Методика «пяти почему» по-прежнему популярна в корпоративном управлении. Удобно, что всего пять вопросов помогают найти источник проблем. Важно, чтобы вопросы были правильными. Попробуем их задать и ответить на главный: зачем российскому рынку нужен Кодекс этики использования данных?

Кодекс станет конституцией для игроков рынка. Почему? У отечественного бизнеса есть общие трудности в работе с данными, которые пора устранить. При этом нет необходимости затрагивать уже действующие законы (в частности, закон о персональных данных).

Сегодня операторами разных видов данных являются представители банковского сектора, ритейла, телеком-услуг, госструктур. Промышленники со своими отраслевыми запросами, социальная сфера с базами «чувствительных» данных (медицина, например) и т.д. И везде есть свои алгоритмы, направленные на изучение обезличенных сведений. Это анализ поведения пользователей, построение деловых или производственных моделей, иные процессы учета данных, передаваемых, допустим, «умными» счетчиками.

Вместе с прогрессом растет и количество данных. Где 60% всех данных скоро будет генерировать бизнес. Значит, вопрос не теряет актуальности. Почему? Данные – это информация, которая может стать прогнозом или выводом. Инсайдом или киберпреступлением. Цифровые активы уже давно реальны. Не случайно рост ниши только big data на глобальном рынке составляет, по разным оценкам, около 36% в год. По сумме от экспертов, к 2021 году это будет $67,2 млрд. Аналитикой больших данных уже занимаются в более 50% мировых компаний.

Почему данных так много? Потому что сегодня с интернетом сопрягаются даже чайники, без метафор. Обычный чайник можно включить уже на подъезде к дому, нажав кнопку приложения. По сути, мы сами постоянно генерируем информацию о себе. Чем порождаем не только всплывающие блоки целевой рекламы – умного таргетинга, знающего нашу историю просмотров, но и становимся объектами воздействия корпораций. 80% данных, собираемых о нас, не покидает пределы компаний. А снова поступает к нам в виде предложений: выгодных кредитных программ, переходов на другие тарифы мобильной связи, покупок фермерских продуктов и проч., в зависимости от того, что и где мы уже приобретали.

Экономика данных равна экономике знаний. Владельцы большого количества данных становятся лидерами рынка. Ведь они более конкурентоспособны, так как больше знают о своих клиентах. Почему это опасно? Потому что такое положение дел вредит здоровой конкуренции. Благодаря накоплению информации «в одних руках» компании становятся не просто доходнее, но и монополизируют рынок.

Вопросы «разумного эгоизма» в сфере данных волнуют и мировую общественность. Общий регламент ЕС по защите данных (GDPR), вступивший в силу в прошлом году, распространяется на всех резидентов Евросоюза. Согласно положениям регламента, «контроллер» и «процессор» несут за нелегальное использование данных серьезную юридическую ответственность. И это понятно: на сбор и использование личных сведений пользователей вводится ряд ограничений, начиная от конфиденциальности, прозрачности, целей сбора и заканчивая хранением данных. То есть, данные собираются строго в заявленных целях и хранятся не дольше, чем нужно для обработки. Подобные правила для себя вырабатывают и отдельные деловые сообщества.

Присоединение к российскому кодексу абсолютно добровольное. Уникальная отечественная разработка, не имеющая международных аналогов, является сводом принципов для участников. И принципы эти не предусматривают стороннего надзора, напротив – призывают отрасль к саморегулированию. Так почему же, если все хорошо, не предлагается закон? Кто в наши дни верит в профессиональную этику?

Как выяснилось, сам рынок. Потому что обороты данных всех видов растут, а правовых регламентов не хватает. Да и составить их затруднительно, слишком многое мы рискуем оставить за бортом. Поместить в единый закон все виды данных со всей их спецификой – сложная задача и для юристов. Те же большие данные пока неслучайно не включены ни в одну из мировых юрисдикций. Обсуждение такого законопроекта в России в прошлом году показало, что многое в этой сфере фактически невыполнимо. Поэтому добровольный кодекс здесь становится действенным инструментом, определяющим общие правила профессионального поведения. Мотиватором стабильного развития рынка и усиления социальной ответственности бизнеса перед потребителями. Кроме того, подготовка общего закона займет очень много времени. Кодекс же планируется как «живой» документ, подлежащий периодическим обновлениям и дополнениям. Но само появление такого саморегулятора закладывает основы для дальнейшего совершенствования и развития законодательства в данной области, в рамках процессов цифровизации страны.

Документ закрепит принципы сбора, использования, аналитики, хранения данных вообще. Без соотношения со сферой деятельности компании и профессиональной потребностью в персональных, биометрических, технических, открытых и других данных. При этом кодекс нацелен на защиту прав наших граждан. И участие в проекте ИРИ, как независимой стороны, обеспечивает соблюдение интересов пользователей. Другим разработчиком документа является Ассоциация участников рынка больших данных (в которую входят такие отраслевые гиганты, как группа компаний «Яндекс», Mail.ru Group, ПАО «Сбербанк», АО «Газпромбанк», АО «Тинькофф Банк», ПАО «МегаФон», ПАО «Ростелеком» и Qiwi). К обсуждению также привлекались и другие крупные российские компании. Осенью проект будет представлен общественности.

Участники работы над кодексом уверены, что его незаконодательный статус ничего не изменит. Почему? Компании, присоединившиеся к такому формату, попадут в реестр добросовестных участников рынка. Включение в реестр станет важным элементом деловой репутации, знаком открытости самого бизнеса и возможности ему доверять. Разве этичные отношения в деловом сообществе не строятся на честности? И саморегулирование здесь – отличный повод к откровенному разговору с коллегами и клиентами. Кроме того, лучшие примеры из практики будут опубликованы в Белой книге, большой библиотеке идей для отрасли. Вот поэтому рынку и нужен кодекс, ради соблюдения «золотого правила» этики И. Канта: «Относись к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».

Оксана Подварко, руководитель проектного офиса Института развития интернета



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире