10:07 , 16 сентября 2017

Высоцкий. Глава 76. «Этот рассказ мы с загадки начнем…»

2824436
Новокузнецк, драмтеатр им. Орджоникидзе, 4-8 февраля 1973 года. Фото Владимира Богачёва

Автор текста: Антон Орехъ: слушать

Песня Кэррола: слушать

Мы столько раз в наших Главах рассказывали вам, как по тем или иным причинам даже самые прекрасные замыслы Владимира Высоцкого оборачивались неудачей!
По вине ли цензуры или из-за недопонимания режиссеров – от задумок Высоцкого где-то оставалась половина, где-то лишь малая часть, а где-то – вообще не оставалось ничего. Пластинка «Алиса в Стране Чудес» была не просто счастливым исключением. Это был настоящий, стопроцентный творческий триумф Высоцкого и его друзей, сделавших замечательную работу.

2823994
Подарок Владимиру Высоцкому от Галины Астафьевой. У посёлка Сосново на озере Лампушка, 1 июля 1972 года

Для поколения детей, выросших в конце 70-х и в 80-х годах, эта двойная виниловая пластинка стала «обязательной».
Может, конечно, и не в каждом доме она была, но сотни тысяч детей прослушали ее миллионы раз.

2824002

А Высоцкий неожиданно оказался «детским» автором.
Впрочем, истинная причина успеха «Алисы» в том, что дискоспектакль был детским только по форме, а по содержанию он получился таким, что взрослые слушали его не реже, чем дети. И находили в нем что-то свое, совершенно взрослое.

2824008
Ставрополь, арена городского цирка, 20-27 сентября 1978 года

Королевское шествие: слушать

Известно, что Высоцкий не хотел браться за эту работу.
То есть сначала-то он согласился – почему нет! Но когда стал вникать в материал, то возникли сомнения.

2824440
Владимир Высоцкий с сыном Марины Влади Володей. Москва, Малая Грузинская улица, осень 1975 года

«Алиса в Стране Чудес» – это всемирная классика абсурда.
Существуют прекрасные переводы Льюиса Кэрролла, но полностью, стопроцентно понять его фантасмагорический замысел и сюрреалистический юмор можно только в оригинале. Причем надо не просто знать английский язык, а чувствовать его. Это-то и смущало Высоцкого.

Кроме того, по воспоминаниям Людмилы Абрамовой, у Владимира Семеновича уже была неудачная попытка написать пьесу для детей и он опасался, что и на сей раз ничего не выйдет.
Но актер и режиссер Олег Герасимов убедил Высоцкого попробовать. К тому же и Марина Влади как раз приняла участие в радиопостановке «Алисы» у себя на родине во Франции. И Высоцкий согласился.

2823992
Горловка, ДК шахты «Кочегарка», 13 марта 1973 года. Фото Аркадия Неймана

Так это или нет на самом деле, но настоящее озарение пришло к Владимиру Семеновичу после того, как он написал «Марш антиподов».

Марш антиподов: слушать

Мы должны оговориться сразу, что участие Высоцкого как исполнителя песен в дискоспектакле не планировалось.
Он брался лишь написать тексты, мелодии, а непосредственно исполнять их должны были другие артисты. Но в 1973 году Высоцкий сделал демонстрационные записи, чтобы на их основе можно было собирать оркестровки. Фрагменты этих репетиционно-демонстрационных записей мы с вами и услышим.

Падение Алисы: слушать

В спектакле эту песню потом исполнит Клара Румянова.

2824906

Но пришлось запеть и самому Высоцкому.
Композитор Евгений Геворгян честно подошел к исходному материалу, и авторские мелодии Высоцкого постарался сохранить максимально. И здесь выяснилось, что некоторые песни никто кроме Высоцкого исполнить не может! Не с точки зрения манеры и подачи, а чисто физически.

Кто-то говорит про его пение пренебрежительно: мол, ничего кроме хрипа у Высоцкого нет.
А между прочим, уже давно измерено и подтверждено, что Владимир Семенович имел голосовой диапазон в четыре октавы. И некоторые номера ему все-таки пришлось исполнять лично.

Орленок Эд: слушать

Это оркестровый вариант «Песни Орленка Эда».
А теперь просто для сравнения послушайте, как это звучало на репетиции: слушать

Как видите (точнее, как слышите), Евгений Геворгян и в самом деле мелодию Высоцкого сохранил – просто сделав свою аранжировку.

2824444
На VIII Международном московском кинофестивале, 7-21 июля 1973 года. Фото Бориса Кремера

Поначалу Высоцкий попросил режиссера Олега Герасимова буквально разметить в сценарии места, где будут звучать песни и о чем, собственно, эти песни должны быть.
Но чем больше погружался в работу, тем больше начинал импровизировать и превратился в полноценного соавтора постановки.

Постановка основывалась на прекрасном классическом переводе Нины Демуровой, но Льюис Кэрролл провоцировал Герасимова и Высоцкого на эксперименты.

2824004

Некоторые персонажи меняли имена, а Высоцкий даже придумал новую игру.
Вместо крокета у него крохей. Чтобы не тратить время на объяснение смысла реальной, но незнакомой для подавляющего большинства наших слушателей игры, он придумал смесь крокета с привычным хоккеем. Крохей!

Крохей: слушать

Точно так же, как был придуман «крохей», были выдуманы и «Странные скачки», которые в оригинале называются все-таки иначе – «Бег по кругу».
Трудно сказать, чем одно название лучше другого и как это меняет смысл, но в конце концов, это же абсурдная постановка на основе абсурда. Так почему бы и не поменять одно на другое?

Странные скачки: слушать

2824448
Северодонецк, Ледовый дворец спорта, 21-24 января 1978 года. Фото Евгения Коробкина

Здесь все-таки необходимо сделать важное обобщение.
Замысел у Олега Герасимова был для того момент поистине революционным. Книга Льюиса Кэрролла не была запрещена в Советском Союзе. Она официально переводилась и издавалась. Но это абсолютно точно не был соцреализм – главное направление в советском искусстве, которому обязаны были соответствовать все отечественные художники.

2824450
Москва, ДК завода «Красный богатырь», 28 ноября 1976 года. Фото Евгения Миткевича

Во времена Кэрролла, конечно, не было ни социализма, ни советской власти, но к сюрреализму и абсурду все равно относились очень настороженно.
Многочисленные цензоры и худсоветы пристально, чуть ли не на просвет изучали тексты, постановки, фильмы и искали то, что называлось «неконтролируемым подтекстом».

«Алиса в Стране Чудес» – это сплошной неконтролируемый подтекст.
Формально всегда можно сказать, что в этой книжке высмеивается дворянство и правящие за границей классы. Но на деле каждый легко мог обнаружить в книжке XIX века пародию на современность, в том числе советскую. А советские люди в эпоху брежневского застоя жили одновременно и в Стране Чудес, и в Стране абсурда, и в Зазеркалье, пускай продолжение приключений Алисы и не входило в дискоспектакль.

2824452
Чкаловское, гарнизонный Дом офицеров авиагородка, 14 марта 1976 года. Фото Евгения Кучина

Но никому до Герасимова не приходило в голову сделать из кэрролловского абсурда двойную пластинку, да еще с песнями официально как будто не существовавшего поэта Высоцкого.

Песня Алисы: слушать

Говорить одно, делать другое, подразумевать третье.
Иметь одну Улыбку вместо лица, быть и Мартовским Зайцем, и безумным Шляпником – при всей фантасмагоричности персонажей советские слушатели могли внезапно обнаружить в них что-то очень родное и до боли знакомое.

2823990
Ленинград, ВАМИ, 10 октября 1974 года. Фото Орика Грязнова

Есть версия, что Герасимов и Высоцкий именно так все и задумывали.
Сделать не просто детское, не просто абсурдное произведение, а произведение сатирическое. Достоверных сведений, что именно так все и было, у нас нет. Но неконтролируемый подтекст появляется не только у тех, кто слушает, но зачастую и у тех, кто создает.

Даже детские песни для детского спектакля у Высоцкого все равно получались взрослыми.
Поэтому и слушали «Алису» всей семьей.

Попугай Пират: слушать

Попугай Пират – это главный персонаж Высоцкого в «Алисе».
Спел Владимир Семенович отлично, и под оркестр слушается великолепно. И понятно, что, конечно, с одной стороны это пиратский Попугай, но с другой стороны – это абсолютно точно Высоцкий. Который вложил в «Алису» все силы.

Работа над пластинкой шла в общей сложности три года!
Было написано две дюжины песен для самых разных персонажей и с самыми разными характерами. Притом, что ничего подобного делать Высоцкому до сих пор не приходилось. Но слава богу, в этот раз ему повезло с единомышленниками, и результат получился великолепный.

2824438
Москва, МВТУ им. Баумана, 6 марта 1976 года. Фото А.Веселухина

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы таких же прекрасных единомышленников – наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Олега Васина, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных, Владимира Четыркина и Елену Соколову.

2823996
Лыткарино, ДК «Мир», 3 июля 1980 года. Фото Александра Феоктистова

А в следующей Главе мы расскажем вам о том, как непосредственно шла работа над дискоспектаклем «Алиса в Стране Чудес» и какими драматическими обстоятельствами сопровождался его выход в свет.

2823998
В Доме творчества Союза художников «Сенеж» под Солнечногорском, ноябрь-декабрь 1975 года

Джимми и Билли: слушать

2824000

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
«Владимир Высоцкий в музыкальной сказке «Алиса в Стране Чудес»;
 — Яцек Йевич: «Новогоднее чудо: пластинка, которой могло не быть»;
– Марк Цыбульский: «Алиса в Стране Чудес».

2824006
Автограф Инге Окуневской и Виктору Суходреву. Из архива Льва Черняка

2436954

Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.

Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.

В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В.С. Высоцкого.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире