привилегия!». На водительских удостоверениях, выдаваемых в различных штатах по месту жительства легендарного автомобильного менеджера, фигурирует одна из надписей «driving permit», «driving license», «driving privilege», но никогда не бывает слов «driving rights». На российском водительском удостоверении слов «водительские права» тоже, к счастью, нет; но категория «право управления автомобилем» по сей день благополучно присутствует в нашем законодательстве.

Кинетическая энергия пролетки с лихачем на облучке, была на два порядка меньше, чем у Porsche Cayenne, управляемого очередным маргиналом, который – согласно собственному публичному признанию – «выруливал» по московским улицам со скоростью 180-200 км/час. Понятие «не справился с управлением» уместно разве что по факту повреждения вашего молдинга при неумелом заезде в гаражный бокс.

Так что, если ваша манера вождения «резко отличается от поведения, которого можно ожидать от компетентного и осторожного водителя», вы не лихач, а лицо, «виновное в опасном вождении». Если ваш автомобиль врезался в автобусную остановку, речь не идет о том, что вы «не справились с управлением», но исключительно о том, что вы не являетесь «компетентным и осторожным водителем» и, следовательно, опасны для окружающих.

И эти «премудрости» нам рано или поздно придется перенимать, если, разумеется, мы не хотим убивать на дорогах своих соотечественников в столь массовых количествах.

Очень хочется быть оптимистом и верить в то, что когда-нибудь к 2030 году качество наших институтов, а вслед за этим стандарты нашего транспортного поведения и индикаторы безопасности дорожного движения кардинально улучшаться. Увы, основания для такого оптимизма пока что отсутствуют.

Антону Носику и не только. Транспортные риски – часть 2
Антону Носику и не только. Транспортные риски

Комментарии

175

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

24 февраля 2013 | 01:50

"Агрессивное поведение на дороге не считается у нас признаком асоциальности и умственной убогости; напротив, у нас это некий индикатор успеха, крутости, принадлежности к «кругу посвященных». "

Это считается крутостью в этом самом "кругу посвященных". У нормальных водителей это называется дикостью. "Дай дорогу дураку" - этого правила придерживаются очень многие.
Ну дикая у нас "элита", дикая. Это точно явный признак, что "элитный человек" то-ли от обезьяны произошёл, то-ли в обезьяну превращается - надо Дарвина на досуге почитать.


24 февраля 2013 | 05:33

а когда правохоронителей воспитывать наше государство будет?
по факту этим паразитам доверять свои жизни не приходится, они охотятся за нами только из-за палок и штрафов-протоколов.


m_anuchin 24 февраля 2013 | 07:00

Прочитал все 3 части. Отличная, спокойная, достойная и познавательная статья с определенными и вытекающими из анализа выводами!


stupakoff 24 февраля 2013 | 07:16

Воскресным летним утром, я ехал на автомобиле по маленькому провинциальному городку Новохоперску. Надо сказать, в жару, тем более в выходной, город "вымирает", все на природе. Так вот, вперди - пара машин, метров на триста...., то же и позади... Тут справа, из переулка, визжа резиной, в трех сантиметрах от моего бампера, вылетает сошедшая с ума машина и, так сказать, "встраивается в поток"! Повторяю, ни спереди, ни сзади - ни-ко-го!!! Смотрю, на заднице у дикого скакуна московские номера! Вопросы есть? Мне пришлось поездить по многим городам. Я спокойно чувствую себя в любой автотолчее. Но, такого дебильного вождения, как в Москве, нет нигде. Даже во второй столице, Питере, водители много тактичнее.


chippewa 24 февраля 2013 | 10:00

Целиком и полностью поддерживаю позицию Михаила Яковлевича.
Один из примеров возникновения повышенной аварийности в России - неравномерность скорости автомобилей при движении в транспортном потоке. Недопустимо, что бы при ограничении скорости, например, 90 км/час, часть грузовых автомобилей двигалась по дороге со скоростью 60, да еще и плотными колоннами, провоцируя остальных участников дорожного движения на опасные обгоны.

Свою лепту в создании аварийных ситуаций вносят дорожники, создавая обгонные полосы длиной всего 400-500 метров, что явно недостаточно (имеются в виду 3-х полосные дороги, где центральная полоса предоставляется поочередно потокам, движущимся во встречном направлении). Необходимо в ПДД добавить пункт, если транспортное средство не способно достичь лимита скорости, а позади скопилось более пяти автомобилей - съезай на обочину и пропускай остальных участников дорожного движения.


sergeymuritz Сергей Корниенко 24 февраля 2013 | 10:15

Блестящая статья, согласен с автором.


24 февраля 2013 | 10:41

Стандарты транспортного (как и любого прочего!) поведения задает элита
=============================================================
Да в том-то и дело, что нет в демократических странах никакой элиты. Там того, кто только заикнется, что он - элита, так "приложат" ... Да и никто не заикается. Там в их менталитете забетонировано, что все равны!


24 февраля 2013 | 10:44

А тут даже в редакцию "Эхо" на передачу вся эта самоназываемая "элита" заваливается с охраной, которая еще и выкобенивается ...


cadko 24 февраля 2013 | 12:54

Нужно говорить об уважении в обществе. Водитель с 20-летним стажем, за рулем уважаю пешеходов, больше времени пешеход и уважаю водителей. Наблюдаю тенденцию неуважения водителей со стороны пешеходов. Особенно со стороны молодых. В ушах телефон , никуда не смотрят и лезут под одиночную машину на зебру. Пропусти дальше же нет машин, и спокойно иди.


valentin_vokhma Валентин Михайлов 24 февраля 2013 | 13:17

Автору - Михаилу Блинкину - респект!
Жаль, что далеко не все комментирующие поднялись до его уровня четкости и доказательности.


wladiko 23 февраля 2013 | 18:23

Забыл функцию
- разработки программ обучения открытого, некоммерческого обучения и
самоконтроля ПДД в Интернете.


wladiko 23 февраля 2013 | 18:28

Правила ДД не могут быть предметом коммерческого торга.
В Интернете должны быть представлены лучшие разработки и пособия для обучения ПДД.
Это даст возможность новичкам изучать ПДД,а водителям со стажем поддерживать свои знания на должном уровне.
При этом очные школы не потеряют актуальности.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире