10:06 , 24 ноября 2018

Высоцкий. Глава 131. Арап Петра Великого

3001432
Владимир Высоцкий на съёмках фильма «Арап Петра Великого», Юрмала, 1975 год. Фото Виктора Нефёдова

Ломкою былинкою
Гнули молодца дела.
Тонкой паутинкою
Жизнь меж пальчиков текла.

Без одёжи да без сна
По кривой дороге
Шёл он пьяным без вина
Прямиком в остроги.

У костра сиди и грейся, —
Все грехи я замолю,
Сколь верёвочка ни вейся —
А совьёшься ты в петлю.

Владимир Высоцкий (из черновиков, 1975 год)

Автор текста: Антон Орехъ: СЛУШАТЬ

Владимир Высоцкий в роли Ибрагима Ганнибала, Арапа Петра Великого: слушать
Одна из самых важных и самых странных ролей Высоцкого в кино. Он связывал с ней большие надежды, но испытал в связи с ней большое разочарование. Сегодня мы вспомним эту картину, впервые вышедшую на экраны 6 декабря 1976 года.

3002490
Александр Митта (у микрофона), Алексей Петренко, Михаил Кокшенов, Юлий Дунский, Женя Митта, Семен Морозов, Владимир Высоцкий, Альфред Шнитке и другие участники съемочной группы на премьерном показе фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» в Доме кино, 6 декабря 1976 года. Фото Дмитрия Чижкова

Отличный режиссер, и сценарий вроде бы неплохой, а уж актерский ансамбль вообще на зависть.
Владимир Семенович с энтузиазмом берется за работу, пишет для картины песни, а в итоге получается что-то странное, оставляющее чувство неудовлетворенности и недосказанности.

Это фрагмент выступления в Ростове-на-Дону, в спорткомплексе «Спутник» завода «Гранит» 9 октября 1975 года, когда съемки фильма были в разгаре: слушать
Снимали на «Мосфильме», а на натуру выезжали в Прибалтику, в Юрмалу.

3002582
Алексей Петренко, Александр Митта и Владимир Высоцкий на съёмочной площадке фильма «Арап Петра Великого»,
рабочий момент, июль 1975 года. Фото Валентина Ковальского

Режиссером был уже достаточно известный к тому времени Александр Митта.
С Высоцким их можно было назвать если и не друзьями, то близкими товарищами. Внимательно послушайте, что говорил Митта о Высоцком в декабре 1975 года: слушать

Это фрагмент записи, сделанной телевидением Австрии.
Уникальность ее в том, что эти слова сказаны не после смерти, как бывало потом многократно, а при жизни Высоцкого. И во время съемки Владимир Семенович стоял рядом с Миттой.


Александр Митта о Высоцком (съемка ТВ Австрии — декабрь 1975 года)

Александр Митта сразу же планировал снимать в роли Ибрагима Ганнибала именно Высоцкого, под него и сценарий делался.
Хотя в какой-то момент, по воспоминаниям Митты, на него вышли западные продюсеры, предложившие на роль арапа Гарри Белафонте.

3002488
Гарри Белафонте

Но Митта идею снимать этого или любого другого знаменитого чернокожего артиста отверг, пожертвовав хорошими перспективами в международном прокате: слушать

Музыку для картины написал Альфред Шнитке.
Шнитке прекрасно знал Высоцкого, сотрудничал с Театром на Таганке. Был готов не только сочинять музыку, но и оркестровки к песням Высоцкого, если они будут в картине. В роли слуги Фильки – Валерий Золотухин, Михаил Глузский сыграл шута Балакирева. Олег Табаков в роли Ягужинского.

3003063
Владимир Высоцкий и Олег Табаков. Сцена из фильма. Фото Игоря Гневашева

Иван Рыжов и Михаил Кокшенов играли бояр Ртищевых, а Ирина Мазуркевич боярскую дочь, возлюбленную Ганнибала.

3002482
Ирина Мазуркевич и Владимир Высоцкий

Но работать с таким созвездием для режиссера не только счастье, но и определенная проблема.
И сложности в итоге возникнут, но о них чуть позже.

Это чудом сохранившийся фрагмент документальной съемки, на которой Владимир Семенович рассказывает о фильме, о сюжете, о своей роли и о впечатлении от работы: слушать


Владимир Высоцкий о роли Ибрагима Ганнибала

Впечатления, как видите, осторожные.
Участники съемок вспоминали, что Высоцкий не просто был очень заинтересован в этой роли, но и стремился активно участвовать в процессе, был с режиссером в постоянном творческом контакте.

3002566
Владимир Высоцкий и Александр Митта на съёмочной площадке. «Мосфильм», июль 1975 года. Фото Игоря Гневашева

И даже пытался предлагать кандидатуру главного оператора картины.
Которая задумывалась с одной стороны как гротескная, с юмористическим и даже сатирическим посылом, а с другой стороны Высоцкий хотел донести и философский взгляд на ситуацию, в которой оказывается его герой. Одновременно и приближенный царя, и его игрушка. Как в сцене с мнимой казнью мнимого врага царя: слушать

В роли царя Петра снимался Алексей Петренко.

3002584
Алексей Петренко и Владимир Высоцкий. Сцена из фильма

Как киноактер он еще не был тогда знаменит.
Но недавно закончил сниматься у Элема Климова в выдающейся картине «Агония».

3002560
Элем Климов

Уже утвержденную худсоветом «Агонию» в последний момент запретили к показу.

3005718
Алексей Петренко и Элем Климов на съемках фильма «Агония»

Об этом было хорошо известно, и когда на худсовет представили «Арапа Петра Великого», Александру Митте пришлось ради перестраховки идти на компромиссы, коль скоро была затронута тема историческая, с царем.

3002586
Авторы сценария фильма «Арап Петра Великого» Валерий Фрид и Юлий Дунский

Поменяли даже само название.
И вместо канонического пушкинского «Арап Петра Великого» появилось вычурное «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Высоцкого эта перемена обидела. Он с горькой иронией говорил потом, что брали его на заглавную роль, а в итоге он оказался «после царя и запятой».

3002484

Почему изменили название – достоверно неизвестно.
Вроде бы таким было требование цензуры, чтобы фильм не воспринимался как серьезная экранизация и чтобы поменьше возникало ассоциаций с современностью.

3003065
В декорациях фильма в перерыве между съемками.
Владимир Высоцкий с Женей Миттой, сыгравшим в картине Ванечку, и Володей Бруйе

Из фильма вырезали сильнейшую сцену разговора Ганнибала с шутом, которого, напомним, играл Михаил Глузский.

3003337
Михаил Глузский — шут Балакирев

Шут предстает в этой сцене уже и не шутом, а маленьким царьком.
И говорит, как выгодна при дворе роль дурака, который может сказать настоящему царю правду, но оставаться при этом для всех дураком. Цензуру эта сцена пройти не могла.

А в какой-то момент бдительные цензоры начали вырезать все подряд эпизоды, где появлялись карлики, которых – исторический факт – при Петре Великом было несколько десятков, и карлики эти изображали потешный Сенат.
И в этом увидели совсем уж неприличные намеки на советскую действительность.

3002570
Алексей Петренко, Иван Рыжов, Владимир Кашпур и Владимир Высоцкий. Сцена из фильма, июль 1975 года. Фото Валентина Ковальского

Не попали в картину и песни Высоцкого.
Владимир Семенович взялся за работу азартно и очень быстро написал две прекрасные песни, вообще одни из лучших своих.

Фрагмент выступления в Подольске в 1976 году:

Разбойничья: слушать

3003422
Подольск, ДК «Дубровицы», 25 декабря 1976 года. Фото Александра Чебышева

Александр Митта вспоминал, что песни Высоцкого убрали из фильма по распоряжению начальства.
Мол, я не самоубийца, говорил Александр Наумович и вспоминал, что даже в искромсанном виде лента подверглась критике со стороны аж самого Михаила Шолохова, писавшего в ЦК гневное письмо.

3002486
Михаил Шолохов

Автор «Тихого Дона» усмотрел в «Арапе Петра Великого» насмешку над нашей историей и очернение царя.
Вот как! Ничто в нашей теперешней действительности не ново, как видите.

3003059
В перерыве между съемками. Юрмала, 23 августа 1975 года. Фото Анатолия Князева

Предполагалось, что «Разбойничью» будут петь не просто каторжники, а слуга Ибрагима Филька.
Его сыграл Валерий Золотухин. Сыграл здорово! Но мы уже отмечали, что отличный ансамбль актеров – это проблема для режиссера.

3002580
Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин. Сцена из фильма. Фото Игоря Гневашева

Роль Золотухина первоначально была куда больше, но постепенно съежилась.
Роль шута в исполнении Михаила Глузского вообще стала эпизодической. А играл он просто феерически! И были даже подозрения, что Высоцкий заревновал, настолько Глузский смотрелся сильнее в отдельных сценах. В то же время роль Алексея Петренко разрослась и действительно стала главной: слушать

Этот фильм оставляет странное ощущение – как и роль, сыгранная Высоцким.

3002610
Рабочий момент, июль 1975 года. Фото Валентина Ковальского

Он хотел показать культурного человека, заключенного в жестокие обстоятельства.
Чернокожего, но русского. Показать интеллигента в варварской среде. И даже царь Петр – все равно варвар, силой загоняющей страну в счастье: слушать

Надежды Владимира Высоцкого на эту картину не оправдались.

3003061
Борис Хмельницкий и Владимир Высоцкий в фойе Дома кино в день премьеры фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», 6 декабря 1976 года. Фото Дмитрия Чижкова

Хотя фильм все равно вышел ярким, снят изобретательно и даже с изящными спецэффектами, которые и теперь смотрятся интересно.
Но картина словно раздергана на куски. И в атмосфере гротеска и шума Высоцкий и его арап как будто сам по себе. Безумно одинокий человек, и выглядит это не то что не смешно, а трагично.

3003149
Сцена из фильма. Юрмала, июль 1975 года

Как будто Владимир Семенович в какой-то момент начинает играть самого себя.
И сегодня видятся куда более глубокие подтексты в сцене, в которой в дом опального Ганнибала врываются переодетые ряжеными Ртищевы и устраивают погром: слушать

Чувство неудовлетворенности, огорчения от работы над фильмом про арапа Петра Великого не покидало Высоцкого даже годы спустя после премьеры.
Геологический факультет МГУ, 15 декабря 1978 года: слушать

3002568
Геологический факультет МГУ, 16 декабря 1978 года. Фото Бориса Киреева

Александр Митта впоследствии емко скажет о том, как повлияла работа над фильмом «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» на их отношения с Высоцким: «У меня до фильма была дружба, а после осталось – знакомство».

3002564
Александр Митта и Владимир Высоцкий в перерыве между съемками. Август 1975 года

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.

3002480
Автограф поклонникам и будущим зрителям. Юрмала, 23 августа 1975 года. Фото Анатолия Князева

Владимир Высоцкий написал для фильма, о котором мы сегодня рассказывали, две песни.
Вторая – это «Купола российские». В фильм она не вошла, но, по совести сказать, здесь ей было не место. Слишком сильной, слишком глубокой оказалась вещь для такой картины. Предполагалось, что «Купола» прозвучат на начальных титрах. А мы этой песней Главу завершим. В нашу историю, в отличие от фильма, эта песня вошла.

3002612

Купола: слушать

И порогами да перекатами
До истоков дойди, до начал,
И побалуй ладони ожогами,
Обдери себе душу порогами,
Залатай золотыми заплатами,
Чтобы чаще Господь замечал.

Владимир Высоцкий (из черновиков, 1975 год)

3003079
Владимир Высоцкий — Арап Петра Великого, июль 1975 года. Фото Анатолия Ковтуна

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Марк Цыбульский, «На съёмках «Сказа про то, как царь Пётр арапа женил»»;
– Виктор Бакин, «Владимир Высоцкий без мифов и легенд».

3001430

Бонус

Разбойничья песня: слушать (Париж, у Михаила Шемякина, 1976 год)

Москва, театр «Ромэн», январь 1976 года (2-я гитара — Играф Иошка):
Купола: слушать
Разбойничья: слушать

Москва, Малая Грузинская ул., 28, в ночь с 14 на 15 марта 1976 года (2-я гитара — Играф Иошка):
Купола: слушать


«Купола российские».
Ленинград, малая сцена БДТ, 16 апреля 1980 года (съёмка Владислава Виноградова)

3002592
Владимир Высоцкий и Играф Иошка. Москва, Малая Грузинская ул., 28, в ночь с 14 на 15 марта 1976 года. Фото Игоря Данилова

3002576

2857812

Дорогие друзья проекта «Один Высоцкий»!

Пока не можем вас порадовать совсем и окончательно, но хорошие новости у нас всё-таки есть.

Напомним, что наше мультимедийное издание состоит из двух частей.
Первый том – непосредственно книга. Второй «том» – этот как раз та часть, где «живут» полный звук всех ста Глав и электронная версия каждой Главы.

2995654

Мы уже сообщали вам, что весь звук записан нами на флешки.
А теперь докладываем, что и второй том целиком отпечатан в типографии. Между прочим, с технической точки зрения его изготовить было сложнее, чем напечатать книгу.

2995656

Как свидетельство того, что работа, хоть и с неимоверными трудностями, но упорно продвигается вперёд – ещё несколько отрывков из книги в уже свёрстанном виде.

2995658

Посмотрите по номерам глав, и вы поймёте, что финиш действительно всё ближе.

2995660

А мы постараемся, как говорил на своих выступлениях Владимир Семёнович, отработать в ближайшие недели «не только всю программу, но даже с перевыполнением», то есть ускориться как только возможно – НО! – не в ущерб качеству!

Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире