На почту моего института поступают возмущенные письма жителей Ленинского проспекта и окрестных строений по поводу планируемой здесь большой реконструкции. Спрашивали? Отвечаю!

Сначала о технической стороне дела. Для всех, кому это интересно, еще раз обозначу свою позицию: реконструкция Ленинского проспекта — проект в равной мере беспощадный и бессмысленный.

Беспощадный — потому, что многие комфортные (и весьма дорогие!) квартиры в домах на пересечениях Ленинского проспекта с конфликтующими направлениями (к примеру, с Университетским и Ломоносовским проспектами) превратятся в малоликвидные жилые помещения встык к подэстакадному пространству. И еще потому, что весь период реконструкции проспекта обернется сущим транспортным адом для жителей всего московского Юго-запада.

Бессмысленный — по причине, которую много десятилетий назад сформулировали остроумные зарубежные планировщики: развязка на городской улице — это самый дорогой способ сдвинуть точку концентрации затора со старого места — на новое. Суть дела в том, что развязка в разных уровнях — это специфическая принадлежность автомобильной дороги («motorway», «A road»), но не улицы! Напомню при этом, что Ленинский проспект, как его ни перестраивай, это не дорога, а именно улица — с жилыми домами, тротуарами, троллейбусами…

Снятие светофоров на всех пересечениях от Миклухо-Маклая до Университетского проспекта приведет к тому, что удвоенный по интенсивности поток станет в глухую пробку сначала у площади Гагарина, потом — на Калужской площади. «Промежуточные» светофоры на протяжении проспекта позволяют сегодня хоть как-то дросселировать поток перед неустранимым узким местом. Тем самым местом, где в основную магистраль встраиваются потоки автомобилей со стороны проспекта 60-летия Октября и Профсоюзной улицы, скрещиваясь по ходу дела с потоками, направляющимися с Ленинского проспекта в обе стороны Третьего транспортного кольца. Я уже не говорю о финальном «узком горлышке», которое навсегда сохранится у съездов на Садовое кольцо и въезде на Якиманку.

Всем, кому, в самом деле, интересен итоговый результат реконструкции Ленинского проспекта, я предлагаю понаблюдать за происходящим сегодня на стыке «большой Ленинградки» с 1-ой Тверской-Ямской. Разумеется, следует сделать скидку на все еще не завершенную реконструкцию площади Тверской заставы. Понятно, однако, что как ни перекапывай эту несчастную площадь, 1-ая Тверская-Ямская шире не станет; ровно так же не станут шире Бутырский и Грузинский валы. Таким образом, затор близ бывшего памятника Максиму Горькому нам с вами гарантирован навсегда.

Эта же картина будет в точности воспроизведена у памятника Юрию Гагарину, где в один (но очень большой!) затор соберутся все автомобильные очереди, рассредоточенные пока что у последовательных светофоров по трассе Ленинского проспекта.

Теперь об общественно-политических обстоятельствах. «Три кита» лежат в основе правильного транспортного устройства просвещенного города: «Networking», «Pricing», «Participation». «Кит» по имени «Networking» отвечает за рациональную конфигурацию улично-дорожной сети и правильную организацию движения на оной.

«Pricing» — напоминает о том, что за транспортное счастье надо платить; в полной мере и без малейших иллюзий по поводу того, что это счастье достанется нам задешево, по типу «долгожданного подарка москвичам ко дню города».

Наконец, «Participation» — это общественное участие в принятии решений, без которого невозможно устроить ни правильный «Networking», ни справедливый «Pricing». В просвещенном городе общественное участие является перманентным и четко институализированным; с обязательным привлечением независимой — урбанистической, транспортной, девелоперской, юридической, etc. — экспертизы, блокированием транспортно-строительного лобби, исключением из процесса «городских сумасшедших»... У нас же, как известно, «пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

Судя по ценам на недвижимость и маркам автомобилей, на Юго-западе живет вполне себе буржуазная публика. Между тем, наш проспект все еще Ленинский, а путешествуем мы с вами от 26-ти Бакинских комиссаров до гранитного Ильича. И никто вроде бы не против. Так что с разговорами о том, «какие славные мы здесь», давно пора бы кончать. «Какие есть — такие есть!» (из Д.А.Пригова).

С учетом того, «какие мы есть», наивно было бы рассчитывать, что решение о реконструкции проспекта будет приниматься с учетом достижений «буржуазной науки» Transportation Planning и соблюдением «насквозь буржуазных» норм Municipal Democracy и Property Rights.

Так что, господа — жители Ленинского проспекта, мы с вами эту реконструкцию заслужили!


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире