10:00 , 28 апреля 2018

Высоцкий. Глава 106. «Десятка»

2919864
Революционный матрос — Владимир Высоцкий
София, Театр Сатиры, сентябрь 1975 года. Фото Зафера Галибова

Автор текста: Антон Орехъ: слушать

«Всю Россию до границы…»: слушать

В 1965 году Театр на Таганке под руководством Юрия Любимова был, можно сказать, еще ребенком, делающим первые шаги.
А Владимир Высоцкий и вовсе был новичком, без авторитета и твердой репутации. Он уже писал песни, но его песням еще только предстояло стать неотъемлемой частью постановок Таганки, а самому Высоцкому стать не просто «одним из», а настоящей звездой этого театра.

2919726
Афиша спектакля «10 дней, которые потрясли мир». Из архива Александра Петракова

Спектакль «Десять дней, которые потрясли мир» Юрий Любимов ставил по знаменитой книге Джона Рида.

2919780

Американского журналиста, искренне проникшегося идеями большевистской революции.
И настолько сроднившегося с Советской Россией, что его даже похоронили у Кремлёвской стены.

2919778
Джон Рид

После невероятного успеха «Доброго человека из Сезуана» и обидного провала «Героя нашего времени» это была третья постановка обновленной Таганки.

2919764
1965 год. Из архива Александра Стернина

И, между прочим, первая, фрагменты которой сохранились на кинопленке.


Фрагмент киножурнала «Занавес не закрывается», 1966 год

Благодаря киножурналу 1966 года: слушать

2919724
Спектакль начинался на улице. 23 сентября 1967 года. Фото Анатолия Гаранина

Май 1972 года.
Владимир Высоцкий в студии Таллинского телевидения рассказывает о своих работах в театре и спектакле «Десять дней, которые потрясли мир»: слушать

2919850
Листовка к спектаклю

В «Десяти днях…», которые актеры Таганки между собой называли «Десятка», было необычно все: слушать
Хотя Любимов, в общем, не изобретал ничего радикально нового. Он, с одной стороны, развивал традицию брехтовского театра, театра синтетического, театра условного. А с другой стороны, возрождал традицию первых послереволюционных лет, когда театр искал совершенно новые формы общения с публикой. Ведь и публика теперь была другая – можно сказать, рабоче-крестьянская, воодушевленная революционным подъемом, предвкушавшая невиданные перемены во всей жизни.

2920276
1975 год. Фото Александра Стернина

В общем, романтика первых советских лет, которую пытались передать еще «синеблузники».
Эффектно всё выглядело с самого начала, когда двое солдат стреляли из настоящих винтовок, и начинался спектакль: слушать

Эти слова произносил Максим Штраух – один из самых известных исполнителей ролей Ленина в кино и на сцене.
Слова Ленина служили своеобразным живым эпиграфом ко всей постановке. Он словно задавал тон всему действию, о чем и вспоминал Высоцкий в Таллине в 1972 году во время одной из своих редких телевизионных съемок: слушать

2919734

2919732

Замысел Юрия Петровича Любимова состоял в том, чтобы зритель ни в коем случае не чувствовал себя простым наблюдателем.
Актеры вовлекали публику в происходящее и использовали для этого абсолютно всю изобразительную палитру, а Любимов не сдерживал своей фантазии. Акробатика, буффонада, пантомима, клоунада, театр теней – и, само собой, музыка, песни.

Зонг о властях: слушать

Брехтовский «Зонг о властях».
Которого, понятно дело, не могло быть в книге Джона Рида. Но постановка Любимова не была буквальной инсценировкой этого текста. Это был спектакль именно что по мотивам. «Десять дней, которые потрясли мир» стал скорее поводом, основой для театрального эксперимента. А так, помимо Джона Рида, Юрий Любимов заимствовал отдельные моменты из «Жизни Клима Самгина» Горького, зонги Брехта, как уже было сказано, песни на стихи Тютчева, Блока, Давида Самойлова и даже романсы Вертинского.

«Как четвертого числа…»: слушать

2919866
«Тени прошлого». София, Театр Сатиры, 5-24 сентября 1975 года

Наконец, впервые со сцены звучали песни, написанные самим Владимиром Высоцким.
До сих пор ведущими композиторами и сочинителями в театре Любимова считались Анатолий Васильев и Борис Хмельницкий. И поначалу считали Высоцкого не более чем мастером трех аккордов.

2919790
Валерий Золотухин, Владимир Высоцкий, Анатолий Васильев и Борис Хмельницкий. 1965 год

А ведь Хмельницкому и Васильеву сам Шостакович однажды сказал: «Ребята, я вас поздравляю! Я бы так написать не смог!».
И, тем не менее, тексты Высоцкого и мелодии, начиная именно с «Десяти дней…» появляются в постановках театра.

«В куски разлетелася корона…»: слушать

2919768
Владимир Высоцкий в роли Офицера на премьере спектакля, апрель 1965 года.
Фото Михаила Озерского

Полной съемки спектакля не сохранилось, как не сохранилось вообще ни одной полной съемки ни одного спектакля с участием Владимира Высоцкого.
Есть аутентичные аудиозаписи, но качество, увы, как правило, оставляет желать много лучшего. Поэтому вот эту «Песню белых офицеров» мы даем в записи, сделанной Константином Мустафиди.

2920344
Владимир Высоцкий и Виталий Шаповалов за кулисами Театра на Таганке, 1976 год.
Фото Александра Шпинёва

Высоцкий, как уже было сказано, в тот момент еще далеко не ведущий артист Таганки.
Собственно, в концепции Любимова явных солистов выделять было и не принято. Как не было на сцене ни у кого из актеров специализации. Все были обязаны уметь делать всё: петь, танцевать, ходить на руках и стоять на голове – причем, в буквальном смысле: слушать

2920278
1975 год. Фото Александра Стернина

А «Десять дней…» еще и поставлены особым образом: слушать
Задача Любимова была в том, чтобы показать движение масс. Какой-то фантастический калейдоскоп образов. Где нет одного главного героя, зато перед публикой за время действия проходят буквально десятки персонажей: слушать

2920606
«Тени прошлого». Взгляд из-за кулис. Фото Александра Стернина, 1975 год

Притом, что явных звезд Любимов в своей труппе не определял, все-таки Зинаида Славина и Николай Губенко выделялись среди остальных.
И когда Губенко покинул Таганку, именно Высоцкий волей-неволей стал его наследником и в «Добром человеке из Сезуана», и в «Жизни Галилея», и в «Десяти днях, которые потрясли мир». Губенко играл, в том числе, главу Временного правительства Александра Керенского – например, в сцене «Падение 300-летнего дома Романовых»: слушать

2919770
Старший гримёр Театра на Таганке Галина Альферавичуте готовит Владимира Высоцкого к роли Керенского, 1974 год. Из архива Александра Стернина

Критики считали, что Керенский, как и другие отрицательные персонажи, символизировавшие ушедший старый мир, были показаны нарочито гротескно, почти карикатурно.
Но, возможно, Любимов делал это намеренно, чтобы подчеркнуть резкий контраст образов. А Высоцкий в роли Керенского часть монолога вообще играет, стоя на плечах товарищей.

2919784
1975 год. Фото Александра Стернина

Постановка была настолько пластичной, а характеры персонажей настолько синтетическими, что не только год от года, но и от спектакля к спектаклю это выглядело по-разному.

2920348
Владимир Высоцкий за кулисами Театра на Таганке в гриме Керенского, 1976 год.
Фото Александра Шпинёва

В одной из прошлых Глав, когда мы рассказывали о первых заграничных гастролях Таганки в Болгарии, у нас звучал фрагмент выступления Керенского в исполнении Высоцкого.
Это был 1975год, а в 1977 году Высоцкий изменил и акценты роли, и саму интонацию: слушать

2919774
Владимир Высоцкий в роли Керенского. Вильнюс, Дворец профсоюзов, сентябрь 1974 года.
Фото Ильи Фишера

Любопытно, что Александр Федорович Керенский в момент, когда на Таганке ставили этот спектакль, был еще жив.

2919788
В роли Керенского. Гастроли в Болгарии, сентябрь 1975 года Фото Зафера Галибова

Он прожил очень долгую жизнь и скончался в Америке только в 1970 году, пережив даже 100-летний юбилей своего земляка и злого гения Ульянова-Ленина.


Гастроли в Болгарии. София, Театр Сатиры, сентябрь 1975 года

«Войны и голодухи натерпелися мы всласть…»: слушать

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Светлану Сидорину и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Олега Васина, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.

2921758
Записка Владимира Высоцкого завтруппой Г.Н.Власовой (копия автографа из архива Александра Ковановского)

«Десятка», «Десять дней, которые потрясли мир», был первой настоящей серьезной работой Владимира Высоцкого у Юрий Любимова в Театре на Таганке.
Спектаклем, где впервые прозвучали его песни, где он получил невероятный опыт и сумел отточить множество приемов, которые на протяжении полутора десятилетий помогут ему во всех постановках родного театра.

2919766

А мы помним, что у Владимира Семеновича была еще одна неожиданная возможность встретиться с книгой Джона Рида.
Когда ее экранизировал Уоррен Битти, а Высоцкий записывал для него знаменитое видеописьмо.
Сняться в том фильме ему не довелось, зато матроса часового, белого офицера, анархиста и Александра Керенского на сцене Таганки он сыграл десятки раз: слушать

2919722
Финал спектакля.
Гастроли во Франции, 1977 год. Фото из архива Александра Стернина

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Алексея Денисова и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина.

2919872
1965 год

Бонус


За кулисами спектакля. Москва, Театр на Таганке. Съемка Сергея Подколзина. Монтаж Игоря Рахманова

О спектакле «Десять дней, которые потрясли мир»: слушать (Электросталь, ДК, 30 октября 1971 года)

2919720
Электросталь, ДК, 30 октября 1971 года

2857812

Дорогие друзья!

24 января, накануне 80-летнего юбилея Владимира Высоцкого состоялся запуск проекта по сбору средств на выпуск мультимедийного издания авторского цикла Антона Ореха «Один ВЫСОЦКИЙ», осуществляемого при участии Творческого объединения «Ракурс».

Еженедельные выпуски очередных Глав программы звучат на радио «Эхо Москвы» в ночь с пятницы на субботу вот уже на протяжении двух лет.
Цель заявленного проекта — высококачественное полиграфическое издание 100 программ цикла в едином боксе, в котором будут представлены литературная и звуковая версии каждой из программ, уникальные фото— и видеокадры, редкие фонограммы и другие архивные материалы, иллюстрирующие каждую из Глав цикла «Один Высоцкий».

Для реализации нашей идеи крайне необходима всесторонняя финансовая поддержка — в том числе и со стороны наших постоянных слушателей, неравнодушных к личности и творчеству Владимира Высоцкого.
Только при вашем участии мы сможем осуществить издание, подобных которому прежде не было. И которое стало бы по-настоящему достойным памяти этого человека.

Ознакомиться с содержанием и условиями проекта можно ЗДЕСЬ

К настоящему времени идею выпуска в свет издания «Один Высоцкий» поддержали: Виктор Ерофеев, Марк Розовский, Александр Стернин, Николай Сванидзе, Петр Солдатенков, Виктор Шендерович, Сергей Алексашенко, Татьяна Фельгенгауэр и Александр Плющев.

2883340
«Grand Mountain Hotel», Greenfield Park, NY, август 1978 года.
Фото Игоря Высоцкого



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире