10:00 , 07 декабря 2019

Высоцкий. Глава 168. «Ну и рожа у тебя, Шарапов»

Полный звук Главы №168: СЛУШАТЬ

Жеглов и Шарапов.
Владимир Высоцкий и Владимир Конкин. Два Владимира образовали одну из самых знаменитых пар персонажей отечественного кино.

3187949
Владимир Высоцкий (Глеб Жеглов) и Владимир Конкин (Владимир Шарапов) на Большом Каменном мосту

В романе братьев Вайнеров «Эра Милосердия» четкий, идейный конфликт этих героев – в центре повествования, он составляет его смысл.
На съемках фильма «Место встречи изменить нельзя» конфликт Высоцкого и Конкина оказался в центре рабочего процесса: слушать
Но слава богу, не помешал им создать те самые образы, во много благодаря которым «Место встречи» до сих пор остается одним из любимейших народных фильмов.

3188057
Владимир Конкин (Владимир Шарапов), Лариса Удовиченко (Манька Облигация) и Владимир Высоцкий (Глеб Жеглов)

Фрагмент вечера памяти Владимира Высоцкого в ленинградском ДК имени Ленина завода «Большевик».
4 июня 1983 года. Вспоминает Георгий Вайнер: слушать

В этой программе мы используем фрагменты дневников, которые вел во время съемок Владимир Конкин.
У Конкина был свой взгляд на всё, что происходило тогда. Читает эти фрагменты Татьяна Васина: слушать

Существует прочно укоренившаяся точка зрения: практически все артисты сыграли в картине замечательно – выпадает только Владимир Конкин.
Сам по себе хороший актер и человек, он просто не соответствует образу фронтового разведчика. Вспоминает Аркадий Вайнер: слушать

3187955
Владимир Высоцкий (Глеб Жеглова) и актер Андрей Ярославцев во время пробы на роль Шарапова, март 1978 года. Публикуется впервые

В какой-то момент съемок, видимо, и сам Станислав Говорухин понял, что допустил ошибку и обманулся в своих ожиданиях: слушать

Владимир Конкин в одном из интервью очень сожалел, что из фильма вырезали пролог картины.
В котором Шарапов и Левченко действительно переходят через линию фронта, гибнет их товарищ, а они добывают языка и тащат его на себе. Языка в той вырезанной сцене, к слову, сыграл сын Марины Влади Пьер Оссейн.

3187525
Владимир Конкин, Виктор Павлов и Пьер Оссейн в сцене пролога, не вошедшей в окончательную версию фильма

Его имя даже присутствует в титрах фильма.
И вот если бы этот пролог остался, говорил Конкин, то у зрителей уже не было бы таких сомнений, мог его Шарапов быть фронтовиком-разведчиком или нет: слушать

3187533
Владимир Конкин и Пьер Оссейн в сцене пролога, не вошедшем в окончательную версию фильма

Известно, что когда была отснята почти треть всего материала, ситуация накалилась до такой степени, что Конкин абсолютно серьезно собирался уйти из картины.
Он почувствовал холодное к себе отношение не только со стороны Высоцкого.

3187963
Владимир Конкин (Владимир Шарапов) и Владимир Высоцкий (Глеб Жеглов)

Который, кстати, вообще с самого начала хотел видеть в роли Шарапова своего друга Ивана Бортника.
Так вот против Конкина, как ему казалось, помимо Высоцкого была настроена вообще вся группа.

слушать

3187973
Владимир Конкин (Владимир Шарапов), Леонид Куравлёв (Валька Копчёный) и Владимир Высоцкий (Глеб Жеглов)

После разговора с Виктором Павловым Владимир Конкин вернулся в номер, разобрал чемодан, и мысль о том, чтобы всё бросить и уйти из картины, ему в голову больше не приходила.

3188315
Виктор Павлов (Левченко). Кадр из фильма

Вообще некоторые эпизоды фильма известным образом пересекаются с реальными эпизодами съемочного процесса.
Разве не похожа, по сути, история разговора Владимира Конкина с Виктором Павловым на вот этот разговор Шарапова с его подругой Варей Синичкиной, когда Варя утешает и подбадривает Володю: слушать

3187571
Владимир Конкин (Владимир Шарапов) и Наталья Данилова (Варя Синичкина)

Отношения Конкина с Высоцким толком так и не наладятся.
Они были совершенно разными во всём. В чисто человеческом темпераменте, в понимании образов и характеров героев – в конце концов, в том, что актер Высоцкий всегда появлялся на площадке, зная свою роль от и до, а актер Конкин мучительно запоминал текст и никак не мог его воспроизвести.

3188319
Татьяна Ткач (Анна Дьячкова, Аня) и Владимир Конкин (Владимир Шарапов)

При этом, как с иронией вспоминали братья Вайнеры, съемочная ставка заслуженного артиста и лауреата Конкина составляла 52 рубля, а Высоцкому, не имевшему никаких званий, кроме звания всенародно любимого исполнителя и актера должны были платить 13 рублей.
И ценой неимоверных усилий и почти шантажа, Высоцкому пробили 42 рубля за съемочный день, хотя Конкин всё равно зарабатывал на 10 рублей больше.

3187603

В общем, почва для столкновений и споров у Высоцкого и Конкина была богатейшая.
Тем ценнее результат. У Жеглова и Шарапова в картине есть несколько очень сильных совместных сцен. Та история, которую вспоминает Шарапов в разговоре с Варей, начинается в конце 3 серии.
Заинтригованные зрители с нетерпением ждут разрешения этой неприятной для Шарапова коллизии. И развязка наступает в начале четвертой серии.

Обратите внимание на слова Шарапова.
Он говорит, что ходил за линию фронта 22 раза. В романе было 42. Но киношный Шарапов даже с его 22 переходами на территорию врага на разведчика похож мало.

3187523
Владимир Конкин в сцене пролога, не вошедшем в окончательную версию фильма

Остается только удивляться, почему братья Вайнеры, которые, как известно, сильно изменили образ Жеглова из романа под фактуру актера Высоцкого, не сделали то же самое с образом Шарапова, превратив его из разведчика, например, в обычного молодого парня с недолгим фронтовым опытом.

3188317
Владимир Шарапов (Владимир Конкин) в ожидании Вари Синичкиной у метро «Сокольники»

Ну а сцена с пропавшим делом замечательно иллюстрирует реальный стиль общения Высоцкого с Конкиным на съемочной площадке.
Актерам здесь и играть-то особенно ничего не нужно было. Впрочем, в этом смысле самой яркой была другая сцена – одна из главных во всей картине. Вот здесь, как вспоминал Владимир Конкин, они дали полную волю своим взаимным чувствам.

У каждого – своя правда.
У Владимира Конкина она такая: слушать И мы не можем требовать от него объективности, потому что взгляд любого человека субъективен, а в ситуации перманентно тлеющего конфликта – тем более.

Впрочем, на экране взаимоотношения Шарапова и Жеглова похожи скорее на дружбу, лишь немного омрачаемую размолвками бывалого сыщика и молодого идеалиста.

3187977
Владимир Конкин (Владимир Шарапов) и Владимир Высоцкий (Глеб Жеглов)

Глубокий идейный конфликт, заложенный братьями Вайнерами в романе, в фильме тонет в потоке юмора и афоризмов, и в наше время уже не всякий зритель обратит на него внимание.

Хотя этот конфликт и по сию пору не утратил актуальности.
Фраза «вор должен сидеть в тюрьме» – один из лозунгов, которым и сегодня пытаются прикрыть и оправдать любые действия правоохранителей, объясняя необходимость запихивать «кошельки в карман» с позиции некоей высшей справедливости и апеллируя как раз к мнению людей с улицы, к которому апеллировал и Жеглов.

3188059
Станислав Садальский (Костя Сапрыкин по кличке Кирпич) и Владимир Высоцкий (Глеб Жеглов)

Мощь, харизма, обаяние, мастерство артиста Владимира Высоцкого в этом смысле сделали черное дело.
Именно этот момент особенно подчеркивал Георгий Вайнер в фильме Леонида Парфенова «Место встречи. 20 лет спустя»: слушать

При этом сыграть своего героя Владимиру Высоцкому психологически было отнюдь не так просто, как вспоминал, в свою очередь, Станислав Говорухин: слушать

3188061
На съемочной площадке фильма. Рабочий момент

Здесь очень важно вновь обратиться к словам, сказанным в июне 1983 года Георгием Вайнером в Ленинграде на вечере, посвященном памяти Владимира Высоцкого: слушать

Фраза про вора, который должен сидеть в тюрьме, и людей, которых не беспокоит, каким способом сыщик туда его упрячет, не единственная, которую стражи порядка могут повесить в красивые рамки на стенах своих кабинетов.

И конечно, тот момент из четвертой серии, когда Фокс изобличен, а невиновность Ивана Сергеевича Груздева становится очевидной и доказанной.
Доказанной стараниями молодого сотрудника Шарапова – вопреки упрямству опытного муровца Жеглова.

Жеглов – отважный, рискующий жизнью, порядочный, надежный, остроумный, безумно обаятельный.
Ему хочется подражать в словах, жестах, интонациях. В этой роли Высоцкий действительно выдал всё, чему научился в актерской профессии. И даже добился невероятного. Зрители смотрят на Высоцкого, а видят Жеглова.

3187527
На съёмках фильма. Фото Алексея Агеева

Супергероя, который при этом фабрикует улики, подбрасывая кошелек Кирпичу, на ровном месте придумывает дело Копченому «за нарушение правил игры на бильярде», и едва не подставляет под расстрельную статью невиновного ни в чем Груздева.

Еще когда работа над фильмом только начиналась, Станислав Говорухин буквально поклялся братьям Вайнерам, что ни одной строчки, ни одной фразы в сценарии не изменит: слушать

И впоследствии и Вайнеры, и Говорухин в публичных выступлениях тщательно обходили стороной конфликт, который возник у них на съемках довольно быстро.
Говорухин действительно изменил и настроение фильма, и его главный посыл.

3187975
Алексей Миронов в роли Ивана Копытина, водителя «Фердинанда»

Раздражение братьев было так велико, что они решили убрать свои имена из титров картины, где автором сценария был обозначен некий Станислав Константинов.

3188321
«Уйдёт… Уйдёт!»

И потом, когда сценаристы и режиссер все-таки помирились, Вайнерам, как говорят, пришлось переснимать титры за собственные деньги.
Однако развязка фильма всё-таки непримиримость Шарапова и Жеглова обозначила. Предпоследняя сцена.

«Успокойся, Шарапов».
Последние слова Глеба Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя». Мы уже рассказывали вам, что и финальный эпизод по сценарию был трагическим: Шарапов приходит на Петровку и видит портрет Вари Синичкиной в траурной рамке. Вместо этого зрителю по настоянию телевизионного начальства предложили хэппи-энд и Варю с младенцем на руках. А вот Жеглов с Шараповым и на экране так и не помирятся.

3187951
Кадр из фильма

Я благодарю за помощь в подготовке это программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Игоря Рахманова, Александра Петракова, Олега Васина, Сергея Алексеева, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных. Дневники Владимира Конкина читала Татьяна Васина.

Премьера фильма «Место встречи изменить нельзя» состоялась 11 ноября 1979 года.

3187561
«Московский комсомолец», 22 декабря 1979 года

Роль Глеба Жеглова стала самой знаменитой ролью Владимира Высоцкого.
И возможно, самой противоречивой. Единственное интервью, в котором Владимир Высоцкий говорит об этой роли, взяла у Владимира Семеновича Инна Шестакова 7 января 1980 года. Там есть и такие слова: слушать

3187953
Владимир Высоцкий (Глеб Жеглов)

Вопрос, поставленный Высоцким и его Жегловым, так и не нашел ответа, да и вряд ли найдёт в нашей стране в ближайшее время.
Но чтобы не заканчивать наш рассказ о «Месте встречи» на не очень веселой ноте, вспомним напоследок про самую знаменитую фразу, которую якобы говорит Шарапову Глеб Жеглов. Фразу, которую практически все запомнили не так, как она звучит на самом деле. Точнее, две фразы, слившиеся в знаменитое «Ну и рожа у тебя, Шарапов».

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных.

Бонус

Москва, рабочая запись, январь 1980 года:
«Здравствуйте, Аркадий Вайнер…»: слушать
«Граждане, ах сколько ж я не пел, но не от лени…»: слушать

Москва, ЦДЛ, творческий вечер братьев Вайнеров, 20 января 1980 года:
«Граждане, ах сколько ж я не пел, и не от лени…» (б/н): слушать
Письмо торговца ташкентскими фруктами с Центрального рынка: слушать

3187555
Георгий Вайнер, Никита Богословский, Григорий Поженян, Аркадий Вайнер, Евгений Геворкян, Аркадий Арканов, Владимир Высоцкий на творческом вечере братьев Вайнеров.
Москва, ЦДЛ, 20 января 1980 год. Фото Михаила Пазия

3187553
Москва, ЦДЛ, 20 января 1980 год. Фото Михаила Пазия

Москва, у А.Вайнера, 30 июня 1980 года:
«Ах, чёрная икорочка…»: слушать
«Жора и Аркадий Вайнер…»: слушать
«Граждане, ах сколько ж я не пел, и не от лени…»: слушать

3187565
Открытие памятника Жеглову и Шарапову у здания полицейского главка. Москва, Петровка, 38, 8 ноября 2016 года. Автор Александр Рукавишников

3187551

2857812

«Один Высоцкий». Сто глав. Переиздание

3186121

Уже скоро четыре года, как в эфире радиостанции «Эхо Москвы» идет программа «Один Высоцкий». На данный момент вышло более 165 глав.

3186097
Антон Орехъ на презентации мультимедийного издания «Один Высоцкий» в Государственном музее Владимира Высоцкого, 25 июля 2019 года.
Фото Александра Стернина

А два года назад мы решились на издание первой сотни глав в мультимедийном формате, в котором Высоцкого до той поры не издавал никто.

Это не просто книга. Книг о Высоцком написано сотни, если не тысячи, – и еще одна о нем была бы, скорее всего, мало кому интересна. С вашей поддержкой мы выпустили уникальное издание, каких прежде не было!

3186101

«Один Высоцкий» – это рассказ о ТВОРЧЕСТВЕ. О творчестве великого ПОЭТА. О котором мы на самом деле знаем невероятно мало – кроме нескольких строк известных песен, заезженных штампов и цитат из давно ставшего классикой киноискусства фильма «Место встречи изменить нельзя»...

Мы хотели, чтобы вы могли не только прочитать, но и услышать (и даже увидеть) разного Высоцкого. Именно поэтому издание стало мультимедийным: помимо книги с текстами ста глав цикла с расшифровками выступлений Владимира Высоцкого и воспоминаний о нем вы можете услышать звуковую версию каждой передачи программы, а также ознакомиться с дополнительными материалами.

3186103

Мы хотели, чтобы вы услышали песни, некоторые из которых, возможно, прежде не слышали никогда;

чтобы вы услышали хорошо известные вам песни в совершенно непривычном, редком исполнении (иногда в разных вариантах, в необычной манере);

чтобы вы услышали Высоцкого не только поющего, но и говорящего со сцены во время общения с публикой, в компании близких друзей, размышляющего и отвечающего на вопросы в нечастых, увы, интервью;

чтобы вы увидели уникальные фотографии, многие из которых не были обнародованы до сих пор либо публиковались крайне редко.

3186105

Мы показали вам видео— и кинокадры выступлений Владимира Семеновича на концертах, а также съемки, сделанные зарубежными телестудиями, находящимися в самых разных точках мира.

Мы рассказали вам о его ролях в театре и кино, о забытых многими работах на радио. О поездках, гастролях, встречах и творческих вечерах. О людях, оказавших влияние на его жизнь и изменивших его судьбу.

3186107

В итоге проект реализован, и мы полагаем, что наш «первый блин» получился отнюдь не «комом». Надеемся, это может подтвердить любой, даже изначально предвзятый покупатель, которому довелось подержать книгу в руках. Ведь до сих пор не было ни единого негативного отзыва от тех, кто в итоге наше издание получил!

К сожалению, подержать все это в руках смогли не так уж и много людей, а именно – подписчики издания на «Планете.ру» и те, кто помогал нам в работе, – авторы фотографий, записей, съемок. Мы еще раз благодарим их всех за предоставленные материалы – без них наше издание не осуществилось бы. А отзывы людей, которые непосредственно общались с Высоцким, снимали и записывали его, для нас бесценны.

3186109
Антон Орехъ и Константин Мустафиди на радиостанции «Эхо Москвы», 14 октября 2019 года.
Фото Виталия Рувинского

К нам поступило немало просьб выпустить новый тираж первых ста глав нашего проекта. Поэтому мы решили запустить сбор средств на повторное издание.

Чем этот сбор будет отличаться от первого? Будут ли какие-либо отличия повторного тиража от предыдущего?

Во-первых, суммой сборов. На мультимедийное издание «Один Высоцкий» мы собрали почти в два раза больше средств, чем планировали. И часто слышали вопросы – на что же пойдут «излишки»? Но по факту никаких «излишков» не оказалось… Даже пяти с половиной миллионов рублей хватило впритык – в основном из-за сильного удорожания издания в процессе работы над ним: увеличения количества страниц, тиража, роста цен на расходные материалы и т.д. Кроме того, значительная часть средств пошла на выплаты нашим партнерам с «Планеты», предоставившим свою платформу для сбора денег (а это 10% от суммы сборов), на оплату налогов и авторских вознаграждений.

3186111

На сей раз нам требуется 2 миллиона 300 тысяч рублей для издания минимального тиража – 500 экземпляров, и мы рассчитываем уложиться в эту сумму, несмотря на то, что типографский процесс за эти месяцы вновь подорожал, как и все расходные материалы. Зато теперь не придется тратить деньги на непосредственную подготовку издания, потому что оно уже практически готово – ведь мы не издаем, а переиздаем. Изменения минимальны: исправлены опечатки – слава богу, немногочисленные – которые, как мы ни старались, все же были. Кроме того, уже после того, как издание было выпущено, стали известны некоторые новые факты и подробности, и теперь мы вносим уточнения.

В итоге, потратив 4600 рублей, вы получите книгу объемом 632 страницы на отличной мелованной бумаге с полноцветной печатью. Две флешки, упакованные в отдельный «том». И все это – в общей коробке. И все это – весом в два с половиной килограмма.

3186113

Второе отличие от предыдущей кампании – это сроки. Как только сбор средств будет завершен, потребуется полтора месяца на процесс непосредственной печати книги в типографии, выпуск двух флешек – со звуком и электронной версией книги – и на упаковку готовых комплектов издания. Но в любом случае ждать полтора года вам не придется.

Третье отличие – доставка. Так уж вышло, что момент поставки нашего первого издания заказчикам совпал с переменами в жизни наших партнеров с «Планеты.ру». Переезжал их офис, переезжал пункт выдачи заказов. И это, к огромному сожалению, привело к задержкам с отправкой и получением, а также к некоторой путанице с заказами. Сейчас наши партнеры заверили нас, что в следующем году подобных проблем уже не будет.

3186115

Четвертое отличие – тираж. Заявленная нами «цель проекта» (2 300 000 рублей) – это сумма, необходимая для печати минимального возможного тиража, а именно – 500 экземпляров. Естественно, если желающих иметь на своей книжной полке наше издание будет больше, – мы и напечатаем больше. Все зависит от вас – сколько экземпляров вы закажете, столько и издадим. И возвращаясь к вопросу про «излишки сборов» – именно на дополнительный тираж они и будут потрачены. Каждый заказавший издание сможет сам увидеть на страничке проекта – сколько именно экземпляров на данный день и час заказано.

Важнейший аргумент в пользу сбора средств «по подписке»: мы можем предложить вам такую цену издания, которая (даже с учетом всех комиссий и налогов) будет примерно в полтора раза ниже, чем была бы при реализации в книжных магазинах.

3186117
Творческая группа проекта «Один Высоцкий»: Сергей Алексеев, Виталий Рувинский, Игорь Рахманов, Антон Орехъ, Олег Васин и Александр Ковановский.
Фото Александра Морозова

Мы надеемся, что с вашей помощью сумеем осуществить задуманное и порадовать тех любителей творчества Владимира Семеновича Высоцкого, которые по разным причинам не сумели стать обладателями первого тиража ста глав нашего мультимедийного издания «Один Высоцкий».

Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»

3186953
Одесская киностудия, 1978 год.
Фото Бориса Кузьминского

3186121



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире