15:24 , 13 августа 2019

Миф 3: Разрушаем стереотипы: уступает ли онлайн-обучение традиционному? (из цикла «Главные мифы Интернета»)

В преддверии нового учебного года поговорим об образовании. Минпросвещения России недавно заявило об исключении около 100 специальностей и подготовки по ним в техникумах, но современный потенциал обучения это не сузит. Потому что 12 августа 1981 года IBM Corporation представила миру IBM 5150, первую в истории человечества модель ПК. Благодаря дальнейшему развитию технологий сегодня учиться можно и в онлайн-режиме. Только вот поговаривают, что качество знаний в сети хромает. Правда это или миф, сейчас разберемся.

Контуры правды

С начала XXI века университеты США и Европы начали экспериментировать с онлайн-инструментами, чтобы виртуально расширить количество слушателей. На сегодняшний день в Открытом университете Каталонии обучается аудитория, которую вместит не всякий стадион. 60 тысяч студентов могут одновременно собираться на пары, не покидая домашние диваны. А в Университет Феникса в США зачислены 300 тысяч человек, из которых 80% учатся только онлайн и платят за это очень большие деньги. То есть, повторим, за право использования онлайн-курсов они платят почти столько же, сколько платили бы за обычный очный курс в американском университете второго ряда.

Вузы России тоже расширяют онлайн-программы. НИУ ВШЭ и вовсе планирует скоро отказаться от стационарных лекториев в пользу видеоконтента. Ректорат при этом уверяет, что в течение 5 лет все преподаватели запишут курсы по своим дисциплинам и привычные академические часы занятий превратятся в электронные. В НИТУ МИСиС уже сейчас около 70% курсов реализуются с применением онлайн-технологий.

393 курса по разным направлениям подготовки можно бесплатно освоить на всероссийской платформе «Открытое образование». Сюда можно «поступить», чтобы освежить знания. Как в целях повышения квалификации, так и просто для себя. Если вы всегда увлекались ботаникой, например, но работаете на буровой, то вам сюда.

Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» прямо обозначает, что «к 2020 году 80% содержания основных образовательных программ высшей школы и профучилищ должно быть доступно для освоения в виде онлайн-курсов. К 2025 году аудитория российских онлайн-курсов должна составить 12 млн человек». Так что онлайн-методики в «официальном» образовании уже стали реальностью. И не только на ступенях профессионального обучения или «вышки».

МООС (Massive Open Online Courses) стремительно набирает популярность в школах и на ранних этапах развития ребенка. Удобная форма дистанционного образования меняет не только школьные, но и дошкольные стандарты. По материалам 2016 года из беседы с сооснователем образовательной платформы Edutainme следует, что практически 80% школ в США уже используют комбинации онлайн— и офлайн-обучения. Российские школы стоят на пути разработок индивидуальных образовательных программ, особенно важных для детей с ограничениями здоровья, и усиливают присутствие онлайн-форматов в процессе обучения.

Контуры мифа

Согласно исследованиям Babson Survey Research Group (BSRG) 2013 года, по большинству показателей дистанционное обучение мало проигрывает стационарному. Так, 77% преподавателей американских университетов, входящих в мировые рейтинги, считают «удаленку» равноценной (а в некоторых случаях и предпочтительной) альтернативой. Удивительно, но многие педагоги советской школы с ними согласны. Они принимают расширение самих форм обучения, как когда-то одобряли вечерние школы, первые экстернаты, адресную работу с надомниками… Кроме того, в некоторых университетах уже сегодня можно онлайн получить степень (чаще всего магистерскую). А отдельные дисциплины, требующие максимума прикладных заданий (основы SMM или базовые навыки программирования, например), и проще, и дешевле осваивать сразу в интернете.

Кажется, все отлично. Люди активно учатся удаленно, развивается и само направление дистанционного образования. Но почему же тогда ни общество, ни работодатель не спешат радоваться онлайн-выпускникам? Потому что есть стереотип, что такое образование слабее традиционного, – и это мнение работает.

Но как зародился миф? Из идеальных представлений об офлайн-курсах. Там преподаватель все объяснит, другие ребята подскажут – так и материал поймешь лучше, и выучишься качественнее. Ректор НИУ ВШЭ Я.И. Кузьминов откровенно говорит, что это далеко от действительности. По-прежнему студенты прогуливают, теряют внимание на лекциях и чего-то не понимают. Преподаватель же один на огромный зал.

Конечно, отсев с онлайн-курсов высок. Здесь 90% отсеявшихся – норма. Но это показатель закономерного фильтра. В итоге выберешь то, что действительно нужно.
Разумеется, не для всех специальностей дистанционный модуль обучения может стать заменой обычному. И главной проблемой остается сертификат, выданный образовательной платформой, а не университетом – работодатели такой «бумажке» не доверяют.

Однако говорить о «подрыве» педагогических ценностей тоже непрозорливо. Талантливый педагог готовит учеников к жизни в реальном мире, где виртуальный фактор уже не отменить. Именно поэтому садики и школы стараются комбинировать офлайн— и онлайн-инструменты. Стремление же колледжей и институтов к удаленному доступу студентов к знаниям более чем перспективно и оправдано эпохой информатизации.

И под занавес – 5 несомненных плюсов онлайн-образования:

1. Ассортимент курсов, выход за рамки профиля вуза или профессии – к мечте, переобучению, стажировке. Это и дополнительные сведения по предмету, и репетитор, и углубленное освоение офлайн-задач.

2. Возможность получить эксклюзивные знания, на которые никогда не попадешь офлайн. Допустим, во всех вузах есть узкие специалисты, на курсы которых записывается пара человек. Онлайн-каналы расширяют и «наполняют» аудиторию заинтересованными людьми.

3. Оперативное обучение по новым направлениям. Когда обычную методику только обсуждают на кафедре, в сети уже есть готовые материалы. В современном мире, постоянно обновляющем компетенции, скорость становится несомненным преимуществом.

4. Технологическая доступность и комфортность потребления информации. Как правило, курсы (если только не специальные) интуитивно доступны пользователю любого уровня сетевых навыков. Усваивать же знания можно когда, где и как пожелаете.

5. Ценовая гибкость. В принципе, в Интернете достаточно и бесплатных курсов от профессионалов, и очень дешевых. Никакой обязательной платы за семестры, «рекомендованной» руководством за офлайн-интенсивы и проч. Финансовая нагрузка планируема и посильна.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире