Полный звук Главы №199: СЛУШАТЬ

Фрагмент беседы Людмилы Абрамовой с Владимиром Румянцевым и Викторией Чичериной: слушать
Ленинград, 1990 год.

В предыдущей главе мы начали рассказ о Владимире Высоцком и Людмиле Абрамовой.
Об их знакомстве, годах семейной жизни и расставании. И говорили мы именно об их человеческих отношениях, о личном – опираясь на воспоминания самой Людмилы Владимировны, ее брата Валерия Абрамова и двоюродной сестры Елены Щербиновской.

3458986
Людмила Абрамова и Владимир Высоцкий с сыном Аркадием на даче возле ж/д платформы Отдых в Подмосковье, 29 июля 1963 года. Фото Николая Гузанова

А в этой главе мы посмотрим глазами этих людей уже на творчество Владимира Семёновича.
Тем более, что совместная жизнь Владимира с Людмилой – это как раз период становления Высоцкого и как актера, и как поэта. Тема эта огромна, и абсолютно всё охватить невозможно, но наиболее любопытные моменты мы постараемся не упустить.

3453796 20 февраля 1962 года. Свердловск – Москва, Л.Абрамовой: слушать (читает Никита Высоцкий)

Письмо это написано Высоцким, когда он был на гастролях в период совсем недолго сотрудничества с Театром миниатюр.
Время суматошного, мучительно поиска «своего» театра.

3453796 23 февраля 1962 года. Свердловск – Москва, Л.Абрамовой: слушать (читает Никита Высоцкий)

Людмила Абрамова, вспоминая самое начало песенного творчества Высоцкого, видела как раз в его профессиональной неустроенности своеобразный толчок к сочинительству.
Ранние стишки и песенки в капустниках не в счет – это еще был не «настоящий» Высоцкий:
«Еще со времен студии читал сцену из «Клопа», чеховскую «Свадьбу» на много ролей, на много голосов.

3458704
Сцена из дипломного спектакля Школы-студии МХАТ им. В.И.Немировича-Данченко «Свадьба» по А.П. Чехову, выпуск 1960 года.
Слева направо:
телеграфист Иван Михайлович Ять — В.Большаков, акушерка Змеюкина – Л.Евгенина, лакей – А.Иванов, кондитер Дымба – Г.Портер, отставной коллежский регистратор Евдоким Захарович Жигалов — В.Высоцкий, жена Жигалова Настасья Тимофеевна – Т.Додина, дочка Жигаловых Дашенька – М.Добровольская, жених Эпаминонд Максимович Апломбов – Г.Ялович.
Фото Игоря Александрова

А как только появилась возможность петь, он стал это делать.
Допустим, подходит Первое мая – эстрады на улицах, все актеры обязаны выступать, и Володя охотно туда шел: пел частушки, читал какие-то вирши, но своего он тогда еще не пел. Концертная деятельность нищего актера не от богатого репертуара, а от пустого кошелька. Все готовы куда угодно: на целину, на картошку, на новогоднюю елку».

3458774
Владимир Высоцкий в роли ямщика в инсценировке рассказа А.П. Чехова «Ведьма» в Вечере чеховских водевилей.
Москва, Школа-студия МХАТ им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. Горького, ноябрь 1959 года
Фото Игоря Александрова.

Но Высоцкий прекрасно закончил Школу-студию МХАТ и чувствовал, что может стать настоящим актером – а играть приходилось в «Свиных хвостиках» и «Аленьком цветочке».
Это время Абрамова называет «темным», совершено пустым в актерском смысле, какого больше в жизни Высоцкого не было никогда.

3458694
Студенческий билет №398

Много свободного времени – и это возможность создавать свой репертуар: слушать

Андрей Андреевич – это, конечно, Вознесенский, с которым Высоцкий познакомился, уже придя в труппу Театра на Таганке.

3458764
Андрей Вознесенский и Владимир Высоцкий. Москва, на квартире у Андрея Вознесенского, 26 марта 1967 года. Фото Генриэтты Перьян

У Людмилы Абрамовой – чрезвычайно любопытный, в чем-то даже парадоксальный взгляд на то, что и как делал Высоцкий.
И параллели неожиданные. Причем даже в жизненных ситуациях она видела интересные художественные смыслы. Опять-таки эпические. Например, в интервью Андрею Шарунову в сентябре 1999 года она таким образом говорила о нецензурной лексике и о том, насколько ею владел Высоцкий: слушать

3458004
Владимир Высоцкий — студент Школы-студии МХАТ, 1956 год

Вы, конечно, еще не забыли слова Людмилы Владимировны, что не Андрей Вознесенский должен быть «старшим братом» Высоцкого в поэзии, а автор «Слова о полку Игореве».
Но конечно, были помимо духовно-исторических камертонов и вполне реальные, живые люди, оказавшие на Владимира Семёновича огромное влияние. В числе первых и главных – его педагог в Школе-студии МХАТ Андрей Донатович Синявский. Который с огромным уважением относился к тому, что делал его ученик.

3458630
Мария Розанова и Андрей Синявский

Но при этом, в отличие от многих, гораздо выше ставил именно ранние, условно «блатные» песни, всё последующее творчество считая уже не столь интересным, а в чем-то и компромиссным.
Вновь обратимся к интервью Андрея Шарунова: слушать

Я был слесарь 6-го разряда: слушать (Москва, у Левона Кочаряна, 1965 год)

Запись на Большом Каретном у Левона Кочаряна.
Людмила Абрамова рассказывала, как эти записи неоднократно записывались и перезаписывались, когда друзьям казалось, что можно спеть лучше и что вот тот, а не этот вариант получился самым удачным.

Это уже фрагмент беседы Людмилы Абрамовой с Владимиром Румянцевым и Викторией Чичериной в Ленинграде в 1990 году: слушать

Людмила Владимировна уже упоминала Андрея Синявского и вот только что Булата Окуджаву – но, конечно, не только Синявский оказал, можно сказать, мировоззренческое влияние на Высоцкого.

3458052
Булат Окуджава, 1962 год. Фото Михаила Балцвиника

И не только Окуджава, о чем мы даже в нашем цикле говорили, наверное, десятки раз, показал Высоцкому, как можно исполнять свои стихи, взяв гитару для ритмической основы.
Были и другие люди, чьё мнение было очень важно для Высоцкого. Однажды после спектакля «Пугачёв» Высоцкий с Абрамовой поехали в Дом учёных на вечер авторской песни – потому что там был Михаил Анчаров, которого Высоцкий очень любил.

3457978
Михаил Анчаров

Анчаров уже выступил и ждал Володю.
Потом они сидели вместе, и Анчаров говорил, что он очень любит песню «Тот, кто раньше с нею был». А строчки «Ударил первым я тогда – / Так было надо…», как он считал, стоят творчества десятка поэтов, что за эти строки можно отдать несколько поэтических сборников.

3458964
Владимир Высоцкий и Михаил Анчаров.
Москва, Политехнический музей, 5 апреля 1966 года. Фото Геннадия Гущина

Для Володи это была дорогая похвала, хотя в это время и похвал, и аплодисментов он получал уже достаточно.

Людмила Абрамова вспоминала, как в их доме бывали братья Стругацкие:
«взаимное впечатление было, конечно, потрясающим. Особенно потому, что Володя еще в Тбилиси, в гостинице, писал «В далеком созвездии Тау-Кита» и «Марш космических негодяев». Этими песнями он поверг Стругацких в состояние неимоверного восторга».

Связующим звеном между Высоцким и Стругацкими стал известный математик, лауреат Ленинской премии Юрий Манин, хорошо знавший и Аркадия с Борисом, и Владимира.

3458312
Юрий Манин

В одном из писем Борис Стругацкий просил брата сделать у Манина копию записей Высоцкого на катушечный магнитофон и отправить ему в Ленинград.
А 20 октября 1966 года после спектакля «Жизнь Галилея» Высоцкий приехал к Манину в гости, на улицу Вавилова, где и познакомился с Аркадием Стругацким. По-видимому, в этот день была сделана одна из записей, известных как «У Манина», где Высоцкий в самом начале говорит, что хочет исполнить «Песню космических негодяев» и «В далеком созвездии Тау-Кита…». На следующий день Аркадий Стругацкий написал брату:
«Был у Манина, познакомился с Высоцким. Право, отличный парень и великолепный актер. Он приехал поздно, прямо с «Галилея», где играет заглавную роль, и потому разошлись мы около трех часов. Пел отличные песни, две о фантастике. Он очень нас любит».

3458314
Аркадий и Борис Стругацкие

Известно, что и старшего сына Людмила и Владимир назвали Аркадием в честь одного из Стругацких.
При этом своей библиотеки как таковой у Высоцкого не было и быть не могло, потому что и жилья не было своего долгие годы. Все его книги вполне укладывались в один портфель. И времени не было просто так читать: взять книжку, сесть и читать. Вот в дороге он читал всегда. На гастролях много читал. Когда они стали собирать фантастику, Высоцкий любил, чтобы Люся читала вслух – сейчас это кажется довольно необычным!

3458966
Людмила Абрамова. Москва, улица Телевидения, лето 1965 года (фото Елены Щербиновской)

Вслух Абрамова прочла почти всех Стругацких, Солженицына и даже документы по процессу Синявского и Даниэля, которые они где-то смогли достать в одном экземпляре, и послушать это чтение собралась довольном многочисленная компания.
Зато стихи Володя очень много читал сам: и Есенина, и воспоминания о нем – это уже когда на Таганке репетировали «Пугачева». Ему казалось, что он играет трагедию – причем собственную!

Приход в труппу Юрия Любимова – переломная веха и в жизни, и творчестве Высоцкого.
Людмила Владимировна вспоминала об этом в программе Елены Тришиной «Разные судьбы» – у нас, на «Эхе Москвы», в июле 1992 года: слушать

3461034
Юрий Любимов накануне гастролей Таганки в Финляндию, 1982 год. Фото Александра Стернина

На взаимоотношения Высоцкого с Юрием Петровичем у Людмилы Абрамовой свой, весьма нетривиальный взгляд.
Вновь обратимся к беседе на «Эхе»: слушать

При всём критическом отношении к Любимову – в первую очередь как к человеку – Абрамова, безусловно, отдает ему должное как художнику.

Любимов и Высоцкий – как и главная звезда ранней Таганки Николай Губенко – они родились друг для друга, их свело время.

3457996
Жанна Болотова, Николай Губенко, Юрий Любимов, Лев Делюсин и Каталин Любимова

Этого театра не было бы, если бы им не удалось встретиться.
Был бы какой-то другой театр. По словам Абрамовой, прежняя трудовая книжка Высоцкого сгорела в пепельнице на столе у Любимова – Юрий Петрович ее сжег и завел новую. И трудовая книжка Высоцкого, которая хранится ныне в Российском государственном архиве литературы и искусства, начиналась с Театра на Таганке.

3459720

К моменту зачисления в труппу Таганки у Высоцкого уже есть довольно приличный по объему репертуар, в том числе такие песни, как «Большой Каретный», «Тот, кто раньше с нею был», «Серебряные струны», «Татуировка», «Ленинградская блокада», «Я был душой дурного общества», «Не уводите меня из весны».
И эти песни уже ходили в народе. Но копии этих записей зачастую были ужасного качества. Считалось, что если слова разобрать можно – значит, еще ничего! Валерий Абрамов вспоминал, что они поначалу никак не связывали эти песни с Володей – хотя давно с ним уже были знакомы. А когда услышали, что это всё написал он, то даже постеснялись его об этом спросить. Валерий «втихаря» спросил Людмилу: «Вот эти песни, неужели это Володя поёт?». И у соседей была запись «Сгорели мы по недоразумению». И соседи не знали, что развлекают этой «колыбельной» сына Высоцкого, спавшего за стенкой. И ещё одна интересная деталь запомнилась Валерию:
«Володя тогда ничего не записывал на бумаге, все песни он помнил. Он мог, конечно, какой-то кусок написать в письме, какую-то строчку записать на клочке бумаги, но все свои песни тогда он знал наизусть».

Вот, к слову, письмо, которое начиналось со строк новой песни.

3453796 4 марта 1962 года. Свердловск – Москва, Л.Абрамовой: слушать (читает Никита Высоцкий)

«Как в старинной русской сказке…»: слушать (Москва, для Алексея Высоцкого, 1963 год)

Эта пленка была записана дядей Владимира Высоцкого – Алексеем Владимировичем.

3459464
Алексей Высоцкий

Людмила Абрамова рассказывала в беседе с Валерием Перевозчиковым, что Володя действительно в то время практически ничего не записывал на бумаге, кроме каких-то отдельных фрагментов.
Например, у брата Валерия есть его автограф на книжке научной фантастики:
…Ведь я всего до Минска, майор всего до Бреста.
Толкуем мы с майором и каждый о своём.

А так выглядела работа над песнями.
Например, когда они жили в Черемушках в двухкомнатная квартире, в одной комнате – Нина Максимовна и Никита, в другой – Володя, Людмила и Аркадий:
«И зачастую Володя, сочиняя песню, только левой рукой шелестел по струнам. Лады он брал, и это движение шелестящего по струне пальца – вот единственный аккомпанемент. Все остальное он себе представлял. Играть, даже тихо, он не мог. Еще у него была привычка отстукивать ритм ногой. А мы жили в таком «картонном» доме, что это было слышно не только на этаже под нами, но и на других этажах. Работал Володя по ночам, и, конечно, соседи и шваброй в потолок стучали».

3458962
Фотошутка.
Московская клиническая психиатрическая больница №8 имени Соловьёва, 29 ноября 1965 года.
Фото Елены Щербиновской

Валерий Абрамов тоже записывал Владимира Высоцкого.
Иногда почти «подпольно», потому что Володя говорил, что устал и не в голосе. А песни для спектакля «Последний парад» записал, но попросил стереть, потому что они еще были не литованные. Где-то ритм, который Высоцкий отбивал ногой по полу, слышно лучше, чем голос. Но остались, конечно, и более качественные пленки. Как эта, 15 мая 1966 года:

«Быть может, о нём не узнают в стране…»: слушать (Москва, у Валерия Абрамова, 15 мая 1966 года)

И Валерий Абрамов, и Людмила вспоминали домашний концерт в Лефортове, когда на относительно качественной и длинной пленке сохранилось несколько десятков песен, записанных в одну ночь.
Людмила еще говорила про тот вечер, что какие-то песни она буквально подсказывала Володе. Он хоть и знал всё своё наизусть, но и она помнила наизусть все его песни, и буквально по губам он угадывал вылетевшие из головы строки: слушать

3459482
Москва, Политехнический музей, 5 апреля 1966 года
Фото Геннадия Гущина

И еще один очень интересный фрагмент – уже из разговора с Владимиром Румянцевым и Викторий Чичериной.
О том, как Высоцкий впитывал, накапливал, собирал в себе впечатления, наблюдения, детали: слушать

В те ранние годы еще нет у Высоцкого и заметных ролей в кино – какие-то второстепенные, эпизодические, как в фильме «На завтрашней улице».

3458758
Москва, «Рекламфильм», 1965 год. Художник Даниил Хомов

Зато какие прекрасные письма были написаны тогда Высоцким жене из Латвии, где снимали эту картину!

3453796 15 июля 1964 года. Латвия, Айзкраукле – Москва, Л.Абрамовой: слушать (читает Никита Высоцкий)

Через три недели у Высоцкого и Абрамовой родится второй сын Никита.
А съемки все продолжаются.

3459466
Владимир Высоцкий и Савелий Крамаров на съёмках фильма Фёдора Филиппова «На завтрашней улице». Юрмала, лето 1964 года

3453796 15 августа 1964 года. Рига – Москва, Л.Абрамовой: слушать (читает Никита Высоцкий)

И еще одно письмо.
Со съемок картины, которая сделает Владимира Высоцкого по-настоящему не только знаменитым, но и узнаваемым. А его песни после «Вертикали» – хотя бы некоторые, хотя бы на миньонах – но выйдут огромными тиражами.

3458028

3453796 12 августа 1966 года. Кабардино-Балкария, Иткол – Москва, Л.Абрамовой: слушать (читает Никита Высоцкий)

Скалолазка: слушать (Приэльбрусье, посёлок Терскол, гостиница «Иткол», август 1966 года)

А фонограмма песни «Скалолазка», которую вы только что слышали, была записана там же, где написано и это письмо, то есть в гостинице «Иткол» в Приэльбрусье: слушать

3458692
Съемочная группа фильма «Вертикаль» у гостиницы «Иткол» в Приэльбрусье:
Шалико Маргиани, Геннадий Воропаев, Станислав Говорухин, Владимир Высоцкий, Борис Дуров, Лариса Лужина, Александр Фадеев и Маргарита Кошелева, 1966 год

Всякий раз поражает, какой жизненный и творческий рывок сделал за не такой, в общем, и большой отрезок времени Высоцкий.
По мнению Людмилы Абрамовой, круг его общения, круг друзей менялся не потому, что как-то портились отношения с людьми – точнее, не только поэтому. Просто люди зачастую оставались на месте – а Высоцкий шел дальше:
«Есть словарь Пушкина, есть словарь Толстого. Когда-нибудь будет словарь Высоцкого до 66-го и после 66-го, и тогда мы поймём, что ему дала роль Галилея, роль Хлопуши, что ему дало общение с интеллигентнейшим худсоветом Театра на Таганке.

3459462
Диплом II степени жюри праздника «Московская театральная весна — 67» Высоцкому В.С., артисту театра Драмы и Комедии, за исполнение центральной роли в спектакле «Жизнь Галилея» и за исполнительское мастерство в спектакле «Послушайте»

Просто разговоры с этими людьми, просто присутствие в этих компаниях. На какое новое качество он вышел! Но, если в песнях 62-го года так мало слов, это не значит, что Володя не мог малыми средствами создавать шедевры. Более того, это должно поднимать их».

Впрочем, характер Высоцкого тоже менялся с годами.
Из интервью, данного Людмилой Абрамовой Андрею Шарунову в 1999 году: слушать

Абрамова признавалась Валерию Перевозчикову, что по-настоящему стала понимать Высоцкого с годами.
Не потому что сама стала старше, а потому что «стала старше на восемьсот Володиных стихотворений». И страшно долго доходило то, чему она была свидетелем, когда ей было 23 года: «Тогда я ничего не понимала – я была счастлива! Наверное, так и нужно… Быть счастливой и не анализировать!».

3458696
Людмила Абрамова

В том же разговоре Людмилой Абрамовой были сказаны очень важные, на наш взгляд, слова:
«Для чего так кричал Высоцкий?! Чтобы его любили? Для чего Высоцкий так рвал горло? Чтобы его издали? Так вот, мы его издали!.. Чтобы его разрешили? Вот его разрешили!.. Чтобы ему памятник поставили? Вот четыре памятника в Москве стоят! Один другого краше… А он для этого орал?! Он этого от нас хотел?! Он хотел, чтобы его напечатали для того, чтобы его не просто слышали, не только «ловили кайф» от запредельного темперамента, а чтобы мы вгляделись в его стихи глазами».

Но всё ли из того, что было им написано, нравилось самой Людмиле Владимировне?
Вовсе нет. Андрею Шарунову Абрамова рассказывала о своей самой нелюбимой песне. И это неожиданный выбор: слушать

И в том же разговоре Людмила Владимировна вспомнила произведение, которое, наоборот, невероятно поразило ее.
И это тоже не самое, что называется, «раскрученное» или заезженное из всего, что написал Владимир Семёнович. Уточним, что речь в следующем фрагменте идет и про отношения Высоцкого с Михаилом Шемякиным: слушать

3458688
Париж, в студии Михаила Шемякина, август 1978 года. Фото Пьера-Бернара Донадье

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Юрия Гурова, Елену Тришину, Викторию Чичерину, Андрея Шарунова и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Игоря Рахманова, Александра Ковановского, Александра Петракова, Олега Васина, Сергея Алексеева, Валерия и Владимира Басиных.

Письма Владимира Высоцкого к Людмиле Абрамовой читал Никита Высоцкий.

3458700
Никита Высоцкий

И в конце еще одна цитата из разговора Людмилы Абрамовой с Валерием Перевозчиковым.
Хоть и было это сказано еще 30 лет назад, но с поправкой на время, по сути, ничего не изменилось:
«Пришло другое поколение… В этом году закончили среднюю школу мальчики и девочки, которые родились после Володиной смерти. Для них Высоцкий никогда не был живым современником. И он, к сожалению, им не нужен – не потому, что они плохие или Высоцкий плохой, а потому, что их жажда – ещё не жажда, их голод – ещё не голод… Просто желание утром позавтракать, а днём вкусно пообедать. Они ещё не понимают, чего им не хватает. Некому им рассказать, как бедна их жизнь. С одной стороны, мальчикам и девочкам неуютно в этом скучноватом и жестоком мире, а с другой – вроде бы им ничего особенного и не надо. Вот они потерянное поколение. Конечно, и среди них есть потрясающие люди. Конечно, и у них есть свои вечные вопросы, свои мировые проблемы – и ответы они со временем найдут. Но количество ищущих и что-то находящих невелико. И какой процент таких людей будет в этом поколении, я не знаю».

3458710
Куйбышев, Дворец спорта, 29 ноября 1967 года. Фото Григория Гутмана

Как сказал сам Высоцкий в стихотворении «Мой Гамлет»: «А мы всё ставим каверзный ответ / И не находим нужного вопроса».
Или как уже не просто сказал, а спел: «Кому сказать спасибо, что живой?».

«Подумаешь, с женой не очень ладно…»: слушать (Москва, у Александра Митты, 1969 год)

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Александра Петракова и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Валерия и Владимира Басиных, Александра Петракова;
– Людмила Абрамова, Валерий Перевозчиков. «Факты его биографии»;
– Валерий Перевозчиков «Возвращение к Высоцкому»;
– Валерий Перевозчиков, «Живая Жизнь»;
– Письма Владимира Высоцкого Людмиле Абрамовой (из 5-томника изд. Слово);
– Интервью Людмилы Абрамовой Владимиру Румянцеву и Виктории Чичериной. Ленинград, 1990 год (журнал «В поисках Высоцкого», №№ 24-27).

3459668
Дирекция по созданию Музея Владимира Высоцкого («Дома Высоцкого на Таганке») и редколлегия журнала «Вагант».
Слева направо стоят:
Александр Ковановский, Михаил Нодель, Тамара Дейкина, Александр Петраков, Рафаэль Аваков, Олег Титаренко, Сергей Зайцев (главный редактор журнала «Вагант»), Татьяна Зайцева, Вадим Дузь-Крятченко, Рита Зелёная, Аркадий Миркин;
сидят: Александр Помыткин, Людмила Абрамова (художественный руководитель Дирекции по созданию ГКЦМ В.С.Высоцкого), Андрей Бартельс (директор ГКЦМ В.С.Высоцкого).
Москва, Нижний Таганский тупик, дом 3, 29 ноября 1990 года. Фото Игоря Данилова

2857812

«Один Высоцкий. Том второй»

3186121
Дорогие друзья! Скоро уже пять лет, как в эфире радиостанции «Эхо Москвы» выходит программа «Один Высоцкий». Прозвучали уже 184 главы. Впрочем, многие из вас уже знакомы с этим циклом, который делаю я, Антон Орехъ, и мои товарищи и соратники из Творческого объединения «Ракурс».

Как, наверняка, немало среди вас и таких, у кого в домашней библиотеке есть наше мультимедийное издание, куда вошли первые сто глав проекта. Мы назвали его Первым томом, и этот Первый том уже выдержал два издания.

3315499

Теперь мы приступаем к выпуску Второго тома, куда войдут главы со 101-ой по 200-ю. И мы вновь обращаемся ко всем, кому интересно творчество Владимира Семёновича Высоцкого и кто считает важной нашу работу. Мы объявляем сбор средств на выпуск этого Второго тома!

Мы даже не будем лишний раз говорить о высоком полиграфическом качестве продукта, который должен у нас получиться. Два издания первых ста глав как раз и свидетельствуют об этом стандарте. Слава богу, за все это время мы не получили ни единого негативного отзыва от тех, кто заказал и получил наше издание. Поэтому за качество мы отвечаем и гарантируем его!

3315501

Теперь – важные подробности того, как будет проходить сбор, каковы сроки и сколько это всё будет стоить.

Сразу хотим предупредить, что всем, кто хочет помочь нам и стать акционером или спонсором проекта, придется запастись терпением. Практика работы над Первым томом показала, что качественная подготовительная работа потребует не меньше года! Потому что недостаточно просто взять и напечатать на бумаге тексты ста радиопередач. Они должны быть адаптированы, а порой и значительно переработаны именно с учетом книжного формата. Кроме того, предстоит потрудиться над расшифровкой всего звука, использованного в радиопрограммах и подготовить к печати сотни фотографий.

3315503
Москва, ДК МВТУ им. Баумана, 26 марта 1979 года. Фото Николая Демчука

Второй том вновь будет мультимедийным. Вы получите книжную версию 101-200-й глав проекта «Один Высоцкий». Кроме того у вас будет две флешки – с аудиоверсией цикла и его цифровой версией, которая даст вам возможность одновременно читать текст, просматривать фотографии и видеофрагменты и слушать аудиозаписи. А таких записей тоже сотни. С концертов и домашних выступлений Владимира Высоцкого, его живое общение с публикой, воспоминания друзей и коллег.

На сроки реализации проекта повлияет и необходимость выпустить еще 16 глав. Ведь на данный момент, как уже сказано, готовы 184 главы из двухсот. Это не значит, что работа над выпуском мультимедийного издания начнется, только после выходя в эфир 200-ой главы. Наоборот! Работа уже началась. Мы занимаемся редактированием готовых текстов, подбором фотографий, расшифровкой выступлений Владимира Высоцкого и воспоминаний тех, кто его знал и с ним общался.

Конечно, мы могли бы начать сборы и сразу после того, как все 200 глав прозвучат в эфире «Эха». Но, мы с вами живем, увы, в такое время, когда дорожает всё, кроме нашего любимого рубля. А практически вся современная полиграфия, не говоря уже о флешках – это импортные расходники. Тем более, что издание у нас «сложносочиненное». Собрав средства заранее, мы сможем загодя начать закупку всего необходимого. Именно таким образом нам удалось фактически спасти второе издание Первого тома: в тот момент, когда началась пандемия и рубль снова рухнул, почти всё уже было заранее заказано и оплачено!

3315505
Харьков, 25 мая 1978 года. Фото Олега Кушакова

К сожалению, по тем же финансовым причинам, Второй том будет стоить немного дороже первого. Но это в рублях. А если пересчитать в более твердых валютах, то выйдет даже несколько дешевле. И в любом случае, вы точно не потратите свои деньги зря, а получите вещь, которую не раз с удовольствием возьмете в руки и которую будет не стыдно подарить вашим близким и друзьям.

Обращаем ваше внимание на то, что цель проекта и сумма, взятая за сто процентов – это средства, необходимые для того чтобы выпустить минимальный тираж в 1 000 экземпляров. Но сбор не остановится по достижении этих ста процентов. Практика показала, что желающих будет, скорее всего, больше и планку в сто процентов мы с вашей помощью превзойдем!

Мы благодарим всех, кто помогал нам при выпуске двух тиражей Первого тома и не раз спрашивал о том, когда же будет Второй.

3315507
Люберцы, ДК, 3 июля 1980 года. Фото Александра Савинова

Мы заранее благодарим всех, кто захочет поддержать нас и теперь. Понимаем, как непросто потратить серьезную сумму денег и ждать потом целый год. Но вы можете быть уверены, что ваши траты и ваши ожидания совершенно точно будут не напрасными.

Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»

3186121



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире