10:00 , 30 сентября 2017

Высоцкий. Глава 78. Любимов. Без фиги в кармане

Лиха беда — настырна и глазаста —
Устанет ли кружить над головой?
Тебе когда-то перевалит за сто —
И мы споем: «Спасибо, что живой!»

Владимир Высоцкий, 30.09.1977

2829800

Автор текста: Антон Орехъ: слушать

«Самая моя большая удача в творческой жизни – это встреча с Любимовым…»: слушать

А ведь Высоцкий мог и не попасть в театр на Таганке.
Он пробовался в «Современник», и это тоже был замечательный театр – свободный, независимый, с великолепными актерами, с великим режиссером. «Современник» был таким же выдающимся явлением в нашем театре, в искусстве, в общественной жизни вообще, как и Таганка. Но Высоцкий в «Современнике» не приглянулся. И слава богу. Потому что характер и темперамент у ефремовского театра были другими. А у Любимова Высоцкий нашел именно свою сцену.

2829796
Репетиция спектакля «Гамлет», 1971 год

Сын репрессированных, восемь лет работавший в ансамбле НКВД у Берии, участник войны, до конца дней вспоминавший ту жуткую картину, когда на его глазах умирал боец с пробитой грудью и просил только одного – пить.
И как трудно, оказывается, смыть кровь человека с рук!..

Актер Вахтанговского театра, педагог.
Юрий Любимов стал режиссером, когда ему было уже 42 года.

2830264
Юрий Любимов — актёр Театра им. Вахтангова, 1957 год

А в 47 возглавил разваливающийся московский Театр драмы и комедии.
И начал делать такой театр, какого прежде не было в нашей стране. Он всегда ненавидел слащавый советский пафос и прущий изо всех щелей казенный оптимизм.

2829798
Репетиция спектакля «Владимир Высоцкий», 1981 год. Фото Александра Стернина

В какой-то момент Юрий Петрович посмотрел на себя в гримерке и подумал: а почему я, взрослый, 40-летний мужчина должен накладывать на лицо этот дурацкий грим, одеваться в эти странные костюмы?
Что и от кого я прячу? И в его театре не будет привычных грима, костюмов и декораций. 30-летний Высоцкий будет играть старика Галилея – и это будет естественно, и публика будет верить, глядя на сцену.

В театре на Таганке висели четыре портрета: Мейерхольд, Станиславский, Вахтангов и Брехт.
В 1989 году Юрий Петрович в беседе с Анатолием Смелянским на встрече со зрителями так объяснял, почему именно эти четыре человека осветили театр своими образами: слушать


Фрагмент телепрограммы «Судьба и время. Юрий Любимов» (режиссёр С.Немчевская, ведущий А.Смелянский, ЦТ СССР, 1989 год)

Любимов не то чтобы не был поклонником системы Станиславского, но ему претила канонизация этого действительно великого театрального революционера.
Любимов решил, что в своем театре он объявит войну всеобщей «мхатизации» нашей сцены. Дело не в том, что МХАТ был плох. Дело в том, что МХАТ был признан как официальный и единственный образец. Как и соцреализм был назначен единственно правильным направлением в советском искусстве.

Любимов решил делать все наоборот.
Но для этого ему был нужен коллектив единомышленников. О чем и вспоминал, спустя годы, во время выступления в Казани Владимир Высоцкий: слушать

2830586
Владимир Высоцкий и Юрий Любимов на 10-летии Театра на Таганке, 23 апреля 1974 года. Фото Анатолия Гаранина

Любимов взял своих учеников, с которыми поставил сенсационного «Доброго человека из Сезуана» еще в Щукинском училище.
И дальше брал всех, кто вписывался в его систему. Порою они появлялись на Таганке совершенно неожиданно, случайно, буквально зайдя с улицы, как семейная пара Нины Шацкой и Валерия Золотухина.

Однажды на просмотр пришел и Высоцкий.

2830572
Вениамин Смехов, Владимир Высоцкий и Юрий Любимов. Алма-Ата, Институт ядерной физики АН КазССР, 9 октября 1973 года

Существует масса версий, кто же его туда сосватал.
Вспоминают про однокурсницу Таисию Додину, кто-то говорит про Николая Губенко, кто-то – про директора Таганки Николая Дупака. Писатель Владимир Войнович уверял, что это именно он заметил Высоцкого, а сам Владимир Семенович и вовсе называл Станислава Любшина.

2829804
Репетиция спектакля «Преступление и наказание», 1979 год. Фото Александра Шпинева

Любимов увидел перед собой хрипловатого молодого человека в пиджачке и кепке.
Впечатления, откровенно говоря, тот не произвел. Но была с ним гитара, и Любимов попросил заодно что-нибудь спеть. Высоцкий спел. Спел свое, собственное. И Любимов его принял. Хотя еще не видел в нем никакого выдающегося таланта.

2829838
Финал спектакля «Антимиры». Набережные Челны, июнь 1974 года

Но выручила гитара!
Потому что любимовские актеры должны были уметь многое – чем больше, тем лучше. Потому что Таганка – это одновременно и комедия, и цирк, и буффонада, и трагедия – и все что угодно. Высоцкий не раз употреблял словосочетание «синтетический театр». И прекрасно, если актер умеет еще и петь, и играть на разных инструментах, и может стоять на голове, как например, Галилей в его же, Высоцкого, исполнении.

Поначалу Владимир Высоцкий – все-таки далеко не первая звезда театра.
И его поэтический дар пригодится Любимову далеко не сразу. Только в «Десяти днях, которые потрясли мир» Владимир Семенович впервые исполнит со сцены именно свои строки.

«Всю Россию до границы…»: слушать

Это непосредственно фрагмент спектакля, 1965 год.

А вот еще одна песня из той же постановки.

«В куски разлетелася корона…»: слушать

А это фрагмент выступления Высоцкого в Куйбышеве, в мае 1967 года.
К этому моменту Высоцкий уже, безусловно, выдвигается на первые роли, сыграв и в «Десяти днях», и в «Галилее». В том же году он сыграет Хлопушу. Но в театре у Любимова при этом нет деления на «звезд» и «подмастерьев». Нет основного состава и скамейки запасных. Каждый должен быть готов к любой роли. Леонид Филатов называл это еще и «индустриальным театром».

2829834
Юрий Любимов, Владимир Высоцкий, Марина Влади. После премьеры спектакля «Преступление и наказание».
Театр на Таганке, 1979 год. Фото Александра Стернина

И на Таганке действительно все было в непрерывном движении – даже физически.
Постоянно что-то перемещалось, скрипело. Это было очень непривычно, и даже сама эта визуальная и звуковая непривычность вызывала тревогу и неприятие у дивизии цензоров. А Юрий Петрович при этом был и как дирижер, и как прораб. Все, кто бывал на Таганке, вспоминают его знаменитый фонарик: слушать

2829840
Болгария, София, Театр Сатиры. Сентябрь 1975 года. Фото Зафера Галибова

Театр Любимова – это удивительное сочетание коллективного сотворчества и диктатуры.
Композитор Микаэл Таривердиев очень любил Таганку, со многими в театре приятельствовал, но сработаться не смог. Потому что ему было привычно, что замысел обсуждается только с режиссером, а Любимов приглашал на обсуждение чуть ли не полтруппы. Но когда обсуждение заканчивалось, и план действий был принят, начиналась каторжная, адская работа: слушать

Репетиции могли длиться часами, ночами.
Любимов мог остановить репетицию и просто уйти. Мог выгнать любого и в выражениях не стеснялся. Он мог быть несправедлив – был, как вспоминал Вениамин Смехов, «кроваво оскорбителен». Был ревнив к чужому успеху, когда его добивались на сцене его театра самим же Любимовым и приглашенные режиссеры Анатолий Эфрос или Петр Фоменко.

2829830
Давид Боровский, Владимир Высоцкий и Юрий Любимов. Париж, ноябрь 1977 года. Фото Готлиба Ронинсона

Но при этом Любимов бился за свой театр так яростно и неистово, так отстаивал свою систему, свою эстетику, свои постановки, что заражал этой яростью и решимостью весь таганский коллектив.

2829794
Иван Бортник, Борис Хмельницкий, Юрий Любимов и Владимир Высоцкий после пресс-конференции в Deutsches Theater, Берлин, ГДР, 13 февраля 1978 года

А ведь практически ни одного спектакля за двадцать лет Таганка не поставила просто так, без хлопот и битвы с цензурой.
Любимов не хотел говорить с публикой намеками. Он говорил: «Я никогда не держу фигу в кармане… в таком случае с фигой в кармане и останешься». Таганка сама собой стала политическим театром, театром протеста. В то время, когда открыто протестовали единицы, театр стал тем местом, где оказалось возможным мыслить свободно. Именно поэтому билетов на Таганку было не достать. Именно поэтому люди стояли у касс ночами, сутками. И зрители становились соучастниками действия. Между публикой и актерами не было никаких барьеров, они общались на протяжении всего спектакля.

2830272
Вениамин Смехов, Владимир Высоцкий, Юрий Любимов и Алла Демидова на генеральной репетиции «Гамлета», Театр на Таганке, 19 ноября 1971 года. Фото Евгения Гаврилова

Именно поэтому всякую постановку Любимова изучали сотней микроскопов.
«Живой», «Мастер и Маргарита», «Жизнь Галилея», «Антимиры», «Товарищ, верь!» – всё с боем, всё со скандалом. Спектакль на стихи Андрея Вознесенского «Берегите ваши лица» прошел всего три раза. В нем прозвучала «Охота на волков», и спектакль запретили.

В 1968 году, всего-то на четвертую годовщину Таганки Высоцкий напишет вот эту песню.
Вы слышали ее не раз. И думали, наверное, что она про пиратов. Но Высоцкий посвятил ее именно Любимову и своему любимому театру, и, зная это, мы слышим в привычных строках уже новый смысл.

Еще не вечер: слушать

2830686
Фрагмент чернового автографа песни «Четыре года рыщет в море наш корсар…»

Любимов был человеком абсолютно свободным, придерживаясь демократических взглядов в жизни.
Но в работе был привержен строжайшей дисциплине. Как вспоминал прекрасный актер Таганки Виталий Шаповалов, Любимову требовалось подчинение, подчинение и подчинение – и чтобы актер функционировал от и до.

2829790
Юрий Любимов и Владимир Высоцкий за кулисами Театра на Таганке во время спектакля «Преступление и наказание», 1979 год. Фото Александра Шпинёва

Высоцкий всегда был сторонником Любимова и был готов наступать в театре на горло собственной песне – иногда в буквальном смысле.
Но при этом, как всем прекрасно известно, Владимир Семенович был проблемным артистом. То у него гастроли, то поездка за границу, то он, скажем так, «не в форме». Любимов бушевал, грозил увольнением, Высоцкий каялся, и Юрий Петрович всякий раз его прощал.

2829792
Юрий Любимов и Владимир Высоцкий во время пресс-конференции в Deutsches Theater, Берлин, ГДР, 13 февраля 1978 года

Они были очень нужны друг другу.
Сперва недооценивая Высоцкого, очень скоро Любимов понял, какая глыба перед ним. Но и Высоцкий не стал бы Высоцким без Любимова и театра на Таганке. Сколько великолепных людей окружало его в театре. Сколько выдающихся людей приходили на Таганку, сотрудничали с ней и просто дружили. Все эти люди, всё это окружение оставило колоссальный отпечаток на творчестве и мировоззрении Высоцкого.

2829832
Николай Дупак, Каталин Любимова, Владимир Высоцкий, Юрий Любимов, Борис Можаев. Театр на Таганке, 1979 год. Фото Анатолия Гаранина

Пускай в какой-то момент ему стало и тесно в этих родных стенах. Где у него оставалось совсем мало работы и все меньше друзей. Но когда Высоцкого не стало – это ударило наотмашь и по Любимову, и по всему театру: слушать


Фрагмент телепрограммы «Судьба и время. Юрий Любимов» (режиссёр С.Немчевская, ведущий А.Смелянский, ЦТ СССР, 1989 год)

Что было дальше – хорошо известно.
Запрещали спектакль памяти Высоцкого. Запрещали «Бориса Годунова». Любимова уволили из театра, а потом лишили советского гражданства. В год двадцатилетия театра.

2831094
«За действия, порочащие высокое звание гражданина СССР…»

Но судьба подарила Юрию Петровичу долгую жизнь и способность творить до самых последних дней.
Он дождался реабилитации. Он пережил раскол в своем театре. Любимов и в 85, и в 90, и в 95 ставил такие спектакли, что его называли величайшим из действующих современных режиссеров в мире.

Тем печальнее был финал, когда 94-летнему Юрию Петровичу после нового конфликта с актерами пришлось уйти из своей Таганки уже навсегда.

2830660
10 мая 1988 года. Фото Галины Кмит

И прощались с ним после смерти на сцене театра Вахтангова, где он служил после войны.

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Игоря Рахманова, Олега Васина, Александра Петракова, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.

2831074
1977 год

Владимир Высоцкий прожил 42 года.
Юрий Любимов в 42 года дебютировал как режиссер. Они были очень разными людьми, с очень разными судьбами. Жизнь Высоцкого была очень короткой, жизнь Любимова очень длинной. Он ушел совсем недавно, а мы уже отмечаем его столетие! Но Высоцкий и Любимов были близки в главном. В честности и прямоте, в стремлении отдать себя жизни и искусству на все сто процентов до самой последней возможности. И жить без фиги в кармане.

2829836
В кабинете Юрия Любимова в Театре на Таганке, 1976 год. Фото Дмитрия Чижкова

30 сентября 1977 года в день 60-летия Юрия Петровича Любимова Владимир Высоцкий исполнил в Театре на Таганке песню, которую специально написал к юбилею своего учителя.

2829826
2829828
Беловой автограф песни «Ах, как тебе родиться пофартило?!» — РГАЛИ, фонд 3004, оп.1, ед.хр.1, л.6/об

2831082
Владимир Высоцкий поздравляет Юрия Любимова с 60-летием. Театр на Таганке, 30 сентября 1977 года.
Фото Александра Стернина

Юрию Петровичу Любимову с любовью в шестьдесят его лет от Владимира Высоцкого: слушать

2829802
Фото Виктора Баженова

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Леонида Велехова и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– фрагменты телепрограммы «Судьба и время. Юрий Любимов» (режиссёр Светлана Немчевская, ведущий Анатолий Смелянский, ЦТ СССР, 1989 год)
– Николай Сванидзе. «Любимов. Исторические хроники» (ВГТРК, 2010 год);
– Николай Андреев. «Жизнь Высоцкого».
Копии автографов предоставлены Сергеем Жильцовым

Бонус

Юрию Петровичу Любимову с любовью в шестьдесят его лет от Владимира Высоцкого: слушать (Москва, для Вадима Туманова, октябрь 1977 года)
Юрию Петровичу Любимову с любовью в шестьдесят его лет от Владимира Высоцкого: слушать (Москва, у Льва Делюсина, 25 октября 1977 года)
Ещё не вечер (обработка Алексея Зубова): слушать (Москва, студия грамзаписи «Мелодия», 27 июня 1974 года)

2436954

Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.

2831008
Документальная программа «Ах! Как тебе родиться пофартило…», посвященная 95-летию Ю.П. Любимова (реж. А.Ковановский, И.Рахманов, Творческое объединение «Ракурс», 2012 год)
Часть 1
Часть 2

Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.

В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В.С. Высоцкого.

Комментарии

111

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

daos13 30 сентября 2017 | 10:12

Ничего нового в этой главе, но всё равно СПАСИБО за память!


30 сентября 2017 | 10:48

И мы споём: "Спасибо, что живой"....
Не выкинуть Слово из песни....коль было предначертано Судьбой, о встрече двух этих - Мастеров!


(комментарий скрыт)

shkolniza 30 сентября 2017 | 13:06

daos13: Вряд ли сей авторский проект рассчитан на то, чтобы поразить почитателей Высоцкого изыскательской новизной.:) Я бы относилась к материалам как к авторским концептам. Вот и сегодня нам предложена своеобразная прожективная ситуация: хорошо или "плохо", что Высоцкого
не взяли в Современник и взяли на Таганку? :) Плюс взаимная нужда Любимова и Высоцкого друг в друге - тоже мезальянс тот ещё.:) Да неизвестно, что лучше.:) Предполагаю, что и у Ефремова Высоцкий разыгрался бы.:) Ведь у Любимова актёры в значительной мере - фигуры на шахматной доске у гросмейстера. А Ефремов шёл от актёрской личности, и театр форсировался у него как своеобразный дискуссионный клуб.:) Все-таки нашего Высоцкого сделал именно театр, ибо предшествовавший его киноопыт не сулил ничего выдающегося.
Высоцкий своей не всегда рабочей формой принёс Таганке немало огорчений и проблем. Сколько раз Любимов намеревался его выгнать? Дневники Золотухина, вышедшие в свет после смерти друга, заметно лакированы.
В них затушёвана естественная актёрская зависть и раздражение от того,
что труппа поставлена в зависимость от разных излишеств нехороших, которым подвержен всеобщий любимец. Ведь не секрет, что на капом-то
этапе уже не театр работал на имя, а имя Высоцкого стало работать на театр...
Ну, и так далее... Короче, действительность всегда более многозначна, чем любой даже самый насыщенный информацией о ней материал.:)


(комментарий скрыт)

shkolniza 30 сентября 2017 | 15:52

masada: Об этом и у меня есть.:) Однако всякий раз
пытаюсь плясать от содержания конкретного материала. У меня и до этого проекта было предостаточно времени и возможностей воздать
таланту и личности Высоцкого, чтобы воспроизводить
общие - для знатоков Высоцкого - места.:)


antimalin 30 сентября 2017 | 13:10

daos13: А чего ничего нового?
Высоцкий - наркоман был.
Кололся.
Всем известно.


daos13 30 сентября 2017 | 14:31

antimalin: А фанат великого исполнителя Зайка Моя, чьи песенки весело звучат на всех колхозных свадьбах ))) Отметился на этой ленте ))


Sabina Iskandarli 30 сентября 2017 | 11:06

Я не знала,что песня " ещё не вечер!" посвящена Любимову. Высоцкий метафоричен, поэтому такое такой простор для фантазии, каждый находит что-то для себя. Спасибо автору! Многое из статьи я уже читала, что то услышала впервые.


andrey07 30 сентября 2017 | 12:07

СПАСИБО, Антон!
Чем дальше в лес, тем более великими кажутся. Особенно по сравнению с нынешними...


(комментарий скрыт)

masada 30 сентября 2017 | 13:21

Андрей Тарковский:
"Актёры глупы. В жизни ещё ни разу не встречал умного актёра. Ни разу! Были добрые, злые, самовлюблённые, скромные, но умных — никогда, ни разу. Видел одного умного актёра — в «Земляничной поляне» Бергмана, и то он оказался режиссёром."

Интересно, читали ли это Солоницын, Кайдановский, Терехова или Демидова? А если читали, подумали ли: "Неужели это и про нас"?


(комментарий скрыт)

shkolniza 30 сентября 2017 | 16:25

masada: :) Режиссёр - лидер (формальный и неформальный), а
посему в работе не может не подразумеваться линия "я начальник - ты дурак".:) Для Любимова его актёры действительно в значительной степени были "сукины дети".:) А Тарковский скорее всего подобным образом хотел подчеркнуть "инструментальную"
для замысла режиссёра роль актёров. Да и многие УМНЫЕ актёры говоря о специфике профессии, всегда подчёркивают ЗАВИСИМОСТЬ от воли режиссёра... И от оператора, и от
осветителя, и от костюмера...:)))

А аватар у Вас классный - точно отражает специфику виртуального
обмена...


(комментарий скрыт)

shkolniza 30 сентября 2017 | 19:10

pavel_svr: Да нет, организационными делами давно уже занимаются продюсеры.:) А режиссёр - вдохновитель,
нерв, движитель, источник идей, учитель, кнут и пряник
создания творческого продукта.:)
Но и проблема, о которой упоминаете Вы, не ушла.
Актёры и сами рассказывают, что им трудно сниматься у режиссёров, которые сами не знают, чего хотят. Но зачем мы здесь о них?:) Режиссёр по сути - не просто
профессия, это склад личности.:) Таким был Любимов...


pavel_svr 30 сентября 2017 | 20:15

shkolniza:
Я хотел сказать лишь о том, что режиссёр это профессия модная и на одного хорошего приходится - 20 блатных, 50 бездарных, и парочка нужных (по моде) творцов.
Любимов, бесспорно талантливый, но тоже из нужных, модных и раскрученных режиссеров.
Множество хороших и великих сейчас фильмов и постановок получились, не по воле режиссёра, а по воле случая. К случаю можно отнести все, что связано с восприятием, модой (которая меняется).


curhatuy6 30 сентября 2017 | 12:55

Спасибо за ЭПОПЕЮ, Орехъ!!!


wowagera 30 сентября 2017 | 13:06

Просто прелесть!Спасибо!


masada 30 сентября 2017 | 13:12

К этому моменту Высоцкий уже, безусловно, выдвигается на первые роли

Высоцкий смог выдвинуться на первые роли только после ухода Николая Губенко в 1970 году

Любимова уволили из театра, а потом лишили советского гражданства.

Удивительный пример того, как можно сказать ложь, не произнося при этом ни слова неправды! А вот, что было на самом деле. Любимов, будучи за границей (т.е. представляя страну), дал антисоветское интервью, после чего был лишен гражданства и уволен. Чувствуете, как изменился смысл первого утверждения? Как сразу стали видны её деланность, подтасовка, подгонка? Он сам НАПРОСИЛСЯ, понимаете? САМ! Вот его фраза: "Совсем распоясались после смерти Андропова". Имхо, это оговорка по Фрейду. На самом деле после смерти Брежнева в 1982 распоясался сам Любимов, попытавшись протащить два уже откровенно антисовестких спектакля. Своей лондонской выходкой он, что называется, подставил свой театр, своих актеров. И эта обида сквозит в их воспоминаниях:

Из дневника В.Золотухина:
«18 ноября 1988 г. «Когда меня выгнали из СССР...» — вот это самая противная для меня фраза в любимовском построении оправдательного слова. Он пытается внушить, и многим он мозги запудрил, что его, якобы, выдворили, выслали из России. Как ему хочется, чтоб было, как у Солженицына! Зачем? Меня тошнит от его интервью — «всё не так, ребята...».
Ведь куда правильнее и честнее было бы даже такое: «Стало невыносимо жить, работать, я покинул СССР под первым предлогом, лишь бы не видеть, не слышать, не участвовать». Ведь так оно и есть... чем глупостями добиваться лишения гражданства».

М.Ульянов: «То, что Любимов остался за границей, все мы и актёры Театра на Таганке считаем его личной трагедией. Любимова никто не выгонял, ему не запрещали ставить спектакли. Но он несколько потерял ощущение действительности, попытался диктовать свои условия стране. Такого никогда не было и не будет ни в одном государстве. Всё это я говорю от имени актёров, которые его хорошо знают»


shkolniza 30 сентября 2017 | 13:30

masada: Я бы не орудовала в подобных ситуациях этическими терминами
аки бейсбольной битой. У автора проекта свои представления, у вас/нас
свои.:) На то и форум.:) На любимовские спектакли я бы не клеила ярлык "антисоветских", ну, не партийный же вы чиновник.:)) Да и за то, что "потерей
ощущения действительности" он однозначно представил театр со всеми
потрохами, тоже умершего режиссёра не расстреливала бы. Случилось так,
как случилось. В конце концов яркую судьбу и легендарную память театру на Таганке сделал именно Любимов.:)


ryabihina_olga 30 сентября 2017 | 16:47

shkolniza: Галина.я бы не сбрасывала со счетов наполненность Москвы того времени командированными со всего Союза.которые мечтали попасть в театр .именно .на актеров.известность.которых на тот момент была очень велика на киноэкране.Без них и театра( Л.Целиковскую уже выбросили за борт) бы не было и яркой известности. По сути получается был театр Любимова и Высоцкого в нем.


shkolniza 30 сентября 2017 | 17:07

ryabihina_olga: :) Приветствую!..:)
А я НИКОГО и НИЧЕГО не сбрасываю со счётов!..:)
Просто пытаюсь однодинейности подачи материала
(автор имеет право!) придать разноплановость.:) Да
и герои наши были живыми людьми, жизнь которых не
ограничивалась взаимодействием друга с другом.:) А то, что Театр на Таганке стал прижизненной легендой
и паролем, и запретным плодом, и ещё много чем, рассказано и написано в деталях.:)


ryabihina_olga 30 сентября 2017 | 18:00

shkolniza: Взаимно.Галина! Очень бы хотелось книги А.Демидовой,но этого не будет.Интервью не дает или скупо два- три слова Мы ведь тогда попадая в Москву,были рады попасть в любой театр,не заморачиваясь на режиссерах и тут уж кому как свезло.Несколько лет портрет Б.Хмельницкого на рабочем столе под стеклом лежал.))


shkolniza 30 сентября 2017 | 18:11

ryabihina_olga: :)) Хороший у Вас вкус на мужские лица!
Как "не будет Демидовой"? А мне помнится какая-то книжка воспоминаний о Высоцком, в которой была отдельная глава Демидовой, для меня оказавшаяся
действительно самой интересной. Да и устные рассказы и интервью помнятся...


ryabihina_olga 30 сентября 2017 | 18:49

shkolniza: На интервью у Познера она сказала.что не принимает участия в этом.По поводу актеров и масок из которых многие выйти не могут.Общается только с очень узким кругом лиц.Тоже самое говорила у Диброва и сразу закрыла эту тему. В сегодняшнем фильме о Любимове на 1 канале минимум ее присутствия. Та что...


shkolniza 30 сентября 2017 | 19:24

ryabihina_olga: :)!Так. Не поняла - мы про рассказы о Высоцком или о Любимове? Если о последнем, таки
да, Демидова немногословна, одни намёки, и её можно понять. История с его отъездом, смертью Эфроса, руководством Губенко, возвращением Любимова
была болезненной для всех. Однако меня лично
в этой весьма драматичной коллизии более всего волнует гибель Эфроса. Они с Любимовым были в известном смысле антиподами...


ryabihina_olga 30 сентября 2017 | 22:59

shkolniza: Она о Высоцком так сказала,а про Любимова.да очень немногословно.Про Эфроса может у Ширвиндта что то есть.Он же с ним работал.Сейчас так сложно информацию сводить воедино.Как грибы появляются "свидетели и друзья".( Удачи Вам на эховских полях.)))


shkolniza 01 октября 2017 | 09:55

ryabihina_olga: О Увысоцком в своё время она сказала
"количественно", может быть, и мало, но она ведь мастер, и в её немногословных ремарках и характеристиках было больше инфы, чем в нескончаемых словесных потоках многих и многих.:)
А в наши великолепные дни добавлять что-либо "в стиле времени" она не хочет. Не отпускаться же ей до
Дилетанта, который подсовываем нам в тесте, посвящённом Высоцкому, вопросики о том, сколько бутылок водки он мог выпить за сутки...


nata_lia 30 сентября 2017 | 13:45

//Самая моя большая удача в творческой жизни – это встреча с Любимовым…»

//Как только я посмел похоронить Высоцкого не по их директивам, фактически был дан тайный приказ: со мной покончить//

Завистники и ненавистники, злопыхатели и охаиватели, умерьте вашу прыть. Тут два гения сошлись. Да, это невероятно, творческое сотрудничество двух гениев. При этом каждый понимал о другом именно то, что он есть. И творить вместе эти два великих могли потому, что обладали ещё человечностью, добротой. Ведь большой талант, тем более гениальность стирают эти черты on default. А у них они не стерлись. И жилось им от этого труднее. А нам дана счастливая возможность наблюдать это чудо

//За нами гонится эскадра по пятам, на море штиль и не избегнуть встречи,
Но нам сказал спокойно капитан: "Еще не вечер, еще не вечер"//


irdo 30 сентября 2017 | 16:09

nata_lia:
Завистники и ненавистники, злопыхатели и охаиватели, умерьте вашу прыть. Тут два гения сошлись. Да, это невероятно, творческое сотрудничество двух гениев. При этом каждый понимал о другом именно то, что он есть. И творить вместе эти два великих могли потому, что обладали ещё человечностью, добротой. Ведь большой талант, тем более гениальность стирают эти черты on default. А у них они не стерлись. И жилось им от этого труднее. А нам дана счастливая возможность наблюдать это чудо
============
Забавно за ними наблюдать, как пыжатся.
Надуваются, как мыльные пузыри,
и лопаются, как и положено мыльным пузырям.
А Высоцкий и Любимов снисходительно из вечности спокойно наблюдают.
Они, ведь, остались в вечности, в отличие от пузырей.

Настоящего поэта всегда сопровождают не только почитатели, но и хулители, и даже гонители.
У поэзии Высоцкого и тех и других вдоволь.
В этом признак силы его поэзии.
У Булата Окуджавы есть песни, посвященные Высоцкому, в одной из них такие строчки:

"Может, кто и нынче снова хрипоте его не рад.
Может, кто намеревается подлить в стихи елея...
А ведь песни не горят, они в воздухе парят.
Чем им делают больнее, тем они сильнее." (с)


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

01 октября 2017 | 19:24

matveylm: Рахмат, Матвей!..Пера, ВАМ, Честного и острого...!


irdo 01 октября 2017 | 23:10

matveylm:
В блоге, посвященном памяти Владимира Высоцкого, стирают его стихи. Слов не найти.
==========
Не в первый раз.
В прошлую передачу стерли у меня.
Я уже просто не понимаю по какому принципу ведется модерация?
Притом, возвращаясь в блог через пару дней, вообще становится непонятным, о чем идет речь.


30 сентября 2017 | 14:08


Утверждение "начал делать такой театр, какого прежде не было в нашей стране" совсем не гипербола. Театр, конечно, был самобытен, но не значит что самый лучший.
Мне лично жаль, что некоторое новаторство Режиссера не практикуется. Любимов начинал контакт со зрителем до начала спектакля, прямо перед (!) входом в театр, а после спектакля не разрывал его до самого выхода из театра. Таков был спектакль "А зори здесь тихие..."
Трудно согласиться, что Любимов, объявив
в своем театре войну "всеобщей «мхатизации» нашей сцены", делал "все наоборот". Если что-то делать от противного, то и будет противное. Нет, Любимов что-то делал по-другому, а что-то и новое. Однако не всем нравился его подход к спектаклю, где актер, как мне кажется, не был ключевой фигурой. Главное - его величество режиссура, а все остальное имело прикладное значение. Но харизму и талант актера не всегда и режиссер может нивелировать))Вот почему некоторые спектакли спасали актеры, как, например, Славина в Деревянных конях.
"Любимов и в 85, и в 90, и в 95 ставил такие спектакли, что его называли величайшим из действующих современных режиссеров в мире". - Не знаю как во всем мире, но те, кто видел спектакли любимовской Таганки 70-х-80-х, конечно, носят в памяти своей как яркое, необычное событие. А пока живы его зрители, благодарность за пережитое будет передаваться в новое поколение легендами.


shkolniza 30 сентября 2017 | 15:59

gladman__: Насчёт "величайшего из действующих" - точно гипербола.:)
Ну, это как Нобелевка для Бунина/СолженицынаПастернака/Бродского с политической составляющей.


ryabihina_olga 30 сентября 2017 | 16:21

gladman__: Александр,частично или целиком с каждым в чем то согласна.но вот во всем этом в какой ряд поставить "Князь Игорь" в постановке Любимова? Вряд ли эта постановка увидит свет.так как надо было сильно постараться,чтобы превратить эту оперу в "огрызок" на выходе.


30 сентября 2017 | 16:27

ryabihina_olga: увы, об этом нет знания иатериала, и сказать Вам, увы, нечего


(комментарий скрыт)

30 сентября 2017 | 22:20

ryabihina_olga: спасибо за информацию, попробую найти и посмотреть


30 сентября 2017 | 17:42

gladman__: Вы "Пугачева" на Таганке видели с ВС?


30 сентября 2017 | 20:25

moskvach6: Вы "Пугачева" на Таганке видели с ВС?
==========================
а шо?


30 сентября 2017 | 20:39

gladman__: ВС был и театральный актер, так смотрелся...


30 сентября 2017 | 15:08

Счастливейшие люди-Любимов и Высоцкий!
Ответили сполна на вопрос : зачем они пришли в этот мир!

Спасибо за замечательный цикл. Помог по-иному взглянуть на ПОЭТА.
Более правдиво, более острее.
И тем паче стало жаль, что так коротка у него оказалась жизнь.
Ведь он действительно величайший ПОЭТ России.


30 сентября 2017 | 15:26

patriot1980: Ответили сполна на вопрос : зачем они пришли в этот мир!
================
интересно, они тоже так думали?:))


(комментарий скрыт)

30 сентября 2017 | 21:21

irdo: а свои мысли своими словами Вам уже невмочь?:)


irdo 30 сентября 2017 | 23:57

gladman__:
На подобных Вам жалко тратиться собственными эмоциями.


01 октября 2017 | 00:09

irdo: Ваше преподобие, стоит ли чужими пользоваться на халяву?:)


irdo 01 октября 2017 | 14:01

gladman__:
Вы постоянно пользуетесь, беря пример со своего дучезарного Превосходительства,
который Вас пасет на веревочке барашком на заклание .....:)))


01 октября 2017 | 15:11

irdo: Вы постоянно пользуетесь...
==============
убогая придумка в оправдание...


(комментарий скрыт)

01 октября 2017 | 18:25

irdo: Надеялась, на креатив, раз так прицепились ко мне...
================
экая кокетка))) Увы, не оправдал ...


kunst54 30 сентября 2017 | 15:38

Прекрасная передача. Замечательные фотографии. Интересные записи. Как еще лучше вспомнить о таких гениальных людях и артистах, как Любимов и Высоцкий.


varigor 30 сентября 2017 | 16:20

"Ненавидел слащавый советский пафос..."
Потому что ему милее звон монет и шуршание денежных купюр? Жадный эгоизм мира денег и отсутствие совести, позволяющее несправедливость и расслоение на имущих и неимущих? И чем стало лучше большинству россиян после прихода власти денег? Уж лучше слащавый пафос.


nata_lia 30 сентября 2017 | 16:47

varigor:

// Уж лучше слащавый пафос//

Что ж у вас так мозги-то перевернуты? В магазин за хлебом с чем пойдете – с деньгами или с пафосом?


sensan 30 сентября 2017 | 18:05

nata_lia: Голодать будет вместе с пафосом, а ночью корочку сосать под одеялом, чтоб никто не догадался.


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

vrazhina 30 сентября 2017 | 21:05

Большое спасибо, Антон Орехъ! Как минимум, за фото- и кино- материалы о Высоцком... И, как максимум, за весь цикл "Один Высоцкий", который имеет начало, и, по-видимому, не имеет конца!!!...


matveylm 30 сентября 2017 | 22:18

vrazhina: Я вот вдруг понял, почему меня завораживает этот цикл о Высоцком.
Потому что он примиряет меня с моим прошлым.
Он даёт точку опоры в жизни.
Высоцкий какой тогда был, такой и сейчас звучит и читается. Значит жизнь - непрерывная и цельная.
Это осознание очень важно.


nata_lia 30 сентября 2017 | 23:22

matveylm:

// Высоцкий какой тогда был, такой и сейчас звучит и читается//

Это очень интересно то, что вы сказали. Я, когда прочитала, сразу хотела вам написать, что наверняка есть ещё точки опоры в вашей жизни. Но следующая ваша фраза была, что он «какой тогда был, такой и сейчас звучит и читается».

Я стала думать, вспоминать – неужели больше никого нет как неизменной величины. Ведь столько выдающихся, замечательных личностей было, а назвать никого не могу, кто остался constant. Матвей, что это? Неужели это так?


matveylm 30 сентября 2017 | 23:43

nata_lia: Неужели это так?
===
Наверное, не так. Просто такое складывается впечатление от этого цикла передач. Антон Орех с такой любовью рассказывает всё это, так бережно и старательно всё подбирает, что создаётся ощущение своей личной сопричастности. Это его заслуга.

Для людей моего поколения очень напряжённая тема - идентичность. Вот он помогает ее понять, кажется.


nata_lia 01 октября 2017 | 00:07

matveylm:

//Наверное, не так//

Но назвать-то как constant кроме Высоцкого некого. Значит, получается. что так


vejzmir_azohenvej 01 октября 2017 | 01:49

nata_lia: "наверняка есть ещё точки опоры"

Галич-Окуджава-Высоцкий - три точки опры, три константы, треугольник - самая устойчивая геометрическая фигура, геометрически неизменяемая конструкция...


nata_lia 01 октября 2017 | 03:18

vejzmir_azohenvej:

// Галич-Окуджава-Высоцкий - три точки опоры,//

Для меня Окуджава и точка отсчета и точка опоры и вообще всё. Окуджава и Высоцкий - моё всё.
Но многие его почитатели имеют к нему упреки и претензии (но не я), и он сам признавал и даже каялся, что бывало «когда грозил неумолимый рок, у лиры звук неверный исторгала моя рука». Ну типа «мы за ценой не постоим» и пр. Для меня он безупречен


vejzmir_azohenvej 02 октября 2017 | 00:14

nata_lia: "Окуджа признавал и даже каялся"

Окуджава: "Не знаю, как это случилось, но "шестидесятники" создали миф "ОКУДЖАВА", до которого мне не очиститься, не откаяться, короче, - никогда не дорасти...".
Лукавил великий Булат, "смеялся с себя"...


nata_lia 02 октября 2017 | 02:45

vejzmir_azohenvej:

//Лукавил великий Булат, "смеялся с себя"..//

Да, эти слова совершенно в его стиле. Он был очень ироничен к себе, не любил никакого пафоса. Вот смотрите, эти два человека жили в одно время, Высоцкий и Окуджава, – они ведь совершенно разные, у каждого был свой путь, каждый был неповторим, и каждый по-своему действовал на людей.
И они совершенно не мешали друг другу и совершенно не дополняли друга, т.е каждый был уникален. В общем, чем больше я думаю о них, тем больше прихожу к мысли, что это чудо

На мне костюмчик серый-серый, совсем как серая шинель.
И выхожу я на эстраду и тихим голосом пою.
А люди в зале плачут-плачут — не потому, что я велик,
и не меня они жалеют, а им себя, наверно, жаль. (Окуджава)

Ах, откуда у меня грубые замашки?! Походи с мое, поди даже не пешком...
Меня мама родила в сахарной рубашке, Подпоясала меня красным ремешком.
Дак откуда у меня хмурое надбровье? От каких таких причин белые вихры?
Мне папаша подарил бычее здоровье И в головушку вложил не "хухры-мухры"
Но воспеть-то хочется, да хотя бы шали, да хотя бы самое главное и то!
И кричал со всхрипом я - люди не дышали, и никто не морщился, право же, никто! (Высоцкий)


vejzmir_azohenvej 02 октября 2017 | 03:16

nata_lia:

Всё так. Безусловно, так.
Но во главу треугольника я всё-таки ставлю Галича.


matveylm 02 октября 2017 | 05:39

vejzmir_azohenvej:
О дай мне Бог конец такой -
всю боль испив до дна,
в последний миг махнуть рукой
глядяшим из окна!

Спасибо, что помните Галича!


vejzmir_azohenvej 02 октября 2017 | 13:25

matveylm: "Спасибо, что помните Галича!"

Галич настолько МОЙ (!!!), что это Вам спасибо, "что помните о нём"!


nata_lia 03 октября 2017 | 11:33

vejzmir_azohenvej:

// Галич настолько МОЙ (!!!)//

Это Вам…Галич

Не жалею ничуть, ни о чем, ни о чем не жалею,
Ни границы над сердцем моим не вольны, ни года!
Так зачем же я вдруг, при одной только мысли шалею,
Что уже никогда, никогда…
Боже мой, никогда!..

Идут мимо нас поколенья,
Проходят и машут рукой.
Презренье, презренье, презренье,
Дано нам, как новое зренье
И пропуск в грядущий покой!

А кони?
Крылатые кони,
Что рвутся с гранитных торцов,
Разбойничий посвист погони,
Игрушечный звон бубенцов?!
А святки?
А прядь полушалка,
Что жарко спадает на грудь?
Ужель тебе этого жалко?
Не очень…
А впрочем – чуть-чуть!

Но тает февральская свечка,
Но спят на подушке сычи,
Но есть еще Черная речка,
Но есть еще Черная речка,
Но – есть – еще – Черная речка…
Об этом не надо!
Молчи!



(комментарий скрыт)

nata_lia 03 октября 2017 | 20:39

vejzmir_azohenvej: vejzmir_azohenvej:

//Я в грусть по березкам не верю, разлуку слезами не мерь.
И надо ли эту потерю приписывать к счету потерь?//

То, что Вы прислали, для меня всегда было самым сильным, самым невозможным из всего что читала и слышала. Только прозу Шаламова можно поставить рядом. Начнешь читать одно за другим и окунаешься во что-то серо-черное, без проблеска. Надо скорее прерваться, чтобы успеть вернуться. А потом опять и опять…

Вот Вам ещё Галич

Когда я вернусь — ты не смейся, — когда я вернусь,
Когда пробегу, не касаясь земли, по февральскому снегу,
По еле заметному следу к теплу и ночлегу,
И, вздрогнув от счастья, на птичий твой зов оглянусь,
Когда я вернусь, о, когда я вернусь…

Послушай, послушай — не смейся, — когда я вернусь,
И прямо с вокзал, разделавшись круто с таможней,
И прямо с вокзала в кромешный, ничтожный, раешный
Ворвусь в этот город, которым казнюсь и клянусь,
Когда я вернусь, о, когда я вернусь…

Когда я вернусь, я пойду в тот единственный дом,
Где с куполом синим не властно соперничать небо,
И ладана запах, как запах приютского хлеба,
Ударит меня и заплещется в сердце моем…
Когда я вернусь… О, когда я вернусь…

Когда я вернусь, засвистят в феврале соловьи
Тот старый мотив, тот давнишний, забытый, запетый,
И я упаду, побежденный своею победой,
И ткнусь головою, как в пристань, в колени твои,
Когда я вернусь… А когда я вернусь?


vejzmir_azohenvej 04 октября 2017 | 00:12

nata_lia:

"Начнешь читать одно за другим и окунаешься во что-то серо-черное, без проблеска" - "И не могу! Читаю до конца...".

"Надо скорее прерваться, чтобы успеть вернуться" - А я не хотел возвращаться. Ещё до войны понял, что мне в СССР нет места, но ... вернулся, не мог поверить, что вся моя огромная семья сгорела в ШОА полностью. И искал хоть одного уцелевшего, искал, искал, но находил только тени - над пепелищами, руинами, ярами, балками, рвами, полигонами, могилами, похоронками... Стал диссидентом, сионистом и отказником, получил десятку по 58-й. Заслужил лишения всех наград и регалий (не посмели аннулировать лишь учёные степени). Заслужил лишения гражданства и высылку из СССР. Шаламов-Моргулис-Разгон-... - это ведь и мои ненаписанные дневники. Тысячи и десятки тысяч Писателей и Поэтов пытались достучаться до сознания страны, но удалось это лишь очень и очень немногим, да и достучались далеко не до всех - 99.99% не желали слышать и знать ничего не хотели...

Мандельштам, Пастернак, Галич, Высоцкий, Окуджава, Бродский, ... - не вернулись. И не только потому, что не все уехали или умерли не по своей воле на чужбине или даже "в своей постели" на Родине - им некуда возвращаться...

"...
Не возвращайтесь в Варшаву,
Я очень прошу Вас, пан Корчак,
Не возвращайтесь,
Вам нечего делать в этой Варшаве!
..."


irdo 04 октября 2017 | 00:40

vejzmir_azohenvej:

Мандельштам, Пастернак, Галич, Высоцкий, Окуджава, Бродский, ... - не вернулись. И не только потому, что не все уехали или умерли не по своей воле на чужбине или даже "в своей постели" на Родине - им некуда возвращаться...
=============

"«Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку…»

Вот и смолкли клевета и споры,
Словно взят у вечности отгул…
А над гробом встали мародёры
И несут почётный ка-ра-ул!"
Галич


nata_lia 04 октября 2017 | 00:59

vejzmir_azohenvej:

Дорогой друг, спасибо Вам, что Вы нашли в себе силы написать всё это. Это ведь невыносимо, что Вы пережили. Я читаю и перечитываю Ваши строки и буду читать и перечитывать их. Они будут жить со мной. Что я могу ещё сделать? Моё сострадание, боль, какими бы они ни были большими, ничтожны по сравнению с тем, что Вы пережили и с чем Вы живете.
Простите меня, если можете. Не исчезайте. Я могу только тешить себя надеждой, что Вы сейчас живете нормально - я пишу «нормально», но понимаю, что это слово не годится - не могу найти подходящего слова. Вообще, как Вы живете? Я всё время буду думать о Вас. Простите…


vejzmir_azohenvej 04 октября 2017 | 01:28

nata_lia:

Спасибо.
Я, действительно, живу нормально.
Живу в четвёртом или даже в пятом измерении.
Но если учесть, что мир сошёл с ума и первые три измерения - перекошенный дурдом, то жизнь моя - чудо как хороша, грех жаловаться.


matveylm 04 октября 2017 | 11:36

vejzmir_azohenvej: Спасибо за ваш рассказ. Заходите сюда к Высоцкому, когда есть силы и желание. Вы молодец. А как к вам обращаться?


vejzmir_azohenvej 04 октября 2017 | 13:10

matveylm:

Спасибо за приглашение, на площадку к ВСВ захожу регулярно, почти вживую, но оставленные комменты (а их было удивительно не много, мало до неприличия) как-то не располагали к беседе; возможно, серьёзный обмен мнениями наступал значительно позже, учту.
Оставшиеся (от работы и семьи) силы и желания я расходую в полемическо-политических блогах, иногда сильно отвлекаясь на бури вне Эха - последние дни не вылезал из Испании-Каталонии и Лас-Вегаса, неделю назад - из Персии, Турции и Корей.
Обращаться ко мне можно любой вариацией от vejzmir и azohenvej или просто: Аид. Я на Эхе с 2008г. (с перерывами на банные процедуры), виртуальная жизнь не терпит откровений а-ля открытая душа, уж простите мой приобретённый в интернете пессимизм.


vejzmir_azohenvej 04 октября 2017 | 13:28

matveylm:

Обратите внимание: я "нахожусь на особом модераторском учёте" - трут не покладая рук , трут от трети до половины, вот, например, стёрли мой ответ Вам по поводу Чёрной речки и Иордана, в чём усмотрели крамолу, какие правила нарушены?..


matveylm 04 октября 2017 | 13:48

vejzmir_azohenvej: трут не покладая рук
===
Это со всеми происходит, не принимайте исключительно на свой счёт. И не расстраивайтесь. Чёрт с ними. Я прочитал. ))


matveylm 04 октября 2017 | 14:01

vejzmir_azohenvej: В этом выпуске, в начале, Наталия и я написали о фразе "Спасибо, что живой". У Высоцкого она повторяется в разных стихах несколько раз, с разной интонацией и смыслом. Иронически, шутливо, а где-то - трагически. И приводили его стихи.
И эти коменты - стёрли!!
Ну как можно к этому относиться?


vejzmir_azohenvej 04 октября 2017 | 14:37

matveylm: "как к этому относиться?"

Как к тому, что ЖИВОЙ в царстве мёртвых - вызов СИСТЕМЕ, вольнодумство, смута, экстремизм...


matveylm 03 октября 2017 | 21:12

nata_lia: Черная речка - вот она здесь, в двух шагах.
Иногда бываю на ТОМ месте...


(комментарий скрыт)

matveylm 02 октября 2017 | 05:43

nata_lia: Какое немыслимое чудо - Окуджава и Высоцкий!
Как нам повезло в жизни !


tverboul 01 октября 2017 | 02:11

Любимов был велик - а кто-то спорит? Существовал театр на Таганке и до него - в него давали билеты в нагрузку к действительно популярным театрам, в нем спали до следующего поезда транзитные командированные. Пришел Любимов - и сделал ТЕАТР. Театр безусловно антисоветский (несмотря на осторожничанье в отношении такого определения даже сегодня - а что плохого в слове "антисоветский"?), что было бы почти достаточно для тогдашней московской интеллигенции, но все же недостаточно - и театр был вдобавок гениальным.

Я смотрел почти все спектакли Таганки. Сегодняшним уже не понять, ЧТО это было такое тогда - сходить на Таганку. Театр был любимовский, но с какого-то момента стали ходить на Высоцкого. Таганка есть Таганка, но без ВСВ стало уже, как в той песенке: "Хорошо быть девочкой в розовом пальто. Можно и в коричневом, но уже не то". ВСВ стал больше своего театра (тоже неслабого). После смерти ВСВ и отъезда Любимова Таганка кончилась. Труп еще подергался, но никакая гальванизация, включая возвращение Любимова и целование Губенко рук маэстро в Шереметьево уже не помогли. Театры рождаются, живут и умирают. Для жизни Таганки, как ни страшно говорить, была нужна советская власть.

С Любимовым тоже не все так просто, начиная с его Сталинской премии за дурацкую эпизодическую роль в "Кубанских казаках" и кончая его лондонским интервью, в котором он говорил гадости о своих актерах из своего безопасного западного далека. Любимов был гений, но то "нехорошее", о чем ВСВ отказался про него говорить, было.


nata_lia 01 октября 2017 | 03:21

tverboul:

//то "нехорошее", о чем ВСВ отказался про него говорить//

И правильно сделал


nata_lia 01 октября 2017 | 03:27

tverboul:

//он говорил гадости о своих актерах из своего безопасного западного далека//

А его актеры довели Эфроса до смерти. Это тоже «нехорошее»


tverboul 01 октября 2017 | 03:53

nata_lia:
Это ваше знаменитое русское "зато"? Как говорила моя соседка: "При чем тут одно к другому?"


nata_lia 01 октября 2017 | 14:40

tverboul:

//Это ваше знаменитое русское "зато"?//

Это не наше знаменитое русское.
Это общечеловеческое. «Зато» я такая! И такой меня принимайте и восхищайтесь


tverboul 01 октября 2017 | 03:58

nata_lia:
И еще. При всем моем восхищении Эфросом как режиссером, он не имел морального права в тот момент "замещать" Любимова. За что и получил.


shkolniza 01 октября 2017 | 09:49

tverboul: "Получил" он ни за что. Грешно вам.


tverboul 01 октября 2017 | 16:41

shkolniza:
Не согласен категорически. Получил он за дело.


01 октября 2017 | 13:06

tverboul: При всем моем восхищении Эфросом как режиссером, он не имел морального права в тот момент "замещать" Любимова.
===============
пожалуйста растолкуйте, обоснуйте, конечно, если способны


tverboul 01 октября 2017 | 16:44

gladman__:
Сверху вниз вы будете говорить с теми, кто вам такое с собой позволяет. Если, конечно, способны.


01 октября 2017 | 18:32

tverboul: Если обидел Вас невзначай, извините.


irdo 01 октября 2017 | 14:08

tverboul:
При всем моем восхищении Эфросом как режиссером, он не имел морального права в тот момент "замещать" Любимова. За что и получил.
====================
Золотухин тоже попытался "заместить"......

Все это , на мой обывательский взгляд, "маленькие трагедии" больших людей.
Есть ли смысл их ворошить?
История не знает сослагательного наклонения.
И изменить в ней нельзя ничего.
ИМХО


(комментарий скрыт)

matveylm 02 октября 2017 | 22:08

omw2: Меня заинтересовал ваш взволнованный монолог, но, признаться, я не очень понял, о чём речь.
Если есть охота - поясните - про ЛУРК, родичей и цитату из Ницше.
А если охоты нет и это было сказано под настроение, то и не надо.
Хорошо бы ещё знать, как к вам обращаться.


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

irdo 03 октября 2017 | 15:49

omw2:
не соглашусь сВами, сударыня ! ворошить историю нужно и должно!!!
============
Я говорила не об истории, а о трагедиях.Трагедиях больших художников, вынужденных жить в несвободной стране, не имея никакого выхода.
Это, как говорится, две большие разницы.
А собственную историю, конечно, желательно знать, если есть хоть какая-то возможность.
Но чаще её нет.
Мой муж проследил свою родословную по отцовской линии до 18 века,
но ему это удалось, потому что его предки были из дворян,
и сохранились записи в церковных книгах и свидетельства-отклики в истории Российской империи.
Мои родители из Сибири, а там с родословными совсем глухо,
и с местными, и тем более пришлыми.


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

vejzmir_azohenvej 04 октября 2017 | 00:56

omw2:

Вы меня рекомендовали - извините, что не могу ответить Вам тем же. Я не настолько хорошо владею русским языком, чтобы постичь суть Ваших постов.


(комментарий скрыт)

vejzmir_azohenvej 04 октября 2017 | 12:17

omw2:

О, тогда другое дело!
Я-то подумал о стёбе ради прикола.
С рождением Вас в виртуале!


tverboul 01 октября 2017 | 16:39

irdo:
Претензии насчет "ворошения" - не ко мне. Я лишь ответил на реплику Натальи.


irdo 01 октября 2017 | 16:42

tverboul:
Это и называется дискуссия, а не чат.◕‿◕).


tverboul 01 октября 2017 | 16:54

irdo:
Как всегда мимо кассы. Не я "ворошил".


irdo 01 октября 2017 | 17:03

tverboul:
И что?
И мимо чьей кассы?
Вашей?◕‿◕).


tverboul 01 октября 2017 | 17:33

irdo:
Попробую третий раз, медленно и печально: претензии насчет "ворошения" - не. ко. мне.


(комментарий скрыт)

Ольга Мельникова 03 октября 2017 | 11:19

tverboul: Изредка заходя в комм - ты, приходишь в ужас.
Свободные интеллигентные люди сами загоняют себя в стойло каких - то бесконечных выяснений взаимоотношений.
Зачем ?!
tverboul
29 сентября 2017
"Быкова я как раз только слушаю . А вот комментарии я читать перестал.
Этот злобноватый междусобойчик мне уже неинтересен.
Когда-то там обсуждали литературу и не только - но не друг друга." (с)


nata_lia 02 октября 2017 | 03:11

tverboul:

//С Любимовым тоже не все так просто, начиная с его Сталинской премии за дурацкую эпизодическую роль в "Кубанских казаках"

Из Записных книжек Сергея Довлатова

Шли съемки фильма «Кубанские казаки». Молодой Любимов исполнял там небольшую роль. Была инсценирована пышная колхозная ярмарка. Фрукты, овощи, воздушные шары. Короче, всяческое изобилие.
Подошла какая-то местная бабка и спрашивает Любимова:
— А скажи, родимый, из какой это жизни вы представляете?..
В этот момент, как уверяет Любимов, зародились его идейные сомнения.


(комментарий скрыт)

marfa_1953 03 октября 2017 | 00:40

30-летний Высоцкий будет играть старика Галилея – и это будет естественно, и публика будет верить, глядя на сцену.
__________
Так и было!) Школьницей повезло видеть В.Высоцкого в роли Галилея.
Потом рассказывала, что на сцене молодой Высоцкий, без грима, а я вижу ста-ри-ка.
Всё как Вы, Антон, пересказали. Спасибо: выдернули из памяти забытые впечатления.


matveylm 04 октября 2017 | 20:50

marfa_1953: Ничего себе! Ты живого Высоцкого видела! Да, это целое состояние.
Я в прошлом выпуске приводил цитату из книжки "Дети пишут Богу"
Там есть такое:
«Хорошо Тебе, Господи, с Высоцким общаешься». Рудик, 4 класс...))


marfa_1953 05 октября 2017 | 14:19

matveylm: Рудику 4 класс - браво!
Я тебе больше скажу, когда Галилей обливался водой на меня попала капелька.) И ещё видела В.Высокого и М. Влади со спины на улице уже после этого спектакля.


matveylm 05 октября 2017 | 15:41

marfa_1953: Лена, твой авторитет вырос в моих глазах скачкообразно..))


marfa_1953 05 октября 2017 | 16:43

matveylm: авторитет вырос в моих глазах скачкообразно..))
________
Вспомнила когда-то запомнившееся у И.Тургенева:
"Она падала под бременем своих достоинств".))
Сейчас проверила: правильно запомнила.


nicoletta 04 октября 2017 | 21:05

marfa_1953: "Так и было!)

И со мной тоже. )


marfa_1953 05 октября 2017 | 14:39

nicoletta: И со мной тоже. )
_______
Ю. Любимов достиг желаемого результата.


nata_lia 03 октября 2017 | 01:06

В ночь…

Что-то дождичек удач падает нечасто, впрочем, жизнью и такой стоит дорожить.
Скоро все мои друзья выбьются в начальство,и, наверно, мне тогда станет легче жить.

Робость давнюю свою я тогда осилю. Как пойдут мои дела, можно не гадать.
Зайду к Юре в кабинет, загляну к Фазилю, и на сердце у меня будет благодать.

Зайду к Белле в кабинет, скажу: "Здравствуй, Белла!"
Скажу: "Дело у меня. Помоги решить". Она скажет: "Ерунда. Разве это дело?"
И, конечно, сразу мне станет легче жить.

Часто снятся по ночам кабинеты эти, не сегодняшние - нет, завтрашние - да.
Самовары на столе, дама на портрете...В общем, стыдно по пути не зайти туда.

Города моей страны все в леса одеты. Звук пилы и топора трудно заглушить.
Может, это для друзей строят кабинеты. Вот построят, и тогда станет легче жить.

Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Юрий Левитанский, Фазиль Искандер, Белла Ахмадулинна – все ушли по своим кабинетам. Никого нет




nata_lia 03 октября 2017 | 01:10

nata_lia:

Юрий Левитанский – Музыканты уходят

Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен и тема угадана,
а потом все быстрей и быстрей, подчиняясь ключу,-
как в "Прощальной симфонии" - ближе к финалу - ты помнишь, у Гайдна -
музыкант, доиграв свою партию, гасит свечу
и уходит - в лесу все просторней теперь - музыканты уходят –
партитура листвы обгорает строка за строкой –
гаснут свечи в оркестре одна за другой - музыканты уходят –
скоро-скоро все свечи в оркестре погаснут одна за другой

Я люблю эти дни, в их безоблачной, в их бирюзовой оправе,
когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом,
когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе
и о многом другом еще можно подумать, о многом другом.


irdo 04 октября 2017 | 00:44

nata_lia:
гаснут свечи
==================
«Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…»

Нет, никакая не свеча —
Горела люстра!
Очки на морде палача
Сверкали шустро!

А зал зевал, а зал скучал —
Мели, Емеля!
Ведь не в тюрьму и не в Сучан,
Не к высшей мере!

И не к терновому венцу
Колесованьем,
А как поленом по лицу —
Голосованьем! ...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире