10:05 , 12 октября 2019

Высоцкий. Глава 163. «Про друга закадычного…»

Первый голос был обычный —
И не резок, и не груб, —
Это Ваня Дыховичный,
Всем известный книголюб.

Владимир Высоцкий («Вступительное слово про Витьку Кораблёва и друга закадычного — Ваню Дыховичного», 1970-71 гг.)

Полный звук Главы №163: СЛУШАТЬ

Нам далеко не впервые приходится говорить, что после смерти у Владимира Высоцкого появилась масса друзей, которые при жизни были знакомы с ним шапочно, виделись мимоходом, пообщаться успели чисто случайно, зато спустя годы написали тома мемуаров.
Герой нашего сегодняшнего рассказа в друзья к Высоцкому никогда не набивался – ни к живому, ни к мертвому. Он не скрывал, что успел с Володей разругаться, а вот помириться так и не успел. Тем не менее, Иван Дыховичный на протяжении нескольких лет был одним из ближайших и важнейших для Владимира Семеновича людей. Ближайших и достойнейших.

3166789
Иван Дыховичный

Наш рассказ будет необычным.
В нем голос Дыховичного будет звучать гораздо чаще, чем голос Высоцкого, а рассказывать о Дыховичном мы будем во многом его же собственными словами, в том числе сказанными в объемной и фантастически интересной беседе со сценаристом и режиссером Ильей Рубинштейном для документального фильма «Французский сон».

3167653
Гатчина, ЛИЯФ, 13 октября 1974 года. Фото Владислава Толчина

Иван Дыховичный родился 16 октября 1947 года и был на 9 лет моложе Владимира Высоцкого.
Когда они познакомились, Иван был молодым выпускником Щукинского училища, а Владимир уже был, выражаясь современным языком, звездой Таганки и человеком, чьи песни знала вся страна. Поэтому, конечно, Иван сначала услышал Высоцкого, а потом увидел.

3167273
Владимир Высоцкий и Иван Дыховичный. Гатчина, ЛИЯФ, 23 июня 1972 года. Фото Олега Мрачковского

И для него было довольно сложно совместить внешний образ Высоцкого с тем, что он пел.
И эта раздвоенность так и сохранилась навсегда.

«Володя был очень не похож в жизни на то, что он писал и пел, – вспоминал Иван. – И в этом ничего такого нет удивительного. То есть, в нем все это было, но было и другое. Он был очень объемный человек, очень живой».
И запомнился Высоцкий Дыховичному как «маленький человек, коренастый, крепкий, хулиган. Этим он был близок и приятен».

Знакомство их состоялось в 1970 году, на прослушивании в Театре на Таганке, куда Иван Дыховичный пробовался после окончания училища.

3167317 3167319
Иван Дыховичный, Иван Бортник и Владимир Высоцкий на прогоне спектакля «Гамлет». Москва, Театр на Таганке, ноябрь 1971 года. Фото Александра Шпинёва

А поскольку Таганка была театром «поющим», Дыховичному сразу дали гитару и попросили что-нибудь спеть.
Иван увлекался творчеством поэтов 19 века, пушкинской поры, очень любил Дениса Давыдова и впоследствии неоднократно исполнял его произведения на свою музыку и в театре, и на концертах. И во время прослушивания Дыховичный спел что-то из Дениса Давыдова, «и вдруг Володя просто ясно проявил себя. Он сказал: «А вот это мне нравится». И он тут же предложил вместе с ним поехать и спеть на концерте. Дыховичный был потрясен, потому что никак не предполагал, что его своеобразное хобби «станет предметом общественного прослушивания».

3167645
Александр Вилькин (Гильденстерн), Владимир Высоцкий (Гамлет) и Иван Дыховичный (Розенкранц) в спектакле «Гамлет».
Москва, Театр на Таганке, 1974 год. Фото Александра Стернина

Впоследствии они не раз окажутся вместе на одной сцене.
А в апреле 1972 года отправятся даже вместе на гастроли в Молдавию и выступят в Кишинёве. Дыховичный сперва отказывался, переживал, как всё пройдет. А Высоцкий даже скрыл от Ивана, что выступать им придется не в маленьком зале какого-то НИИ, а на сцене Зеленого театра перед девятью тысячами зрителей. Которые действительно сначала без восторга встретили на концерте Высоцкого «постороннего», но Владимир поддержал друга. Дыховичный спел четыре песни подряд без перерыва и заслужил у кишиневской публики аплодисменты: слушать

Дружба Владимира Высоцкого с Иваном Дыховичным как началась на прослушивании в Театре, так и длилась после этого еще восемь лет.

3167261
Владимир Высоцкий и Иван Дыховичный. Гатчина, ЛИЯФ, 23 июня 1972 года. Фото Олега Мрачковского

И сам Дыховичный характеризовал их отношения как «ежесекундные».
Что говорить, если на свадьбе Ивана единственным человеком из театра был именно Володя.

3167265
Владимир Высоцкий — свидетель на свадьбе Ивана Дыховичного и Ольги Полянской. Москва, 29 декабря 1971 года

А примерно через год после знакомства у Высоцкого возникла удивительная идея – написать поэму для детей.
Она называлась «Детская поэма». Иногда еще ее обозначают по первой строке – «Что случилось с пятым «А»?». Начинается она «Вступительным словом про Витьку Кораблёва и друга закадычного – Ваню Дыховичного». Так Владимир Семенович увековечил, можно сказать, в своем творчестве друга, который действительно стал закадычным, а эту фразу вспоминают всегда, когда говорят про Ивана Владимировича Дыховичного: слушать


Фрагмент д/ф «Владимир Высоцкий. «Про друга закадычного…» (режиссер Олег Васин, монтаж Игорь Рахманов, 2010 год)

К сожалению, эта очень любопытная, неожиданная для творчества Высоцкого вещь при его жизни опубликована не была, а в авторском исполнении сохранился только небольшой фрагмент во время концерта в Госплане в 1977 году.
Качество, увы, совсем скверное. Мы дадим этот кусочек записи исключительно для иллюстрации: слушать

Ну а чтобы вы все-таки получили некоторое представление о «Детской поэме», Татьяна Васина прочтет из нее тот же самый отрывок, что и Владимир Семенович.
Это фрагмент из документального фильма Олега Васина «Владимир Высоцкий. Про друга закадычного…»: слушать


Фрагмент д/ф «Владимир Высоцкий. «Про друга закадычного…» (режиссер Олег Васин, монтаж Игорь Рахманов, художник Евгения Виноградова, 2010 год)

В 1975 году Театр на Таганке впервые выехал на гастроли за рубеж, в Болгарию.
Дыховичный вспоминал впоследствии, что вообще в Высоцком «был все-таки страх невыезда. Он очень боялся не выехать. Он очень точно ощущал силу власти. Он был бунтарь и человек, который нарушал эти границы. И в этом смысле он не верил в то, что его выпустят, он очень боялся, что его не выпустят, он скрывал ненависть свою к ним… Инстинкт самосохранения в нем был очень развит, он в общем с чиновниками дружил, и он умел с ними дружить. Он умел с ними хихикать, он умел с ними пить водку, дарить им пластинки, общаться, спрашивать как дела, заботиться. С его помощью можно было пробить довольно много. Но уровень он понимал». Высоцкий не шел туда, где, собирались совсем уж злодеи.

А в Болгарии Высоцкий и Таганка с большим успехом выступили в нескольких городах, Владимир Семенович даже записал для студии «Балкантон» пластинку.
А помимо этого было несколько интервью. В одной из бесед – для Болгарского телевидения – в разговоре с Любомиром Коларовым помимо Высоцкого приняли участие Иван Бортник, Леонид Филатов – и Иван Дыховичный: слушать


Съемка для Болгарского телевидения, сентябрь 1975 года

Уточним все-таки, что в Болгарию впервые за границу выехала Таганка, но Высоцкий благодаря Марине Влади получил такую возможность еще раньше.
И как рассказывал Иван Дыховичный, у Высоцкого «была дикая радость от того, что он поехал. И была дикая радость от того, что он приехал обратно. Он ясно, быстро, как абсолютно талантливый, душевно интуитивный человек, понял, что там, конечно – это не его жизнь». Но тем не менее «ему очень хотелось и там себя доказать, чего-то добиться. От этого возникли мысли о пластинках, и Марина на это его толкала всячески. Нас тогда там было мало, имеется в виду в Европе, за границей, во Франции. И был какой-то глубокий интерес к этому русскому чуду, и Володя очень подходил под этот стандарт: его голос, его энергия, темперамент, все это совпадало».

3167811
Алёша Димитриевич, Марина Влади и Владимир Высоцкий. Париж, май 1976 года

Главным для Высоцкого за границей было даже не тамошнее изобилие, не вещи и магазины, а возможность общаться, общаться совершенно свободно с необычными людьми, совсем не такими, как на родине, с совершенно другими привычками, обычаями, с людьми, о которых в Союзе только разве что слышали, как об Алёше Димитриевиче, а теперь Высоцкий мог запросто сидеть с ними за одним столом и говорить о чем угодно.
Вот такая возможность появилась у Володи благодаря Марине.

3167715
Париж, апрель-май, 1976 года. Фото Роберта Прюдона

Отношения Высоцкого и Марины Влади – это отдельная тема.
Их роман был сенсацией, произвел эффект разорвавшейся бомбы, его обсуждали, а многие в него просто не верили: слушать


Фрагмент д/ф «Французский сон» (автор сценария и режиссер Илья Рубинштейн, 2003 год)

Что особенно расположило Высоцкого к Дыховичному – что среди разгула сплетен и пересудов Иван вообще ничего не спрашивал Володю об этом романе и об их совместной жизни.
И как-то раз Высоцкий просто сказал, что Марина приезжает в Москву и позвал Ивана пообедать с ними в ресторан. Так они и познакомились с Мариной Влади. А однажды Володя и Марина даже поселились на несколько месяцев в квартире Дыховичных. Своего жилья у Высоцкого не было, с очередной съемной квартиры ему пришлось съехать, и тогда Иван просто предложил им пожить у него, благо места в четырехкомнатной квартире хватало. Мы вновь процитируем воспоминания Ивана Дыховичного – это очень любопытный и смешной момент:

«Я помню, что они въехали во двор на автомобиле, мы с балкона посмотрели и на крыше этого автомобиля был огромный двуспальный матрас, который теперь продается во всех магазинах, а тогда это было! «Мердеседес», на крыше которого была кровать! Мы с Володей очень долго, смешно заносили это в мой дом. Все тёточки, которые на скамеечке сидят, эти лифтерши, они с ненавистью контролировали этот процесс и не могли поверить, что это реально Володя, что рядом с ним Марина Влади, которые будут жить в этом доме. Мы занесли в лифт с диким трудом этот матрас, он никак не проходил, вынесли его, положили. И они на этом матрасе прожили где-то там полгода в нашем доме».

3167663
Ленинград, ДК Первой пятилетки, 17 июня 1972 года. Фото Натальи Кане

Прожили совершенно замечательно, в поведении Марины не было никакой звездности, вычурности – она наоборот была человеком очень органичным, простым и естественным.

3167713
Париж, апрель-май, 1976 года. Фото Роберта Прюдона

К тому же замечательно, фантастически готовила на всю эту компанию. Марина «была прелестным человеком в жизни, а к русскому в ней было еще прибавлено французский такт и деликатность»: слушать


Фрагмент д/ф «Французский сон» (автор сценария и режиссер Илья Рубинштейн, 2003 год)

Еще до личного знакомства Дыховичный испытывал даже что-то вроде гордости за Высоцкого, что вот мол наш человек, а смог покорить такую женщину – эдакое своеобразное чувство нашего мужского патриотизма.

3167661
Иван Дыховичный, Владимир Высоцкий и Александр Вилькин в спектакле «Гамлет», 1971 год

Но и для Марины эти отношения были очень важны.
Для нее это была возможность любить наперекор. Наперекор обстоятельствам, наперекор многочисленным уговорам «доброжелателей», предупреждавших и пугавших опрометчивостью ее поступка. И в то же время пускай она была звездой с европейским и даже мировым именем, ей не могло не льстить, что ее мужчину обожает буквально вся страна. Она не раз испытывала это чувство, когда Высоцкий выходил на сцену, брал первый аккорд и полностью овладевал залом, завораживал, гипнотизировал публику.

3167841
Выступление Владимира Высоцкого. Среди зрителей — Марина Влади, Михаил Кане, Семен Товгер, Михаил Крыжановский.
Ленинград, английская школа № 213 (в здании техникума холодильной промышленности).
30 января 1973 года. Фото Марка Донского

Он был богом на сцене, а для нее в жизни во многом оставался «мальчиком».
Но при этом Марина, как вспоминает Дыховичный, всегда могла оценить Володю именно как поэта, чувствовала все его песни. Хотя далеко не все понимали, зачем он как бы разменивается на эти шуточные, спортивные и прочие «диалоги у телевизора», когда у него есть «Банька по-белому» или «Кони привередливые». А Марина понимала, что и то, и то безгранично талантливо и всё это бесчисленные грани дарования ее мужа. «Володя был голосом огромного количества людей, и интонацией очень многих людей и в то же время он был высочайшей поэзией. Это уникальное соединение».: слушать


Фрагмент д/ф «Французский сон» (автор сценария и режиссер Илья Рубинштейн, 2003 год)

Конечно, Высоцкий ангелом не был.
Он любил женщин, женщины любили его. Но вот Дыховичный серьезных увлечений своего друга другими женщинами вспомнить не мог. Да и для самих этих женщин Высоцкий скорее был неким образом «парня с гитарой», поющего человека, нежели живым мужчиной, с которым в принципе возможно иметь какие-то отношения. Это очень любопытное наблюдение: слушать


Фрагмент д/ф «Французский сон» (автор сценария и режиссер Илья Рубинштейн, 2003 год)

Душевные, близкие, «ежесекундные» дружеские отношения Владимира Высоцкого с Иваном Дыховичным закончились загадочным образом.
Коль скоро сам Дыховичный уверяет, что дружили они «лет восемь», а познакомились в 1970-м – значит, дружба их прекратилась примерно в 1978 году или чуть позже. Причины Иван Владимирович никогда не называл, а Владимир Семенович – тем более.

3167255
Иван Дыховичный и Владимир Высоцкий на прогоне спектакля «Гамлет». Москва, Театр на Таганке, ноябрь 1971 года. Фото Александра Шпинёва

Вроде бы ссора вышла на почве театральных дел, репертуара и ролей.
Но возможно, что профессиональная размолвка стала лишь последней каплей. Потому что и чисто по-человечески отношения с Высоцким стали Дыховичного тяготить. Причиной была известная болезнь Высоцкого: слушать


Фрагмент д/ф «Французский сон» (автор сценария и режиссер Илья Рубинштейн, 2003 год)

«Володя, если ты сейчас не перестанешь, это конец. Такие и были наши отношения. Но я год, год приезжал каждый день по вызову, как идиот. В конце концов, ты говоришь: «Прости, я не шестерка, здесь моя жизнь». Он говорит: «А, значит, ты мне не друг». Но нельзя же пользоваться мной 24 часа в сутки. У меня нет уже ни моей жизни, ни моей жены, ничего. Все на тебя смотрят, говорят: «Он при Высоцком». Вы понимаете, что это страшная история. Особенно для творческого человека».
Вот так – с горечью, но как есть – вспоминал об этом периоде Иван Дыховичный. А потом Володи не стало: слушать


Фрагмент д/ф «Французский сон» (автор сценария и режиссер Илья Рубинштейн, 2003 год)

Размолвка с Высоцким прервала и отношения Ивана Дыховичного с Мариной Влади, но смерть примирила их.
В какой-то момент, когда гроб с телом друга еще стоял в квартире на Малой Грузинской, Марина попросила, чтобы все вышли – и в комнате остались они втроем: Марина, Иван и Владимир…

3167655
Иван Дыховичный, Владимир Высоцкий и Александр Вилькин на прогоне спектакля «Гамлет».
Москва, Театр на Таганке, ноябрь 1971 года. Фото Александра Шпинёва

Я благодарю за помощь в подготовке это программы Илью Рубинштейна и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Игоря Рахманова, Олега Васина, Александра Петракова, Николая Исаева, Сергея Алексеева, Валерия и Владимира Басиных.

3167651
Владимир Высоцкий и Иван Дыховичный. Москва, Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ, апрель 1977 года

После смерти Высоцкого Иван Дыховичный уходит их Театра на Таганке и вообще фактически заканчивает актерскую карьеру.
Он станет отличным режиссером, будет снимать документальное и художественное кино, в том числе фильм «Копейка», где одним из персонажей станет Владимир Высоцкий.

3166785
Игорь Арташонов в роли Владимира Высоцкого в фильме «Копейка», 1992 год

Но публика запомнила Ивана Дыховичного и как автора замечательных передач о кинематографе и вообще об искусстве на телевидении в эпоху, когда наше телевидение еще не превратилось в то, чем оно стало теперь.

3166787
Иван Дыховичный и Вадим Юсов на съемочной площадке фильма «Прорва», 1992 год

Иван Дыховичный скончался 27 сентября 2009 года, трех недель не дожив до своего 62-летия.

3166783

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– документальный фильм «Французский сон», реж. Илья Рубинштейн;
– документальный фильм «Владимир Высоцкий. Про друга закадычного…», реж. Олег Васин;
– книга Ильи Рубинштейна «Ошибка Владимира Высоцкого».

3167659
Москва, в квартире на улице Тимура Фрунзе, октябрь 1980 года. Фото Александра Стернина

Бонус

Москва, у Ивана Дыховичного, 1974 год:
На дистанции четвёрка первачей: слушать
Я из дела ушёл: слушать

3167649
Николай Дупак, Юрий Любимов, Зинаида Славина, Валерий Золотухин, Владимир Высоцкий, Иван Дыховичный и Виталий Шаповалов на 10-летии театра.
Москва, Театр на Таганке, 23 апреля 1974 года. Фото Анатолия Гаранина

2857812

Информация о самовывозе и доставке ваших заказов на интернет-сервисе Planeta.ru

3136469

Друзья!

Итак, в течение этой и следующей недели книги постепенно поступают на склад Планеты. Часть из них подписывается, часть вскоре будет упаковываться.

САМОВЫВОЗ

С 1 августа начнется передача заказов в пункт самовывоза на Проспекте Мира. Обращаем ваше внимание, что Планета переехала и поэтому по старому адресу (Проспект Мира, 19с3) самовывоза НЕ будет. Но территориально выдача будет также в районе Проспекта Мира.

Новый адрес пункта самовывоза мы объявим ближе к началу выдачи.

После того, как ваш заказ поступит в пункт самовывоза, вы получите смс-уведомление.

ДОСТАВКА

Доставка заказов будет осуществляться в течение двух месяцев: август и сентябрь. Мы приложим все усилия, чтобы отправлять заказы оперативно. Но здесь многое зависит и от вас.

Ваш заказ будет отправлен только после того, как вы выберите способ получения и оплатите доставку. Доставка всех заказов осуществляется только по предоплате.

На следующей неделе каждый из вас, у кого выбрана доставка, получит письмо от Планеты. На него нужно будет обязательно ответить. Вам предложат выбрать способ получения и отправят ссылку для оплаты доставки. Только после того, как вы ответите и оплатите доставку, ваш заказ будет передан на упаковку и отправку.

Мы отдельно уведомим вас о том, что рассылка сделана и вам нужно проверить почту.

Мы хотим, чтобы долгожданное мультимедийное издание пришло вам в целости и сохранности. Упаковывать будем тщательно, отправлять аккуратно. Спасибо!

3136471



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире