Автор текста: Антон Орехъ: слушать

Живет на свете человек
С древнейшим именем Бабек.
Друзьям хорош Бабек Серуш
Хранить богатство наших душ,
Оно ему дороже денег…

Бабек Серуш был, возможно, самым таинственным из друзей Владимира Высоцкого, а его роль в окружении Высоцкого – одной из самых загадочных.
И загадку эту мы, к сожалению, вряд ли уже разгадаем.

2848522
Бабек Серуш

Биография Бабека Серуша состоит из сплошных белых пятен.
Известно, что по происхождению он иранец. Его отец был членом компартии Ирана. Семья эмигрировала в Советский Союз, и здесь Бабек оказался в Иваново, в знаменитом Интердоме. Там с 1933 года учились и росли дети политэмигрантов со всего света – в основном, конечно, дети коммунистов. Интердом существует и поныне, но в наши дни это просто детский дом – правда, самый большой в России.

А Бабек Серуш после окончания интерната закончил и МГУ.
Существуют, и, вероятно, небезосновательные подозрения, что именно там он и начал сотрудничать с КГБ. Прямых доказательств этого никогда не было, но сама головокружительная карьера Бабека многих впоследствии наводила на такие мысли.

Он начал свободно выезжать за границу, где проводил времени чуть ли не больше, чем в Союзе.
Официально Бабек Серуш занимался поставками импортного оборудования, электроники и прочих дефицитных тогда высокотехнологичных вещей. Он организовывал выставки, имея широчайший круг общения и знакомств на Западе. А косвенные свидетельства указывают на то, что Бабек, вполне возможно, помогал заключать сделки по продаже советского оружия, что было весьма деликатной миссией.

Он был богатым человеком даже по западным меркам, а уж по советским меркам вел, считайте, просто роскошную жизнь, перемещаясь между Америкой, Германией, Италией, Швейцарией, Францией.
Имея прекрасную квартиру в Москве и дом в Опалихе – да еще с бассейном.

Но сегодня мы, скорее всего, забыли бы Бабека Серуша, если бы не его знакомство и дружба с Высоцким.

2847978
Бабек Серуш и Владимир Высоцкий. Канада, июль 1976 года. Фото Жиля Тальбо

Бабек не первый, чье имя останется в истории благодаря «другу Володе».
А познакомил их в 1974 году музыкант Анатолий Бальчев, известный как Кипа.

2848118
Анатолий Бальчев

Мы рассказывали о нем в одной из предыдущих Глав, посвященной записи «Баллады о конце войны».

Бальчев вспоминал, что Бабек помогал Высоцкому в решении самых разных вопросов за границей – прежде всего финансовых.

2848134
Grand Mountain Hotel, Greenfield Park, NY, август 1978 года. Фото Игоря Высоцкого

Но их дружба была при этом абсолютно искренней.
И Бабек очень любил Володю. Чтобы записывать его песни, он даже задумал устроить у себя на даче почти настоящую студию и купил дорогую аппаратуру. Но записывал не только в Опалихе, но и в квартире на Речном вокзале. И записи эти получились для любительских просто шикарными.

Две судьбы: слушать

Эта запись сделана в начале 1978 года в квартире Бабека Серуша.
И это одна из лучших записей песни «Две судьбы» – и по аранжировке, и по эмоциональному заряду, по атмосфере.

2848924
Фрагмент белового правленного автографа песни «Жил я славно…» — РГАЛИ, фонд 3004, оп.1 л.26, ед.хр. 2

Бабек Серуш, судя по всему, вообще умел создать атмосферу.
Высоцкий неоднократно приезжал к нему в гости, чтобы именно поговорить. Бабеку было интересно услышать о незнакомом ему артистическом мире, а Высоцкий очень интересовался не просто незнакомым, но и совершенно экзотическим для советского человека миром бизнеса, в котором Бабек чувствовал себя как рыба в воде.

2848116
Менделеево, ВНИИФТРИ, 9 декабря 1978 года. Фото В.Дубровского

Высоцкий пел в доме у Бабека и даже оставил ему одну из своих гитар, чтобы когда снова приедет к нему, было на чем сыграть.
Но и Бабек отдал Высоцкому вещь не менее для Володи ценную. Известно, что автомобили были страстью Высоцкого. И в 1979 году Бабек фактически подарил ему или, во всяком случае, продал с очень серьезной скидкой спортивный «Мерседес». Об этом эпизоде мы уже вспоминали в наших рассказах, когда говорили об автомобилях Высоцкого с журналистом Михаилом Горбачевым. Я только напомню одну деталь, о которой рассказывал нам Горбачев. После смерти Высоцкого его спортивный «Мерседес» вернулся обратно в Германию к Бабеку. А из ГАИ Краснопресненского района исчезла регистрационная карточка на эту машину. Ее как будто и не было никогда вовсе. Никаких следов не осталось. И это тоже наводит на определенные мысли.

2848518
Москва, Академия МВД СССР. Февраль 1979 года

«Жили-были – спроси у отца…»: слушать

Эта песня, как и «Две судьбы», была записана в тот памятный день в начале 1978 года в квартире Бабека Серуша.
И есть весомые свидетельства, что вторым гитаристом, помимо Высоцкого, здесь бы не кто иной, как Игорь Годяев! Реаниматолог из Института Склифосовского.

2848154
Игорь Годяев, 1981 год. Фото Дмитрия Чижкова

Он был в той бригаде врачей, которая спасла Высоцкого еще в 1969 году после внезапного кровотечения.
И потом неоднократно помогал Высоцкому в тяжелые моменты. Которые в последние годы повторялись, увы, все чаще. Но оказывается, что Игорь Годяев еще и неплохо играл на гитаре.

К сожалению, Высоцкий спел всего два куплета и больше никогда эту песню не исполнял.
А между тем, в черновиках строф было гораздо больше, очень много – и куплеты эти были замечательные.

Три глупца спорят, кто из них более глуп и просят разрешить их спор мудреца, живущего в бочке.
И мудрец говорил им: «Не кажитесь глупее, чем есть, Оставайтесь такими, как были». Глупцы ушли, но вернулись снова.

Потревожат вторично его –
Тёмной ночью попросят: «Вылазьте!»...
Всё бы это ещё ничего,
Но глупцы состояли при власти.
И у сказки бывает конец:
Больше нет у обочины бочки,
В «одиночку» отправлен мудрец…
Хорошо ли ему в «одиночке»?

Встреча Бабека Серуша и Владимира Высоцкого в Германии, где Высоцкий так или иначе приобрел прекрасный «Мерседес», была отнюдь не единственной их заграничной встречей.
Более того, складывается впечатление, что стоило Высоцкому оказаться за рубежом, Бабек тут же оказывался где-то рядом с ним.

Бабек был с Высоцким и Мариной Влади в Канаде, когда Владимир Семенович записывал свой знаменитый «Канадский диск».

2847976
Андре Перри, Жан-Люк Лурадур и Владимир Высоцкий на студии звукозаписи Le Studio Morin Heights, июль 1976 года. Фото Бабека Серуша

Там, фактически в глуши, были всего несколько человек, но Бабек был среди них и фотографировал Володю и Марину.

Бабек присутствовал, по его словам, при той самой встрече Высоцкого с его кумиром, актером Чарльзом Бронсоном, который в ответ на страстное желание Высоцкого познакомиться фактически отшил его.

Именно Бабек встречал Высоцкого, когда тот прилетел в Америку, чтобы дать там серию концертов.

2848152
Queens College, Нью-Йорк, 19 января 1979 года. Фото Игоря Высоцкого

А ведь эта поездка была полулегальной и чуть не вызвала большой скандал.

Во многом со слов Серуша мы знаем и про выступление Высоцкого на вечеринке в Голливуде, где пение гостя из России произвело на всех такое сильное впечатление.

В разговоре с журналистом Валерием Перевозчиковым Бабек Серуш вспоминал, что у него сохранилась одна-единственная совместная фотография с Высоцким.
Где они сидят в парижском ресторане «Распутин» втроем с Алешей Димитриевичем.

2848200
Алеша Димитриевич и Владимир Высоцкий. Париж, апрель 1975 года

Остальные фотографии и автографы он раздал друзьям и знакомым, потому что относился к этому, по его словам, слишком легко, не считая это в тот момент большой ценностью.
О чем очень жалел впоследствии.

Райские яблоки: слушать

Эту песню, кстати, впервые спетую в совершенно ином варианте для Вадима Туманова в 1977 году, на этот раз Высоцкий записал на даче Бабека Серуша в Опалихе 10 ноября 1979 года.
И это исполнение «Райских яблок» стало, судя по всему, последним из известных нам.

2848926
Фрагмент авторизированной машинописи текста песни «Я когда-то умру…». Из частного архива

А на следующий день, 11 ноября 1979 года по Центральному телевидению покажут первую серию бессмертного «Места встречи изменить нельзя».
В одном из эпизодов которого мог сняться и Бабек Серуш, но из скромности отказался. Зато Высоцкий уговорил поучаствовать жену Бабека Наталью Петрову.

2847974
Наталья Петрова

Это она сыграла официантку, которую Фокс пригласил потанцевать, а потом выбросил в окно.


Сцена в ресторане из к/ф «Место встречи изменить нельзя»

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Игоря Рахманова, Олега Васина, Александра Петракова, Николая Исаева и Валерия Басина.

У Бабека Серуша хранилась не только одна совместная фотография с Высоцким, но и, как утверждают, съемки его похорон.
Их сделал Джордж Диматос, которого Бабек назвал своим сотрудником. А сам Бабек едва не опоздал на прощание с Володей. Он прорвался через оцепление, показав милиционеру ту самую единственную фотографию.

2848192
Москва, Таганская площадь. Прощание с Владимиром Высоцким. 28 июля 1980 года

Правда, фотографии той, как и упомянутой съемки прощания с Высоцким, так никто и не видел до сих пор.
И эту тайну Бабек тоже унес с собой.

Июль 1980-го стал для Бабека тяжелым не только потому, что он потерял близкого друга.
Его фирма должна была поставлять оборудование для Олимпиады, но произошло какое-то недоразумение, контракт сорвался, а Бабек потерял немалые деньги. И настолько обиделся на советские власти, что уехал и не возвращался в страну целых восемь лет.

Но в 1988 году приехал вновь и занялся предпринимательской деятельностью.
Его бизнес быстро пошел в гору, Бабек помимо прочего много помогал музыкантам, артистам, больным детям и сиротам, ведь он и сам когда-то рос фактически в детском доме.

Бабек Серуш пережил распад СССР, но пережил ненадолго.
В 1992 году он скончался. Ему стало плохо после одного делового обеда. Бабека отвезли в больницу, где он умер через два дня. Мало кто тогда сомневался, что Бабека Серуша, скорее всего, отравили.

2848520
Babeck Seroush (23.12.1945 — 27.03.1992)
Могила Бабека Серуша на Ваганьковском кладбище в Москве

Бабек Серуш вспоминал о еще одном подарке Высоцкого.
Это пластинка «Натянутый канат», записанная в Париже в 1977 году. На конверте Высоцкий оставил такую надпись: «Первому из москвичей, первому из иранцев!».

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина.
Копии автографов предоставлены Сергеем Жильцовым.

Бонус

Опалиха, у Серуша Бабека, ноябрь 1976 года (гитары — Дмитрий Межевич и Вячеслав Гауфберг):
Купола: слушать
Баллада о детстве: слушать
В сон мне желтые огни: слушать
Кони привередливые: слушать

2436954

Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.

Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.

В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В.С. Высоцкого.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире