10:00 , 01 сентября 2018

Высоцкий. Глава 119. Карантин

Автор текста: Антон Орехъ: слушать

Владимир Высоцкий был чрезвычайно щедрым человеком – и в прямом смысле, и в переносном.
В творческом смысле он был щедр особенно. Но щедрость его, к сожалению, ценили мало. А талант его никак не вписывался в представления советского начальства о прекрасном.

2969056
Март 1968 года

Да и коллеги далеко не всегда понимали и принимали его.
Особенно это касается кинематографа. В скольких ролях Высоцкому отказали, сколько прекрасных песен, написанных им для кино, так и не прозвучали с экрана! Тех, что все-таки попали в картины, было гораздо меньше.

Впрочем, все относительно.
Сегодня мы вспомним фильм, работу Высоцкого в котором теперь можно оценить даже как вполне удачную. Просто сейчас нам есть с чем сравнить.

Сегодня уже немногие помнят фильм киевской студии имени Довженко под названием «Карантин».

2969058

С момента премьеры картины прошло полвека.
А фильм, между прочим, получился вполне достойный. И не совсем типичный для советского кино. Вместе с темой военного героизма в те годы появляются фильмы о трудовых подвигах. Причем не только рабочих и колхозников, но и славных советских ученых – ищущих, открывающих, заглядывающих за горизонт, а порою даже жертвующих собой.

Но все-таки «Карантин» был снят скорее в жанре триллера, а некоторые чувствуют в нем даже влияние Хичкока!
Оговоримся сразу, что участие Владимира Высоцкого как актера в этом фильме изначально не планировалось. Зато он написал для этой картины песни.

2972214 2972216
Ленинград, киностудия «Ленфильм», фотосессия для Бюро пропаганды советского киноискусства, 1968 год.
Фото Георгия Тер-Ованесова

Эта запись сделана непосредственно на киностудии Довженко в 1968 году: слушать
Но мы ограничимся из нее лишь фрагментом. Потому что несколько лет спустя Высоцкий с помощью Константина Мустафиди запишет ту же песню вновь, и это исполнение будет, конечно, фактурнее, мощнее и ярче.

«Давно смолкли залпы орудий…»: слушать

2971740
Фрагмент черновика песни «Давно смолкли залпы орудий…» — РГАЛИ, фонд 3004, оп.1, ед.хр.18, л.5

Удивительный факт.
Датировки многих песен Высоцкого довольно приблизительны.

2970696
Ленинград, квартира Михаила Крыжановского, 6 июля 1968 года. Фото Галины Дроздецкой

В большинстве случаев мы знаем год написания, иногда известны примерные обстоятельства.
А здесь есть точная дата! И место! 21 мая 1968 года. Поезд Москва – Киев.

Смысл песни становится понятен, если вспомнить сюжет «Карантина».
В эпидемиологической лаборатории происходит авария, на волю вырывается смертельный вирус. Объявляется карантин, а пятеро ученых, предположительно заразившихся страшной болезнью, остаются внутри. И на протяжении 78 минут на экране раскрываются характеры людей в экстремальной ситуации.

Именно об этом бесчисленное количество раз говорил на своих выступлениях Владимир Высоцкий: ему интересны люди в момент риска, в крайней ситуации, когда перед ними стоит трудный выбор.

2969064
Архангельск, АЛТИ, 13 марта 1968 года. Фото Александра Емельянова

Все это в фильме есть, а сюжет его напоминает многие теперешние фильмы-катастрофы.
Только студия Довженко этот сюжет развила, напомним, полвека назад!

Песню «Давно смолкли залпы орудий…» в картине поет не Высоцкий.
И это тоже было заранее оговорено. Владимир Семенович здесь выступал исключительно как автор. А с экрана его строки звучат в исполнении Юрия Каморного: слушать


«Давно смолкли залпы…», Фрагмент к/ф «Карантин», 1968 год

Юрию Каморному в момент съемок – всего 24 года, но он уже был очень популярен, и слава его только росла.
Интересный мужчина и очень талантливый артист, который прожил всего 37 лет и погиб при трагических и до сих пор до конца не проясненных обстоятельствах в ноябре 1981 года. Заметим, что работа в фильме «Каратнтин» была не единственным его творческим пересечением с Высоцким. В фильме «Стрелы Робин Гуда» Каморный играл шута – роль, на которую изначально режиссером Сергеем Тарасовым планировался сам Высоцкий.

2967066
Юрий Каморный

Владимир Семенович написал для той картины несколько совершенно выдающихся вещей.
Только в «Стрелы Робин Гуда» в 1975 году так ничего и не взяли. А в «Карантине» песня Высоцкого – редкий для тех лет случай – прозвучала с экрана.

Предыстория такова.
Режиссером «Карантина» была Суламифь Цыбульник.

2969060
Суламифь Цыбульник

Именно она и предложила Высоцкому написать песню в ее фильм.
А в начале 1968 года лично поехала в Москву, чтобы поговорить с актерами, которых хотела снимать в этом фильме. Актерский ансамбль, к слову, получился в «Карантине» довольно интересный: Людмила Хитяева, Юрий Каморный, Владимир Заманский, Алексей Глазырин. А помимо подбора группы, режиссер встретилась и с Высоцким по поводу будущей песни для фильма.

2969026
Григорий и Нина Лубенцы, Владимир Высоцкий и Людмила Бараз. Киев, февраль 1968 года

И в мае 1968 года Владимир Семенович сам приехал в Киев.
Но не с одной песней, а с двумя. Обе он и спел на киностудии Довженко – правда, немного набегу. И Цыбульник сетовала потом, что из-за внезапности приезда Высоцкого они не подготовились к записи более основательно. Одну из этих двух песен вы сейчас уже слышали – а вот и вторая.

«Вот и разошлись дороги вдруг…»: слушать

2971742
Фрагмент машинописи песни «Вот и разошлись дороги вдруг…» из архива Высоцкого С.В. — РГАЛИ, фонд 3004, оп.1, ед.хр.104, л.217

В отличие от песни про «залпы орудий», эта песня про друзей в картине своего места не нашла.
Но здесь не было никаких происков цензуры или бездушия режиссера. Просто по сюжету вставить ее оказалось действительно некуда, хотя песня-то хорошая!

2970694
Архангельск, АЛТИ, 13 марта 1968 года. Фото Александра Емельянова

Однако не будем забывать, что советские фильмы в то время были не то что нынешние.
Час десять – полтора часа максимум. Каждый метр пленки на счету, каждый кадр ценен. И поставить песню, которая не очень согласуется с происходящим на экране, действительно очень непросто.

Вроде бы история могла бы на этом исчерпаться.
Однако в ней еще хватает загадок, и песни еще прозвучат! Одну из них Владимир Семенович написал в том же 1968 году.

2970876
Красноярск, мастерская художника Тойво Ряннеля, 28 августа 1968 года. Фото Вадима Елина

Но Суламифь Цыбульник не припоминала, чтобы Высоцкий предлагал ее в каком-то виде для фильма.
Это песня, скажем условно, о любви без взаимности. В «Карантине» есть такая сюжетная линия – хоть и  второстепенная. Заранее просим простить за качество записи, но это единственное исполнение песни «Не кричи нежных слов, не кричи…».

«Красивых любят чаще, но прилежней…»: слушать

Запись сделана в декабре 1968 года у дальнего родственника Высоцкого – Павла Леонидова, легендарного эстрадного администратора 60-х–70-х годов, а еще импресарио и поэта, оставившего книгу мемуаров, в том числе посвященных Владимиру Высоцкому.

2969034 2969032
Книга Павла Леонидова «Владимир Высоцкий и другие». Нью-Йорк, 1983 год

Что касается этой песни, то мы не знаем, почему он так и не предложил ее режиссеру.
Но то, что написана она для данной картины – известно точно.

Во второй половине 80-х, в период Перестройки, работала общественная Комиссия по творческому наследию Высоцкого.
И в эту комиссию Валерий Абрамов, брат Людмилы Абрамовой, передал список произведений Владимира Семеновича, составленный много лет назад при очевидном участии самого Высоцкого. И там же были и те, что помечены как написанные для кинофильма «Карантин». И среди них под первым номером шли стихи «Не кричи нежных слов».

2970744
Москва, редакция журнала «Советский Союз», 8 ноября 1968 года. Фото Игоря Бахтина

И там же, у Павла Леонидова, Высоцкий спел еще одну песню – в первый и единственный раз.
И по поводу этой песни среди исследователей творчества Владимира Семеновича до сих пор идут серьезные споры. Бесспорно только то, что на фонограмме голос Высоцкого.

При этом некоторые полагают, что текст, возможно, написал, собственно, сам Павел Леонидов.
Военные песни у Высоцкого мощные, эмоциональные. И к 1968 году им уже было достаточно написано на военную тему. А эта песня выглядит сырой – черновым вариантом, не дотягивающим до привычного уровня Высоцкого.

2971720
Одесса, Технологический институт, 26 марта 1968 года

Хотя, коль скоро это единственное исполнение, его вполне можно считать черновиком, наброском, который был просто озвучен в дружеской компании.
Причем у этой песни много общего с песней «Давно смолкли залпы орудий». Как и в сюжете самой картины, где как бы перекликается мирное и военное время. Возможно, что и у Павла Леонидова эти песни были спеты вместе совсем не случайно.

Однако наверняка ни одну из теорий подтвердить пока невозможно.
Но поскольку песня «Отгремели раскаты боёв…» регулярно упоминается в контексте фильма «Карантин», мы хотим, чтобы вы обязательно услышали ее.

«Отгремели раскаты боев…»: слушать

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.

Премьера фильма «Карантин» состоялась в 1968 году.

2967070

Суламифь Цыбульник после этого снимет еще такие известные в СССР картины, как «Инспектор уголовного розыска» и «Будни уголовного розыска».
А для Владимира Высоцкого опыт работы над этим фильмом останется самым удачным на студии Довженко. Главная украинская киностудия так и осталась единственной из крупных советский студий, в фильмах которой Владимир Высоцкий не сыграл даже эпизодической роли, а из нескольких предложенных им песен прозвучала только одна – именно в фильме «Карантин». Но и эта одна – в чужом исполнении.

2967072
Автограф Владимира Высоцкого: «Дорогим моим новым киевским друзьям с благодарностью за встречу в Москве, 16 мая 1968 года»

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Алексея Денисова, Натальи и Михаила Кане, Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Марк Цыбульский, «Киевские неудачи Владимира Высоцкого».
Копии автографов предоставлены Сергеем Жильцовым.

Бонус

«Вот и разошлись пути-дороги вдруг…»: слушать (Ленинград, у Михаила Крыжановского, 19 июня 1968 года)
«Вот и разошлись пути-дороги вдруг…»: слушать (Москва, для Константина Мустафиди, 1973 год)

2857812

Друзья!
У нас снова есть хорошие новости!

Как вы помните, издание «Один Высоцкий» не просто мультимедийное, а фактически двухтомное.

Первый том – собственно печатная, «книжная» часть, а второй том – для флешки со звуком и флешки с электронной версией 100 Глав нашего цикла.

2972678

Так вот второй том поступил в типографию и уже печатается!
В технологическом смысле его производство гораздо сложнее печатания книги. Потому что этот второй том сконструирован нами хитро и с сюрпризом.

2972680

Что касается печатной версии, то здесь работа тоже не стоит на месте.
Половина Глав готовы к печати полностью. Из второй половины значительная часть в стадии готовности, которую можно назвать «высокой».

2972682

Наступил сентябрь.
Как мы и обещали, этот месяц будет для проекта жарким и во многом решающим. Утраиваем усилия и еще раз благодарим всех за поддержку. И за терпение!

Антон Орех и Творческое объединение «Ракурс».

2972646
Москва, издательство «Мысль», 24 декабря 1973 года. Фото Вячеслава Росинского



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире