10:00 , 04 августа 2018

Высоцкий. Глава 117. «Чёртова колыбельная»

2959980
Фотография для студенческого билета. 1956 год

Автор текста: Антон Орехъ: слушать

«Злая мачеха у Маши…»: слушать

Это, дорогие друзья, Высоцкий!
Хотя голос его вы могли и не узнать. Что немудрено. Потому что запись – из начала 60-х, с пленок Алексея Владимировича Высоцкого. А стихи – есенинские. И вы, таким образом, наверное, уже догадались, что в нашей очередной Главе мы вновь решили развеять миф, будто чужих песен Владимир Семенович не исполнял. Еще как исполнял, и еще сколько!

2959942
Сергей Есенин. Открытка. Издательство фотокомбината г. Ростов-на-Дону. 70-е годы

Песни, которые вы сегодня услышите, все до единой были записаны дядей Высоцкого, Алексеем Высоцким в период с 1961-го по 1963-й, а более точная датировка чаще всего невозможна.

Алексея Высоцкого мы вспоминали уже добрым словом в одной из прошлых Глав.
Он действительно одним из первых понял, каким талантом обладает его племянник и начал записывать его на пленку.

2959966
Копия автографа В.Высоцкого на пластинке, подаренной Алексею Владимировичу

Конечно, в самом начале 60-х у Владимира Высоцкого еще не было собственного большого репертуара.
Он пел то, что нравилось ему, что нравилось его друзьям, что вообще было популярно в те годы. И раз уж прозвучала «Сиротка» Сергея Есенина, то вспомним и «Чертову колыбельную», написанную другим лириком Серебряного века Николаем Агнивцевым.

2959932
Обложка книги Николая Агнивцева «Наркомы у тебя дома».
Издательство «Октябренок», Москва, 1926 г.

Агнивцев, кстати, прожил всего 44 года – чуть дольше, чем Высоцкий.
Успел после революции эмигрировать и вернуться, писал для детей, для цирка, для сатиры, тосковал по прежним временам и был задавлен неустроенностью жизни, которую закончил в туберкулезной палате в 1932 году.

«В маленькой солнечной лужице…»: слушать

Высоцкий исполнял чужие песни не только на стихи признанных классиков.
Борис Вахнюк был всего на пять лет старше, и когда Володя пел про «глаза», которые «лукаво блестят», Вахнюку еще не исполнилось и тридцати. Вахнюк, к слову, как и Высоцкий, тоже предпочитал семиструнную гитару. И сочинил много популярных в 60-70-е песен.

2959896
Борис Вахнюк

Но судьба его сложилась в соответствии со строкой Высоцкого: «Кто кончил жизнь трагически – тот истинный поэт».
Борис Вахнюк погиб на улице, под колесами автомобиля в 2005 году.

«Глаза — то лукаво блестят…»: слушать

Блатная тема была важнейшей в творчестве Высоцкого, когда он только начинал писать собственные песни.
Он искал форму, искал рифмы и ритм. Все это поможет ему написать четыреста с лишним собственных песен. И естественно, что и среди песен чужих, спетых им в ранние годы, немалое число было с тем же блатным колоритом. Их пели во дворах и на кухнях, и не у каждой сохранились даже имена авторов. Эти песни фактически стали народными.

«На Колыме, где Север и тайга кругом…»: слушать

2959982
Барнаул, 1964 год

Знатоки советской песни узнают в мотиве этих куплетов песню «Над Синим Доном» Модеста Табачникова и Зельмана Каца, написанную во время войны.
Но похожие гармонии были тогда у многих лирических песен. Как в принципе и у песни про «московский кабак». У неё тоже нет конкретных авторов. Передаваясь из уст в уста, такие песни меняли строки и целые куплеты, каждый пел их вроде бы по-своему, но манера все равно оставалась похожей.

Откровенно говоря, Высоцкого с этими песнями слушать непривычно еще и потому, что ему эта манера не очень подходит.
Пройдет не так много времени, и Высоцкий запоет совершенно иначе – так, что ни с кем другим его спутать или сравнить будет невозможно.

«Раз в московском кабаке сидели…»: слушать

2960064
Томск, гостиница «Сибирь», 29 декабря 1963 года. Фото Владимира Шеметова

На очереди у нас еще одна песня, которую считают народной.
У нее несколько названий, самое популярное – просто «Марсель». На самом деле автор у песни есть, и называл он ее «Жемчуга стакан». И написана она не в 20-е годы, как многие до сих пор уверены, и вовсе не блатными сочинителями.

Автора зовут Ахилл Левинтон.
Переводчик, филолог, литературовед. Правда, с лагерным миром знаком он был не понаслышке. Левинтона арестовали в 1949 году в Ленинграде, как и многих других евреев – в период борьбы с космополитами. Дали 25 лет. Но, слава богу, Сталин столько не прожил, и вскоре после его смерти Левинтон вернулся домой из ссылки. И как раз в ссылке и сочинил и слова, и мотив песни про шпионов, и посвятил ее своей подруге по несчастью, переводчице Руфи Зерновой, тоже оказавшейся в ссылке. А уже потом песня ушла в народ и получила бесчисленное количество вариантов и строк.

«Стою я раз на стреме…»: слушать

2960066
1972 год

Если лирический герой этой песни мечтал побывать в Марселе, то персонаж следующей за границей побывал.
Правда, не во Франции, а в Турции. Но время там провел не хуже, чем на Лазурном берегу. Да еще и с другом Алёхой.

«Сам я вятский уроженец…»: слушать

Авторы только что прозвучавших строк вновь остались скрыты в глубинах истории, а в наше время эту песню вообще уже мало кто помнит.
В отличие от другой, которую знают все. Только знают не в исполнении Владимира Высоцкого: слушать

Мы привыкли считать, что у песни всего три куплета, а на самом деле песня довольно длинная.
Некоторые исследователи полагают даже, что песня составная. Например, первую строфу, которую вы сейчас услышите, якобы сочинил Михаил Дёмин. А прочие, всем нам известные, опять же якобы написал Николай Ивановский. Хотя Ивановского в лучшем случае можно считать, так сказать, «аранжировщиком» текста.

У песни действительно народные корни.
Ее упоминает в конце 50-х в романе «Тают снега» Виктор Астафьев. Похожие четверостишия есть в масштабном исследовании песен довоенного ГУЛАГа, написанном Майклом и Лидией Джекобсон.

А в фильм Леонида Гайдая песню попала случайно.
Леониду Иовичу нужна была какая-то блатная, но при этом лирическая, жалостливая песня. И Юрий Никулин спел для примера несколько из своей знаменитой «тетрадки в клеточку», которую завел еще до войны. Гайдай выбрал песню про паровоз.

2960082
Леонид Гайдай и Юрий Никулин. Cередина 60-х

Но еще за несколько лет до этого, дома у Алексея Высоцкого его племянник Володя спел тот вариант, который знал сам.
Запись редкая, и мы уверены, что немногие из вас ее слышали.

«Летит паровоз по долинам, по взгорьям…»: слушать

2960072
Ленинград, ДК пищевиков, клуб «Восток», апрель-май 1967 года. Фото Галины Дроздецкой

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.

А закончим мы эту Главу песней, в которой опять будет герой по имени Алешка.
Правда, в основе этой зажигательной вещи лежит стихотворение Владимира Агатова «Ох уж повезло косому Ваньке», а мелодия вообще из «Одессы-Мамы» американского композитора Шолома Секунды.

2960374
Шолом Секунда и Владимир Агатов

Финал исполнения у Высоцкого здесь просто прекрасный.
Но это только финал Главы. Чужих песен в исполнении Владимира Семеновича нам хватит на еще одну историю точно.

«Алешка жарил на баяне…»: слушать (из записей Андрея Синявского)

2959970
Ленинград, ДК пищевиков, клуб «Восток», 18 января 1967 года. Фото Галины Дроздецкой

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Натальи Кане, Алексея Денисова и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Фима Жиганец, «Мы сдали того фраера. История известной песни»;
– Фима Жиганец, «Постой, паровоз, не стучите, колеса. История песни»;
– Андрей Семин, «Чужие песни Владимира Высоцкого».

Бонус


«По тундре…» (музыка и слова народные)
Отрывок из документального фильма Александра Иванкина «Быть или не быть», 1971 год

2857812

Дорогие наши спонсоры, друзья и все, кто следит за проектом «Один Высоцкий»!
Мы давненько с вами не виделись и решили обязательно дать о себе знать, чтобы вы не чувствовали себя «обманутыми дольщиками».

И прежде всего, хотели бы извиниться за то, что пока еще не можем с восторгом поздравить и вас и себя с тем, что всё готово и проект успешно состоялся.
Просим прощения, и просим еще немного запастись терпением.

Практически каждый из нас однажды занимался ремонтом.
Вы знаете, как это бывает: определяется цель, намечается фронт работ, прикидывается, какие понадобятся материалы, ищутся рабочие. Потом мы определяем две главные вещи: срок и бюджет. Кажется, что все продумано и сюрпризов быть не должно. А потом… Кто из нас, делая ремонт, уложился в эти сроки и этот бюджет? Почти никто. Потому что ремонт – это не то, чем мы занимаемся постоянно и сюрпризов на этом пути – миллион.

Наш проект – как ремонт.
Только мы затеяли такую штуку, какую до сих пор не делал вообще никто! И реальность скорректировала наша планы – в каких-то моментах очень существенно!

2953066
«Один Высоцкий». Верстка Главы 3

Проект оказался дороже, чем мы рассчитывали.
Существенно дороже. Плюс в какой-то момент упал рубль. А почти все типографские «комплектующие» – сплошь импортные. Плюс из-за большого интереса к проекту нам с удовольствием пришлось увеличить тираж в полтора раза! А попутно проявилась масса нюансов, о которых мы даже и не подозревали, начиная все это – например, что количество страниц в книге тоже придется увеличивать.

Но теперь мы можем точно сказать, что денег на осуществление издания нам стопроцентно хватило.
Здесь вы можете быть спокойны, как спокойны сейчас мы.

2953092
«Один Высоцкий». Верстка Главы 12

А вот со временем и сроками мы здорово обсчитались.
За что и приносим свои главные извинения. Мы были слишком оптимистичны. К тому же по старой советской традиции пытались приурочить выход издания к определённой дате – Дню памяти Владимира Высоцкого.

Но приоритетом проекта является все-таки не скорость, а качество!
Лучше мы сделаем все чуть позже, зато ни вам, ни нам придраться будет не к чему. «Мы пишем не на магнитофоны, а на века», простите за пафос.

Поверьте, сейчас, в разгар летних отпусков, никто из нашей команды не отдыхает.
А некоторые теперь трудятся в режиме 7x24.

2953094
«Один Высоцкий». Верстка Главы 22

И мы трижды стучим по дереву, обозначая новые примерные сроки реализации всего этого замысла.
Нам очень хотелось бы – и мы «рвемся из сил, из всех сухожилий» – полностью закончить всю подготовку к печати к началу августа. Ляжем костьми, как сборная России по футболу. Если всё получится, то из печати «Один Высоцкий» выйдет к началу осени.

Но мы до того момента еще обязательно выйдем на связь и вообще постараемся делать это почаще!

Так что еще раз примите наши извинения и потерпите еще немного!

Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»

2953096
«Один Высоцкий». Верстка Главы 72

2953108



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире