03:24 , 21 ноября 2020

Высоцкий. Глава 189. Зелёный фургон

Проскачу в канун Великого поста
Не по враждебному — ангельскому стану,
Пред очами удивлёнными Христа
Предстану.

В кровь ли губы окуну
Или вдруг шагну к окну,
Из окна в асфальт нырну —
Ангел крылья сложит,
Пожалеет на лету,
Прыг со мною в темноту,
Клумбу мягкую в цвету
Под меня подложит…

Владимир Высоцкий (фрагмент «Песни Сашки Червня», январь 1980 года)

Полный звук Главы №189: СЛУШАТЬ

Облава в воровской малине – фрагмент радиоспектакля «Зелёный фургон»: слушать

Одна из радиопостановок, в которых принимал участие Владимир Высоцкий.

3350636
Москва, ГДРЗ, запись радиоспектакля «Зелёный фургон», октябрь 1971 года. Фото Алексея Агеева

Но наша Глава будет посвящена не только работе Владимира Семёновича в этом радиоспектакле.
Эта история и о работе над сценарием одноименного фильма. Сценарий Высоцкий писал вместе с Игорем Шевцовым и собирался снимать эту картину как режиссер.

3349102
Игорь Шевцов, 1989 год
Фото Татьяны Зайцевой

Это должно было стать его дебютом в режиссерской профессии.
Но снять свой фильм Высоцкий так и не успел…

Жанр радиоспектакля в наше время совершенно забыт.
А в 60-х – 70-х годах записи постановок собирали поистине звездные актерские ансамбли. Вот и в работе над «Зелёным фургоном», помимо Высоцкого, участвовали Олег Ефремов, Всеволод Абдулов, Евгений Весник. Постановщиком был Борис Тираспольский, который тогда вообще был довольно известен именно работами для радио. А автором инсценировки «Зелёного фургона» была мать Всеволода Абдулова – Елизавета Моисеевна Метельская.

В основе сюжета «Зелёного фургона» – одноименная повесть Александра Козачинского.
Произведение, по сути, автобиографическое.

3349986
Александр Козачинский

Прототипом конокрада Красавчика был сам Козачинский.
А прообразом молодого милиционера Володи Патрикеева отчасти был опять же сам Козачинский, а отчасти – Евгений Петров. Школьный друг Козачинского, прославившийся впоследствии произведениями, написанными в соавторстве с Ильёй Ильфом. Дороги школьных друзей в какой-то момент разошлись. Козачинский полтора года работал в уголовном розыске, но потом его затянула преступная среда. И целый год его банда терроризировала Одессу и ее окрестности, пока во время облавы Козачинского не поймали. А поймал, по счастливому стечению обстоятельств, именно Петров, служивший к тому времени в милиции. И даже помог избежать расстрела и стать на путь исправления. Так что популярнейшая в то время повесть была основана на более чем реальных событиях.

3350560
Илья Ильф и Евгений Петров

Красавчик – Владимир Высоцкий. Патрикеев – Всеволод Абдулов, Грищенко – Виктор Новосельский. От автора – Евгений Весник: слушать

Роль Красавчика Высоцкому удалась.
Он был в ней очень органичен. Правы те, кто замечают, что в некотором смысле этот герой похож на героев так называемых «блатных» песен Высоцкого – лихих, бесшабашных, частенько действительно бывших не в ладах с законом.

«Гром прогремел, золяция идёт…»: слушать

Запись 1968 года, сделанная в Киеве у Григория Лубенца.

3348844
Григорий Лубенец, Нина Лубенец, Владимир Высоцкий и Людмила Бараз.
Киев, февраль 1968 года

Эта песня из кинофильма «Интервенция» уже звучала в нашей программе, но в исполнении Ефима Копеляна.
В основе ее – знаменитая одесская песня «Гром гремел…». А Высоцкий развил тему и дописал уже свои, новые куплеты. Отличить, где чье творчество – очень просто. Четные куплеты написаны Высоцким. Нечетные можно назвать «народными».

Но вернемся к радиоспектаклю «Зелёный фургон».

3348582
Радиоспектакль «Зелёный фургон», выпущенный в СССР на виниловой пластинке в 1974 году

Все-таки это не самая удачная постановка.
За исключением Высоцкого, остальные артисты как-то слишком академичны. Нет здесь лихости и огня, которые очевидно заложены в сюжет и характеры героев. Из-за этого складывается ощущение, что Высоцкий переигрывает партнеров. Хотя он просто единственный попал в интонацию и настроение произведения Александра Козачинского.

Сцена прогулки Володи Патрикеева и Красавчика – бывших форварда и вратаря.
Владимир Высоцкий и Всеволод Абдулов – один из ближайших друзей, с которым так нечасто доводилось поработать вместе: слушать

Радиоспектакль «Зелёный фургон» был записан в ноябре 1971 года.

3348796

И в последующие восемь лет Владимир Высоцкий вряд ли часто вспоминал про эту работу и это произведение.
Пока в его жизни не появился сценарист Игорь Шевцов. Имена авторов сценария известны куда хуже, чем имена актеров и режиссеров. Но вы наверняка видели картины, снятые по сценариям Шевцова: «Расмус-бродяга», «Мерседес уходит от погони», «Визит дамы», «Сукины дети», «Трест, который лопнул». При этом Шевцов часто работал в соавторстве – с Михаилом Козаковым, Леонидом Филатовым, Александром Бородянским. Мог стать его соавтором и Владимир Высоцкий.

3348850
Игорь Шевцов в фильме «И чёрт с нами!», 1991 год

Историю знакомства и совместной работы с Высоцким Игорь Шевцов рассказал в беседах с Валерием Перевозчиковым.
Валерий Кузьмич брал интервью у Высоцкого, когда работал на Пятигорском телевидении. Та встреча в сентябре 1979 года изменила всю жизнь Перевозчикова, и он стал одним из тех, кто внес наибольший вклад в исследование творчества и самого феномена Высоцкого. В числе тех, с кем Перевозчиков подробно говорил о Высоцком, был и Шевцов. Вот как в 2001 году он вспоминал первую встречу с Владимиром Семёновичем на Одесской киностудии: слушать

В итоге настоящее знакомство Шевцова с Высоцким состоится только летом 1979 года, уже в Москве: слушать

Шевцова поразило как внезапно, сходу, Высоцкий загорелся идеей самому снимать кино.
В первом же разговоре Игорь Константинович сказал, что для этого придется на какое-то время даже уйти из театра. И Высоцкий сказал, что готов на это пойти. Но при этом сразу обозначил свою позицию: сам он ничего пробивать не будет, пороги кабинетов чиновников обивать не станет и кланяться никому не станет тоже. Он просто устал от постоянного преодоления бесконечных препон. Тем не менее, Шевцов был готов взяться за дело.

Прошло еще несколько недель, идея никакого развития не получала, как вдруг неожиданная поддержка пришла от руководства Одесской киностудии и непосредственно ее директора Геннадия Збандута, который в своей время поспособствовал участию Высоцкого в съемках «Опасных гастролей» и, конечно, «Места встречи».

3349428
Геннадий Збандут (1929 — 1990)

А через несколько дней до Шевцова дошли сведения, что и телевизионное начальство тоже посчитало замысел «интересным».
Уточним, что снимать фильм должны были по заказу Центрального телевидения.

15 декабря 1979 года Высоцкий и Шевцов, которые до сих пор общались только по телефону, встречаются в Театре на Таганке, и Высоцкий окончательно дает согласие участвовать в этой необычной затее.

3348848
Москва, ЦДРИ, 30 ноября 1979 года
Фото В.Смирнова

Но при этом хочет быть и соавтором сценария.
Шевцов, конечно, от такого соавторства отказываться не стал.

Высоцкий изначально был полон идей.
Вторым режиссером он планирует взять друга и администратора Валерия Янкловича, художником – легендарного Давида Боровского, и вообще он хотел, чтобы у них образовалась компания единомышленников. Последние дни 1979 года Шевцов проводил у Высоцкого на Малой Грузинской, причем работали исключительно по ночам: слушать

Вообще, у Высоцкого была идея не просто снять фильм, а сделать параллельно фактически две картины.
Один вариант для цензоров, а второй вариант – что называется, авторский – со всеми теми эпизодами и ходами, которые, по мнению Высоцкого, цензура все равно ни за что не пропустила бы. Дефицитную пленку он планировал достать через мужа актрисы Людмилы Максаковой – Петера Игенбергса.

3346980
Юрий Любимов на свадьбе Людмилы Максаковой и Петера Ингебергса, 1974 год

Высоцкий довольно близко общался с этой семьей и был уверен, что Петер, гражданин Западной Германии, сможет ему помочь.


Владимир Высоцкий в гостях у Людмилы Максаковой. Любительская съёмка Петера Игенбергса

Но это было уже совершенно из области фантастики и, по сути, абсолютно невыполнимо.

Профессиональному сценаристу Шевцову вообще трудно было обуздать неуёмную фантазию Высоцкого.
Как вспоминал Игорь Константинович, «я с ним спорил, мы страшно, по-чёрному, матерились, он фантазировал, разрывал сюжет, активно проигрывал роли разных персонажей, сыпал одесско-еврейским жаргоном. Всё, что было можно, я сначала старался втискивать в сценарий, но возникали противоречия, нелепости в тексте, и я… терялся».

Наступил январь 1980 года – последнего года жизни Владимира Высоцкого.
Всё пошло кувырком. Высоцкий попадает в аварию вместе с Валерием Янкловичем и Всеволодом Абдуловым, Абдулов и Янклович оказываются в больнице. Месяц вообще получился нервным и суматошным. Тем не менее, работа над сценарием продолжается. Более того, прямо 1 января выходит приказ по Театру на Таганке за подписью директора Николая Дупака.

3346978

«Тов. Высоцкому В.С. – актеру, с 16 января 1980 года предоставить отпуск без содержания сроком на 1 г. в связи с просьбой Одесской киностудии, для постановки кинофильма, заключив с т. Высоцким В.С. договор на разовую оплату за участие в спектаклях театра.
Основание: заявление т. Высоцкого В.С. с резолюцией гл. режиссёра театра т. Любимова Ю.П.»

Любопытно, что параграф о Высоцком шел в общем приказе последним – после рабочих сцены и осветителей.
Но это детали. А фактически с 16 января 1980 года Владимир Высоцкий уже не был привязан к родному театру, появляясь на его сцене только в «Гамлете» и в роли Свидригайлова в «Преступлении и наказании». И, наконец, мог попробовать себя в режиссуре. Вот как объяснял это желание Игорь Шевцов в беседе с Валерием Перевозчиковым: слушать

Как вспоминал Шевцов, в одном из разговоров Высоцкий неожиданно резко выразился о работе в театре: «Мне нужно менять поле… Актёрство, лицедейство – это я не люблю. Ненавижу!!!».
Но был еще один момент. Желание уйти от регулярной театральной работы объяснялось уже и откровенно тяжелым состоянием здоровья Высоцкого: слушать

Известна фраза Высоцкого, сказанная Юрию Любимову: «Вы начали в сорок – и сделали, я хочу в сорок два».

Работа над новой версией сценария шла трудно, порою хаотично, но шла.
Работали по-прежнему дома у Высоцкого, и Шевцов обратил внимание на книги, которые были у Володи на столе. Он читал Лосского и Бердяева, Монтеня и даже «Переписку Грозного с Курбским». А Шевцову дал на время почитать изданный за границей четырехтомник Хармса.

3348842
Первый лист черновых набросков сценария фильма «Зелёный фургон».
Из архива Одесского литературного музея.

Однажды Высоцкий протянул листок с только что написанными стихами, мол, написал песню для их картины, но мелодию пока не подобрал – есть только набросок текста.
Шевцов второпях запомнил лишь одно четверостишие и то не совсем верно:
Проскакали всю страну,
Да пристали кони.
Я во синем во Дону
Намочил ладони…

Мелодию Высоцкий так и не подобрал.
А в рукописях сохранился еще один текст, написанный для фильма «Зелёный фургон» – «Песня Червня». («Под деньгами на кону…»).

3351538
Москва, апрель 1980 года

Но помимо этих, так никогда и не спетых песен, Высоцкий предлагал для фильма и уже готовые варианты.
Например, балладу, написанную для «Стрел Робин Гуда». Драматическую историю работы Высоцкого для этой картины, куда в итоге не вошло ничего из созданного им, мы уже рассказывали вам. Эти песни прозвучат в фильме «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», вышедшем на экраны через два года после смерти Высоцкого.

3349424

А пока он был готов использовать одну из песен в «Зелёном фургоне».

Баллада о борьбе. Запись Михаила Шемякина:

Баллада о борьбе: слушать

Сценарий был полностью переделан.
Но несмотря на все старания Шевцова, соединить вместе два совершенно разных стиля не получалось. Он отвез полторы сотни страниц Высоцкому и получил в ответ чудовищный разнос на следующий день. Правда, вспыливший Высоцкий так же быстро и отошел, объяснив, что переделывать еще раз всю работу сейчас нет времени и пора показать хоть что-то начальству, чтобы оно прочитало пусть даже такой «сырой» вариант сценария.

Высоцкий позвонил главному редактору Творческого объединения «Экран» Герману Грошеву, а Шевцов лично отвез ему сценарий, договорившись, что через три дня будет ответ.
Но Высоцкий снова вспылил.

3348344
Москва, Малая Грузинская улица, 5 марта 1979 года
Фото Валерия Нисанова

Поехал на день раньше, разругался в пух и прах с Грошевым, сказал, что отказывается от постановки, а с телевидением вообще больше дела иметь не хочет.
И как назло, именно в эти дни в Останкино два вечера записывали встречу со съемочной группой фильма «Место встречи изменить нельзя» для «Кинопанорамы»: слушать

Про запись для «Кинопанорамы» мы непременно расскажем более подробно.
А пока заметим, что несмотря ни на что работа не закончилась. Герман Грошев сценарий изучил и поручил редактору Марине Моденовой обсудить все недочеты с Высоцким и Шевцовым. Но тут уже Высоцкий включил всё свое обаяние, больших претензий в итоге удалось избежать, и меньше чем за неделю еще один обновленный вариант сценария был готов. Однако началась бюрократическая волокита, потом кто-то заболел, а Высоцкому надо было улетать в Париж.

3351540
Владимир Высоцкий и Марина Влади. Париж, Мезон-Лаффит, март 1980 года

В это же время снова стала актуальной идея песни для фильма «Мерседес уходит от погони», сценарий которого Шевцов тоже продолжал писать.
Высоцкий показал Шевцову вещь, над которой уже работал и даже хотел, чтобы она прозвучала в фильме «Место встречи изменить нельзя» – и она потрясла Игоря Константиновича.

Он попросил поскорее ее записать, чтобы показать на студии Довженко, где снималась картина о военных разведчиках.
Так появилась запись, которую Высоцкий сделал у себя дома вместе с Анатолием Бальчевым, Владимиром Витковским и Василием Шубиным – «Песня о конце войны».

Песня о конце войны: слушать

Снова процитируем Игоря Шевцова, как раз по поводу этой пленки:
«Прослушав свою запись «Песни о конце войны», где у него не всё сразу ладилось, ребята-музыканты ошибались, он усмехнулся: «Говорят, у меня примитивная мелодия. А не всё так просто, а?»

К сожалению, эта песня так и не прозвучала в фильме «Мерседес уходит от погони».

3348356

Очередной пример того, как старания Высоцкого уходили в песок, а первоклассный материал не звучал с экрана и не доходил до зрителя.

Тем временем Высоцкий уехал в Париж, а затем присоединился к Театру на Таганке на гастролях в Польше – последних своих гастролях.
Пока его не было, случилось долгожданное утверждение Высоцкого режиссером картины «Зелёный фургон», а Игорь Шевцов написал заявление, чтобы Высоцкого считали и соавтором сценария.

3349086
Игорь Шевцов и Иван Бортник, 1987 год
Фото из архива Ивана Бортника

У Высоцкого уже был план снимать в картине своего друга Ивана Бортника, непременно позвать Николая Губенко, Людмилу Максакову.
Оператором мог стать знаменитый мастер Юрий Клименко. Снимать Владимир Семёнович хотел в Одессе и еще непременно на Санжейке, где море и пляж. А может быть, что-то снять и в Болгарии. Художественным руководителем картины должен был стать Геннадий Полока.

3348354
Геннадий Полока

По крайней мере, так он сам говорил об этом в беседе с исследователем творчества Высоцкого Марком Цыбульским.
При этом Полоку не удивляли все сложности с написанием сценария Шевцовым и Высоцким – уж очень разными они были людьми:

«Шевцов был мизантроп. Скажем, в жизни советской он не видел вообще ничего светлого, один мрак. Высоцкий отличался другим. Даже в трагическом он видел какие-то человеческие стороны. Если бы он пел только о страданиях и тоталитарных безобразиях, он бы не имел такого успеха. Лирический герой Высоцкого обаятелен, человечен, здоров, способен любить. Так что если бы режиссёром был Высоцкий, то получилась бы более сентиментальная и более трогательная картина. Не менее, а может быть, и более весёлая и смешная, но при этом трогательная».

Но крупным режиссером Высоцкого Полока не видел.

3348352
Геннадий Полока

Считая, что он, скорее, мог бы проработать отдельные актерские линии, помочь партнерам на площадке именно по-актёрски.
Однако больших откровений от работы Высоцкого он не ждал. Теперь, впрочем, об этом можно только гадать. Высоцкий же до последнего колебался, сомневаясь, что ему дадут нормально работать и порывался отказаться от съемок даже во время их последней встречи с Игорем Шевцовым 18 июля 1980 года, за неделю до смерти.

Потом Шевцов вспоминал, что однажды ночью, во время работы над сценарием, он весьма бестактно сказал Высоцкому, что надо собрать всё, что он сделал: «Все мы смертны, и я, например, совершенно не представляю тебя, Володя, скажем, 60-летним. Он посмотрел как-то странно и ничего не ответил».

«Нет друга, но смогу ли…»: слушать

3349476
Всеволод Абдулов — свидетель на бракосочетании Владимира Высоцкого и Марины Влади.
Москва, 1 декабря 1970 года. Фото Макса Леона

Эту песню в финале радиоспектакля «Зелёный фургон» исполняли Владимир Высоцкий и Всеволод Абдулов.
Ближайшие в жизни друзья. Игорь Шевцов таким другом для Высоцкого стать просто не успел. Но в жизни самого Шевцова встреча с Владимиром Семёновичем оставила глубочайший след.

История Игоря Шевцова чем-то похожа на историю Валерия Перевозчикова.
Почти случайное знакомство за несколько месяцев до смерти – и многие годы после ухода Высоцкого, посвященные трудам по сохранению его творческого наследия и памяти о нем. Именно Шевцов переписал и обнародовал стихотворение «И снизу лёд, и сверху…», которое в массовом сознании считается последним стихотворением Высоцкого.

3348846
Фрагмент автографа стихотворения «И снизу лед, и сверху…»

Шевцов был первым, кто после кончины Высоцкого откликнулся на просьбу Марины Влади и написал о Владимире Семёновиче все, что помнил – по горячим следам.
Эти воспоминания мы использовали и в сегодняшней Главе. Шевцов со всем возможным энтузиазмом и энергией включился в работу по поиску документальных кинопленок и видеозаписей, на которых запечатлен Высоцкий. Мы намерены подробно рассказать об этом в ближайших Главах.

А еще Игорь Шевцов был соавтором Юрия Любимова при создании литературной композиции постановки Театра на Таганке «Владимир Высоцкий», о труднейшей судьбе которой мы уже рассказывали в одной их предыдущих Глав.


Фрагмент репетиции спектакля «Владимир Высоцкий» в Театре на Таганке
Съемка телекомпании RAI (Италия), Москва, 1981 год

В архиве новосибирского исследователя творчества Высоцкого Юрия Гурова хранится уникальная запись, позволяющая погрузиться в атмосферу тех лет.
Шевцов фактически тайно сделал ее на компактный японский диктофон на совещании в Главном управлении культуры исполкома Моссовета, где обсуждалась композиция спектакля «Владимир Высоцкий». Было это в конце 1981 года. Директор театра Николай Дупак, Леонид Филатов, Петр Леонов, ставший годы спустя первым директором Музея Высоцкого и сам Игорь Шевцов – вот этим людям фактически пришлось пойти на поклон к чиновникам от культуры.

3350698
Петр Леонов на митинге «Музею Высоцкого — быть!»
Москва, 12 ноября 1988 года. Фото Алексея Денисова

На пленке слышен голос начальника Управления театров, музыкальных организаций и концертной работы Владимира Селезнёва: слушать

Обратим внимание на две фразы, сказанные товарищем Селезнёвым.
«Я знал его не меньше, чем вы» – говорит он, обращаясь к Леониду Филатову. И это правда – Владимир Селезнёв начинал как актер и снимался вместе с Высоцким в фильме «Карьера Димы Горина», сыграв там образцового бригадира Геннадия Дробота.

3350290
Николай Козаков, Алексей Ванин, Александр Демьяненко, Владимир Высоцкий и Владимир Селезнёв на съёмках фильма «Карьера Димы Горина», 1960 год

Но более интересны в контексте нашего рассказа слова о том, что Высоцкий «умирал не артистом Театра на Таганке, а режиссером Одесской киностудии».
Вот это – неправда. Как мы уже упоминали, с 16 января 1980 года Высоцкому был предоставлен годовой отпуск для постановки фильма. Но на Таганке он по-прежнему играл Гамлета и Свидригайлова, и формально не перестал быть «артистом театра». О чем свидетельствует последняя запись в его трудовой книжке: «1980.07.25. Не числить в списках театра в связи со смертью».

3346982

В свое время Игорь Шевцов отдал Юрию Гурову на хранение оригинал «подпольной» записи в Управлении культуры и ряд других материалов.
Фактически для того, чтобы все это не было изъято при очередном обыске, которые в начале 80-х регулярно проводились у Шевцова. Мы очень рекомендуем вам потратить 47 минут времени и послушать в блоге нашей программы на сайте «Эха» разговор в кабинете чиновника Селезнёва целиком. Это настоящий документ той эпохи, которую сегодня многие подзабыли и легкомысленно ностальгируют по ней.

Николай Дупак, Игорь Шевцов, Леонид Филатов и Петр Леонов на совещании у начальника Управления театров, музыкальных организаций и концертной работы Главного управлении культуры исполкома Моссовета Владимира Селезнёва: слушать

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Юрия Гурова, Андрея Сёмина, Светлану Сидорину и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Игоря Рахманова, Александра Ковановского, Олега Васина, Александра Петракова, Сергея Алексеева, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.

Фильм «Зелёный фургон» вышел на Одесской киностудии в 1983 году.

3348350
Дмитрий Харатьян и Борислав Брондуков в фильме «Зелёный фургон»

Снимал его по сценарию Игоря Шевцова режиссер Александр Павловский.
Картина получилась отличной – яркой и запоминающейся. Замечательно сыграли в ней Дмитрий Харатьян, Александр Демьяненко, Борислав Брондуков, Александр Соловьев и другие прекрасные артисты.

3348348
Александр Соловьев в фильме «Зелёный фургон»

И конечно, во многом своей популярности и невероятному обаянию этот фильм обязан Армену Джигарханяну, который читал за кадром текст от автора и смог великолепно передать интонацию произведения Александра Козачинского, всю заложенную в нем иронию и юмор.
Армен Борисович снимался в трех картинах, в которых сыграл и Владимир Высоцкий: «Белый взрыв», «Четвёртый» и, конечно, «Место встречи изменить нельзя».

3350314
Владимир Высоцкий (Он) и Армен Джигарханян (Гвиччарди) на съёмках фильма «Четвёртый» (режиссёр Александр Столпер, «Мосфильм», 1972 год)

А в «Зелёном фургоне» им поработать, увы, не удалось.

Имя Высоцкого в титрах отсутствует.
Но не из-за цензуры или по каким-то иным злонамеренным причинам. После смерти Владимира Семёновича Игорю Шевцову пришлось вновь переписывать сценарий, и в нем уже не осталось тех эпизодов, которые были не просто придуманы Высоцким, а рассчитаны в первую очередь на его игру. Без него они теряли всякий смысл. А вставлять имя Высоцкого в титры просто так Шевцов не захотел, чтобы это не выглядело так, будто он «примазывается к памяти».

3348346

Поскольку совместная работа по факту воплощена, к сожалению, не была: слушать (Игорь Шевцов о том, почему в титрах нет Высоцкого. Фрагмент программы «Творческий поиск Владимира Высоцкого», Москва, 24 января 1985 года)

И сегодня нам остается только предполагать, каким этот фильм получился бы, если бы его снимал Владимир Семёнович.

3351542
Москва, апрель 1980 года

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Игоря Данилова, Сергея Жильцова, Александра Петракова, группы «Иван Бортник» в Фейсбуке и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Валерия и Владимира Басиных, Юрия Гурова, Валерия Перевозчикова, Александра Петракова и Игоря Шевцова;
– Марк Цыбульский. «Голос Высоцкого»;
– Марк Цыбульский. Интервью с Геннадием Полокой;
– Валерий Перевозчиков. «О Высоцком только самые близкие» – М., Алгоритм, 2011;
– Воспоминания Игоря Шевцова, записанные по просьбе Марины Влади, опубликованы на сайте ВЫСОЦКИЙ: время, наследие, судьба;
– Валерий Перевозчиков. «Сто лиц. Игорь Шевцов». Пятигорское ТВ, 2001 год;
– Наталья Панасенко. «О Зелёном фургоне» – «Дом князя Гагарина» (сборник статей и публикаций Одесского государственного литературного музея. Выпуск 1), Одесса, 1997 год, стр. 215-240.

Бонус

Песня о конце войны (вариант 1): слушать (гитары — Владимир Витковский и Василий Шубин) (Опалиха, на даче Серуша Бабека, 1979 год)
«Такова уж воровская доля…» (авторы слов и музыки неизвестны): слушать (Ленинград, у Михаила Крыжановского, 19 июня 1968 года)

3350786
Ленинград, на квартире у Михаила Крыжановского, 6 июля 1968 года. Фото Галины Дроздецкой

2857812

Календарь на… 2022 год!

3186121

Друзья! Скоро закончится 2020-й год – и слава богу!

Но время вообще бежит быстро и не за горами уже… 2022-й год.

3347334
Макет календаря «Один Высоцкий» на 2022-й год

Поэтому в рамках проекта «Один Высоцкий» мы делаем календарь именно на 2022-й год.
Мы намеренно не спешим, потому что собираемся начать его рассылку заказчикам в одни сроки с выходом нашего издания «Один Высоцкий. Том второй». Куда, напомним, войдут сто глав (со 101-ой по 200-ю) из цикла программ, посвященных жизни и творчеству Владимира Семеновича и выходящих на «Эхе» скоро уже пять лет!

На платформе Планета.ру продолжается сбор средств на это издание, а ориентировочные сроки выпуска – осень будущего года.
И тогда как раз будут актуальны и календари на 2022-й.

3347336
Проект обложки календаря. Фото Александра Стернина

Это будет настольный календарь формата 18х24, который не займет много места, но при этом удобно встанет и на письменном столе дома, и на кухне, и даже в офисе – когда-то же и «удалёнка» закончится!

Наш календарь – это избранные кадры, которые сделали лучшие фотографы из тех, что снимали Высоцкого на концертах, во время спектаклей и просто в обычной жизни: Александр Стернин, Николай Демчук, Владимир Меклер и другие выдающиеся фотомастера.

3347338
Проект страницы календаря. Фото Николая Демчука

Календарь будет выполнен в стилистике нашего издания и напечатан в той же типографии – на такой же дорогой, приятной на глаз и на ощупь, но более плотной бумаге, и с таким же отличным качеством полиграфии.
Те, у кого уже есть экземпляры двух тиражей мультимедийного издания «Один Высоцкий», могут это подтвердить.

Будем рады, если вы захотите приобрести этот календарь, а заодно и поддержать выпуск Второго тома на «Планете.ру».

Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»

3347340
Макет календаря «Один Высоцкий» на 2022-й год

3186121



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире