11:00 , 17 ноября 2018

Высоцкий. Глава 130. Плаха с топорами

Кто зол — молчит,
Кто добр — поёт.
И слух идёт,
Что жив царь Пётр!
Теперь уж вовсе
Не понять:
И там висять —
И тут висять!
Им только б здесь
Повоевать!
И главный есть —
Емелькой звать!

Владимир Высоцкий (1967 год)

3004352
Владимир Высоцкий в роли Хлопуши в спектакле «Пугачёв».
1967 год. Из архива Александра Стернина.

Автор текста: Антон Орехъ: СЛУШАТЬ

17 ноября 1967 года в Театре на Таганке состоялась премьера «Пугачева».
Монолог Хлопуши – второй из главных, великих театральных монологов Владимира Высоцкого – наравне с монологом Гамлета. Роль Хлопуши – сыгранная за 4 года до Гамлета – небольшая по объему, принесла ему громкую славу и оказала на Высоцкого колоссальное влияние. Повлияв не только на его творческую судьбу.

3003979

В июле 1967 года в Москве проходил Международный кинофестиваль.
И в один из дней на Таганку на репетицию «Пугачева» пригласили Марину Влади. Так она впервые увидела Высоцкого, а Высоцкий впервые встретился с главной женщиной в своей жизни.

3003973
Марина Влади и Владимир Высоцкий. Кабинет Юрия Любимова в Театре на Таганке, 8 июля 1967 года. Фото Анаталия Гаранина

Июль 1967-го – это самое начало работы над постановкой.
И это была первая постановка есенинского «Пугачева» вообще. Хотя могло всё произойти еще при жизни автора: слушать

3004029
1967 год. Из архива Александра Стернина

Высоцкий действительно выступает в качестве полноценного соавтора и пишет куплеты для этих трех мужичков: читать
Эрдман придумывает язвительные интермедии из жизни императорского двора, композитор Юрий Буцко сочиняет музыку, на которую ложатся и куплеты, и упомянутые Высоцким народные тексты Плакальщиц.

3004055
Юрий Буцко (фото из архива Анастасии Буцко)

Работа над спектаклем начинается с читки в присутствии всего актерского состава.
И там состоялся знаменитый короткий диалог Высоцкого с Николаем Робертовичем Эрдманом: слушать

– Николай Робертович, а вы пьесы не пишете?
– Пишу. А вы песни?
– Пишу, конечно, на магнитофон, – сказал Высоцкий.
– А я – на века, – ответил Эрдман.

3004051
Николай Эрдман

Но спустя полвека мы понимаем, что и Высоцкий писал на века, и драматург Эрдман, кстати еще в те годы, причем сразу же, очень высоко оценил песни Высоцкого именно с поэтической стороны.

3004482
Репетиция спектакля «Пугачев», 16 апреля 1967 года. Фото Ольги Ширяевой

К сожалению – и мы говорим об этом всякий раз, когда вспоминаем постановки Юрия Любимова – о спектакле «Пугачев» мы судим сегодня по восторженным воспоминаниям, по легендам и преданиям театралов и непосредственных свидетелей.

3003977

Полной записи спектакля не существует, полная запись репетиции есть, но качество ужасное.
Однако — как всегда почти чудом — сохранилась 12-минутная съемка репетиции того же 1967 года. Один из соавторов нашей программы Олег Васин в 2012 году обнаружил ее в частном архиве – и очень вовремя! Потому что вскоре доступ к этому архиву был просто утрачен.

3004436
Владимир Высоцкий и Николай Губенко на репетиции спектакля «Пугачев».
Кадр документальной киносъемки. Осень 1967 года.

На магнитной пленке, записанной одновременно с киносъемкой, звучат голоса Юрия Любимова, Николая Губенко, который играл Пугачева и Ивана Бортника, сыгравшего Чумакова: слушать

3003969

На пленке сохранился и фрагмент монолога Хлопуши, но к этому монологу мы еще вернемся чуть позже.
Сейчас нам кажется немного удивительным, что Высоцкий играет Хлопушу, и вся его роль – это лишь сотня строк, а на роль Пугачева Юрий Любимов предпочел Губенко. Но именно Губенко в тот период был главной звездой театра, и надо сказать, играл великолепно во всех постановках – в том числе и в «Пугачеве».

3004071
Николай Губенко и Владимир Высоцкий в спектакле «Пугачев», 1967 год. Из архива Александра Стернина

Но манера Губенко здесь кажется очень похожей на манеру Высоцкого.
И вот как это объяснял впоследствии сам Владимир Семенович: слушать

Есенин не писал пьесу, он писал поэму – шедевр имажинизма.
В драматическое действие ее превратил Любимов. Куплеты Высоцкого, интермедии Эрдмана, музыка и бешеные ритм и страсть создали фантастическое зрелище. Это был спектакль трудный и даже опасный чисто физически.

3004027
1967 год. Из архива Александра Стернина

Играли босиком на грубо струганных досках, и Николай Губенко вспоминал потом про кровавые ступни и занозы, которые извлекали после каждого спектакля и репетиции.

3004434
1967 год. Фото Анатолия Гаранина

Хлопуша бросается на цепи, и когда в постановку вводили новых актеров, то по неопытности они буквально избивали Высоцкого этими цепями – и он уходил весь в синяках и кровоподтеках.

3003975
Репетиция спектакля, 16 апреля 1967 года. Фото Анатолия Гаранина

Его выход, его монолог – общепризнанная кульминация действия.
О чем рассказывал и товарищ Высоцкого по Таганке Вениамин Смехов в своем цикле «Золотой век Таганки» на канале «Культура»: слушать

Настала пора нам еще раз услышать этот невероятный монолог, сочетание выдающихся строк с выдающимся их воплощением.
30 декабря 1968 года Московский институт инженеров землеустройства:

Монолог Хлопуши: слушать


Монолог Хлопуши. 200-й спектакль «Пугачев», 20 января 1974 года

Хорошо известна запись этого монолога в авторском исполнении Сергея Есенина.
Запись сделана в 1921 году. Послушайте внимательно и прислушайтесь к своим ощущениям: слушать

3004057
Сергей Есенин

От лирика Есенина ожидаешь совсем другой манеры чтения.
Сперва кажется, что он читает это совсем иначе, нежели Высоцкий.

3004049

Но когда слушаешь снова и снова, то парадоксально находишь все больше сходства.
Не зря же столько людей говорят о том, что Есенин в образе Хлопуши писал как будто образ Высоцкого, а Высоцкий, играя Хлопушу, играл самого себя.

3004009
Виталий Шаповалов, Иван Бортник, Владимир Высоцкий в спектакле «Пугачев», 1974 год. Фото Владимира Борисова

В мае 1972 года в студии Таллиннского телевидения Высоцкий рассказывал о сложности переложения авторского текста в сценический: слушать


Владимир Высоцкий о спектакле «Пугачев». Монолог Хлопуши.
Фрагмент съемки ТВ Таллина, 20 мая 1972 года

Сколько раз мы в нашем цикле возвращались к постановкам Таганки – и столько же раз мы вынуждены были говорить о колоссальных трудностях, с которыми эти постановки сталкивались, и с какими боями любимовские спектакли неизменно пробивались на сцену.
Об этом вспоминает и Вениамин Смехов: слушать

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Игоря Рахманова, Олега Васина, Александра Петракова, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.

3004354
Владимир Высоцкий в роли Хлопуши, 1968 год. Фото Галины Дроздецкой

У Владимира Высоцкого нет песни Хлопуши.
Но образ Хлопоши, его дух угадывается во многих написанных Высоцким вещах: «Рвусь из сил, из всех сухожилий» – это ведь тоже Хлопуша.

3004007
1967 год. Из архива Александра Стернина

«А в конце дороги той – плаха с топорами» – вообще, считайте, «цитата» из спектакля, где плаха и топоры у помоста были главным сценическим символом.

Николай Губенко отлично играл Пугачева, но так хотелось бы увидеть в этой роли Высоцкого!
И такая возможность у него была. Причем, не в театре, а в кино! В 1976 году была сделана проба Высоцкого для художественного фильма «Емельян Пугачев». Но в итоге Высоцкого на заглавную роль не утвердили. Впрочем, это отдельная и тоже интересная, драматическая и парадоксальная история, о которой мы однажды обязательно расскажем.

3004031
Елена Корнилова, Борис Буткеев, Расми Джабраилов, Константин Желдин, Борис Хмельницкий, Валерий Иванов, Иван Борник, Владимир Насонов, Юрий Любимов, Виктор Семёнов, Анатолий Васильев, Николай Губенко, Арнольд Колокольников, Валерий Раевский и Владимир Высоцкий. На переднем плане — дети из хоровой студии «Восход»: Аркадий Лимонов, Саша Кувшинов и Володя Реутт.
Финал спектакля «Пугачёв», ноябрь 1967 года. Из архива Александра Стернина

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Алексея Денисова, Натальи Кане и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– «Золотой век Таганки». Вениамин Смехов. ТВ «Культура»;
– Виктор Бакин, «Высоцкий без мифов и легенд», Глава «Пугачев»;
– Высоцкий на Таганке: Сборник статей / Сост. С. Никулин.

3004011
Валерий Иванов, Борис Хмельницкий, Владимир Высоцкий, Юрий Любимов, Валерий Раевский и  Виктор Семёнов. Выход к зрителям в финале спектакля «Пугачёв», ноябрь 1967 года. Из архива Александра Стернина

Бонус

Монолог Хлопуши:
Москва, Театр на Таганке, репетиция спектакля «Пугачёв», 1967 год: слушать
Северодонецк, НИИ УВМ, 25 января 1978 года: слушать

Фрагмент выступления: слушать (Ивантеевка, ДК «Юбилейный», 26 января 1976 года)

3004802
Ноябрь-декабрь 1967 года

2857812

Дорогие друзья проекта «Один Высоцкий»!

Пока не можем вас порадовать совсем и окончательно, но хорошие новости у нас всё-таки есть.

Напомним, что наше мультимедийное издание состоит из двух частей.
Первый том – непосредственно книга. Второй «том» – этот как раз та часть, где «живут» полный звук всех ста Глав и электронная версия каждой Главы.

2995654

Мы уже сообщали вам, что весь звук записан нами на флешки.
А теперь докладываем, что и второй том целиком отпечатан в типографии. Между прочим, с технической точки зрения его изготовить было сложнее, чем напечатать книгу.

2995656

Как свидетельство того, что работа, хоть и с неимоверными трудностями, но упорно продвигается вперёд – ещё несколько отрывков из книги в уже свёрстанном виде.

2995658

Посмотрите по номерам глав, и вы поймёте, что финиш действительно всё ближе.

2995660

А мы постараемся, как говорил на своих выступлениях Владимир Семёнович, отработать в ближайшие недели «не только всю программу, но даже с перевыполнением», то есть ускориться как только возможно – НО! – не в ущерб качеству!

Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире