10:00 , 23 июня 2018

Высоцкий. Глава 112. Все ушли на фронт

Автор текста: Антон Орехъ: слушать

«Все меньше вас, участники войны…»: слушать

У нашего народа две главных даты – 9 Мая и 22 июня.
Кто-то пытается разделить их – когда-то только плакать и скорбеть, а когда-то наоборот – праздновать и улыбаться. Но как это разделишь? Как отделить скорбь от радости, которая у нас всегда со слезами на глазах. И Высоцкий в своих военных песнях тоже не делил Победу и ту неимоверную цену, которую за нее заплатил народ. Война в его песнях и стихах никогда не была лакированной. А до Берлина русский солдат дошел через тяжкий ратный труд, кровь, пот и бессчетные потери. Фрагмент стихотворения об «участниках войны» Владимир Высоцкий прочитал в апреле 1978 года в Белгороде.

2943550
Белгород, ДК завода «Энергомаш», 17-19 апреля 1978 года. Фото Юрия Марченкова

Их и тогда было «все меньше», а сегодня – чуть более 100 тысяч, живых участников Великой Отечественной, живущих в России.

Песни, которые мы сегодня услышим, относят (условно, конечно) сразу к двум циклам Высоцкого – военному и блатному.
За этот, скажем так, симбиоз, Высоцкому досталось еще в приснопамятной статье в «Советской России» «О чем поёт Высоцкий», опубликованной 9 июня 1968 года. Была там такая фраза:
У него, например, не находится добрых слов о миллионах советских людей, отдавших свои жизни за Родину. Странно, но факт остаётся фактом: герои Отечественной войны, судя по одной из песен Высоцкого, – это бывшие преступники, которые «не кричали «ура», но явились чуть ли не главной силой и не будь их – нам не удалось бы победить врага.

С этой пакостной статьи началась официальная травля Высоцкого, фактически продолжавшаяся до самой его смерти.

2944074

Но при всей вздорности обвинений, даже теперь некоторым кажется недопустимым ставить в один контекст фронтовой героизм и штрафников.

Штрафные батальоны: слушать

2944986
Фрагмент белового автографа песни «Всего лишь час дают на артобстрел…» из «Телерассказа о военных песнях», 1970 год

Эту песню Высоцкий написал еще в начале 60-х.
Но тогда об этой стороне войны официально было не принято говорить, хотя слышали и знали об этом многие! Несколько строк из песни о «Штрафных батальонах» прозвучали у Виктора Турова в картине «Я родом из детства».

2944072
Владимир Высоцкий в фильме «Я родом из детства», 1966 год

Но фильм так усердно кромсали, что в одном варианте эти слова сохранилась, а из другого их вырезали…

К слову, штрафники появились в Красной Армии только в 1942 году после знаменитого сталинского приказа, известного как «Ни шагу назад».
Хотя первую штрафную роту успели сформировать еще накануне этого приказа. Всего за время войны в действующей армии было более тысячи таких штрафных рот и 65 штрафных батальонов. Долго они не жили, в прямом и переносном смысле. Лишь один батальон – 9-й отдельный штрафной – просуществовал с 1942 года и до самой Победы.

2944984
Фрагмент чернового автографа песни «Все срока уже закончены…» — РГАЛИ, фонд 3004, оп. 1, ед. хр. 92, л. 2/об.

Все ушли на фронт: слушать

Это, кстати, одна из любимых песен Юрия Никулина.

2943556
Юрий Никулин, 1946 год

Никулин, фронтовик, удивлялся и даже спрашивал у самого Высоцкого, как же он писал такие песни, словно сам был рядом с ним на фронте, в окопах.
Высоцкий вспоминал, что после съемок в упомянутой картине «Я родом из детства» ему даже начали писать фронтовики – мол, не тот ли он Володя, с которым они были под Оршей или где-то еще пересекались на дорогах войны.

2944076
Куйбышев, Дворец спорта, 29 ноября 1967 года.
Фото Геннадия Внукова

А на концертах задавали вопрос, наоборот, почему он, заставший войну маленьким ребенком, так много о ней пишет и поет.
Высоцкий подробно ответил именно на такой вопрос на концерте в Лыткарино, 3 июля 1980 года, во время одного из последних своих публичных выступлений: слушать

2943548
Лыткарино, ДК «Мир», 3 июля 1980 года. Фото Александра Феоктистова

Одна из самых ранних песен Высоцкого, написанная им в Ленинграде в 1961 году, сегодня, наверное, вообще могла бы оказаться под запретом.
Во времена, когда мы усиленно боремся с «искажениями истории», а про все, что связано с войной и тем более Блокадой, требуется говорить исключительно пафосно и подчеркивать только героические моменты, куплеты про то, как лирический герой-хулиган «вырос в ленинградскую блокаду», вряд ли кто-то рискнул бы написать.

2943562
Владимир Высоцкий, Михаил Крыжановский и др. у дома Михаила Крыжановского
Ленинград, 6 июля 1968 года. Фото Галины Дроздецкой

Но это вроде как Высоцкий, классик.
И его не трогают. Просто песню эту вы нынче мало где услышите. Чтобы народ, так сказать, не смущался фривольным стилем.

Ленинградская блокада: слушать

Эта песня, быть может, не относится к числу главных шедевров Высоцкого, но она очень важна, чтобы понять дух послевоенного времени и образ мысли детей войны.

2944070
Володя Высоцкий. Германия, Эберсвальде, февраль 1947 года

Они никогда о войне не забывали.
Они выросли среди фронтовиков и их рассказов. Дети войны никогда не принизят ни подвига народа, ни цены, народом заплаченной.

Но при этом отношение к тем испытаниям часто были лишено сантиментов и слезливости.
Это было жесткое время, и о вещах, которые вроде бы святы, тогда тоже выражались подчас жестко и просто.

В 1986 году в журнале «Огонек» опубликовали воспоминания Людмилы Гурченко о Владимире Высоцком.
И как раз про «Ленинградскую блокаду» она тогда прекрасные слова нашла:
«...Я считал махоркою окурок с-под платформы черт-те с чем напополам…». «От стужи даже птицы не летали…». «Родителей моих в ту зиму ангелы прибрали, а я боялся, только б не упасть…». «Блокада затянулась, даже слишком». Ведь это точно про наше поколение голодных детей войны. «Блокада затянулась, даже слишком». Вот это «даже слишком» — с ума сойти как точно. Во время той массовой катастрофы дети были сдержаны, мужественны, без всяких неврозов. Наоборот, с эдаким взрослым бахвальским юморком на голодный желудок: «умираем, но смеемся».

2943546
Владимир Высоцкий в спектакле «Павшие и живые», 1965 год

Но если какие-то песни Высоцкого из воображаемого военно-блатного цикла обсуждались благодаря их стилю или неожиданным образам героев, то песню «Про Сережку Фомина» до сих пор обсуждают с точки зрения сюжета.
И нет у слушателей единства – хороший он парень, Сережка, или напротив – скверный. То ли Сережка звание Героя заслужил, то ли, как говорил Глеб Жеглов, «с грыжей липовой в тылу гужевался» и награду получил по блату. Послушайте и подумайте сами.

Про Сережку Фомина: слушать

Песен о войне у Высоцкого великое множество.
Тем удивительнее, что так и не довелось ему сыграть на экране яркой военной роли.

2944140 2944142 2944144
В.Высоцкий в х/ф «Единственная дорога», «Живые и мертвые», «Белый взрыв»

Были, конечно, и танкист Володя в фильме Виктора Турова «Я родом из детства», и эпизоды в картинах «Живые и мертвые», и «Белый взрыв», и пленный советский шофер в югославской ленте «Единственная дорога», а вот большой и важной роли не случилось.

Он мог сыграть ее в фильме Игоря Шешукова по сценарию друга Высоцкого Эдуарда Володарского.
Картина называлась «Вторая попытка Виктора Крохина».

2943522

Про парня, выросшего в послевоенной коммуналке, окруженного невеселым, скудным бытом и пошедшего к спортивной славе по не слишком прямой дорожке, зато ставшего чемпионом Европы по боксу.

2945958
Александр Пашутин, Олег Борисов, Людмила Гурченко, Александр Харашкевич в фильме «Вторая попытка Виктора Крохина»

Володарский очень хотел, чтобы роль фронтовика Степана Егоровича сыграл именно Высоцкий.
Но Высоцкий из-за жесткого графика никак не вписывался в съемочный план. Однако сохранились его пробы – и это были отличные пробы. Степан рассказывает о войне маленькому Вите Крохину: слушать

В этой единственной сцене сохранившейся кинопробы Степан, то есть Высоцкий затягивает свою песню «Полчаса до атаки».
А вот непосредственно в фильме, за кадром, прозвучала «Баллада о детстве». Но режиссер Шешуков очень просил Высоцкого сократить три куплета – иначе песня просто не умещалась в отведенный ей хронометраж. Высоцкий наотрез отказался.

2944082

А потом у картины вообще возникли громадные трудности.
Сперва на худсовете попросили подправить, так сказать, концепцию фильма, чтобы не был он таким беспросветным, чтобы было в нем больше советского оптимизма вместо суровой правды жизни.

А тут еще и печально известный деятель Политбюро Григорий Романов вмешался.
В итоге фильм, снятый в 1977 году, на экраны вышел только спустя десять лет. И «Баллада о детстве» хоть и попала туда, но, увы, в изуродованном виде. А роль Степана Егоровича сыграл, как известно, Олег Борисов.

2945960
Олег Борисов и Людмила Гурченко в фильме «Вторая попытка Виктора Крохина»

Высоцкий же так и остался запечатленным лишь в трех с половиной минутах кинопробы: слушать

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Игоря Рахманова, Александра Петракова, Олега Васина, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.

2944178
Куйбышев, Дворец спорта, 29 ноября 1967 года. Фото Геннадия Внукова

Тех, кто лично помнит 22 июня 1941-го, остается все меньше.
А непосредственных участников войны — и вовсе уже единицы. И так выходит, что песни Высоцкого сегодня – пускай и не совсем документальное, но яркое и точное отражение того страшного, героического и горького времени.

2944964
Фрагмент белового автографа песни «Я пол-мира почти…» из архива Геннадия Полоки

«Я полмира почти через злые бои…»: слушать

2944152
Ленинград, 6 июля 1968 года. Фото Галины Дроздецкой

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Алексея Денисова, Натальи и Михаила Кане, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина.
Копии автографов предоставлены Сергеем Жильцовым.

Бонус

Песня о госпитале: слушать (Усть-Каменогорск, Дом культуры, 14 октября 1970 года)
«Я полмира почти через злые бои…»: слушать (Москва, у Александра Митты, 1 января 1975 года)

2857812

Дорогие друзья! В течение четырех месяцев вы помогали нам в реализации нашего замысла издать первые 100 Глав цикла «Один Высоцкий».

В результате нам удалось собрать 5369162 рубля, то есть более 185% от суммы, которую мы первоначально планировали. Благодаря вашей помощи нам удалось собрать достаточно средств, чтобы увеличить тираж в полтора раза – даже несмотря на возникшие по ходу кампании объективные трудности, которые невозможно было предвидеть заранее.

У нашего проекта 1938 спонсоров и мы видим в этом особый символизм, ведь 1938-й – это год рождения Владимира Высоцкого!

Пока шёл сбор денег, наш авторский коллектив не сидел сложа руки. Всё это время шла работа по редактированию текстов и адаптации радиоверсии к печати. Была выбрана типография, которая сможет обеспечить необходимое нам качество издания, заказаны флэш-накопители.

Теперь подготовка проекта к изданию вступает в решающую фазу. Завершается работа с фотографиями, которых в издании будет порядка полутора тысяч. Макет, вёрстка и дизайн – всем этим мы начали заниматься ещё в то время, пока вы помогали нам своими добровольными пожертвованиями.

В течение ближайших трёх недель мы должны передать полностью готовые материалы в типографию. Далее нам с вами придется подождать ещё примерно месяц, который займёт непосредственно производство.

В любом случае ждать осталось не так долго. Ещё раз спасибо всем, кто слушает нашу программу на волнах «Эха Москвы», читает блог на сайте радиостанции.

И огромное спасибо всем, кто поддержал наш проект материально! С вашей помощью у нас теперь всё получится!

Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»

2935158

Комментарии

27

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

serge_moro 23 июня 2018 | 10:38

Песня про Сережку Фомина , я думаю ,что Высоцкий подразумевал,конечно по блату Сережка Фомин получил Героя Советского Союза. Контекст песни приводит именно на блат.


amalit 23 июня 2018 | 14:49

serge_moro: Героя по блату никогда не присваивали. Скорее всего Серёжка Фомин был бойцом "невидимого" фронта. (Штирлиц).


razval74 23 июня 2018 | 15:13

amalit: Дарагой Леонид Ильич с вами не согласился бы.


sagen 23 июня 2018 | 20:38

amalit: Певец явной гомосексуальной направленности Валерий Леонтьев за шесть лет получил от Владимира Путина шесть правительственных наград. Вы знаете за что? Разве что за то, что в России все леонтьевы таковы.


tverboul 24 июня 2018 | 08:54

sagen:
Речь идет о Второй Мировой войне, а не о дурацкой путинской России с ее висюльками. Если вы не чувствуете разницы, то ... кхм ... И еще. По-вашему, сексуальные предпочтения должны препятствовать награждению человека за его реальные достижения?


sagen 24 июня 2018 | 19:22

tverboul: Мне не по душе трактовка Высоцким войны. Там всё совком провонялось, только чуток добавлено, типа народного. Зэка стремятся воевать за Сталина - это же бред. Ну и все в том же духе.


vrazhina 24 июня 2018 | 17:07

amalit: А может быть все не так... "...он был всегда сосредоточен". Обычно такое бывает с круглыми отличниками-интеллектуалами. Отец профессор спасал, возможно, мозги сыночка для работы в каком-нибудь закрытом КБ, где создавались новые образцы оружия или защиты от оружия врага. В таких КБ, по-моему, можно было получить Героя за военную разработку. Сие, как бы в оправдания Сережки Фомина. Все-таки его принимали в компанию дворовых ребят...


amalit 25 июня 2018 | 08:26

vrazhina: //В таких КБ, по-моему, можно было получить Героя за военную разработку. //
****************************************
В КБ героя могли дать только Генеральному конструктору. Для остальных применялись награды рангом ниже.


apatron 23 июня 2018 | 14:59

serge_moro: Вряд ли. Какой нибудь штабной мог себе, ну может, "Красную звезду" приписать - её комдив приказом подписывал, но ГСС через указ Президиума Верховного Совета СССР - вряд ли..


stav_rogin Алексей Удодов 23 июня 2018 | 15:53

serge_moro: Согласен, что у песни есть и такой вариант. но, на мой взгляд, все-таки не даром ВС не дал ответа, т.е. ответ на этот вопрос, как раз его отсутствие. Как со многим в жизни и в теме войны


smallet 23 июня 2018 | 16:00

Контекст и интонация исполнения как раз говорит о том, что песня о зависти. Здесь есть очевидное противоречие:

***
И не любили мы Сережку Фомина
За то, что он всегда сосредоточен.

Сидим раз у Сережки Фомина –
Мы у него справляли наши встречи,
---

Зачем собираться у человека, которого не любят? По-видимому, герой песни его не любил, потому что тот был более успешным. Когда началась война, он решил, что сможет доказать что он лучше. Сам отказался от брони и считал, что его друг на такое не способен. Но после войны оказалось, что и тут его приятель оказался более успешным.


nicoletta 24 июня 2018 | 01:09

smallet: "Контекст и интонация исполнения как раз говорит о том, что песня о зависти"

Похоже, что Вы правы.

Порылась в сети и увидела несколько дискуссий на эту тему и большинство участников приходят к мнению, что рассказчик наговаривает на Сережу Фомина.


vladimirgornitsky 24 июня 2018 | 14:36

smallet:
Зачем собираться?
Да, скорее всего, затем, что профессорский сын жил с родителями в отдельной квартире, и у него своя комната была - верлятно, у единственного из всей дворовой компании.


shalum 24 июня 2018 | 07:16

serge_moro: Нет, просто имеется в виду, что Серёжка и тут его обошёл. Но, напрасно не любили его товарищи, что он оказался действительно на высоте. Элемент зависти, и в конце концов - восхищение и раскаяния. Не слышал этой песни раньше. Классический пример высокой блатной баллады. Представляю, как слушалась эта песня в те годы!


nata_lia 24 июня 2018 | 10:49

shalum:

// Классический пример высокой блатной баллады//

Согласна с вам почти полностью – исключая зависть рассказчика. Да, и в моем воображении эта песня всегда воспринималась как дворовая баллада, загадочный сюжет, зарисовка. Рассказ ведется от имени дворового пацана, который может выразить только свои подростковые впечатления: «не любили мы Сережку Фомина за то, что был всегда сосредоточен».

«Сосредоточен» - это великолепно. Здесь выразилось всё, чем отличался Сережка от остальных ребят - происхождение, воспитание, развитие, начитанность и т.д. – одним словом, профессорский сынок. Но двор – это великое дело. Я читала и родители мне рассказывали, что дворовые компании объединяли совершенно разных ребят из разных социальных слоев. Сейчас нет таких дворовых объединений. И на мой взгляд, Сережка Фомин был совершенно замечательный и дружил с этими ребятами, принимая все дворовые понятия, стараясь не отличаться от них. И когда началась война, он пошел на фронт и стал героем.


matveylm 24 июня 2018 | 13:57

nata_lia: Неожиданный и не прояснённый до конца сюжет. За расхлябанной дворовой стилистикой скрывается сложные судьбы и отношения.
Поразительная вещь.


matveylm 24 июня 2018 | 14:21

nata_lia: А мне еще бросилось в глаза совпадение по некоторым точкам с песней Окуджавы "Лёнька Королёв". Там совсем другая тональность и сюжет совсем другой, и концовка - особенно. Это классический городской романс на военную тематику.
Но... какое-то влияние чувствуется. Разве нет, Наташа?


nata_lia 24 июня 2018 | 15:02

matveylm:

//Это классический городской романс на военную тематику//

«Не любили мы Сережку Фомина за то, что был всегда сосредоточен» и «Ребята уважали очень Леньку Королева и присвоили ему звание Короля». Поразительно, Матвей.
Да, и Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой. Это они, короли и хулиганы, сосредоточенные и отчаянные ребята городских дворов, это они «кепчонку, как корону, набекрень и ушли на войну»

Но куда бы я не шел, пусть какая ни забота,
По делам, или так - погулять,
Все мне чудится, что вот - за ближайшим поворотом
Короля повстречаю опять


vrazhina 24 июня 2018 | 17:11

nata_lia: Согласен!...


irdo 24 июня 2018 | 19:42

nata_lia:
Но двор – это великое дело. Я читала и родители мне рассказывали, что дворовые компании объединяли совершенно разных ребят из разных социальных слоев. Сейчас нет таких дворовых объединений.
=========
Выросла я в таком дворе на Сретенке, но, конечно, сильно послевоенном.
Наш был аксеновский, как в "Звездном билете" --"Барселона".



И вспоминая, утверждаю, что никого не интересовало из каких слоев родители.
То есть совсем не интересовались, где они работают и кем.
Главным была физическая ловкость и спортивность в дворовых многочисленных играх, и честность.
Активно "не любили" рыхлых и толстых.Почему-то не любили татар, которые жили в подвальных помещениях.Их детей не принимали в дворовые игры
Моя школьная подружка , одноклассница,с которой мы жили в одном дворе, из этих самых "высоких" слоев, так как её семья жила в отдельной трехкомнатной квартире, а все остальные в коммуналках.Ей разрешали со мной дружить только потому, что я была отличница,
а она троешница
Так что это были заморочки родителей, а не детей.
И я её таскала вместе со своим двоюродным братом по таким местам, что, если бы узнали родители, то их хватила бы кондрашка.Лазили по крышам сараев, по угольным складам в котельных, спускались по водосточным трубам с сараев, прыгали с пожарных лестниц уровня второго этажа.
Но и ходили с ней в секцию худ.гимнастики в городской дом пионеров в Стопани.,
и в детскую библиотеку в том же переулке.
Я даже её на легкую атлетику таскала, которой занималась лет пять.

И до сих пор помню её телефон и наш--в коммуналке.Еще с буквами.
Знаю, что многие из дворовой компании потом пошли по кривой дорожке--по тюрьмам.


berlin2017 23 июня 2018 | 11:14

«Wolfsangel» вновь готов, -
Решительные лица.
Шагает полк «Азов».
Нет, это вам не снится.

Их вновь остановить
Пытаются солдаты.
У них славянский вид,
И в русских видят брата.

Они не на чужбине
И волчьи вновь крюки
Обломят Украине,
Им это вновь с руки…


wowagera 23 июня 2018 | 13:07

Прелесть!


irdo 23 июня 2018 | 13:58

Тех, кто лично помнит 22 июня 1941-го, остается все меньше.
А непосредственных участников войны — и вовсе уже единицы. И так выходит, что песни Высоцкого сегодня – пускай и не совсем документальное, но яркое и точное отражение того страшного, героического и горького времени.
==============
Жива мама моей близкой подруги. 93 года.--участник боевых действий во 2МВ.Два инсульта и букет сопутствующих возрасту заболеваний.
Государство о ней вспоминает только 9 мая жалкими подачками.Жива она только усилиями дочери и сына.
Физическими --дочери, материальными-сына.И не малыми.Так как пенсионерскими деньгами эти расходы не покрываются.


babushkatata 23 июня 2018 | 17:48

В. Высоцкий. Он твердый, как алмаз, и сверкающий, как бриллиант. На все времена.
Это мое личное мнение.


tverboul 24 июня 2018 | 08:46

Ох, не верю я, что Героя можно было в Войну получить по блату, только потому что папа у тебя - профессор. Ох, не верю. И не это ВСВ имеет в в виду. В песне явный намек на то, что Сережка Фомин воевал на "невидимом" фронте. Так я всегда понимал эту песню.

Но я о "Все ушли на фронт". Песня мощная, потрясла меня сразу, но, как потом оказалось, в ней ряд неточностей и даже фактических ошибок, имеющих принципиальный характер. Скорее всего тогда ВСВ не знал, да и не мог знать всего, что теперь мы знаем о штрафных батальонах. Брали из лагеря в Действующую армию только блатных и бытовиков - но не 58-ю (за редчайшими исключениями), так что крест-накрест заколоченных ворот лагерей не было - это художественный образ. Наоборот, за Войну увеличилось и число лагерей, и количество зэков. Выживших в боях практически не было, штрафбаты приходилось чуть ли не целиком пополнять после каждого боя, в частности еще и потому, что значительная часть штрафников при первой же возможности перебегала к немцам - многие за тем и шли на фронт, и блатные, и бытовики. А уж "нынче мы на равных с вохрами" совсем из разряда сказок. И еще. Меня всегда царапала строчка "За грехи за наши нас простят, ведь у нас такой народ" - убийц, насильников, бандитов? Это что же за народ такой?


kolobok20 24 июня 2018 | 15:13

tverboul:
Ох, не верю я, что Героя можно было получить... только потому что папа у тебя - профессор.
——————————————
Ох...
Ну ты и дура-а-ак...


vrazhina 24 июня 2018 | 17:14

tverboul: Интересное мнение!...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире