10:00 , 07 октября 2017

Высоцкий. Глава 79. Парижские струны для Высоцкого и Шевчука

Мой микрофон «ТИП-3», он злой старик,
У них бывают въедливые типы,
Мой микрофон усиливает крик
И никогда не скрадывает хрипы.

И если я до сей поры пою
И не фальшивлю, — в том его заслуга:
Он выполняет миссию свою,
Жестокого, но искреннего друга.

Владимир Высоцкий (из черновиков, 1971)

2832700
Константин Казански и Владимир Высоцкий в студии «Резонас». Париж, апрель 1975 года. Фото Роберта Прюдона

Автор текста: Антон Орехъ: слушать

Мы неоднократно напоминали вам, что при жизни Владимира Высоцкого в Советском Союзе не вышло ни одной его настоящей пластинки.
Только несколько миньонов и экспортный диск, который советские люди могли купить разве что в валютных магазинах. И это все. Но за границей диски Высоцкого выходили. И истории записей этих пластинок всегда интересные, драматичные и местами детективные.

Про самую первую зарубежную пластинку, записанную в Канаде в 1976 году и вышедшую в феврале 1977 года во Франции, мы вам уже рассказывали.
Но выход этой пластинки фактически спровоцировал появление другой.

Там же во Франции всего через несколько недель вышел еще один диск.
Который иногда неофициально называют просто «Военная пластинка».


Фрагмент интервью с Константином Казански, 3 сентября 2017 года.
Беседовали Александр Ковановский и Игорь Рахманов

Именно потому, что почти все песни на пластинке действительно о войне.
Но выбор этих песен был вынужденным. И чтобы понять, почему так произошло, надо вернуться на два года назад.

В январе 1975 года Высоцкий приезжает во Францию для участия в съемках в некоем фильме.
Но с этой затеей по каким-то причинам у него не сложилось. Зато неожиданно появилась возможность записать настоящую пластинку в настоящей студии. Марина Влади и ее друзья, среди которых были и коммунисты, организовали Высоцкому контракт со студией Le Chant du Monde, которую связывали тесные отношения с французской компартией.

2832704
Владимир Высоцкий и Марина Влади в студии «Резонанс». Париж, апрель 1975 года. Фото Роберта Прюдона

А помогал Высоцкому в записи добрый друг нашей программы – франко-болгарский композитор, певец и музыкант Константин Казански.

2832692
Владимир Высоцкий и Алёша Димитриевич. Париж, 2-12 мая 1976 года

Он уже до того прославился великолепными записями с гениальным Алёшей Димитриевичем.

2832696
Владимир Высоцкий и Алёша Димитриевич. Париж, 2-12 мая 1976 года

2832698
Владимир Высоцкий и Алёша Димитриевич. Париж, 2-12 мая 1976 года

А уже в наши дни помогал в записи и Юрию Шевчуку.

2832718 2832720
Юрий Шевчук и Константин Казански во время работы над записью диска «Ларек». Париж, 2007 год

Причем Шевчук пригласил Константина именно потому, что тот работал с Высоцким.

Коллеги часто называют Константина Казански просто Костя.
Именно так – Костя – и было написано на конверте их совместной с Высоцким пластинки.

Песня конченого человека: слушать

В записи, помимо Высоцкого и Константина Казански с гитарами, участвовали еще два человека.
Еще один замечательный французский музыкант, гитарист Клод Пави, а на контрабасе – Пьер Морейон.


Фрагмент интервью с Константином Казански, 3 сентября 2017 года.
Беседовали Александр Ковановский и Игорь Рахманов

Любопытно, что до этой записи не все музыканты были даже знакомы друг с другом.
Но, по воспоминаниям Константина Казански, атмосфера в студии сразу же сложилась очень творческая, и все работали с большим подъемом.

2832702
Константин Казански и Владимир Высоцкий в студии «Резонас». Париж, апрель 1975 года. Фото Роберта Прюдона

Здесь нужно сделать важное уточнение.
Партию гитары, на которой солировал Клод Пави, накладывали отдельно, уже после того, как основная запись была готова. Объяснялось это просто. Высоцкий сам неоднократно говорил, что он не столько играет на гитаре, сколько создает ритмическую основу. Он так привык, и по-другому ему было бы некомфортно. А Клод Пави своими гитарными пассажами создавал дополнительный музыкальный рисунок, который просто сбивал бы Высоцкого с его ритма: слушать


Фрагмент интервью с Константином Казански, 3 сентября 2017 года.
Беседовали Александр Ковановский и Игорь Рахманов

2832694
Алёша Димитриевич, Марина Влади и Владимир Высоцкий. Париж, май 1976 года

Как вспоминала Марина Влади, ребята провели в студии непрерывно трое суток, записываясь и днем, и ночью!

2833650
Владимир Высоцкий и Марина Влади в студии «Резонанс». Париж, апрель 1975 года. Фото Роберта Прюдона

И с фантастической производительностью.
За три дня были записаны 23 песни! А ведь работать с Высоцким другим музыкантам было совсем непросто. Он сам рассказывал об этом в январе 1980 года в интервью, которое дал Инне Шестаковой, работавшей тогда на Иновещании: слушать

Но именно во время работы над пластинкой для Le Chant du Monde таких проблем у Высоцкого не было!

Эта работа в студии «Resonances» в Париже была для него не просто возможностью записать свои песни и издать их, но и постараться придать им в буквальном смысле новое звучание.


Фрагмент интервью с Константином Казански, 3 сентября 2017 года.
Беседовали Александр Ковановский и Игорь Рахманов

Константин Казански вспоминает, что Высоцкий вел себя в студии как ребенок, которому разрешали попробовать все, что ему угодно.
Сыграть так – или иначе: слушать

И получился действительно совершенно не такой Высоцкий, к которому успела привыкнуть публика.

Песня певца у микрофона: слушать

2834030
«Моя микрофонная совесть». Фрагмент белового автографа песни, 1971 год. Из частного архива

Уже потом, задним числом Высоцкий оценивал эти записи более, скажем так, сдержано, чем сначала.
В упомянутом интервью Инне Шестаковой в январе 1980-го у Владимира Семеновича будут и такие слова: слушать

Как видим, Высоцкий недоволен скорее выбором самих песен для записи.
Но и с технической точки зрения получившийся материал был несовершенен. Впрочем, тому было простое объяснение: слушать


Фрагмент интервью с Константином Казански, 3 сентября 2017 года.
Беседовали Александр Ковановский и Игорь Рахманов

23 песни записали за три дня, и все 23 песни еще за три дня свели!
Конечно, трудно ожидать идеального звучания в таких условиях. Но настоящие приключения начались потом.

У Le Chant du Monde был в руках потрясающий материал.
23 песни – это готовый двойной альбом. Однако французы положили всё это на полку. Может показаться странным, но проблема была снова в советских властях. Даже во Франции они решали, издавать Высоцкого или не издавать.

Как мы уже отметили, фирма Le Chant du Monde была связана с французской компартией, и без фактического разрешения Москвы не могла выпускать диски такого сомнительного автора.
Точнее, могла, но сильно рисковала. Дело в том, что у фирмы были почти эксклюзивные права на выпуск записей советских музыкантов во Франции. Вообще всех музыкантов любых жанров. И терять хорошую прибыль, да еще ссориться с товарищами по коммунистической борьбе в Le Chant du Monde явно не хотели.

Но когда стало известно, что в феврале 1977 года фирма RCA выпустит во Франции диск с канадскими записями, держать в запасниках 23 песни Высоцкого было, по большому счету, бессмысленно.
Говорит Константин Казански: слушать


Фрагмент интервью с Константином Казански, 3 сентября 2017 года.
Беседовали Александр Ковановский и Игорь Рахманов

2832668
2832666
Первый французский диск Владимира Высоцкого (фирма RCA, запись — Канада, июль 1976 года)

Константин упоминает записи с ансамблем «Мелодия» под управлением Георгия Гараняна.
Эти записи под оркестр, которые сегодня вам, конечно, прекрасно известны, были сделаны в 1974 году. Записи сделали, но пластинку все равно не разрешали выпускать!

В этом был какой-то особый, изощренный цинизм.
Получается, что в Союзе эти записи заперли на ключ, но когда речь зашла о выпуске пластинки во Франции, ответили, что пускай тогда берут гараняновские или те, что уже выходили на миньонах.

Высоцкий первоначально вообще не хотел ничего издавать в таком виде.
Однако потом все-таки передумал, но сделал по-своему. Владимир с Константином записали целый альбом военных песен, но песни выбирал сам Высоцкий, а не какие-то чиновники из Москвы. Помогал им уже другой контрабасист – Юбер Тиссие.


Фрагмент интервью с Константином Казански, 3 сентября 2017 года.
Беседовали Александр Ковановский и Игорь Рахманов

И снова в студии был гитарист Клод Пави.
Именно он со своей гитарой и воплощал все, в хорошем смысле, капризы Высоцкого по аранжировкам. Предлагал, переделывал, менял. Русского языка Клод не знал, но ему было очень важно знать, о чем поется в каждой конкретной песне, чтобы создать нужное настроение. И ему это отлично удалось! И звучали эти песни не так, как у Гараняна или на «Беларусьфильме» в 1966-м. Песню «Аисты» публика уже знала по фильму Виктора Турова «Война под крышами». Теперь это был совсем иной звук.

2832664
2832674
Французский диск с военными песнями Владимира Высоцкого, вышедший во Франции в марте 1977 года

Аисты: слушать

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Константина Казански и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Игоря Рахманова, Олега Васина, Владимира Четыркина, Елену Соколову, Александра Петракова, Николая Исаева и Валерия Басина.

2834094
Константин Казански. Новосибирск, 8 мая 2014 года. Фото Сергея Алексеева

Диск с военными песнями Владимира Высоцкого вышел в марте 1977 года.
В него вошли только четыре песни из тех, что Высоцкий записал в студии Le Chant du Monde зимой 1975-го. К сожалению, весь записанный тогда материал при жизни Владимира Семеновича так и не дошел до публики. Двойной альбом «Прерванный полёт» с 22 песнями издадут только в 1981 году, после шести лет ожидания…

2832672
2832670
Французский диск «Прерванный полет», выпущенный фирмой Le Chant du Monde в 1981 году

«Проложите, проложите…»: слушать

2834032
Фрагмент чернового автографа песни «Проложите, проложите…» — РГАЛИ, фонд 3004, оп.3, ед.хр.7, л.7/об

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Григория Антимония и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина.
Копии автографов предоставлены Сергеем Жильцовым.

2832706
Студия «Резонанс», апрель 1975 года. Фото Роберта Прюдона

Бонус


Песня Владимира Высоцкого «Появился друг у меня…» в исполнении Константина Казански.
Запись сделана во время интервью Александра Ковановского и Петра Солдатенкова с Константином Казански в Новосибирске 8 мая 2014 года.
© Съемка Сергея Алексеева


«Я — осколок электрички…». Песня для диска «Ларек». Юрий Шевчук и Констатин Казански, Париж, 2007 год

2834096
Константин Казански. Новосибирск, 8 мая 2014 года. Фото Сергея Алексеева

2436954

Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.

Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.

В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В.С. Высоцкого.

Комментарии

23

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


daos13 07 октября 2017 | 11:38

А Шевчук здесь каким каком? )))


dunai10 07 октября 2017 | 11:56

daos13: А Шевчук здесь каким каком? )))
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Проездом. Специально для Вас.


dragun_ 07 октября 2017 | 16:13

"И,матерился на французском языке"....однако в жизни посылал он всех - по русски, потому,и -Память!


kау 07 октября 2017 | 12:37

daos13: Ларёк конечно троцкисты не в состоянии понять смысл русского декаданса = перерождение через смерть..Шевчук Блок русского рока за ним придут рок Есенины. Как за Высоцким пришел русский рок.Но франк троцкистам сие неведомо.Они празднуют нашу тризну.


victor_ou 07 октября 2017 | 13:19

daos13: А таким - Поэт - не врач, не лекарство - боль. Извините за банальность. И если Вы не видите общности - сочувствую.


begemout 07 октября 2017 | 12:03

Ощущение, что с каждым разом всё меньше собственно ВВ и всё больше пиара "воспоминателей".


valeralareshin 07 октября 2017 | 12:28

На каком альбоме В.Высоцкого звучат две его песни на французском языке?


sedoff 07 октября 2017 | 18:06

valeralareshin: На альбоме "Натянутый канат" , выпущенном в 1977 году, фирмой "Полидор"


vrazhina 07 октября 2017 | 12:33

Все, что связанно с творчеством Высоцкого, представляет ИНТЕРЕС!!!... Если бы во времена Пушкина были такие аудио-кино-фото возможности, то куда больше бы мы знали как о жизни, так и о творчестве ПОЭТА. Сие целиком и полностью относится и к жизни, и творчеству ВЫСОЦКОГО!!! СПАСИБО, Антон Орехъ!...


masada 08 октября 2017 | 01:22

vrazhina:
И слава богу, что при Пушкине не было кинохроники! Слава богу, что никакие орехи того времени не смогут теперь удовлетворить ваше "любопытство"! Да вот же, как сам Пушкин определил природу этого вашего любопытства. Вот, что написал он Вяземскому в 1825 году:

"Зачем жалеешь ты о потере записок Байрона? черт с ними! слава богу, что потеряны. Он исповедался в своих стихах, невольно, увлеченный восторгом поэзии. В хладнокровной прозе он бы лгал и хитрил, то стараясь блеснуть искренностию, то марая своих врагов. Его бы уличили, как уличили Руссо — а там злоба и клевета снова бы торжествовали. Оставь любопытство толпе и будь заодно с гением. Поступок Мура лучше его «Лалла-Рук» (в его поэтическом отношенье). Мы знаем Байрона довольно. Видели его на троне славы, видели в мучениях великой души, видели в гробе посреди воскресающей Греции. — Охота тебе видеть его на судне. Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе."

Перефразируя. Довольно с нас, что мы слышали ПЕСНИ Высоцкого. С нас этого ДОВОЛЬНО, понимаете?Толпа теперь жадно читает опусы Ореха, потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он такой же ЧЕЛОВЕК как мы, - радуется толпа, - гулял, бухал, по девкам шлялся, деньги, шмотки любил. Он один из нас! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе.


vrazhina 08 октября 2017 | 14:21

masada: И так, и не так... Надеюсь, Вам прекрасно известно, что любую информацию можно извратить до не узнаваемости. Каждый воспринимает тот или иной факт в меру своей распущенности... Не так ли!?...


sulfacyl 09 октября 2017 | 08:22

masada: masada: Тебя заспиртовали или засолили, а может замариновали?


black_rat 11 октября 2017 | 00:16

vrazhina:
Высоцкий на концертах говорил: "Вы знаете... если бы во времена Пушкина существовали магнитофоны, я думаю, многие его стихи были бы только на пленках." ))


(комментарий скрыт)

victor_ou 07 октября 2017 | 13:44

aleks_72: Ну да, он был ПОЭТ. В отличие от тебя, п-ра гнойного.
"Лучше уж от водки помереть, чем от скуки." (В.Маяковский).


matveylm 08 октября 2017 | 14:42

victor_ou: Спасибо за отличную цитату, к месту сказанную!..))


stav_rogin Алексей Удодов 07 октября 2017 | 15:35

aleks_72: если для вас все так понятно и ясно, чего же здесь третесь? Перестаньте, не мучайтесь уже


vdv_4462 08 октября 2017 | 09:57

stav_rogin: так Высоцкий - это же Свобода. А она им, как серпом по яйцам.
Антону спасибо!


ushkujnik 07 октября 2017 | 13:58

Власть выпускала Высоцкого - на экран, на сцену, на пластинки - стискивая зубы, делая подлянки и пакости...

Судьба Поэта в Советской России никогда не была мёдом и пиршеством... И если бы не всенародная любовь, известность и слава, то, может быть, и не дожил бы Владимир Семёнович и до 1980 года... Трагическая судьба Александра Галича перед глазами...

А "французский" альбом, пожалуй, самый лучший из всех записей В.Высоцкого...
Автору - респект и благодарность...


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

al_kon 08 октября 2017 | 06:38

"Диск с военными песнями Владимира Высоцкого вышел в марте 1977 года.
В него вошли только четыре песни из тех, что Высоцкий записал в студии Le Chant du Monde зимой 1975-го."
Поясните ещё раз, а остальные 12 песен откуда? (какая-то запутанная передача плюс Казански не совсем внятно говорит)


tefan 08 октября 2017 | 14:00

al_kon: 11 песен записали в январе 1977. Об этом было сказано.


dassie Алексей Памятных 08 октября 2017 | 11:21

Уважаемый Антон, все Ваши здешние публикации о Владимире Высоцком, все N глав, надо издать книжкой плюс ДВД,
спасибо Вам большое. Супер! Если не будет денег на хорошее издание (с качественными фото и качественным ДВД), ширнармассы наверняка скинутся (моя капля в потоке тоже будет). Удачи!


matveylm 08 октября 2017 | 14:49

Мне не посчастливилось держать французский диск Высоцкого в руках. Но у меня была приличная магнитофонная копия. Я давал копировать дальше друзьям. Мы все чувствовали себя причастными к ЧУДУ.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире