09:41 , 21 октября 2017

Высоцкий. Глава 81. «Провала прошу, провала!»

2840062
«Провала прошу, провала!»

Автор текста: Антон Орехъ: слушать

2 февраля 1965 года на сцене Театра на Таганке состоялась премьера новой постановки.
На афише именно этого спектакля имя Владимира Высоцкого впервые появилось в новом качестве. Вместе с Анатолием Васильевым и Борисом Хмельницким Высоцкий значился как автор музыкального оформления спектакля.

2838834

2838840

Так совпало, что в день рождения Высоцкого, 25 января 1965 года, когда Владимиру Семеновичу, а тогда еще просто Володе, исполнилось 27 лет, на сцене Таганки прошел поэтический вечер под условным названием «Театр и поэт».
Перед публикой выступал Андрей Вознесенский. Вознесенского и тогда уже многие называли Андреем Андреевичем, хотя ему было немногим за тридцать.

2838790
Андрей Вознесенский в своей квартире, 26 марта 1967 года. Фото Генриетты Перьян

Популярность его была просто невероятна.
У Вознесенского уже было четыре стихотворных сборника, его печатали в газетах и журналах, его стихи были изданы даже на диске-гиганте. Впрочем, то время было вообще временем поэтического бума, о чем и вспоминал Высоцкий во время концерта в Коломне в июне 1976 года: слушать

2838792
Владимир Высоцкий в спектакле «Антимиры», 1977 год. Фото Владимира Борисова

Выступление Андрея Андреевича Вознесенского в январе 1965-го в Театре на Таганке прошло с огромным успехом.
Вознесенский в то время был уже близким другом театра, входил в его худсовет. И был одним из первых, кто поддержал постановку «Доброго человека из Сезуана».

2838864
Андрей Вознесенский и Владимир Высоцкий. Москва, июнь 1967 года. Фото Генриетты Перьян

Юрий Любимов увидел грандиозный успех Вознесенского на сцене Таганки, он почувствовал в этой поэзии дух эпохи, который Таганка и сама всегда стремилась передать.

2839952
Юрий Любимов и Андрей Вознесенский. Репетиция спектакля «Антимиры». Фото Генриетты Перьян

И предложил Вознесенскому попробовать сделать не просто творческий вечер, а самостоятельное театрально-поэтическое представление.

2838836
Владимир Высоцкий в спектакле «Антимиры», 1965 год. Фото Виктора Ахломова

Так говорил Высоцкий во время выступления в Ивантеевке в январе 1976-го: слушать

После того, самого первого спектакля 2 февраля 1965 года, постановка, которую назвали «Антимиры», шла на сцене Театра на Таганке последующие 14 лет.
Поскольку по исполнению, чисто, так сказать, технологически, она была не слишком сложная, Таганка регулярно показывала ее и на гастролях. Иногда целиком, иногда какими-то частями.

2838796
Сцена из спектакля «Антимиры», 2 февраля 1965 года. Фото Анатолия Гаранина

Историки театра подсчитали, что на главной сцене «Антимиры» шли более 700 раз, а Борис Хмельницкий утверждал, что со всеми гастролями и концертами спектакль, так или иначе, прошел перед публикой более 2000 раз.
Это несомненный рекорд любимовского театра. Но у этого поэтического достижения, помимо чисто творческого, было и вполне прозаическое объяснение: слушать

2839656
2839658

Театр действительно был самоокупаемым.
К тому же Юрию Петровичу в наследство остались долги прежнего Театра драмы и комедии. Приходилось играть по полтысячи спектаклей в год! В выходные – по четыре спектакля сразу. И короткие и простые «Антимиры» здорово всех выручали.

2841576
«Рок-н-ролл» — сцена из спектакля «Антимиры», 1965 год

К тому же на сцене можно было использовать и некоторые элементы декораций из других спектаклей – «Героя нашего времени», «Павших и живых» – которые смотрелись вполне органично.
Сама по себе идея поэтического театра была в нашей стране не нова. Высоцкий и об этом тоже напоминал зрителям в Коломне: слушать

Откровенно говоря, Анатолий Васильев и Борис Хмельницкий приняли Высоцкого как соавтора не сразу.
Они знали Юрия Любимова еще со Щукинского училища. Уже тогда они произвели на него большое впечатление, и он попросил их писать музыку к своим спектаклям. И пусть театр был молодой, и ребята они были молодые, но как композиторы утвердились на Таганке почти как мэтры. И тут вдруг Высоцкий.

А началось все с «Оды сплетникам».
Когда «Антимиры» только замышлялись, Высоцкий взял однажды гитару и предложил эти стихи Вознесенского положить на гитарный ритм. Васильев и Хмельницкий отнеслись к этому скептически. А вот Любимову понравилось. Товарищи, впрочем, тоже впоследствии признали, что Володю они в этом смысле недооценили.

Ода сплетникам: слушать

Это фрагмент 400-го спектакля, который был сыгран 25 апреля 1971 года.

2838794

К этому спектаклю мы еще вернемся.
А пока начнем сначала. С самого начала. Со стихов Вознесенского, которые стали песней и которые открывали все полуторачасовое действие.

«Баллотируются герои…»: слушать

Качество записи великолепное.
И очень отличается от подавляющего большинства записей спектаклей Таганки. Эту запись сделали в 1975 году на Софийском радио во время первых зарубежных гастролей театра в Болгарии.

Эта пленка оставалась неизвестной долгие годы.
И мы слышим ее сегодня только благодаря невероятной Марлене Зимне, которую мы не раз уже вспоминали в наших Главах. Сколько удивительных находок удалось ей совершить. Софийская запись – один из таких раритетов.

Песня, которую вы сейчас слышали, кстати, является примером как раз коллективного творчества.
Зачин придумал Высоцкий, а хор – это уже музыка Хмельницкого и Васильева.

2841578
Сцена из спектакля «Антимиры», 1965 год. Фото Бориса Ведьмина

Это вступление оставалось неизменным во всех спектаклях.
Кроме юбилейных. Для них писались дополнительные куплеты. И эти куплеты становились как бы вступлением к вступлению. Вот как это звучало во время упомянутого уже нами 400-го представления 25 апреля 1971 года: слушать

А вскоре после вступления Владимир Высоцкий и Вениамин Смехов разыгрывали почти хулиганский номер по мотивам поэмы «Оза».

2838784
Владимир Высоцкий и Вениамин Смехов в спектакле «Антимиры», 1965 год

Слушайте запись, сделанную в Софии в 1975-м, и внимательно следите за рифмой: слушать

я лежал в ночи печальной…
и величье бытия…

вспыхнув синими очами,
он сказал: «А на… фига?!»

2838798
Владимир Высоцкий и Вениамин Смехов в спектакле «Антимиры». Набережные Челны, 24 июня 1974 года

Высоцкий делал такую выразительную паузу перед вот этим «а на фига», что, по воспоминаниям самого Вознесенского, зал валялся от хохота.
Это сейчас такая фривольность не вызвала бы никаких особенных эмоций, но тогда в ней был вызов застегнутой на все пуговицы ханжеской псевдонравственности.

2839056
Татьяна Иваненко и Владимир Высоцкий в спектакле «Антимиры», 2 июня 1967 года. Фото Генриетты Перьян

Кстати, если вам показалась знакомой мелодия этой песни, то вы не ошиблись.
Позже Владимир Семенович использует ее в знаменитой шуточной песне про иностранного разведчика Джона Ланкастера Мистера Пека.

2838846
Владимир Высоцкий и Вениамин Смехов в спектакле «Антимиры», 1977 год. Фото Владимира Борисова

«Антимиры» положили начало всей поэтической традиции Таганки, и, как мы уже сказали, игрались постоянно – чаще, чем любой другой спектакль.
И, как не раз говорил сам Высоцкий, постоянно петь и декламировать даже самые замечательные, но одни и те же строки просто невозможно. Поэтому содержание, пускай, не радикально, но периодически менялось.

2838848
Николай Губенко, Валерий Золотухин, Владимир Высоцкий, Борис Хмельницкий, Анатолий Васильев и Вениамин Смехов спектакле «Антимиры», 1965 год

В 1970 году Юрий Любимов поставил новый спектакль на стихи Вознесенского – «Берегите ваши лица».
Спектакль этот зарубила цензура. Постоянно требуя что-то доработать, переработать и так и не позволив его нормально выпустить. В этой постановке Владимир Высоцкий читал «Монолог актера». И этот монолог просто перешел из одного спектакля в другой, дополнив «Антимиры».


«Песня акына». Фрагмент съемки телевидения Таллина, 18 мая 1972 года

А в 1971 году Андрей Андреевич написал гениальную «Песню акына».
Эта песня настолько срослась с образом Высоцкого, что многие и по сей день считают, что именно он ее написал. Вознесенский действительно как будто говорит словами Высоцкого, а Высоцкий поет их так, словно действительно написал их лично.

2838850
Владимир Высоцкий в спектакле «Антимиры», 1977 год. Фото Владимира Борисова

В «Антимирах», да и на концертах, «Монолог актера» и «Песня акына» слились в один общий номер.
Владимир Семенович исполнял их без перерыва, на одном дыхании.

Монолог актёра / Песня акына: слушать

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Олега Васина, Александра Петракова, Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Валерия Басина.

2838866
Андрей Вознесенский и Владимир Высоцкий. Аэропорт Шереметьево, лето 1976 года. Фото Леонида Мончинского

Судьбы Андрея Вознесенского и Владимира Высоцкого в чем-то были, на первый взгляд, очень непохожими.
Если Высоцкого не печатали, не признавали поэтом, не записывали его пластинок, то у Вознесенского были сборники и публикации – и даже Государственная премия, при жизни.

2838838
Андрей Вознесенский в спектакле «Антимиры», 1965 год. Фото Генриетты Перьян

Но с другой стороны, общего у двух величайших поэтов было больше.
Если Высоцкого просто глухо зажимали, то Вознесенского травили открыто, публично. Тираж первого же сборника Вознесенского уже хотели уничтожить, а редактора издательства выгнали с работы. Официальные поэты соцреализма боролись с ним, как и с другими поэтами Оттепели. Их обвиняли в формализме и антисоветчине. Именно на Вознесенского орал с кремлевской трибуны Хрущев и грозился выгнать его из страны во время знаменитой встречи с творческой интеллигенцией в марте 1963 года.

2839068
«Берегите ваши лица», финальная сцена, 1970 год. Фото Виктора Ахломова

Стихи Высоцкого и Вознесенского были непохожи.
Но порою они удивительно перекликались. Именно поэтому «Антимиры» Вознесенского не просто органично вписались в традицию Таганки, но и стали важнейшей творческой вехой лично для самого Владимира Высоцкого.

2839930
Владимир Высоцкий в спектакле «Антимиры», 1965 год. Фото Юрия Абрамочкина

Великие поэты чувствуют нерв эпохи.
И обладают способностью заглянуть за горизонт. В 1970 году Андрей Вознесенский написал «Оптимистический реквием», посвященный Владимиру Высоцкому. Послушайте, как он прочел эти строки на юбилейном 400-м спектакле 25 апреля 1971 года. За девять лет до смерти Высоцкого «Реквием» Вознесенского слушается просто невероятно: слушать

2838852
Владимир Высоцкий в спектакле «Антимиры», 1975 год. Фото Владимира Борисова

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Юрий Любимов, «Рассказы старого трепача»
«Из Вознесенского в Высоцком»;
– Николай Андреев, «Жизнь Высоцкого».

2839660

Бонус

Куплеты к 200-м «Антимирам»: слушать (2 июля 1967 года)
Куплеты к 500-м «Антимирам»: слушать (21 июня 1973 года)
Куплеты к 600-м «Антимирам»: слушать (12 июня 1975 года)

2839954
«И пусть со мною провалятся все беды — в тартарары!»

2436954

Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.

Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.

В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В.С. Высоцкого.

Комментарии

27

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


daos15 21 октября 2017 | 10:10

Спасибо. Реквием Вознесенского никогда не слышал, сильно.


(комментарий скрыт)

matveylm 21 октября 2017 | 11:07

Вознесенский и Высоцкий - какое сильное сочетание творческих полей.
Именно Андрей напишет потом, в самый черный день:

"Там Макарыча зажали меж сановниками
Не истопите вместе баньку вы.
Ты туда не ходи "на новенького",
Спи среди своих на Ваганьковом"

Среди своих!
Эти два слова так много значат.


dragun_ 21 октября 2017 | 13:01

matveylm: А, глядючи , на тот билет, что ,он в партере на Таганке, когда-то был за рупь с полтиной, а, Памяти в нем на Миллион..у поколения--самиздата___


(комментарий скрыт)

lisitsa1962 22 октября 2017 | 10:59

olya_polpot: Соболезную вам.Жить с такой грязью в душе нелегко, наверное.


olya_polpot 22 октября 2017 | 15:26

lisitsa1962:

К очередному юбилею Высоцкера - Шуцмана...

Хрипун

Не даю хорошие прогнозы я,
Сколько Рашке быть ещё живой,
У славян - тяжелая агнозия,
Всякий инородец им - как свой.

Шло веками всесмешенье это,
Как пошло от негра - так и вдаль,
Нет у русских собственных поэтов,
Только мультирасовая шваль!

В СМИ, в кино, в театре, на танцполе,
Сплошь гибриды - мемзеры одни,
Русские - веками пашут в поле,
А поют и пляшут им - ОНИ!

Торжествуйте, дети Иеговы,
Нынче вновь нажрется вся страна,
Поминая водкой, как родного,
"Русского" фигляра - хрипуна.


lisitsa1962 22 октября 2017 | 15:53

olya_polpot: Русские - веками пашут в поле,
А поют и пляшут им - ОНИ!
---
О как. А вас не смущает тот факт что по законам РИ иудеям было запрещено владеть землей и даже брать в аренду землю? И что они, по-вашему, должны были пахать?


guatemalla 22 октября 2017 | 17:43

lisitsa1962:

Высоцкий был парадно-радужным знаменем гебешного сатанизма на еврейской собачей свадьбе, имя которой "Горбачёвская Перестройка". Под песенки "Володи-диссидента " местные местечковые гниды развалили и ограбили мою великую страну, наплевали в прошлое и уничтожили её будущее. Под три пьяных аккорда этого "народного гения", русских оболгав и унизив, убивали и выгоняли из домов в союзных "суверенных" республиках. Даже в танках и БТРах бейтаровцев осенью 1993, перед убийством восставших русских, пьяная жидва тоже слушала "владимирсемёныча"... Впрочем, Высоцкий и сам был приличной гнидой - Орех вон уже надцатый опус варганит, и всё про это.

"Крот истории роет медленно" - И вместо высоченного железобетонного монумента "ПОЭТУ и ГРАЖДАНИНУ!", воздвигнутого перестроечной пропагандой, перед нами теперь потешная гипсовая статуя с отбитым носом, одиноко стоящая около дощатого туалета в глубине парка имени "ЭхоМосквы", предмет преклонения еврейского кагальчика и некоторых русских дурачков. Вдохновитель гнойной души Виктора Шендеровича, продолжительных запоев Ксении Лариной и женского онанизма Евгении Альбац. Там ему и самое место.


lisitsa1962 22 октября 2017 | 20:15

guatemalla: "Что ж вы так убиваетесь? Вы ж так никогда не убъетесь"
Как вас крутит-то при упоминании Владимира Семеновича даже чере столько лет после того как он ушёл. Значит, его стихи и песни до сих пор освещают ваш клоповник в том месте где у людей душа.
Крутитесь-крутитесь, неудачник и завистник. "Внешнее - отражение внутреннего". Что, тяжела жизнь убогая?


matveylm 22 октября 2017 | 18:59

lisitsa1962: Елизавета! Вы в самом деле собираетесь дискутировать с этой нечистью? Чем больше вы этому существу возражаете, тем ему прикольнее. Оно еще ушат помоев вывалит.
Не кормите тролля. Кнопочка "Игнорировать" - и "Пожаловаться", если это у вас есть.

Блог, посвященный Высоцкому - это общая радость для нас. Мне очень приятно, что в Украине помнят и любят его.


lisitsa1962 22 октября 2017 | 20:26

matveylm: Это потому что он не врал и любил то о чем пел и тех о ком пел. В его песнях любовь а не выступление на партхозактиве


guatemalla 22 октября 2017 | 23:32

matveylm:
lisitsa1962:

Ай, бросьте говнофанаты говнопеФца!
Хорош придуриваться.
Он такой же Хений, как дочка Собчака Президент России!


lisitsa1962 22 октября 2017 | 23:54

guatemalla: Деточка, вот тебе денежка и пшёл вон. Больше не подам


vrazhina 21 октября 2017 | 13:06

Потрясающая ГЛАВА! Спасибо, Антон Орехъ! "Антимиры" - МОЩНОЕ культурное явление в истории театрального искусства союза, которое было доступно только москвичам!?... А если бы этот СПЕКТАКЛЬ можно было показать по центральному ТВ!?... Но об этом, в то время, можно было только мечтать... Потому и рухнул, в конце концов, союз нерушимый!?...


irdo 21 октября 2017 | 13:42

vrazhina:
Потрясающая ГЛАВА! Спасибо, Антон Орехъ!
===========
Будто нашу юность вернул, но не сразу--щелчком,
а постепенно провел по лестнице, уходящей в небо.

"Я подымаюсь.
Лестница в пятнах.
Или я спятил?
И так до дверей.
Я наступаю рифлеными пятками
по крови твоей,
по крови твоей,
по крови твоей..."
А.Вознесенский


(комментарий скрыт)

irdo 22 октября 2017 | 00:11

olya_polpot:
В игнор , черноротый антисемит.


wowagera 21 октября 2017 | 13:56

Спасибо..Смотрл Антимиры в Набережных челнах в 1974году..И доброго человека..и концерт Высоцкого..Прелесть..


stav_rogin Алексей Удодов 21 октября 2017 | 13:59

Классный спектакль! Одна из лучших работа и Высоцкого и всего театра.


nadegda77 21 октября 2017 | 14:29

До чего интересно каждую субботу узнавать что-то новое про Высоцкого, спасибо


don_ballon 21 октября 2017 | 15:29

Может быть, это странно прозвучит, но Вознесенский поэт недооценённый и его время ещё не пришло по-настоящему.


latrodectus 21 октября 2017 | 16:21

Вознесенский написал Песню акына и отдал Высоцкому, сказал, что это для него, чтобы он спел


(комментарий скрыт)

matveylm 21 октября 2017 | 23:55

ushkujnik: Трудно сравнивать эти судьбы. У каждого был свой крест и своя звезда удачи.

Высоцкого страшно обижало официальное непризнание, отпихивание от всех этих творческих "союзов", игнорирование его как поэта, невозможность напечатать даже маленькую книжечку стихов. Но он каждый день видел проявление огромной любви и всенародной популярности. И он был свободен, насколько это возможно в несвободной стране. На каких весах это можно взвесить?

Андрей Вознесенский был причащен к сонму "официальной" поэзии, да, его книги хорошо издавались. Но он был в положении вечного "служивого", которого начальство могло вызвать на ковер, отчитать, разнести в пух и прах.
"Хотите завтра получить паспорт? - орал на него Хрущев - Хотите?! И езжайте, езжайте к чертовой бабушке. Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!". Хрущеву казалось, что словом "господин" он страшно унижает поэта. А предложением уехать выносит ему приговор. Нам трудно это постигнуть.
После таких проработок Вознесенский садился сочинять "правильные" идеологические выдержанные вирши. Помню какую-то жуткую поэму про партийную школу Ленина в Лонжюмо. Это был его крест, его судьба. Можно представить, какая это была для него мука. Успешный и благополучный, но - всегда в зависимом, подчиненном состоянии.


(комментарий скрыт)

matveylm 21 октября 2017 | 22:44

kunst54: Вы правы насчет Филатова.
Но в тексте у Ореха и не говорится, что программка относится к 1965 году. Там сказано, что в этом году состоялась премьера.


kunst54 21 октября 2017 | 22:55

matveylm:
Да, не важно, тем более что Леонид Филатов участвовал в спектакле в другие годы.


nata_lia 22 октября 2017 | 11:05

Два гениальных поэта сошлись. А гениальный Юрий Любимов угадал

У поэта соперников нету — ни на улице и не в судьбе.
И когда он кричит всему свету, это он не о вас — о себе.
Руки тонкие к небу возносит, жизнь и силы по капле губя.
Догорает, прощения просит: это он не за вас — за себя.
Но когда достигает предела и душа отлетает во тьму...
Поле пройдено. Сделано дело. Вам решать: для чего и кому.
То ли мед, то ли горькая чаша, то ли адский огонь, то ли храм...
Все, что было его,— нынче ваше. Все для вас. Посвящается вам. (Окуджава)


pugachev_valery 22 октября 2017 | 22:45

большущее спасибо за передачу (и)!


nata_lia 23 октября 2017 | 00:35

Андрей Вознесенский. Одно из двух самых моих любимых его стихотворений.
О магии любви

Противостояние очей 1962

Третий месяц ее хохот нарочит. Третий месяц по ночам она кричит.
А над нею, как сиянье, голося, вечерами разражаются глаза!
Пол-лица ошеломленное стекло вертикальными озерами зажгло.
... Ты худеешь. Ты не ходишь на завод, ты их слушаешь, как лунный садовод,
жизнь и боль твоя, как влага к облакам, поднимается к наполненным зрачкам.
Говоришь: "Невыносима синева! И разламывается голова!
Кто-то хищный и торжественно-чужой свет зажег и поселился на постой..."
Ты грустишь — хохочут очи, как маньяк. Говоришь — они к аварии манят.
Вместо слез — иллюминированный взгляд. "Симулирует", — соседи говорят.
Ходят люди, как глухие этажи. Над одной горят глаза как витражи.
Сотни женщин их носили до тебя. Сколько муки накопили для тебя!
Раз в столетие касается людей это Противостояние Очей!..

...Возле моря отрешенно и отчаянно бродит женщина, беременна очами.
Я под ними не бродил — за них жизнью заплатил.


leoch 04 ноября 2017 | 12:08

Слова спектакля "Антимиры" как будь-то о нас сегодняшних...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире