10:00 , 16 февраля 2019

Высоцкий. Глава 140. Высоцкий на (в) Украине

Утром на заставе — на нашей и на ихней —
По обеим сторонам нейтральной полосы
Слышен русский громкий плач и нерусский — тихий,
Но горе одинаково давит на весы.

Владимир Высоцкий (из черновиков, март 1965 года)

3051419
Киевский зональный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования, 24 октября 1972 года
Фото Владимира Самойленко

Автор текста: Антон Орехъ: СЛУШАТЬ

Песня о нейтральной полосе: слушать

Сколько же все-таки раз переписывали Высоцкого с пленки на пленку!
Что-то наслаивалось, намагничивалось, иногда осыпалось. Но дошло до нас. Разного качества, но неизменно интересное по содержанию. Это 22 декабря 1965 года, запись сделана в Киеве в доме Нелли Горелик. Нелли Михайловна была другом семьи Высоцких, точнее киевской родни Владимира Семеновича. А родственников у него на Украине было немало, и с Украиной Высоцкого всю жизнь связывали и тесные семейные, и такие же тесные творческие отношения. В ближайших Главах обо всем этом мы и попытаемся вам рассказать.

3051943
Киев, Площадь Льва Толстого, 1950 год

Начать с того, что в Киеве жил, учился и даже был предпринимателем во времена НЭПа дед Владимира Высоцкого Вольф Шлиомович.
В Киеве родился дядя Высоцкого, Алексей Владимирович, которого он очень чтил и который одним из первых вообще начал записывать на пленку песни племянника. В Киеве жила бабушка Дора Евсеевна, знаменитый косметолог, и Володя с ней не просто общался, а можно сказать, дружил.

3051871 3051873 3051875
Подъезд дома в Киеве (ул. И.Франко, д. 2, кв. 4), в котором жила бабушка Володи Высоцкого Дора Евсеевна.
Фото Владимира Зайцева, 2019 год

Отец, Семен Владимирович, учился в киевской школе и техникуме, а после войны, которую прошел всю до Берлина, служил в Киевском военном округе.
А упомянутый дядя, Алексей Владимирович, служил на Западной Украине. Поэтому Володя на Украине бывал неоднократно еще в детстве. И у дяди в Мукачево и Гайсине, и у отца и мачехи, «мамы Жени», в Киеве.

3050673
Прогулка в зоопарке.
Марлен Матвеев с Валерой Гукасовым (на руках), Саша и Володя Высоцкие.
Киев, июнь 1950 года. Фото Алексея Высоцкого

В Киеве в театре Леси Украинки работа и первая жена Высоцкого – Иза, и тот период – это постоянные поездки друг другу, чтобы повидаться хотя бы на один день, и часы романтических разговоров по телефону.

Кинематографическая карьера Высоцкого всерьез началась тоже на украинской земле.
В 1961 году в Карпатах снималась лента «Карьера Димы Горина», в которой Высоцкий играл монтажника Софрона.

3050671
Владимир Высоцкий в роли Софрона в фильме «Карьера Димы Горина»

А в 1968 году на студии имени Довженко снимают фильм «Карантин», для которого Высоцкий пишет песни, и об этом в нашем цикле уже был отдельный рассказ.
1968 год – время, когда слава Высоцкого уже стала всесоюзной, когда он уже мог собирать на свои концерты дворцы спорта. Но это и время, когда Высоцкий фактически попадает в списки неблагонадежных.

3051421
Григорий и Нина Лубенцы, Владимир Высоцкий и Людмила Бараз. Киев, февраль 1968 года

Однако и во власти у Высоцкого были свои горячие почитатели.
Такие, как Григорий Лубенец, бывший министр строительства Украинской ССР. Именно он сделал в мае 1968 года хорошо известную среди любителей творчества Владимира Семеновича запись, в которой две дюжины песен. Это одна из них – кстати, тоже с некоторым украинским уклоном, с Одессой, Киевом и Львовом.

Москва–Одесса: слушать

В 1971 году в Киев приезжает Таганка.

3051799
Киев, ДК «Днепр», сентябрь 1971 года

Это было еще до премьеры «Гамлета», но у любимовского театра и у актера Высоцкого, слава богу, уже были постановки и роли, о которых говорили все, кто хоть как-то интересовался театром в то время: слушать

Это фрагмент выступления в Киеве 21 сентября1971 на 3-м домостроительном комбинате.
Осень 1971-го – это как раз и первые настоящие концерты Владимира Высоцкого в украинской столице.

3051213
Владимир Высоцкий среди работников Дома моделей в Киеве, сентябрь 1971 года. Фото А.Ганкина

Два десятка самых разных организаций!
Заводы, институты, школы и домостроительный комбинат в их числе.

Разведка боем: слушать

3051847
Импровизированный билет на выступление В.Высоцкого в ДСК-3 в Киеве 21 сентября 1971 года
(из архива Валентины и Григория Асташкевичей)

О концертах в Домостроительном комбинате остались довольно любопытные воспоминания очевидцев.
Вот как раз после исполнения военных песен Высоцкому преподнесли букет от совета ветеранов – «в знак благодарности за то, что вы написали такие прекрасные песни».

3051357
Директор ДСК-3 Григорий Асташкевич и Владимир Высоцкий. Киев, ДСК-3, 21 сентября 1971 года

Билеты стоили по рублю, а зал хоть и небольшой, но народу было битком.
Гонорар Высоцкого за те выступления, кстати, тоже не тайна – 350 рублей за концерт. Но Владимир Семенович, как всегда, отработал каждую копейку, не то, что каждый рубль, заплаченный за билет.

3051217
Киев, ДСК-3, 21 сентября 1971 года

После концерта его пригласил в гости директор комбината Григорий Асташкевич.
И Высоцкий снова пел, рассказывал о театре, вообще о жизни. И, между прочим, прямо из квартиры Асташкевича поговорил с Парижем, с Мариной Влади.

3050653

К слову, раз речь зашла о жене, забавный эпизод приключился с Высоцким во время концерта в городе Жданов.
Правда, тут мы переносимся уже в 1973 год, 13 марта: слушать

А мы снова вернемся на 3-й киевский домостроительный комбинат.
Народу было столько, что за концертом наблюдали даже с улицы, заглядывая в окно. Собственно в этом смысл реплики, которую вы сейчас услышите.

Песня о сентиментальном боксёре: слушать

3051215
Киев, ДСК-3, 21 сентября 1971 года

Это был целый музыкальный спектакль.
Военные песни сменялись спортивными, спортивные – серьезными, серьезные – шуточными. Шуточные отлично шли в любой аудитории, но в Киеве, как показалось Высоцкому, народ веселился по-особому. Владимир Семенович спел «Утреннюю гимнастику» и по реакции зала сделал такую ремарку: слушать

3050663
Киев, сентябрь 1971 года

Концерты Высоцкого практически всегда шли с успехом и заканчивались овациями еще и потому, что сам его репертуар создавал нужное настроение: слушать

3051849
Письмо Юрию Любимову от руководства ДСК-3 (из архива Валентины и Григория Асташкевичей)

Те гастроли осенью 1971 года запомнятся еще один событием.
14 сентября Высоцкий выступал в Институте электросварки имени Патона. Именно во время этого концерта была сделана самая первая любительская съемка Высоцкого, поющего со сцены. Подчеркиваем – не самая первая съемка вообще, а именно любительская концертная из зала. Сделал эту уникальнейшую запись работавший тогда в Институте имени Патона Карл Кузьмич-Янчук. А всеобщим достоянием пленка стала усилиями высоцковеда Льва Черняка. Фрагменты этой записи Черняку даже удалось синхронизировать с отрывками песен, которые тогда прозвучали. Одна из них – «Солдаты группы «Центр»».

Солдаты группы «Центр»: слушать


«Солдаты группы «Центр». Фрагмент съемки Карла Кузьмича-Янчука в Институте электросварки имени Патона, 14 сентября 1971 года

После выступлений перед публикой гостеприимные хозяева приглашали Высоцкого еще и посидеть с ними уже более тесным кругом, накрывали столы, всегда находилась гитара.

3050661
Киев, апрель 1972 года

Но все, кто вспоминает те гастроли, единодушны: Высоцкий принимал приглашения, с удовольствием пел, рассказывал о творчестве и просто говорил за жизнь – но от спиртного категорически отказывался.
Хотя среди прочих было даже выступление на заводе шампанских вин. Зато в книге отзывов Владимир Семенович оставил экспромт:
Сегодня выступал. Один!
Нет, не один — вдвоём с гитарой!
Виват! Завод шампанских вин!
Я ваш навек — поклонник старый!

3051797

Выступал Высоцкий и в 49-й киевской школе.
А через два года, в ноябре 1973-го снова приехал в Киев и снова пел в этой школе – правда, не для учеников, а для сотрудников располагавшегося неподалеку сельскохозяйственного института. Билеты на простой бумаге, нарезанной полосками. Директор школы, с настороженностью относившийся к Высоцкому. Актовый зал, где люди заполнили вообще все пространство. Два часа выступления, рассказов о театре и ответов на записки. А через два дня после концерта директора вызвали в райком.

3051355
Макеевка, ДК им. Ленина, 14 марта 1973 года

Директор, хоть Высоцкого и не любил, но никого из организаторов концерта не сдал, а сам получил выговор по партийной линии.
Впрочем, организаторов, конечно, вычислили и вызвали в «органы». Так что концерты эти вовсе не были невинными мероприятиями. И пускай Высоцкий и выступал в солидных организациях, выступления его все равно были неофициальными. В том числе 24 сентября 1971 года в Институте физики. Это был заключительный киевский концерт в тот приезд в украинскую столицу: слушать

3051219
Киев, у Дома моделей, сентябрь 1971 года. Фото А.Ганкина

Разумеется, выступал Владимир Семенович не только в Киеве.
Хотя и приезжал туда впоследствии неоднократно. Мы уже слушали фрагмент концерта в Жданове в марте 1973 года, а буквально за три до ждановского концерта был концерт в Горловке в ДК «Кочегарка». Где послушать Владимира Семеновича пришли самые настоящие работяги: слушать

3050677
Горловка, ДК шахты «Кочегарка», 13 марта 1973 года

Сейчас мы, конечно, с особым чувством слушаем эти пленки и слышим название тех мест, где Высоцкий выходил на сцену.
Жданов, он же Мариуполь, Донецк, Горловка. Тогда ни Высоцкому, ни любому, кто слушал его в зале, даже в страшном сне не могло привидеться, с чем будут ассоциироваться эти названия через 45 лет. Тогда конфликты были совсем невинными – как на этой записи: слушать

3050649

3050651
«Вечерний Донецк», 13 марта 1991 года

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Сергея Алексеева, Анну Сухоставец, Владимира Зайцева, Лизу Логинову и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.

3051221
Автограф фотографу Владимиру Самойленко. Киев, 24 октября 1972 года

Наш рассказ о поездках Владимир Высоцкого на Украину продолжится в следующей Главе.
Это будут уже другие города и другой Высоцкий. Конец 70-х годов, последний период творчества, когда почти все главные песни уже написаны, но интересно слушать не только их исполнение, но и невероятно живое общение Владимира Семеновича с залом. Неизменным будет только одно – теплый прием и нежелание публики расставаться с артистом. Как на втором концерте на неоднократно помянутом сегодня киевском домостроительном комбинате в сентябре 1971 года: слушать

3051271
Горловка, ДК шахты «Кочегарка», 13 марта 1973 года

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Валерия Маслова (Архангельск), Галереи «Высоцкий» (Киев) и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
Киевский Высоцкий, или Владимир Высоцкий в Киеве;
– Вадим Ткаченко, Марк Цыбульский, «Владимир Высоцкий в Киеве»;
– Юрий Рыбальченко, «Высоцкий и Киев»;
– Марк Цыбульский, «Владимир Высоцкий на Западной Украине»;
Всеволод Ковтун: воспоминания о Высоцком Валентины и Александра Асташкевича.

2857812

Уважаемые участники, спонсоры и друзья проекта «Один Высоцкий»!

Мы ждали обнадеживающих новостей о выходе нашего проекта в первых числах февраля, однако коллизия с зарубежными правообладателями пока так и не разрешилась.
Переговоры получаются сложными, но главное, что они идут и мы несмотря ни на что, уверены в их успешном завершении.

Мы вновь подчеркиваем, что считаем возможным издание проекта «Один Высоцкий» только при соблюдении прав и интересов всех сторон!

При этом необходимо заметить, что Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», где уже более трех лет выходит в эфир программа «Один Высоцкий», в курсе сложившейся ситуации и принял со своей стороны меры для оказания нашему проекту юридической поддержки.
За что мы ему чрезвычайно признательны.

Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»

3051801
Дубна, ДК «Мир», 10 февраля 1979 года. Фото Сергея Сычкова



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире