10:06 , 02 февраля 2019

Высоцкий. Глава 139. «Девочки любили иностранцев…»

3043359
Казань, Молодежный центр, 12-17 октября 1977 года. Фото Александра Поспелова

Автор текста: Антон Орехъ: СЛУШАТЬ

Писатель Владимир Высоцкий.
Непривычное словосочетание, не так ли? Но Высоцкий писал прозу. Для широкой публики – это не самый очевидный факт. В творческом смысле Высоцкого как прозаика воспринимают едва ли не в последнюю очередь. И в самом деле: прозаических опытов не так много, в большинстве своем – это наброски, черновики, незаконченные вещи. Как «Черная свеча», которую Высоцкий писал вместе с Леонидом Мончинским и которую Мончинский заканчивал уже в одиночку. Но «Роман о девочках» стоит особняком. Самый известный образец прозы Владимира Высоцкого, о котором мы сегодня и поговорим.

3042211
«Раз-два-три, пионеры мы!
Мамы-папы не боимся,
Писаем в штаны!»
Сцена из спектакля «Роман о девочках»

«Роман о девочках» известен, в том числе, и благодаря постановке театра-студии «У Никитских ворот» под бессменным руководством Марка Розовского.

3043653
Марк Розовский, середина 80-х

Премьера состоялась в 1989 году в день рождения Высоцкого, и в 2019-м постановка отметила 30-летие.
Марк Григорьевич поможет нам, что называется, «прочесть» это произведение и понять его суть: слушать

3044461
Марк Розовский. Фото Алексея Бойцова

«Роман о девочках» – название условное.
У рукописи не было заголовка. Она начиналась со слов «девочки любили иностранцев», и эта фраза теперь стала чем-то вроде подзаголовка.

3042723
Первая страница рукописи «Девочки любили иностранцев»

А происхождение названия «Роман о девочках» точно неизвестно.
Впервые его опубликовали еще в 1981 году в Нью-Йорке – частями, в «Новой газете» Евгения Рубина. Там же, в Нью Йорке, уже в 1983 году «Роман» публикуют в сборнике Высоцкого «Стихи и песни».

3042719
Марк Розовский, Владимир Высоцкий и другие участники альманаха «Метрополь», 1979 год. Фото Майи Аксёновой

И только через пять лет «Роман о девочках» напечатают на родине в журнале «Нева».
И наконец, в 1989 году состоялась премьера спектакля в Театре «У Никитских ворот»: слушать

Пламенный диалог учительницы в исполнении актрисы Ольги Лебедевой и матери главной героини в исполнении Маргариты Рассказовой.
По воспоминаниям друга детства Игоря Кохановского, «в восьмом классе у нас была учительница – преподаватель зоологии, и она дала задание, чтобы мы вырастили плесень на куске черного хлеба. И Володя вырастил эту плесень на морковке, а дело в том, что эту учительницу все называли Морковкой. И она ему этого долго, до конца школы простить не могла». Образ этой училки перекочевал в «Роман о девочках». Там вообще практически все образы взяты или из личного опыта Высоцкого или из рассказов его друзей. Придумывать почти ничего не пришлось: слушать

3042215
«Вот вы и воспитывайте!». Диалог матери и учительницы.
Заслуженная артистка России Маргарита Рассказова и заслуженная артистка России Ольга Лебедева

Один из самых фактурных персонажей и совершенно точно – самый отвратительный, упомянутый Марком Розовским отец главной героини Максим Григорьевич Полуэктов.

3042221
«Я самого маршала Блюхера держал!!!»
Полуэктов Максим Григорьевич — Заслуженный артист России Андрей Молотков

Опустившийся пьяница и бывший сталинский тюремщик, блистательно сыгранный Андреем Молотковым: слушать

Образ Тамары Полуэктовой, главной героини «Романа о девочках», легко узнаваем.
Притягательные падшие женщины были характерными типажами ранних песен Высоцкого.

3044343
Ленинград, 20 апреля 1967 года

Но были у Тамары и реальные прототипы.
Правда, история эта темная и довольно интимная. И связана она с некими знакомыми дамами Владимира Семеновича, в судьбе которых он, по воспоминаниям Валерия Янкловича, принимал личное участие. Так или иначе, образ Тамары получился довольно ярким и даже «новаторским»: слушать

3042235
«Какие мы, Тамарочка, стали взрослые»
Тамара Полуэктова — Виктория Корлякова и Колька Святенко — Сергей Шолох

Денис Юченков в роли Кулешова, Сергей Шолох в роли возлюбленного Тамары Кольки Святенко по прозвищу Коллега и Владимир Давиденко в роли его друга Сопели: слушать

3042195
Колька Святенко — Сергей Шолох

Колька – дворовый хулиган, в манерах которого, в его бесшабашности и необузданности легко угадывается сам Высоцкий.
А Тамара – старшеклассница. Недолгий их роман прерывает Колькина судимость. И пока он сидит под Карагандой, Тамара становится фактически проституткой, причем работает она с иностранцами, но встречается не только с ними.

3042207
Александр Кулешов — заслуженный артист России Денис Юченков и Тамара Полуэктова — Виктория Корлякова

Среди ее друзей – популярный артист театра, поющий собственные песни: слушать

3042193
Заслуженный артист России Александр Вилков, много лет исполнявший роль Кольки Святенко, и Марк Розовский в спектакле «Песни нашей коммуналки», 90-е годы

Песен в спектакле действительно очень много.
В этом была одна из задач постановки – органично вплести их в сюжет. Но при этом, исполняя со сцены, не пытаться подражать голосу и манере самого Высоцкого, чтобы это не выглядело, как неуклюжая пародия. Сергей Шолох и Денис Юченков. Святенко и Кулешов: слушать

Великолепно исполнял эти песни Александр Вилков – любимец публики, на которого специально ходили в театр «У Никитских ворот» и до сих пор вспоминают его как одного из самых ярких актеров за всю историю театра Марка Розовского.
Уже почти пять лет его нет с нами, а на могиле Вилкова в Ивановской области артист запечатлен с гитарой как раз в образе Кольки Святенко.

3042227
Александр Вилков в роли Кольки Святенко. Финальная сцена спектакля «Роман о девочках», 90-е годы

«Роман о девочках», как уже сказано, вещь незаконченная, неровная, иногда путаная.
В постановке Марка Розовского два действия, но сам «Роман» состоит из трех отдельных частей. В первой у Тамары Полуэктовой и Кольки Святенко завязываются отношения, потом Колька получает срок, а Тамара становится «интердевочкой». Во второй части – практически тот же сюжет, но повествование идет от лица Тамары, и многие исследователи узнают здесь характерный поэтический прием Высоцкого.

3044301
Казань, октябрь 1977 года

Который пел от имени самых разных героев и даже от имени неодушевленных предметов.
Здесь он словно входит в образ Тамары и говорит ее устами: слушать

Третья часть «Романа» – действие разворачивается в квартире вохровца и сталиниста Максима Полуэктова.

3042219
Александр Кулешов — заслуженный артист России Денис Юченков и Полуэктов Максим Григорьевич — заслуженный артист России Андрей Молотков

Тамара в это время встречается со своим кавалером артистом Кулешовым.
И тут из лагеря возвращается Колька. И поет он своей Тамаре ту самую песню «Ребята, напишите мне письмо», которую вы уже слышали. В роли Кольки – Сергей Шолох, в роли Тамары – Виктория Корлякова: слушать

Тамара просит Кольку уйти и больше к ней не приходить, но это не финал.
Ни по тексту, ни по смыслу. Повествование довольно мрачное. И даже непонятно, в какое конкретно время происходят события. Это весь промежуток с 50-х годов до середины 70-х. Считается, что Высоцкий писал «Роман о девочках» в 1977-м. И это не только энциклопедия тогдашней советской жизни, но и сумма его жизненных впечатлений: слушать

3042727
Стенд выставки, посвященной 30-летию спектакля «Роман о девочках» в музее Владимира Высоцкого в Москве

Я и наши друзья из Творческого объединения «Ракурс» благодарим за помощь в подготовке этой программы Марка Григорьевича Розовского, Валентину Иванову, Сергея Новожилова и от души поздравляем весь коллектив театра-студии «У Никитских ворот» с юбилеем спектакля «Роман о девочках», который с таким успехом уже три десятилетия идет на сцене театра и стал одной из его визитных карточек.

3043651
На открытии фотовыставки «Владимир Высоцкий. Страницы жизни» в театре «У Никитских ворот», 25 января 2019 года

Владимир Высоцкий – гениальный поэт, и в этом нет ни малейших сомнений.
Собирался ли он действительно пойти стопами Пушкина и Лермонтова и начать всерьез писать прозу, мы уже никогда не узнаем. Как не дано нам теперь предсказать, каких творческих вершин он мог бы на этом поприще достичь. Сумел бы он написать свою «Капитанскую дочку» или создать своего «Героя нашего времени»?

3042725
Москва, ЦДЛ, на творческом вечере Братьев Вайнеров, 20 января 1980 года. Фото Михаила Пазия

Он прожил слишком мало и остановился как будто на полуслове – совсем как в этом незаконченном «Романе».
Который получился не только о девочках.

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Раевская М.А. «Высоцкий В.С. Песни. Стихотворения. Проза».

Бонус

Ребята, напишите мне письмо: слушать (Куйбышев, у Артура Щербака, 24 мая 1967 года)
Песня о Судьбе: слушать (Москва, у Владислава Терехова, 1976 год, запись Серуша Бабека)
Грустный романс: слушать (Киев, у Нины Горелик, 22 декабря 1965 года)
Марк Розовский — о спектакле и фильме «Концерт Высоцкого в НИИ»: слушать

2857812

Почему проект «Один Высоцкий» до сих пор не издан?

Дорогие друзья проекта, спонсоры и вообще все, кому не безразлична наша затея!

Ровно год назад мы начали сбор средств для выпуска мультимедийного издания «Один Высоцкий».
Год прошел – издания нет. В чем дело?

Прежде всего, хочу успокоить тех, кто вдруг усомнился в нас и решил, что, собрав более пяти миллионов рублей, авторы куда-то благополучно с ними скрылись или прогуляли эти миллионы.
Ваши деньги не пропали, они целиком потрачены на издание. Причем фактически вы получите даже больше, чем рассчитывали. Вместо запланированных изначально 496 страниц в книге будет 632. А на «Эхе Москвы» вышли не только первые сто глав, которые мы издаем, но и еще следующие 38! И мы будем продолжать эту работу! Проект жив и продолжается!

3040661
Москва, ДК «Заветы Ильича», 23 февраля 1977 года. Фото Александра Стернина

В творческом и техническом смысле к изданию проект готов полностью – от предисловия до оглавления.
Книжную часть мы можем отдать в типографию практически в любой момент, а типография в любой момент готова это печатать!

В чем же тогда проблема?
В ходе подготовки издания совершенно неожиданно для нас возникли разногласия с зарубежными правообладателями.

Здесь необходимо важное отступление.
К сожалению, при жизни официально была издана лишь очень малая часть созданного Владимиром Высоцким. Да и то – в основном за границей. Отсюда, помимо прочего, невероятная путаница в правах. Порой невозможно достоверно утверждать, кому именно принадлежит право на ту или иную фонограмму. При этом мир высоцковедов довольно тесен. Все знают всех долгие годы и, как правило, вопросы урегулируются простым рукопожатием и джентльменским соглашением. Сегодня ты помог мне – завтра я помогу тебе. В конце концов, все мы по-настоящему любим Высоцкого и делаем общее дело! Поэтому упомянутая выше ситуация стала для нас крайне неприятным сюрпризом. Виноваты в которой, впрочем, оказались мы сами – из-за поспешности и недальновидности в решении рабочих вопросов.

3040667

Тут все-таки важно заметить также, что Творческое объединение «Ракурс», при участии и поддержке которого выходит проект, существует два десятка лет, им выпущены не один, не два, не пять и даже не десять фильмов.
Этот авторский коллектив получал призы на многих (в том числе международных) фестивалях, а фильмы, созданные моими друзьями, демонстрировались по всем главным каналам российского телевидения. Буквально только что в Государственном музее Высоцкого на Таганке открылась радикально обновившаяся экспозиция, и «Ракурс» тоже внес немалый вклад в ее оформление. Участие ребят в подобных работах всегда гарантирует прежде всего безупречное качество и высокое профессиональное мастерство.

3040669

К счастью, нашелся человек, который помогает мне и «Ракурсу» разрешить возникшие правовые проблемы.
Тем не менее, переговоры были очень непросты и затянулись надолго. Однако буквально накануне мы, как нам кажется, все-таки нашли устраивающее все стороны решение. Я получил обнадеживающие гарантии, что все формальности будут улажены к началу февраля! И нам остается только надеяться, что ничего непредвиденного больше не случится.

И я обязательно публично поблагодарю этого человека за помощь в реализации проекта «Один Высоцкий».
А в дальнейшем, надеюсь, мы совместно потрудимся над новыми главами, посвященными Владимиру Семеновичу.

Подводя итог.
Мы намерены выпустить наше издание «Один Высоцкий» и уверены, что это произойдет! Но мы не намерены нарушать ничьих прав и готовы уважать все законные интересы всех заинтересованных сторон. И на данный момент никто не может предъявить нам в этом отношении претензий.

3040671

При этом я прекрасно понимаю нетерпение и возмущение тех, кто пожертвовал деньги на наш проект и до сих пор не получил ничего, кроме обещаний.
Люди жертвовали нам от чистого сердца большие суммы. Некоторые пожертвования исчислялись сотнями тысяч рублей! Но разве менее ценны пять тысяч рублей, которые принесла мне одна бабушка, взяв их из своей пенсии? Все это я прекрасно понимаю.

Но поймите и вы, что лично я потратил на этот проект три года жизни.
И за эти три года хорошо если была хоть пара дней, когда я не занимался подготовкой к очередной главе или ее записью. Я и мои товарищи из «Ракурса» больше, чем кто бы то ни было, хотим осуществления этого проекта! Но еще раз повторю: мы сделаем это только с соблюдением прав и интересов всех сторон.

Прошу прощения у всех, кто поверил мне – коль скоро именно я, так или иначе, стал лицом этого проекта – и кого я разочаровал в этой ситуации!
Но ни я, ни мои товарищи не сдаемся и уверены, что проект выйдет, а вы получите то, за что заплатили свои деньги!

Антон Орехъ

3040675
Ярославль, Ледовый дворец спорта Ярославского моторного завода, 28 февраля 1979 года. Фото Сергея Метелицы



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире