10:00 , 17 марта 2018

Высоцкий. Глава 101. Три зека

Автор текста: Антон Орехъ: слушать

2901296
1975 год (публикуется впервые)

Зека Васильев и Петров-зека: слушать

2902510
Машинопись песни «Сгорели мы по недоразумению…» из частного архива (домашний архив В.Высоцкого)

Одна из ранних песен Владимира Высоцкого.
Он впервые исполнил ее еще в 1962 году, а эту запись сделали в Киеве в гостях у Нелли Горелик в 1965-м.

2900772
Москва, Институт русского языка. 4 ноября 1965 года

Мы вновь возвращаемся к тому периоду творчества Владимира Семёновича, который упрощенно называют блатным.
Но поводом вспомнить эти песни стала история, случившаяся уже после смерти Высоцкого.

Ранние песни Высоцкого все-таки обладают какой-то особой притягательностью.
Во всяком случае, мало какой период обсуждают столь же часто и остро. Кто-то чуть ли не ставит эти песни Высоцкому в вину. Кто-то как будто не знает, что Высоцкий, кроме этих песен, спел гораздо больше других и на самые разные темы.

2900778
Ленинград, на квартире у Натальи Собираевой, ноябрь 1961 года

А некоторые, наоборот, именно «блатные» песни ценят особенно высоко и считают их своими любимыми, как это было, например, с диссидентом и учителем Высоцкого Андреем Донатовичем Синявским.

При этом написаны целые труды о том, что на самом деле это никакие не блатные песни, потому что в них мало лагерной специфики и блатной фени.
И что зеки якобы Высоцкого не очень-то и знали и не сильно его песни любили.

Ребята, напишите мне письмо: слушать

Эта запись была сделана у Артура Щербака во время приезда Владимира Семёновича в Куйбышев в 1967 году.
Именно тогда Высоцкий дал свой первый настоящий концерт на стадионе, в местном Дворце спорта.

2900780
Куйбышев, Дворец спорта, 29 ноября 1967 года. Фото Владимира Гутмана

Ну а как же все-таки относились настоящие заключенные к песням Владимира Высоцкого?
История, которую мы сегодня расскажем, началась, по сути, именно с этого вопроса. На сороковой день после смерти Высоцкого, на домашних поминках на Малой Грузинской. Где выдающийся документалист, а тогда еще студент ВГИКа Петр Солдатенков услышал размышления Булата Окуджавы.

2900790
Булат Окуджава, Андрей Вознесенский, Юрий Карякин в Театре на Таганке, 1981 год. Фото Александра Стернина

Тогда Булат Шалвович, искренне желая возвысить творчество Высоцкого, утверждал, что вот зеки, увы, песен его, на самом деле не особо-то, в общем, и понимали.

И Солдатенкову просто захотелось выяснить, так ли это было на самом деле.

За хлеб и воду: слушать

1965 год.
Запись Владимира Акимова.

2900776
Томск, 29 декабря 1963 года. Фото Владимира Шеметова

Так получилось, что были у Петра Солдатенкова хорошие друзья в Управлении внутренних дел Челябинска – города, где до поступления во ВГИК Солдатенков проработал пять лет на местном телевидении.
И созрел у него довольно самонадеянный по тем временам план: поехать в настоящую колонию и поговорить с настоящими зеками о Высоцком и снять это все на пленку. От ВГИКа было написано официальное письмо в УВД Челябинска, куда и поехали три человека будущей съемочной группы познакомиться с местным начальством. Чтобы все на месте поглядеть и чтобы начальство убедилось, что люди они серьезные, а не какие-нибудь сомнительные. А потом, спустя время, приехать снова и уже все снять.

Но уже в колонии вдруг выяснилось, что высокое областное начальство в последний момент почему-то передумало: посмотреть можно, снимать – нельзя.
И Солдатенков понял, что либо они каким-то образом прямо сейчас уговорят гражданина начальника и снимут сегодня то, что задумали, или уже никогда не узнают, как же на самом деле относятся зеки к Высоцкому.

2900786
Владимир Высоцкий на съемочной площадке фильма «На завтрашней улице», 1963 год. Сцена в картину не вошла

В пику, а не в черву: слушать

Это запись 1973 года, сделанная Константином Мустафиди.

А мы вернемся в Челябинскую колонию.
Дело было, между прочим, 27 апреля 1981 года. Петру Солдатенкову в тот день исполнилось 30 лет. И он сделал ход конем: сказал начальнику лагеря, что без отснятого материала за ворота лагеря не выйдет. Начальник оказался человеком вежливым и гостеприимным. Товарищи Петра за пару часов домчались до Челябинска, забрали там аппаратуру и вернулись…

И в итоге все-таки удалось не только поговорить про творчество Высоцкого с самыми настоящими советскими заключенными, но и снять этот разговор на пленку: слушать


Фрагмент документальной трилогии Петра Солдатенкова «Памяти Владимира Высоцкого». Съёмка — апрель 1981 года

Я напоминаю, что это апрель 1981 года.
И разговор этот был в рамках культурно-массовой работы, проводившейся в колонии. Зеки сидели вместе в каком-то большом помещении и по очереди брали микрофон – у кого было такое желание: слушать


Фрагмент документальной трилогии Петра Солдатенкова «Памяти Владимира Высоцкого». Съёмка — апрель 1981 года

«Так оно и есть…»: слушать

И это тоже запись Константина Мустафиди.

2900834
1961 год

Надо уточнить, что заключённые, которых снимал Петр Солдатенков, не были рецидивистами, они все сидели первый раз. Но статьи у каждого были тяжкие, а сроки – большие. К сожалению, мы не знаем их имен. Однако человеческая история одного из них стала Солдатенкову известна. Парень из Ленинграда, работал хирургом. Пришел домой и застал жену с любовником. И как в «блатной» песне – зарезал обоих. Скальпелем: слушать


Фрагмент документальной трилогии Петра Солдатенкова «Памяти Владимира Высоцкого». Съёмка — апрель 1981 года

Счётчик щёлкает: слушать

2900842
Ленинград, на квартире у Михаила Крыжановского, 6 июля 1968 года. Фото Галины Дроздецкой

Впервые коротенькие фрагменты этих бесед в челябинской колонии были показаны в фильме «Я не люблю» в 1989-м.
А эти трое героев нашего сегодняшнего рассказа предстали перед зрителями уже в фильме «Постскриптум» через 10 лет после съемок, в 1991 году.

Мы не знаем их имен и не знаем, как сложились их судьбы, но это были уникальные кадры.
Больше никто в то время не снимал заключенных для того, чтобы просто поговорить с ними о Владимире Высоцком. И убедиться, что он был понятен действительно всем слоям нашего общества. Пускай даже не самым лучшим его представителям. Которые, хоть и не очень умело, но очень точно описали суть творчества Высоцкого.

«Сколько я ни старался…»: слушать

2900782
Москва, Большой Каретный переулок, 1967 год

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Петра Солдатенкова и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Сергея Алексеева, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.

2902512
Машинопись песни «Так оно и есть…» — РГАЛИ, фонд 3004, оп.1, ед.хр.104, л.228

Как вы, наверное, догадались, тема ранних, блатных песен в творчестве Владимира Высоцкого и на этот раз не исчерпана нами.

2900788
Ленинград, на квартире у Натальи Собираевой, ноябрь 1961 года

Он действительно упорно и подробно оттачивал в те годы свои поэтические образы и приемы.
И даже когда совсем простился с этой темой, в его песнях угадывались мотивы тех первых опытов и песен, которые принесли ему первую славу. И даже в поздние годы Владимир Семенович нет-нет, да возвращался к ним, как например, в записях Михаила Шемякина.

Уголовный кодекс: слушать

2900774
В студии Михаила Шемякина. Париж, 1976 год

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Алексея Денисова, Натальи и Михаила Кане и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина.
Копии машинописи предоставлены Сергеем Жильцовым.

2857812

Дорогие друзья!

24 января, накануне 80-летнего юбилея Владимира Высоцкого состоялся запуск проекта по сбору средств на выпуск мультимедийного издания авторского цикла Антона Ореха «Один ВЫСОЦКИЙ», осуществляемого при участии Творческого объединения «Ракурс».

Еженедельные выпуски очередных Глав программы звучат на радио «Эхо Москвы» в ночь с пятницы на субботу вот уже на протяжении двух лет.
Цель заявленного проекта — высококачественное полиграфическое издание 100 программ цикла в едином боксе, в котором будут представлены литературная и звуковая версии каждой из программ, уникальные фото— и видеокадры, редкие фонограммы и другие архивные материалы, иллюстрирующие каждую из Глав цикла «Один Высоцкий».

Для реализации нашей идеи крайне необходима всесторонняя финансовая поддержка — в том числе и со стороны наших постоянных слушателей, неравнодушных к личности и творчеству Владимира Высоцкого.
Только при вашем участии мы сможем осуществить издание, подобных которому прежде не было. И которое стало бы по-настоящему достойным памяти этого человека.

Ознакомиться с содержанием и условиями проекта можно ЗДЕСЬ

К настоящему времени идею выпуска в свет издания «Один Высоцкий» поддержали: Николай Сванидзе, Петр Солдатенков, Виктор Шендерович, Сергей Алексашенко, Татьяна Фельгенгауэр и Александр Плющев.

2883340
«Grand Mountain Hotel», Greenfield Park, NY, август 1978 года.
Фото Игоря Высоцкого



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире