10:19 , 25 ноября 2017

Высоцкий. Глава 86. Вертикаль

Ты помнишь предвоенный год? —
Вершину штурмовал не взвод,
В пятерке с тобой немецкий шел скалолаз…
Год сорок второй, — идешь ты в бой,
И наблюдает за тобой,
Быть может, тот, которого ты спас.

По перевалу, вдоль реки…
Где не с руки — там бьём крюки.
Туда, где с гор свисают ледники!
Там со штыками наперевес,
С красивым названием «Эдельвейс» —
Отборные альпийские стрелки!

Владимир Высоцкий (из черновиков)

2853624
На съёмках х/ф «Вертикаль», лето 1966 года

Автор текста: Антон Орехъ: слушать

Лето 1966 года стало переломным в творческой судьбе Владимира Высоцкого.
К тому моменту он практически заканчивает со своими ранними, условно блатными песнями. Репертуар становится все более серьёзным и разнообразным. Его записи звучат по всей стране, но мало кто узнает Высоцкого в лицо. И в этот момент он начинает сниматься в картине, которая принесла ему не только славу, но и узнаваемость. «Вертикаль».

Из письма Людмиле Абрамовой. Август 1966 года:
Ступил на одесскую землю. Никого, даже машины с киностудии. Я как человек находчивый и богатый, сел в такси, поехал на киностудию. Там обо мне и знать не знают, кто, говорят, такой? Откуда? Зачем?
Потом разобрались, извинились, сделали фото, послушали песни, заказали песни, рассказали про сценарий и повезли в гостиницу. Номеров нет. В ресторане говорят: русских не кормим. Лег спать голодным в номере у режиссеров. Режиссеры молодые, из ВГИКа, неопытные режиссеры, но приятные ребята, фамилии режиссеров Дуров и Говорухин. Фильм про альпинистов, плохой сценарий, но можно много песен, сейчас стараюсь что-то вымучить, пока не получается, набираю пары…

Ни Говорухин, ни Дуров, ни тем более Высоцкий в этом фильме участвовать не собирались.
Снимать его должны были совсем другие люди. Называться будущий фильм должен был «Мы одержимые», по сценарию Сергея Тарасова и Николая Рашеева. Но сценаристы и режиссеры так увлеклись экспериментами и творческим поиском, что совместными усилиями зашли в полнейший тупик. А у Одесской киностудии был производственный план. И фильм так или иначе нужно было делать.

2853620
Геннадий Воропаев, Лариса Лужина, Владимир Высоцкий, Маргарита Кошелева, Александр Фадеев и Георгий Кульбуш во время съёмок фильма «Вертикаль».
Одесса, июль 1966 года

Находчивый директор киностудии предложил спасать фильм выпускникам ВГИКа, приехавшим в Одессу снимать две дипломные короткометражки.
Этими выпускниками и были Станислав Говорухин и Борис Дуров. Превратить плохой сценарий в хороший уже не получалось, и тогда решили поступить просто: построить все действие вокруг песен. Сначала хотели пригласить Юрия Визбора. Но Визбор снимался в это время в «Июльском дожде», да и сценарий ему не очень понравился.
Высоцкий отказываться не стал: слушать
Это фрагмент выступления Владимира Высоцкого в Дубне, 4 ноября 1967 года, через три с небольшим месяца после премьеры.

2855344
Дубна, ДК «Мир», 4 ноября 1967 года

Будем откровенны: фильм «Вертикаль» к шедеврам отнести трудно.
И с точки зрения альпинистов хватает в нем ситуаций абсолютно нереалистичных. Хотя в работе участвовала целая группа известных советских спортсменов под руководством Леонида Елисеева и Михаила Ануфрикова.

2854896
Лариса Лужина. Кадр из фильма «Вертикаль»

Да и актёры были достойные.
Одна из первых красавиц советского кино 60-х Лариса Лужина. Актриса Киевской студии Маргарита Кошелева. В «Вертикали» свою лучшую роль в кино сыграл ленинградский актер Геннадий Воропаев. А в эпизоде снялся товарищ Высоцкого по сцене Таганки Рамзес Джабраилов.

2853632
Съёмочная группа. Одесса, июль 1966 года

Говорухин вспоминал, что с Высоцким было работать трудно, он никогда не приходил в кадр просто так и не мог выполнять задачи формально.
Он всегда приносил свое. Не любил второй дубль, потому что не любил повторяться. «Ему хочется нового. Хочется бежать дальше. Он и партнера «заводил» так, что на первом дубле выкладывался вовсю, чтобы второго не было», – вспоминал Станислав Сергеевич: слушать

Песня о друге: слушать


Фрагмент х/ф «Вертикаль», реж. С.Говорухин, Б.Дуров, 1967 год

2855324
На съёмках х/ф «Вертикаль», лето 1966 года

Именно эта фонограмма и прозвучала в фильме.
И эта песня стала одной из самых узнаваемых, одной из тех, с которыми ассоциируется Высоцкий у среднестатистического слушателя. У альпинистов же эта песня стала практически гимном.

Песни записывали в Москве.
На Центральной Студии Документальных Фильмов в Лиховом переулке, по заказу Мосфильма.

Ну а снимали фильм в Одессе и, конечно, в Кабардино-Балкарии, в горах: слушать

2853630
Радист Володя (Владимир Высоцкий) и врач Лариса (Лариса Лужина)

Спустя годы участники съемок очень по-разному вспоминали, так сказать, процесс утверждения песен Высоцкого в картину.
Одни говорили, что худсовету сочинения Высоцкого категорически не понравились. Другие каких-то особых трудностей не запомнили. Но дело в том, что сперва худсовету показали просто тексты.

2856246

И Станислав Говорухин резонно замечал, что судить о песне, не слыша мелодии и не представляя, как она будет исполняться, мягко говоря, трудно.
Тем более если речь идет о Высоцком и его манере.

Здесь вам не равнина: слушать


Фрагмент х/ф «Вертикаль», реж. С.Говорухин, Б.Дуров, 1967 год

И вот когда строгие критики из художественного совета услышали полноценное исполнение с оркестром, то сомнений практически не осталось.

2855326
На съёмках х/ф «Вертикаль», лето 1966 года

Между прочим, оркестровку для песен Высоцкого делала Софья Губайдулина.
Гений авангардной музыки и один из величайших композиторов второй половины XX века. Впереди у нее будет всемирная слава. Впереди будут и гонения со стороны официальных советских композиторов, и фактический запрет на творчество. А тогда, в 1966-м она была еще мало известна. Зато сделала неожиданную и очень интересную оркестровку. Несомненно благодаря и ей тоже, эти песни стали так популярны.

А в песне про «трудный путь, опасный, как военная тропа» обратите внимание на образ Вечного огня.
У Кремлевской стены на Могиле Неизвестного солдата его зажгут только через год. Но в спектакле Театра на Таганке Вечный огонь будет гореть каждый раз прямо на сцене еще с 1965 года. И вообще военные образы в этой песне не случайны: слушать

Это наши горы (Военная песня): слушать


Фрагмент х/ф «Вертикаль», реж. С.Говорухин, Б.Дуров, 1967 год

Главный редактор Одесской киностудии Станислав Стриженюк вспоминал, что к этой песне у худсовета были отдельные претензии – мол, это вообще не стихи.
Но претензии были и у редактора картины Василия Решетникова. Он сам воевал и попросил Володю исправить строки «Вперед к тем облакам!» потому, что на войне команды воспринимались буквально. Высоцкий не очень любил, когда другие давали ему советы по поводу текстов песен. Но здесь вынужден был согласиться. Получилось: «Вперед и вверх, а там!» и песня стала после этого только тверже и четче.

2855330
На съёмках х/ф «Вертикаль», лето 1966 года. Владимир Высоцкий, Александр Фадеев, Маргарита Кошелева, Георгий Кальбуш

В фильме «Вертикаль» звучат пять песен Владимира Высоцкого.
Для него это было неслыханной удачей. Да и потом он куда чаще сталкивался с цензурой и редактурой, которые подчас не оставляли от написанного им почти ничего. Здесь же работы вхолостую практически не было. И все-таки одна песня в картину не вошла. Вот как рассказывал об этом сам Высоцкий на все том же концерте в Дубне в ноябре 1967 года: слушать

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Олега Васина, Александр Петракова, Игоря Рахманова, Валерия Басина и Александра Ковановского.

2853618

Премьера фильма «Вертикаль» состоялась в июле 1967 года.
Это был первый фильм, в котором Высоцкий снимался у Станислава Говорухина. На съемках «Вертикали» началась их дружба и многолетнее творческое сотрудничество, увенчавшееся бессмертным «Местом встречи».

2853622
Режиссер Станислав Говорухин, помощник режиссера Владимир Мальцев и Владимир Высоцкий во время съемок. Гостиница «Иткол»

Хоть сам фильм и не получился интересным, образ радиста Володи в исполнении Высоцкого, причем с бородой, запомнился миллионам зрителей.
И песни из «Вертикали» знали буквально все.

2853924

Четыре из них даже выпустили на гибкой пластинке в 1968 году.
И это вообще была первая пластинка, на которой звучали песни Владимира Высоцкого в авторском исполнении.

2854452
2854454
Гибкий миньон с песнями к к/ф «Вертикаль» («Мелодия», 1968 год)

Но одна песня, к сожалению, на пластинку не вошла.
И оркестровой записи для нее не делали. Высоцкий просто исполнил ее во время съемок, в сцене, где они сидят в палатке вдвоем с Ларисой Лужиной.

2853616
Владимир Высоцкий и Лариса Лужина на съёмках х/ф «Вертикаль», лето 1966 года

Спел практически случайно.
Спел в первый и последний раз в жизни. Начав, но так и не закончив текст.

«Свои обиды каждый человек…»: слушать


Фрагмент х/ф «Вертикаль», реж. С.Говорухин, Б.Дуров, 1967 год

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Марк Цыбульский, «Высоцкий в Одессе»;
Воспоминания Ларисы Лужиной;
Сообщество любителей гор и альпинизма;
Воспоминания участников съемок.


Фрагмент «Кинопанорамы» (Москва, Останкино, 22 января 1980 года)

2856248
На съёмках х/ф «Вертикаль», лето 1966 года

Бонус

Это наши горы: слушать (Москва, Гидропроект, конец 1966 года)

Москва, Всесоюзная студия грамзаписи, 29 апреля 1974 года (с анс. «Мелодия» п/у Георгия Гараняна, обр. Игоря Контюкова):
Скалолазка: слушать
Она была в Париже (посв. Ларисе Лужиной): слушать
Прощание с горами (финальная песня, дубль 5): слушать (Москва, студия звукозаписи ЦСДФ, осень 1966 года)


Фрагмент х/ф «Вертикаль», реж. С.Говорухин, Б.Дуров, 1967 год

2855280
Список песен на оригинале катушки с записью В. Высоцкого с ансамблем. «Мелодия» п/у Г.Гараняна


1 ноября 2017 года в Одессе умер Вадим Васильевич Костроменко

2855312
Одесская киностудия, 80-летие В.В. Костроменко, 27 сентября 2014 года. Фото Сергея Алексеева

Одесса такой город, что если она сводит судьбы хороших людей вместе, то это навсегда.

За два года до выхода в прокат «Вертикали», в 1965 году на Одесской киностудии снимался фильм «Верность».
Это первая работа в кино как сценариста Булата Окуджавы в соавторстве с Петром Тодоровским, операторами на картине были Леонид Бурлака и Вадим Костроменко.

Вадим Васильевич Костроменко родился 27 сентября 1934 года.
С 1957 года – оператор-постановщик Одесской киностудии, в качестве оператора снял 13 фильмов. В 1972 году начал карьеру режиссёра. Самой известной работой Вадима Васильевича как режиссёра стал фильм «Секретный фарватер», один из любимейших фильмов советской детворы.

С 1996 года он директор Музея кино Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины.
При непосредственном участии Вадима Костроменко создавалась и комната-музей Высоцкого на Одесской киностудии.

2855318
Сергей Алексеев и Вадим Костроменко. Одесская киностудия, Музей кино, 24 июня 2016 года. Фото Олега Васина

Он не любил предаваться воспоминаниями в прессе о своей работе с известными людьми кино, с многими из которых дружил.
Но делал всё, чтобы они остались в памяти людей.

2855314
Одесская киностудия, 80-летие В.В. Костроменко, 27 сентября 2014 года. Фото Сергея Алексеева

Прах Вадима Васильевича Костроменко по его завещанию развеян над Чёрным морем.
Светлая память.

Сергей Алексеев, Одесса

2436954

Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.

Обращение Сергея Жильцова о поиске материалов о Владимире Высоцком: слушать

Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.

В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В.С. Высоцкого.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире