10:36 , 19 мая 2018

Высоцкий. Глава 109. «А вы предпочитаете «в узде и под седлом»?»

Он не знает, что ему не светит —
Я припомню — пусть потом секут, —
Все его арапники и плети:
Сброшу его, сброшу на скаку!

Владимир Высоцкий («Бег иноходца», из черновиков, 1970)

Автор текста: Антон Орехъ: слушать

2928546

Сколько песен спето Владимиром Высоцким не только от имени людей, но и от имени животных и птиц.
И люди у нас самих часто ассоциируются с какими-то птицами и животными. Но уж если выбирать, с кем можно было бы сравнить Высоцкого, то образ коня приходит на ум одним из первых. Свободный, стремительный и гордый.

2928548
Венгрия, Дебрецен, октябрь 1976 года. Фото из архива Александра Стернина

И даже странно, что мы до сих пор в нашем цикле не вспомнили об образе лошади, коня, мустанга, иноходца в песнях Владимира Семеновича, пускай отдельные такие песни конечно уже звучали.
Но сегодня мы восполним пробел, хотя даже целой Главы нам не хватит, чтобы послушать все песни, где так или иначе упоминаются кони: слушать

Зеленоград, завод «Микрон», 23 апреля 1978 года.
Знаменитое интервью Владимира Высоцкого, с которым побеседовал корреспондент заводской многотиражки Вадим Брук.

2928552
Зеленоград, ДК завода «Микрон», 23 апреля 1978 года

А снял эти классические кадры Пётр Солдатенков – тогда еще студент-второкурсник ВГИКа.

Песня про Иноходца была написана еще в 1970 году – одном из самых удачных в творческом смысле для Высоцкого.
И была для него очень важной песней. Не случайно, когда у Владимира Семеновича появилась внезапная возможность записать настоящий диск во время гастролей Таганки в Болгарии в 1975 году, Высоцкий в числе других для этой пластинки выбрал и «Иноходца».

2929306
Болгария, София, 5 сентября 1975 года. Фото Виктора Гильтяя

Кстати, многие до сих пор уверены, что песня посвящена Юрию Любимову.
Что ж, все может быть…

Бег иноходца: слушать

2930200
Фрагмент белового автографа песни «Бег иноходца» к французскому диску «Натянутый канат» — РГАЛИ, фонд 3004, оп.1, ед.хр.96, л.2

Между прочим, не все в точности знают, кто же такой иноходец.
Это лошадь, которая бежит иноходью, особым видом аллюра. Который считается для лошадей очень редким. Иноходь можно натренировать, однако для коня это будет мучительно и болезненно для его ног. Зато врожденная иноходь дается лошади легко. Однако сбиться с нее тоже очень легко. В общем, как и человеку бывает трубно оставаться самим собой, и дано это очень немногим.

Погоня: слушать

2930204
Фрагмент ксерокопии белового автографа песни «Во хмелю слегка…» для студии ««Le chant du monde» («Песни мира»), 1975 год — РГАЛИ, фонд 3004, оп.1, ед.хр.104, л.5

Великолепная фонограмма была сделана в Париже с Константином Казански в 1975 году, а вот прозвучала на диске «Прерванный полет», вышедшем во Франции, только в 1981-м – уже после смерти Высоцкого.

2929066 2929068
Французский диск «VLADIMIR VISSOTSKI. LE VOL ARRЕTЕ» («Прерванный полет»), 1981 год

Но зато в середине 70-х этой песне, без преувеличения, повезло.
Она прозвучала в СССР даже с экрана – в картине «Единственная», где Высоцкий снялся в небольшой роли руководителя женского хора.

2928930
Владимир Высоцкий в фильме «Единственная», 1975 год

Причем, в этом фильме он поет про «забитых лошадок» прямо в кадре!
Что в случае с Высоцким в тот момент было совершенно исключительным.


Фрагмент из к/ф «Единственная» (киностудия «Ленфильм», 1975 год)

А еще мы прекрасно помним картины, в которых Высоцкий даже снимался верхом: слушать

Высоцкий не раз вспоминал те съемки, потому что там действительно было интересно и опасно.
Он «делал сам довольно сложные трюки, а именно: когда лошадь шла на препятствие, делал сальто назад – должен был попасть в седло другой лошади». Но в реальности, конечно, это невозможно было сделать. Выпрыгивал с лошади назад Высоцкий сам, а внизу его уже ловили. Компьютерной графики в кино тогда, само собой, не было, поэтому применяли так называемые комбинированные съемки. И на экране кажется, что всадник действительно прыгает с лошади на лошадь, сделав сальто.

2929064
Владимир Высоцкий и Михаил Пуговкин в фильме «Штрафной удар», 1963 год

Вообще, считается, что Высоцкий именно на съемках «Штрафного удара» в Казахстане в 1963 году и научился сидеть в седле.
Но в книге Валерия Перевозчикова «Живая жизнь» мама Высоцкого Нина Максимовна вспоминала, что «спортом Володя интересовался, хотя систематически каким-либо видом спорта не занимался. В школьные годы – в классе пятом-шестом – недолго занимался гимнастикой, ходил в ЦСКА. На стадионе «Буревестник», в Самарском переулке, занимался верховой ездой, об этом рассказывал с восторгом!».

А когда поступил в МИСИ, поддавшись уговорам друга детства Игоря Кохановского, успел съездить на картошку.
И в колхозе пытался не просто оседлать коня, но и сделать то самое сальто назад – правда, без особого успеха. Как без особого успеха учился Володя и на строителя. И уже после первого семестра написал заявление на отчисление.

2925784

Строить дома Высоцкому не довелось, а вот спеть – про самые разные дома – довелось не раз.
Продолжение уже прозвучавшей «Погони» – песня и про Дом, и про лошадей одновременно. И то, и другое – абсолютно актуальная поэтическая метафора в одной из самых удивительных по ясности песен Высоцкого. С каждым годом, с каждым новым прослушиванием эта песня все актуальнее.

Запись Константина Мустафиди 1974 года.

Баллада о старом доме: слушать

2930202
Фрагмент чернового автографа песни «Что за дом притих…» на бланке отеля «Св.Стефан» — РГАЛИ, фонд 3004, оп.1, ед.хр.11, л.6

Фильм «Штрафной удар», который мы сегодня вспомнили, был довольно слабенькой картиной, да и роль у Высоцкого была не выдающаяся.
Молодой артист, фактически уволенный из театра Пушкина, зарабатывая деньги, был вынужден браться за любую работу.


Фрагмент из к/ф «Штрафной удар» (киностудия им. Горького, 1963 год)

Через четыре года ситуация будет совсем другой.
Высоцкий уже стал важной частью любимовской Таганки, он уже заочно известен по всей стране, его песни переписывают с бобины на бобину. Он уже снялся в «Коротких встречах» и «Вертикали», а теперь снимался в «Интервенции» и фильме «Служили два товарища», где сыграл поручика Брусенцова – безусловно, одну из лучших своих ролей.

2928560
Владимир Высоцкий, оператор Михаил Ардабьевский, режиссер Евгений Карелов на съемочной площадке фильма «Служили два товарища».
Рабочий момент. Одесса, октябрь 1967 года

И в «Двух товарищах» у его героя будет любимый конь Абрек.
По ходу сюжета порою кажется, что поручик с конем родственные души, почти одно целое.

2928932

Не зря и финал картины именно об этом: Абрека не разрешают взять на пароход в Константинополь, лошадь бросается за уплывающим судном, а Брусенцов стреляет в себя.


Фрагмент из к/ф «Служили два товарища» (киностудия «Мосфильм», 1968 год)

Но была в этом фильме еще одна эффектная сцена, которая, к сожалению, в окончательный вариант не вошла.
Когда разгневанный Брусенцов врывается на коне прямо в ресторан.

2928938

Фотографии сцены остались, а дубля хорошего не получилось.
Высоцкий держался в седле уверенно, но конь никак не хотел выполнять команды и играть по сценарию. Поэтому сцена так и осталась на снимках и в воспоминаниях.

2929848

А вообще относительно песен и стихов про лошадей у него был целый творческий план: слушать

2929268
Дубна, ДК «Октябрь», 10 февраля 1976 года. Фото Сергея Новожилова

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Петракова, Александра Ковановского, Олега Васина, Игоря Рахманова, Валерия и Владимира Басиных.

Слова, которые вы только что слышали, Владимир Семенович произнес в декабре 1975 года во время выступления в Театре на Таганке.
И потом еще неоднократно повторял их, вынашивая и откладывая реализацию этого большого цикла о лошадях.

2929722
Химки, ДК «Родина», 4 февраля 1976 года. Фото Вячеслава Тарасенко

Специального цикла не получилось.
Но, тем не менее, постоянное присутствие образов лошадей в его стихах и песнях было предопределено самим смыслом его творчества, его поэзии, да и самой его судьбой. Безостановочным движением, непрерывным забегом по жизненной дистанции, той самой иноходью по единственной дороге, с которой никак не свернуть – к неизбежному трагическому концу.

К обрыву, на краю которого не удержаться.

2928934

Кони привередливые: слушать


Кони привередливые (Ленинград, малая сцена БДТ, 16 апреля 1980 года. Режиссёр Владислав Виноградов)

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Марк Цыбульский, «Высоцкий в Казахстане»;
– Марк Цыбульский «Высоцкий в Одессе»;
– Валерий Перевозчиков, «Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого»;
– Журнал «Мустанг», Привередливые кони Владимира Высоцкого.
Копии автографов предоставлены Сергеем Жильцовым
.

Бонус

2929070
Памятник на могиле Владимира Высоцкого на Ваганьковском кладбище (скульптор А.Рукавишников)


Фрагмент из к/ф «Хозяин тайги» (киностудия «Мосфильм», 1968 год)

2929702
Леонид Кмит, Дмитрий Масанов и Владимир Высоцкий в фильме «Хозяин тайги».
Выезжий Лог, 1968 год

2857812

Дорогие друзья!

24 января, накануне 80-летнего юбилея Владимира Высоцкого состоялся запуск проекта по сбору средств на выпуск мультимедийного издания авторского цикла Антона Ореха «Один ВЫСОЦКИЙ», осуществляемого при участии Творческого объединения «Ракурс».

Еженедельные выпуски очередных Глав программы звучат на радио «Эхо Москвы» в ночь с пятницы на субботу вот уже на протяжении двух лет.
Цель заявленного проекта — высококачественное полиграфическое издание 100 программ цикла в едином боксе, в котором будут представлены литературная и звуковая версии каждой из программ, уникальные фото— и видеокадры, редкие фонограммы и другие архивные материалы, иллюстрирующие каждую из Глав цикла «Один Высоцкий».

Для реализации нашей идеи крайне необходима всесторонняя финансовая поддержка — в том числе и со стороны наших постоянных слушателей, неравнодушных к личности и творчеству Владимира Высоцкого.
Только при вашем участии мы сможем осуществить издание, подобных которому прежде не было. И которое стало бы по-настоящему достойным памяти этого человека.

Ознакомиться с содержанием и условиями проекта можно ЗДЕСЬ

К настоящему времени идею выпуска в свет издания «Один Высоцкий» поддержали: Сергей Бунтман, Виктор Ерофеев, Марк Розовский, Александр Стернин, Николай Сванидзе, Петр Солдатенков, Виктор Шендерович, Сергей Алексашенко, Татьяна Фельгенгауэр и Александр Плющев.

2883340
«Grand Mountain Hotel», Greenfield Park, NY, август 1978 года.
Фото Игоря Высоцкого

Комментарии

21

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

19 мая 2018 | 13:06

Для меня, как и, наверное, для многих людей моего возраста не может быть серьезного рассказа о Высоцком, без упоминания Татьяны Иваненко, и её роли в его жизни.
Вот фрагмент из воспоминаний одного из ближайших друзей Высоцкого, режиссёра Юнгвальда-Хилькевича.

"Марина была официальной женой Высоцкого, и их громкий роман воспет и тысячу раз обмусолен со всех сторон всеми и ею самой (после книги Влади «Владимир, или Прерванный полет» я не хочу с ней ни общаться, ни встречаться. Высоцкий, которого она описала, мне незнаком и неприятен). Единственной истинно и глубоко любящей Высоцкого женщиной была, конечно, Таня Иваненко, актриса Театра на Таганке. Вокруг ее имени и их загадочной любви до сих пор ходят слухи и сплетни. А я знаю эту историю не понаслышке. Они с Высоцким никогда не жили в одной квартире, не оформляли свои скрытые от посторонних глаз отношения, но Таня была с ним еще до появления Влади и продолжала быть рядом практически все годы нашего с ним общения. Это та любовь, о которой мечтает любой мужик. И когда Высоцкий для нее умер, а это случилось до его физической смерти, она исчезла из реальной жизни, будто растворилась. Вот влюбился он во Влади! Но была Танька с ее нечеловеческой любовью, к тому же глубокий доверенный друг, и он продолжал тайно с ней встречаться. Ему было стыдно, что Марине изменяет, он мучился, все время мучился. Скорее всего понимал, что надо разрубить этот гордиев узел, хотел порвать с Иваненко, но не мог. Как выпьет — так к Тане. Марина ему другом не стала. Володе все время в ней чего-то не хватало. И сильно не хватало. С Влади он себя насиловал, уподоблялся ей, застегивался, ограничивался и метался, потому что его самого все это тяготило и не могло не раздражать".
Источник https://7days.ru/caravan-collection/2012/6/georgiy-yungvaldkhilkevich-mushketery-i-vysotskiy/12.htm


matveylm 19 мая 2018 | 15:33

echo_fil: С исключительным уважением отношусь к Марине Влади, и книгу её люблю. Поэтому уничижительные фразы по её адресу в приведённых воспоминаниях меня покоробили.

Всё остальное очень интересно. Про Татьяну Иваненко много слышал.


nata_lia 20 мая 2018 | 16:29

matveylm:

//человеку бывает трудно оставаться самим собой, и дано это очень немногим.//
//Не делай из меня меня, С меня — меня довольно! //

Цыган кричал, коня менял:
«С конем живется вольно.
Не делай из меня меня,
С меня — меня довольно!
Напрасно не расстраивай,
Без пользы не радей...
Я не гожусь в хозяева
Людей и лошадей.
Не совещайся с гадиной,
Беги советов бабских...
Клянусь, что конь не краденый
И — что кровей арабских».


21 мая 2018 | 11:20

matveylm: Я тоже, как и Вы, люблю Марину Влади. Но в данном случае обсуждается не она, а её взаимоотношения с главным героем. А достоверность фактов из её книги могут оценить только непосредственные участники событий. Нам остаётся верить или не верить. Я верю Хилькевичу.


nata_lia 21 мая 2018 | 12:48

echo_fil:

// обсуждается не она, а её взаимоотношения с главным героем//
// Нам остаётся верить или не верить//

Я не пойму даже, о чём вы. Я читала и Марину Влади, и Хильковича. Прочитала, приняла к сведению и всё. Любить или не любить Марину Влади, обсуждать их взаимоотношения – это вообще не моё. Высоцкий сам выбирал, кого ему любить. Жил, как умел. И что бы они все ни написали, я верю только Высоцкому. Мне достаточно для этого его стихов, песен


21 мая 2018 | 23:33

nata_lia: Нужно отделять творчество автора от его личности. Взаимоотношения с другими людьми. Стихи и песни тут ни при чём - это другая тема. Вот Вы как женщина как отнесётесь к такому.
"Высоцкий озверел, узнав, что Иваненко забеременела, и потребовал сделать аборт, пригрозив самым для нее страшным: что она больше никогда его не увидит. Таня ответила: «Я не могу убить твоего ребенка и готова за его жизнь заплатить любую цену».

После этих слов, распалившись, Высоцкий заявил, что если Таня родит, он для них обоих — и для нее, и для ребенка — умрет! «Что ж, я буду нести этот крест и исчезну из твоей жизни».

И исчезла начисто, испарилась как призрак. Ушла из театра, мой фильм стал первым и последним. Никто не знает, где она, не знают ничего и об их с Володей родившейся и уже повзрослевшей дочери. Таня никогда ни слова не написала и не сказала о романе с Высоцким".


nata_lia 21 мая 2018 | 23:54

echo_fil:

// Нужно отделять творчество автора от его личности//

Вы сами ответили: нужно отделять. И вы уже не раз поднимаете этот вопрос. Зачем мне знать о любовных отношениях ВСВ?! Мне достаточно его песен. В них он говорит обо всем. И я ему верю.

Зачем вы приводите эту цитату из Хилькевича. Для чего вам это нужно? Отношения между мужчиной и женщиной не являются прямолинейными и однозначными. И не нужно влезать в это. Какое право у вас, у меня или у кого другого выступать в роли судьи? Прочитайте ещё раз, что вы написали: «Таня никогда ни слова не написала и не сказала о романе с Высоцким». Она так решила. Зачем же вы лезете и всё ворошите?


22 мая 2018 | 00:20

nata_lia: Я Вас понял. Серию книг "Жизнь замечательных людей" сжечь! Авторов расстрелять!


nata_lia 22 мая 2018 | 00:54

echo_fil:

//Я Вас понял//

Поняли и хорошо. Только я в этом сомневаюсь. Если бы действительно поняли, глупости бы мне не писали


22 мая 2018 | 00:23

nata_lia: Никто не собирается СУДИТЬ. И я в том числе. Но многие хотят ЗНАТЬ какой личностью был гений. И я в том числе.


don_ballon 19 мая 2018 | 21:25

echo_fil: Включите "тюбик", "все песни Высоцкого", наденьте дижитальные наушники с правильными герцами, слушайте и забудьте всю эту биографическую лабуду. Этой падалью есть кому питаться и без нас.


nata_lia 20 мая 2018 | 14:38

don_ballon:

Высоцкий хотел написать 30 баллад про коней и лошадей.
Не успел. Кони попались привередливые:

Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее.
Вы тугую не слушайте плеть.
Но что-то кони мне попались привередливые
И дожить не успел, мне допеть не успеть.
Я коней напою, я куплет допою,
Хоть немного еще постою на краю.


irdo 20 мая 2018 | 16:49

don_ballon:
слушайте и забудьте всю эту биографическую лабуду. Этой падалью есть кому питаться и без нас.
=====================

Как призывный набат,
Прозвучали в ночи тяжело шаги, -
Значит, скоро и нам
Уходить и прощаться без слов.

По нехоженым тропам
Протопали лошади, лошади,
Неизвестно к какому концу
Унося седоков.

Наше время иное, лихое,
Но счастье, как встарь, ищи!
И в погоню летим мы за ним,
Убегающим, вслед.


Только вот в этой скачке теряем
Мы лучших товарищей,
На скаку не заметив,
Что рядом товарищей нет.



И еще будем долго огни
Принимать за пожары мы,
Будет долго зловещим
Казаться нам скрип сапогов.


Про войну будут детские игры
С названиями старыми,
И людей будем долго делить
На своих и врагов.


А когда отгрохочет,
Когда отгорит и отплачется,
И когда наши кони
Устанут под нами скакать


И когда наши девушки
Сменят шинели на платьица, -
Не забыть бы тогда,
Не простить бы и не прозевать!



omw3 22 мая 2018 | 19:33

irdo: nata_lia: Не клеятся каменты в Одине ... " У меня возбужденный птичий грай начинается еще затемно, часа в три ночи.
Что они там делят--непонятно.А спозаранку, часов в 6 утра ходят по газону какие-то не мелкие птички, похожие на скворцов, как у себя дома. ... " - если включать мой Чужаковый СуперГугл . То каг бэ становится понятно...что эти все зверюги нас дурят !!! ...Они - неглупее нас !!! ... Просто живут своей чужаковой жизнью - слегка приспособившись к нашему недавнему появлению ... Ведь все эти зверюги как-то жили в Мире-без-нас ... И проживут как-то в Мире-где-нас-уже-нет ...Лучше уж не включать этот ноосферный СуперГугл ...Крышу сносит...Хомо Сапиенс Сапиенс появились совсем недавно ...и психика у нас ранимая ...Всех благ !!! ...
..


21 мая 2018 | 11:26

don_ballon: Соглашусь с Вами, что нужно отделять творчество человека от его личности. К примеру, Уолт Дисней был антисемитом, стукачом ФБР и просто откровенной сволочью (по воспоминаниям его сотрудников). Но это не умаляет значения его мультфильмов.
В обсуждаемом материале есть и то и другое. Если уж всерьез говорить о личности, то не стОит прятать голову в песок (то бишь в наушники). Есть даже слово такое "ЧИСТОПЛЮЙ".


don_ballon 19 мая 2018 | 14:16

В отрывке из фильма использовано настоящее исполяение Высоцкого: не микшированный голос, плохо настроенная гитара и этим ценен эпизод. Сам же высоцкий совершенно не органичен в роли затрапезного маленького человека, с его драными сандалиями отечественного производства, с пуговицей, висящей на ниточке, с бантиком на гитаре... Это всё равно, что кинокрасавца типа Збруева, Тихонова или Видова снять в роли неинтересного женщинам жлоба.
Песня про дом ошеломительно выразительна и текст точен до каждой буковки. Гений-он на все времена актуален.


ivan_vatnik 19 мая 2018 | 14:57

don_ballon: В контексте самого фильма этот эпизод смотрится как вставной номер. Удивительно вообще, что Хейфицу удалось в то время протащить хоть и слегка отцензурированный вариант этой гениальной песни на большой экран. Но сам фильм целиком сейчас не возникает желания пересматривать. Хотя и талантливая, но экранизация классика соцреализма Павла Нилина. Там по существу играть нечего.


don_ballon 19 мая 2018 | 21:22

ivan_vatnik: Разумеется. Здесь уместна была бы "Бессаме мучо" в сладкоголосом исполнении, как в МСнВ Меньшова. И грим под латиноса.


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

irdo 20 мая 2018 | 16:32

nata_lia:
Траву кушаем,
Век - на щавеле,
Скисли душами,
Опрыщавели,
Да еще вином
Много тешились, -
Разоряли дом,
Дрались, вешались".
============
...Я живу, но теперь окружают меня
Звери, волчих не знавшие кличей, -
Это псы, отдаленная наша родня,
Мы их раньше считали добычей.

Улыбаюсь я волчей ухмылкой врагу,
Обнажаю гнилые осколки.
Но - на татуированном кровью снегу
Наша роспись: мы больше не волки!


nata_lia 19 мая 2018 | 15:15

//Я скачу, но я скачу иначе//

Гордый, стремительный, свободный конь, умная, добрая, печальная лошадь – много пел о них Высоцкий и планировал спеть ещё больше. У него были очень интересны задумки.
А мне вот эта ещё тоже очень нравится:

Женщины - как очень злые кони:
Захрипит, закусит удила!.
Может, я чего-нибудь не понял,
Но она обиделась - ушла.


nadegda77 19 мая 2018 | 18:21

Замечательно! Спасибо

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире