10:00 , 12 мая 2018

Высоцкий. Глава 108. День рождения и два юбилея

Мне навстречу — кто на веслах,
Кто — с шестом, и шест, как посох,
                       в воду тыкает,
Дышат тяжко, бедолаги,
А во мне нутро от браги
                       все хихикает.

Хлеба вдоволь — три краюхи,
Три бутыли медовухи
                       или более…
Глядь — под ложечкой приятно,
Берега текут обратно!
                       Эх, раздолие!

Владимир Высоцкий (из черновиков, 1975)

Автор текста: Антон Орехъ: слушать

2926180
Москва, Нижний Таганский тупик, дом 3, май 1979 года. Фото Владимира Мурашко

Май – прекрасный месяц.
Месяц, когда родились несколько близких Владимиру Высоцкому людей, оказавших огромное влияние на всю его жизнь. В чем-то эту жизнь серьезно изменивших, а порою спасавших жизнь Владимира Семеновича в самом прямом смысле. У нас есть и большое желание, и прекрасная возможность поздравить ныне живущих и вспомнить уже ушедших. Отметив не только дни рождения, но даже юбилеи.

2927022 2927024 2927026

Мы вспомним сегодня Булата Окуджаву, Марину Влади и Михаила Шемякина.
Людей совершенно непохожих, которых трудно назвать близкими между собой. А у Марины Владимировны и Михаила Михайловича отношения и вовсе были трудными. Но их, так или иначе, объединил Высоцкий – имена их всегда будут стоять рядом с его именем. Хотя у каждого свой контекст.

Булат Окуджава родился 9 мая 1924 года.
И в юности очень переживал, что никаких важных событий в истории в этот день не случилось. В отрывном календаре он обнаружил разве что… то ли съезд, то ли слет, то ли кооператоров, то ли колхозников. А потом вышло так, что день его рождения стал самым главным в нашей истории днем.

Окуджаве было непросто сойтись с Высоцким не только в силу 14-летней разницы в возрасте.

2926238
Булат Окуджава. 1979 год. Фото Александра Стернина

Володя, хоть и написал самые лучшие песни о войне, но помнить войну мог только как помнит ее маленький мальчик.
А Булат Шалвович прошел ее рядовым с апреля 1942-го по март 1944-го, пока не был комиссован по состоянию здоровья.

2926384
Булат Окуджава в фильме «Женя, Женечка и «катюша», 1967 год

Они были людьми с совсем разным жизненным опытом.
И разным темпераментом: Окуджава при своих кавказских корнях был в этом смысле противоположностью импульсивному и взрывному Высоцкому. Об этом Окуджава вспоминал сам 14 сентября 1986 года. Причем выступал Булат Шалвович на творческом вечере не где-нибудь, а в Свердловском обкоме комсомола: слушать

Окуджава был крестным отцом Высоцкого в творческом смысле.
Владимир Семенович неоднократно говорил, что именно услышав Булата, понял, насколько ярче может звучать поэзия в сопровождении гитары.

2926240
Булат Окуджава и Дмитрий Межевич в кабинете Юрия Любимова. Театр на Таганке, 1979 год.
Фото Анатолия Гаранина

Окуджава, правда, всегда на эти слова отвечал, что если бы не он, так кто-нибудь другой дал бы толчок Володе.
Такой огромный талант не мог не состояться! И это, наверное, так и было бы.

Но Высоцкий своего исключительно почтительного отношения к Окуджаве не менял.

2926224
На репетиции спектакля «Работа есть работа». Москва, Театр на Таганке, 16 марта 1976 года.
Фото Александра Шпинёва

И не так много у Высоцкого песен, написанных в подражание конкретному исполнителю.
Стилизаций под цыганские или блатные – сколько угодно, а подражания – редкость. Эта знаменитая песня так и называется «В подражание Окуджаве». Мы уже вспоминали эту песню в самом начале нашего цикла, а сегодня послушаем запись, сделанную с Константином Казански в Париже и вошедшую в пластинку «Натянутый канат».

В подражание Окуджаве: слушать

2925750
Булат Окуджава и Марина Влади, 1987 год

9 мая – день рождения Окуджавы, а 10 мая – юбилей Катрин Марины де Полякофф-Байдарофф, или Екатерины Марины Владимировны Поляковой-Байдаровой, или просто Марины Влади.
Нет смысла кокетничать и скрывать возраст дамы, который и так нам прекрасно известен. Этот год – не только год 80-летия Высоцкого, но и 80-летия его супруги.

2926232
День бракосочетания. 1 декабря 1970 года. Фото Макса Леона

В последнее время мы нечасто слышим про Марину Влади, еще реже видим ее.
Но странным образом это не мешает расти какому-то непонятному раздражению. Почему не приезжает в Россию, почему не стремится в сотый раз пересказывать одни и те же истории?

2926304
40 дней.
Москва, Ваганьковское кладбище. 2 сентября 1980 года

А еще какие-то нелепые упреки в том, что она, мол, продает фотографии и рукописи Высоцкого.
Как будто продает она наши с вами фотографии и рукописи. Как будто она не продает, а уничтожает их. Как будто нам самим в трудные дни не приходилось продавать из дома ценные, а порою дорогие сердцу вещи.

2926306
Артур Макаров и Марина Влади. 40 дней.
Ваганьково, 2 сентября 1980 года

Не будем забывать о главном.
Именно Марина Влади физически спасла Высоцкого в тот день, когда во время внезапного приступа у него пошла горлом кровь, а Скорая отказывалась везти в больницу почти мертвого человека, не желая портить себе статистику.

2927006
Владимир Высоцкий и Марина Влади на съёмочной площадке к/ф «Сыновья уходят в бой» в деревне Литовка под Новогрудком, август 1969 года.
Фото Людмилы Гедранович

Если бы Марина не встала тогда в дверях и не остановила врачей, не было бы ни Гамлета, ни Глеба Жеглова, ни десятков песен, которые так и не были бы написаны и спеты.
Да и программы этой не было бы.

Впрочем, программы могло не быть и совсем по другой причине.
Почти два десятка лет назад, когда наши друзья только создавали Творческое объединение «Ракурс», в очень сложной ситуации именно слово Марины Влади оказалось решающим. Без этого слова и «Ракурса» могло бы не состояться. А не было бы «Ракурса» – нашей передачи не было бы точно.

2926208
Москва, 1 декабря 1970 года. Фото Макса Леона

И давайте не забудем, что это не какие-то мифические силы в КГБ, а Марина Влади открыла для Высоцкого мир, дав ему возможность увидеть в последние годы жизни столько городов и стран и понять многое и про нашу собственную страну, и жизнь в ней.

2927058
Владимир Высоцкий и Марина Влади. Лондон, февраль 1975 года. Фото Олега Халимонова

Высоцкий и Марина не только прожили вместе 12 лет.
Они вместе работали. И успели записать великолепный материал для пластинки на фирме «Мелодия». Пластинки, которая, как и многое в жизни Высоцкого, состоялась уже после того, как жизнь эта оборвалась.

2927072 2927074
Виниловый диск «Владимир Высоцкий. Марина Влади». «Мелодия», 1987 год

Мы уже рассказывали вам о точно так же не состоявшейся постановке пьесы «Необычайные приключение на волжском пароходе», для которой Высоцкий написал несколько отличных песен.
К сожалению, большинство из них широкой известности не получили. Кроме, пожалуй, одной. Которую для того самого диска на «Мелодии» так здорово исполнила сама Марина Влади.

«Как по Волге-матушке…»: слушать

2926998
Фрагмент белового автографа песни «Как по Волге-матушке…»

4 мая 2018 года свое 75-летие отметил Михаил Шемякин.
Шемякина не назовешь ангелом-хранителем Высоцкого.

2926192
В мастерской Михаила Шемякина. Париж, 1978 год. Фото Патрика Бернара

Вот Марина Владимировна с нами в этом смысле точно согласилась бы.
Не зря же она писала, что их с Высоцким не связывало ничего, кроме таланта и любви к выпивке – на что Шемякин со смехом отвечал: мол, русскому человеку для дружбы достаточно даже чего-то одного из этого.

Но, говоря серьезно, Шемякин был для Высоцкого проводником в другой Париж и в другое искусство.

2925752
В парижской мастерской Михаила Шемякина у картины «Метафизический бюст», 1979 год

Они были очень разными и, быть может, Марина Влади не настолько далека от истины.
Но все же не выпивка была главной в дружбе этих двух выдающихся мужчин. А талант! Прямой, бескомпромиссный талант Высоцкого и парадоксальный, эпатажный талант Шемякина. Для которого Высоцкий был еще и мостиком, связывающим с родиной, куда Михаил не имел возможности приехать.

2926292
Михаил Шемякин и генерал Петр Григоренко на вернисаже в Галерее Нахамкина. Нью-Йорк, 21 марта 1979 года. Фото Игоря Высоцкого

Володя мог быть и здесь, и там, а Михаил только за границей.
И для него эти встречи были никак не менее важны, чем для Высоцкого возможность бывать за рубежом.

А еще Шемякин понял, что дружит с гением.

2927516
В парижской мастерской Михаила Шемякина, 1979 год

Сейчас это совершенно очевидно, но те, кто знали Высоцкого, часто говорят, что именно гениальности этой не ощущали.
Понимая, что он пишет прекрасные строки и слушая с восторгом его песни, не осознавали, что это – на века! Да и не вел себя Высоцкий в обычной жизни как гений, не провоцировал сам такого к себе отношения.

Но Михаил Шемякин не просто всё почувствовал – он придумал, как это сохранить.

2925754
Михаил Шемякин. Середина 70-х

В Советском Союзе это первым сделал Константин Мустафиди и начал записывать Высоцкого на действительно качественную аппаратуру и собрал уникальную коллекцию записей.

Шемякин поступил так же.
Раз Высоцкого не записывают и не издают на родине – я это сделаю. Шемякин специально выучился на звукооператора, оборудовал студию.


Михаил Шемякин о совместной работе с Владимиром Высоцким.
Фрагмент д/ф «Я приду по ваши души» (реж. Лилия Вьюгина, 2008 год)

И его записи Высоцкого, эти сто с лишним песен – бесспорно одни из самых удачных.

Мы сейчас послушаем «Две судьбы».
Песня, которая существует в нескольких вариантах – и каждый по-своему действительно не похож и прекрасен. Но запись Шемякина – все-таки самая полная и самая интересная.

Две судьбы: слушать

2927000
Фрагмент белового правленного автографа песни «Жил я славно…» — РГАЛИ, фонд 3004, оп.1 л.26, ед.хр. 2

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Игоря Рахманова, Александра Петракова, Олега Васина, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.

И мы еще раз от всей нашей дружеской компании поздравляем с юбилеями Марину Влади, Михаила Шемякина и всех нас поздравляем с днем рождения Булата Окуджавы.
Три человека, без которых Владимир Высоцкий точно не был бы таким, каким мы его знаем и каким мы его полюбили.

2926196
В гримёрке Театра на Таганке. Москва, 25 февраля 1977 года. Фото Дмитрия Чижкова

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина.
Копии автографов предоставлены Сергеем Жильцовым
.

Бонус


«О Володе Высоцком». Фрагмент документального фильма «Стойкий оловянный солдатик Булата Окуджавы»
(реж. Петр Солдатенков, 2009 год)


Первое издание книги Марины Влади «Владимир, или Прерванный полет» в СССР.
Сюжет программы «Время» 25 января 1989 года

2857812

Дорогие друзья!

24 января, накануне 80-летнего юбилея Владимира Высоцкого состоялся запуск проекта по сбору средств на выпуск мультимедийного издания авторского цикла Антона Ореха «Один ВЫСОЦКИЙ», осуществляемого при участии Творческого объединения «Ракурс».

Еженедельные выпуски очередных Глав программы звучат на радио «Эхо Москвы» в ночь с пятницы на субботу вот уже на протяжении двух лет.
Цель заявленного проекта — высококачественное полиграфическое издание 100 программ цикла в едином боксе, в котором будут представлены литературная и звуковая версии каждой из программ, уникальные фото— и видеокадры, редкие фонограммы и другие архивные материалы, иллюстрирующие каждую из Глав цикла «Один Высоцкий».

Для реализации нашей идеи крайне необходима всесторонняя финансовая поддержка — в том числе и со стороны наших постоянных слушателей, неравнодушных к личности и творчеству Владимира Высоцкого.
Только при вашем участии мы сможем осуществить издание, подобных которому прежде не было. И которое стало бы по-настоящему достойным памяти этого человека.

Ознакомиться с содержанием и условиями проекта можно ЗДЕСЬ

К настоящему времени идею выпуска в свет издания «Один Высоцкий» поддержали: Сергей Бунтман, Виктор Ерофеев, Марк Розовский, Александр Стернин, Николай Сванидзе, Петр Солдатенков, Виктор Шендерович, Сергей Алексашенко, Татьяна Фельгенгауэр и Александр Плющев.

2883340
«Grand Mountain Hotel», Greenfield Park, NY, август 1978 года.
Фото Игоря Высоцкого



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире