10:00 , 20 апреля 2019

Высоцкий. Глава 147. Отец и сын

За наше время нам не нужно нимбов,
И памятников, и красивых слов.
Отцы и дети пусть враждуют в книгах,
А наши дети — чтут своих отцов.

Владимир Высоцкий (1966 год)

Полный звук Главы №147: СЛУШАТЬ

В прошлой Главе вы услышали первую часть нашего разговора с Никитой Высоцким.
И говорили мы о «Доме Высоцкого на Таганке», вновь открывшемся после радикального обновления экспозиции. Говорили о роли, влиянии и значении Владимира Высоцкого для нас, ныне живущих. А сегодня мы поговорим с Никитой Владимировичем просто как с сыном своего великого отца.

3081747
1963 год

Антон Орехъ: Вы директор Государственного музея Владимира Высоцкого, и в то же время это музей вашего отца. То есть с одной стороны вы как официальное лицо. С другой стороны, речь всякий раз, когда мы говорим о Высоцком, о музее, о каких-то новых проектах, о каких-то вещах – это всё равно рассказ о вашем отце. Вот как это внутри по-человечески в вас живет все эти годы?

Никита Высоцкий: Вы знаете, на самом деле, я боюсь, что это может быть… не то что не понравится, но может, не так интересно слушателям. У меня всегда (и при жизни отца) было как бы два отца. Один – это, условно говоря, папа. Это человек, который… Ну, не буду об этом говорить. Это какие-то мои детские воспоминания, ощущения.

А другой – это тот, который на сцене.

3083221
Кисловодск, 27 сентября 1979 года. Фото Геворка Далалояна

Он как-то мне дал гитару, говорит: «Неси» (после концерта), «Неси в машину». А сам остановился разговаривать с людьми. И я шел красный от волнения, с гитарой Высоцкого, хотя я его сын.

После «Гамлета» я совершенно был смятен, когда я посмотрел уже не первый раз. И он спрашивает в машине: «Ну что? Как спектакль?». Ему отвечают люди, которых он подвозит. Потом он спрашивает меня: «Ну а тебе, Никифор, как? Как тебе?». И я говорю… Я клянусь, не вру, это так было. Я ему сказал что-то типа: «Владимир Семенович, вы сегодня играли гениально». Он посмотрел на меня, говорит: «Эй!?». Ну как на сумасшедшего. Но это действительно так.

3083219
«Гамлет», 1972 год

И вообще я знаю нескольких людей, детей очень знаменитых и талантливых родителей, у которых это есть. И поэтому у меня остается всегда… мои детские воспоминания, мое отношение к нему, к его родителям, к своим бабушке и дедушке, к моей маме, к моему брату. Я его не трогаю, я его не эксплуатирую (вот это отношение).

3083713
Аркадий и Никита Высоцкие. Середина 60-х

А отношение к Высоцкому как к Высоцкому – «Вы сегодня играли гениально» – оно у меня и тогда было. И в этом смысле это не шизофрения, как мне кажется. Хотя кто знает? Давно не показывался специалистам.


«Гамлет». Фрагмент съемки ТВ Сербии. Сентябрь 1976 года

Антон Орехъ: Но это всё равно два образа получается. Потому что один такой домашний, свой, семейный, личный. И другой – сценический, на экране, на сцене.

Никита Высоцкий: Когда бывает – человек врывается в кабинет и начинает орать: «Ты обязан сделать!..». Я, допустим, его выставляю из кабинета, и он говорит: «Вот батя бы тебя проклял!». В меня это не попадает. Хотя вроде как он соединил эти два понятия: «Ты директор и ты его сын».

3083285
Никита Высоцкий

Нет, у меня это как-то параллельно существует – моя должность. Другое дело, я ее делаю старательно. Но я вам скажу… Не то что я хвастаюсь. Но я почти всё, что я делаю – если я преподаю или пишу для кино, или работаю как актер – я так воспитан, что почти всё делаю старательно и с отдачей, и в этом смысле…

Антон Орехъ: В отца в этом смысле, получается.

3083841
Владимир Высоцкий. Фотопроба к фильму «Андрей Рублев», 1964 год

Никита Высоцкий: Не только. Нам так говорили люди, которых мы любили, которым мы верили. Они говорили, что главное – сделать, а не воспользоваться результатами того, что ты сделал. Главное, чтобы это было. Можешь – сделай.

3083823
Никита Высоцкий

Но я понимаю этот вопрос. Иногда, особенно когда не ладится, когда не получается – у меня есть такое, что как бы не по Сеньке шапка. Что уходит человек, который был бы со стороны, которому может быт, не так бы доверяли люди, но он был бы более эффективен. Такое интеллигентское самоедство. И мне кажется, что мне это мешает именно функцию директора выполнить.

А иногда… не «иногда», а почти всегда – как? Глаза боятся, руки делают. Моя бабушка, его мама – думаю, она и ему это говорила, когда он был маленький. Она меня тоже с детства… Мне очень нравится это выражение: «Глаза боятся, руки делают». И она так прожила, да в каком-то смысле и отец так прожил. Ну и нам чего ж?..

Песня про первые ряды: слушать

3083217
Нина Максимовна и Володя Высоцкие. 1950 год. Фото Н.Львова

Антон Орехъ: Быть сыном гениального человека – насколько это трудно? Понимая, что всякий раз будут сравнивать, искать какие-то черты, надеяться, что будете потом продолжателем династии или что-то в этом роде? У нас-то в студии многие были люди, чьи родители…

Никита Высоцкий: Вы знаете, я очень разделяю… очень понимаю, где ко мне относятся как к сыну отца своего, и понимаю: я его сын и зачем делать, воротить… Можно говорить: «Вот, вы как-то не так ко мне относитесь». Нет.

3083711
Никита Высоцкий. Середина 80-х

Я когда первый и единственный раз увидел (я не знаю, жив-здоров он?) сына Сахарова… Его звали, по-моему, Дмитрий. И просто случайно меня с ним познакомили. Я помню, как у меня прилип язык к небу и я начал что-то говорить такое – что мне говорят про моего отца… Понимаете? Это нормально, это естественно и я это разделяю. И я понимаю – это моему отцу, это не мне.

А то, что мне, может быть, не так заметно, может быть, это уж точно не так массово. Но я это вижу. И я знаю, что есть люди, очень близкие мои друзья… Не то что я хочу им сейчас передать привет с вашей трибуны, но я их люблю и я им благодарен, что они видят меня, а не только меня как сына Высоцкого.

3083291
МВТУ им. Баумана, 19 марта 1978 года. Фото Татьяны Куриловой

Самый первый трудный опыт – когда вдруг тебе кажется, что это тебя так любят. И ты не то что надуваешься, что вот какой я важный, какой я прекрасный, а ты начинаешь путать. Ты вроде делаешь, а тебе говорят: «У, какой молодец!», как мы детям маленьким своим говорим. Чего бы ни нарисовал: «Какая молодец! Как хорошо! Как прекрасно!». А это просто потому что мы любим их. А совсем не потому, что она хорошо нарисовала. Я сейчас, может быть, дочь свою… Ей 6 лет, она всё что делает – для меня это…

Антон Орехъ: Гениально, великолепно.

Никита Высоцкий: Лучше не может быть, да.

Антон Орехъ: То же самое.

3083827
Ставрополь, цирк, 20-27 сентября 1978 года

Никита Высоцкий: Да. Но я повторяю, что нельзя верить этим людям. Они хорошо относятся и ко мне, хорошо относятся из-за моего отца, и спасибо им. И я тоже очень уважительно отношусь и к отцу своему, и к его памяти, и в этом смысле я с ними даже похож чем-то.

Но надо понимать, что это не оценка тебе лично, тому, что ты умеешь. Допустим, ты что-то написал, и люди говорят: «О, смотри, он еще как!..». Как про Шарикова, да? «Он еще и поет», да? Какой молодец!». И надо понимать, что это не тебе. Надо уметь быть собою.

3083293
Театр на Таганке, 25 февраля 1977 года. Фото Дмитрия Чижкова

Я думаю, что я с этим научился справляться, потому что я же жил всегда так. Мне будет этим летом 55 лет, и все эти годы я жил его сыном, а не чьим-то сыном.

Антон Орехъ: У моей мамы был такой момент, когда вдруг в какой-то день она говорит: «А сегодня я стала старше, чем моя мама» (чем наша бабушка). То есть прожила дольше, чем она. У вас не было такого момента?

Никита Высоцкий: Был, да. Был, и причем очень трогательно… Я об этом говорил только с самыми близкими людьми. Я очень дружу много лет с Михаилом Ефремовым. И он знал, что я этой даты – 42,5 года – жду. И вдруг… Это было в феврале. Он мне звонит и говорит… И причем он со мной всегда очень решительно разговаривает. Он считает, что он старше меня, и он как старший брат себя ведет.

3083227
Михаил Ефремов

И говорит: «Значит, так. Всё, ты должен освободиться. Мы едем на премьеру в Ленинград. Моя премьера. Я договорился – ты летишь со мной». Я говорю: «Миш, да я вроде…». Он даже не сказал, зачем.

И мы поехали. Там была премьера со всеми вытекающими, с какими-то посиделками, еще чего-то. И я ему говорю: «Мишка, так сегодня!». Он говорит: «Так я тебя поэтому и позвал сюда. Всё хорошо. Вот тебе, да?». И как-то вот так мы отметили эти мои 42,5 года. Частично это тоже ответ на то, когда к тебе относятся и как к сыну отца твоего, и как просто по-человечески. Вот устроил мне такой юбилей – 42,5 года.


«Песня о поэтах». Зеленоград, конференц-зал завода «Микрон». 23 апреля 1978 года
Фрагмент съемки Петра Солдатенкова

Есть что вспомнить. Мы шалили, мы веселились, мы вспомнили, что когда-то нам было совсем мало лет. Это было радостно, хорошо – и это он сделал для меня, я ему очень благодарен.

У меня есть такое ощущение, что я его пережил. Но когда я смотрю даже на отцовские молодые фотографии, где, скажем, ему 25 лет, у меня всё равно ощущение, что он старше меня.

3083215
Зыряновск, 20 октября 1970 года. Фото Владимира Коржа

Антон Орехъ: У него очень взрослое лицо было всегда. И он всегда был «Владимир Семенович». Хотя 42... Вы знаете, я старше, мы тут почти все уже, кто любит, старше. И даже люди сейчас, которым 80, за 80, его даже ровесники говорят «Владимир Семенович».

Никита Высоцкий: Он такой был, вне возраста, может быть, особенно в творчестве своем. Очень он был человеком… нельзя сказать, что он был каким-то молодым человеком. Хотя, кстати, он начал писать по-настоящему ведь очень поздно. У него первая песня в 23 года написана. Для поэта его уровня – поздновато.

3083829
Театр им. Пушкина. Май 1962 года. Фото А.Стрельникова

Антон Орехъ: Кто-то уже в этот момент, в это время заканчивал, да.

Никита Высоцкий: Уже потихонечку заканчивали, да. И я смотрю на его фотографии, вспоминаю что-то. И у меня всё время вот это вот ощущение – наоборот, разницы. Он старше меня, и я смотрю фильм, какой-нибудь «Карьера Димы Горина» 1963-го года. Ему там сколько? 25 лет, да? То есть на 30 лет моложе, чем я сейчас.

3083223
На съемочной площадке фильма «Карьера Димы Горина», 1963 год

У меня всё равно ощущение, что он старше. Это психологическое, я понимаю, что это. Это даже не объясняется его взрослым лицом, а просто психологическое.

Деревянные костюмы: слушать

Антон Орехъ: Кстати, раз вспомнили роли – в кино, в театре. Театральных, к сожалению, очень мало осталось записей, чтобы можно было посмотреть. Ролей в фильмах, конечно, гораздо больше. Когда говорят – сразу вспоминают Глеба Жеглова, естественно. А могли бы вы посоветовать людям обратить внимание на какую-то роль его в кино, о которой, может быть, говорят меньше, чем она того заслуживает?

Никита Высоцкий: Вы знаете, ему, может быть, не так везло на такие, знаковые фильмы. Хотя, безусловно, фильм, о котором вы говорите – это знаковый фильм, он навсегда останется в истории, он там весь на крылатые…

3083213
Владимир Высоцкий в фильме «Место встречи изменить нельзя»

Антон Орехъ: Я наизусть просто знаю всё.

Никита Высоцкий: На крылатые фразы разобран: «Вор должен сидеть в тюрьме», «Я сказал. Будет сидеть, я сказал», «Наказания без вины не бывает, Шарапов». То есть это, безусловно, очень хорошая работа и картина хорошая.

3081751
Владимир Высоцкий в роли Глеба Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя», 1978 год

Мне больше всего как фильм (не как его работа, а как фильм)... я больше всего люблю «Вертикаль». Опять же, наверное, это связано с детскими ощущениями, с этими песнями, которые я как-то так воспринимал, слушал.

Антон Орехъ: Они же первое, что на пластиночках тогда вышло. И люди по этим песням его узнавали.

Никита Высоцкий: Но если я бы советовал – на мой взгляд, актерски, конечно, Брусенцов («Служили два товарища»), Он хорошо ее сделал. Просто хорошо.

Антон Орехъ: Как раз на той неделе у нас было об этом фильме.

3081753
Сцена из фильма «Служили два товарища», 1968 год

Никита Высоцкий: Да. Очень хорошая работа. Есть люди, которые говорят: «Ну, актер он так себе. Ну да, писал песни, молодец. А актер – были и получше». Может быть, и были получше, но он очень оснащенный актер, и это видно, безусловно, в «Интервенции».

3083315
Сцена из фильма «Интервенция», 1967 год

Картина, которая вышла фактически к зрителю через 5 лет после того, как отца уже не стало, 1985-й или 1986-й год ее на широкий экран пустили. А так она пролежала 20 лет на полке.

Но там просто видно, как он двигается, как он танцует, как он шалит, как он серьезен, как он трагичен, как легко он из состояния в состояние прямо в кадре может перейти, в одном кадре, на одном плане. И это очень хорошая работа, актерски очень хорошая работа. И фильм хороший, но у него такая несчастливая судьба. А кто знает, если бы вышла эта картина тогда, как бы там у отца сложилась киносудьба?

3083313
Владимир Высоцкий в роли фон Корена фильме «Плохой хороший человек», 1972 год

Я люблю картину по Чехову с Олегом Далем – «Плохой хороший человек». Другое дело, я ее люблю, но прямо скажем, наверное… Я понимаю некое разочарование людей, которые любят Высоцкого, когда они посмотрели эту картину. Это было сразу, мол: «Ну как? Ну что? Ну почему?». И что наоборот – ему надо было играть, а не Далю Лаевского. Разные были рассуждения. Но я ее люблю, она хорошая. Очень хороший ансамбль там и вообще хорошая картина, хорошо рассказанная – с юмором, с грустью какой-то.

3083849
Людмила Максакова, Олег Даль и Владимир Высоцкий в фильме «Плохой хороший человек», 1972 год

Антон Орехъ: Ну и с уважением к первоисточнику при этом.

Никита Высоцкий: Серьезная хорошая картина. А так я не методист. У меня в музее есть должность «методист». Вот они предлагают какие-то методы… Но я… Не то что я враг мемуарной литературы или даже вот таких вот воспоминательных интервью – типа как сейчас я даю. Но я считаю, что в первую очередь знакомиться с Высоцким надо с первоисточника. Не с воспоминаний о нем, не с книг о нем и, может быть, даже не с похода в музей, а с его голоса, с его фильма.


Фрагмент фильма «Плохой хороший человек», 1972 год

Он должен понравиться. Он может понравиться, он человек невероятного обаяния, и он может понравиться в очень разных своих ипостасях.

Каменный гость (фрагмент): слушать

Мне в нашем музее очень нравится такой экспонат: это радиорубка, стилизованная под старую радиорубку. Это такой стенд, посвященный работам Высоцкого в радиоспектаклях. Это же был целый жанр, который сейчас аудиокнига…

Антон Орехъ: Он практически умер, да.

Никита Высоцкий: Он умер. Аудиокнига – это совсем не то. Мало кто знает, что отец играл Дон Гуана, которого тоже имеет смысл, конечно, смотреть в «Маленьких трагедиях», он сыграл Дон Гуана не только у Швейцера, но еще у Эфроса в радиоспектакле.

И вот в этой радиорубке можно посмотреть, как он обаятельно, смешно, трогательно что-то делает… Когда он Мартина Идена читает. Тоже забыли.

3083337 3083339
Радиоспектакли «Мартин Иден» и «Маленькие трагедии» с участием Владимира Высоцкого

Антон Орехъ: Это абсолютно фантастическая вещь просто.

Никита Высоцкий: Всегда лучше, мне кажется, знакомиться с творческим человеком не с какой-то статьи о нем, передачи или тем более, упаси господь, с мемуаров, а с того, что он сделал. Нам всем повезло. Почему так к Пушкину действительно приросли? У него мы с детства… «Золотая рыбка»: «Чего тебе надобно, старче?». Как мы все хотели, чтобы кто-то у нас так спросил. То есть мы знакомились с его текстами, а не с тем, что он наше всё. Так мне кажется.

Так что нет. Вот эти роли, которые я перечислил, Дон Гуан, безусловно, надо смотреть. Это очень хорошая работа. Разобрать можно было по-другому – это вопрос к Швейцеру. Но он, конечно, очень хорошо отработал. Просто очень хорошо.

3083737
Владимир Высоцкий и Наталья Белохвостикова на съемочной площадке фильма «Маленькие трагедии», 1979 год

И действительно, это удивительная история, что когда он должен был играть, пардон, черта в небольшой миниатюре… Да, у него были некие проблемы в этот период – и он не сыграл Мефистофеля. В этом тоже какой-то знак есть. В том, что он не сыграл, сыграл другой артист.

Антон Орехъ: Нам все-таки эти радиоработы – нам-то на радио тоже как-то понятны, близки. А главное, что тут же нет мимики, нет жестов, то есть только голос. Голос персонажей. Всё это делал голосом.

Никита Высоцкий: Они очень разные –можно послушать фрагменты, у нас в этой радиорубке. А можно отслушать сцену, а можно послушать всё.

У нас, скажем, в «Зеленом фургоне» (был такой радиоспектакль), там у него по-моему 2 или 3 включения, где он в записи принимает участие. Можно отслушать в принципе весь этот спектакль.

3083311

Да, самое главное, не забывать, что он сделал. Не его значение в культуре советского, российского народа второй половины XX века, а что он сделал. И слава богу, что были магнитофоны, и это записано, и появлялись видео, и это тоже… То есть мы видим, как он поет. Скажем, есть возможность у нас на выставке – целый зал посвящен песням. Всё, что было записано, когда он поет и это снимали (не только записывали аудио, а видео) – это можно посмотреть.

3083287
Кадр съемки ТВ Сербии, сентябрь 1976 года

Под его аудиозвук есть такая небольшая у нас инсталляция, где мы нарезали такие… как клипы. Не по принципу караоке (для настроения), а по смыслу – серьезно, хорошо делали. И это тоже помогает впустить человеку, пусть не очень знающему еще Высоцкого, его какой-то мир поэтический, впустить его в себя. Главное – то, что он сделал. И это, наверное, основное – то, что он сделал, донести до сегодняшних людей.

Песня о новом времени: слушать


«Песня о новом времени». Фрагмент съемки ТВ Таллина, 18 мая 1972 года

Антон Орехъ: Для меня в Высоцком важно то, что у него нет плохих песен. Вот когда говорят про любого артиста: «Какие ваши любимые песни?», всегда 3, 5, 7, 10 – и уже хорошо, если ты можешь назвать. Когда иногда даже меня уже спрашивают: «Антон, ваши любимые песни?», я не могу никогда на этот вопрос ответить, потому что каждый раз разные. И я говорю: «Нет плохих песен», и мне в этом смысле даже как-то за гениальность Владимира Семеновича досадно, потому что 400 очень хороших песен, каждая в своем жанре под разное настроение, и очень обидно, что люди действительно… У них уже наверное нет времени и возможностей все 400 песен сесть спокойно послушать.

3081749
Казань, октябрь 1977 года

На самом деле, Высоцкого изначально априори любят, но мне кажется (не знаю, согласитесь вы со мной или нет), что все-таки не очень хорошо знают. «Ой, и это Высоцкий? И это Высоцкий? И вот это он спел?»
Даже у нас, даже люди, вроде бы которые уже в годах, в возрасте, застали то время, говорят: «Слушайте, я такую песню не знал, я не слышал никогда». Говорю: «Ну вот, видите?».

Никита Высоцкий: Это есть, да. И при этом – ощущение того, что мы-то про него всё знаем и про него всё понятно. Ну с Высоцким всё понятно – оно есть в людях. Хотя я больше 20 лет директор музея Высоцкого. У меня бывают ситуации, когда я что-то открываю, натыкаюсь и думаю: «Боже мой, куда ж ты смотрел-то всю свою жизнь? Почему ж ты этого не прочитал? Почему ж ты этого не понял?».


«Я не люблю». Фрагмент съемки ТВ Австрии, 5 декабря 1975 года

Как у человека действительно Богом поцелованного, одаренного, он очень… туда вложено помимо количества этих вещей, туда вложено… Он сам говорит, что эта простота – она обманчива. Он понимал, с чем столкнется его слушатель. Она обманчива, потому что в нем действительно очень много скрыто за этой простотой.

3083225
МВТУ им. Баумана, 26 марта 1979 года. Фото Александра Путяты

Я думаю, что сегодня будет звучать в вашей передаче его голос, будет он петь. Потому что мы говорим о нем. Хорошо, что есть возможность, чтобы он звучал. И тогда очень многие вопросы снимаются. Почему его надо слушать, почему надо в школе вводить, почему его любят так, почему его по опросам ставят рядом с Гагариным, с Жуковым – герои XX века (так, по-моему, звучал этот опрос).

«Свои обиды каждый человек…»: слушать


Фрагмент из к/ф «Вертикаль», 1966 год

Антон Орехъ: Я понимаю, что вопрос сейчас наверное заключительный будет, в этом смысле чрезвычайно банальный. Но раз уж мы вспомнили рядом с Гагариным, рядом с Жуковым – сколько у нас было достойных в бурном XX веке людей… Почему все-таки Высоцкий? Второй, третий… Может быть, вы нашли просто ответ правильный-неправильный, но свой какой-то?

3083825
г. Жуковский, 20 февраля 1980 года. Фото Игоря Козлова

Никита Высоцкий: Очень долгий будет ответ. Но если коротко, я думаю, что Гагарин – это некое стремление всего человечества выйти за пределы, вот эта мечта, вера в прогресс, в мысль человеческую. Жуков – безусловно, это Победа. Он на вершине огромного события, которым живет народ и будет долго-долго еще жить. И это и событие в мировой истории, как угодно.

А Высоцкий, мне кажется, один из людей, которые… Да, он Гамлет, он соединял эту рвущуюся ткань жизни. «Распалась связь времен, я рожден, чтобы их соединить». Вот он это делал, он Гамлет.

3081757
«Гамлет». Фото Александра Стернина

Что делать-то человеку в этом мире, который расползается, разъезжается? В этом смысле он шекспировский Гамлет.

Мой Гамлет: слушать

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина.

Конечно, неизбежно повторенье.
Но сетуя на тех, кто слишком юн,
И часто повторяя: «В наше время…»,
Мы вспоминаем молодость свою.

Владимир Высоцкий (1966 год)

2857812

Уважаемые участники, спонсоры и друзья проекта «Один Высоцкий»!
Мы ждали обнадеживающих новостей о выходе нашего проекта в первых числах февраля, однако коллизия с зарубежными правообладателями пока так и не разрешилась.
Переговоры получаются сложными, но главное, что они идут и мы несмотря ни на что, уверены в их успешном завершении.

Мы вновь подчеркиваем, что считаем возможным издание проекта «Один Высоцкий» только при соблюдении прав и интересов всех сторон!

При этом необходимо заметить, что Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», где уже более трех лет выходит в эфир программа «Один Высоцкий», в курсе сложившейся ситуации и принял со своей стороны меры для оказания нашему проекту юридической поддержки.
За что мы ему чрезвычайно признательны.

Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»

3051801
Дубна, ДК «Мир», 10 февраля 1979 года. Фото Сергея Сычкова



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире