Автор текста: Антон Орехъ: слушать

Чуть ли не каждый, кому довелось в жизни хоть как-то пересечься с Владимиром Высоцким, постарался оставить уж если не мемуары, то воспоминания о тех встречах, о дружбе, о совместной работе.
Так или иначе, высказались фактически все. Всеволод Абдулов был единственным, кто не стал писать ничего. Наверное, потому и был самым близким другом Высоцкого.

2791418
Иркутск, 1976 год. Фото Леонида Мончинского

Однажды Абдулова все-таки уговорили, и он взял бумагу, ручку и написал: «Я познакомился с Владимиром Высоцким…», но потом скомкал лист, выбросил в корзину и навсегда отказался от этой мысли.
Остались лишь несколько интервью и документальных съемок, где Абдулов c невероятным теплом вспоминает друга. И еще – множество свидетельств близких людей, в один голос говоривших, что не было в жизни Севы человека более важного и дорогого, чем его друг Володя: слушать


Фрагмент д/ф «Всенародный Володя», реж. Вадим Рощин, 1998 г.

Известно, какое огромное влияние на Высоцкого оказала компания друзей с Большого Каретного, сколько актеров, писателей, режиссеров и просто замечательных людей входило в тот круг.
Но гораздо меньше – и незаслуженно – говорят о другой компании и другом дружеском круге. Это друзья прекрасного артиста театра Моссовета Осипа Абдулова, отца Севы, которые приходили в его дом и годы спустя после смерти Осипа Наумовича.

2794764
Всеволод Абдулов и Владимир Высоцкий на устном выпуске журнала «Театр».
Москва, ЦДРИ, 30 ноября 1979 года. Фото Валерия Смирнова

С тех пор как Сева и Володя подружились, Высоцкий бывал в этом доме множество раз.
И если его друзья с Большого Каретного были либо его ровесниками, либо ненамного старше, и широкая известность для большинства из них была еще впереди, то у Абдуловых собирались великие и заслуженные, титаны нашего театра и кино, и Высоцкому было невероятно интересно с ними. При этом и они его встречали благосклонно, нередко просили спеть и хорошо известно, как любили песни Высоцкого, например, Фаина Раневская и Ростислав Плятт.

2794758
Станислав Говорухин, Марина Влади, Владимир Высоцкий и Всеволод Абдулов.
Москва, VIII Международный кинофестиваль, 7-21 июля 1973 года. Фото Бориса Кремера

Высоцкий обожал Севину маму Елизавету Моисеевну.
Она принимала его буквально как родного сына и так же быстро подружилась с Мариной Влади, с которой они разговаривали на французском, а Марина называла Елизавету Моисеевну – Елочка: слушать


Фрагмент телепрограммы «Две жизни Всеволода Абдулова», 2012 г.

2791358
Владимир Высоцкий, Марина Влади и Всеволод Абдулов на теплоходе «Шота Руставели» во время круиза по крымско-кавказской линии, август 1973 года

В этом же доме, у мамы Абдулова, Володя и Марина пережили не только те романтические мгновения, но и один из самых страшных эпизодов в своей жизни.
Когда во время дружеской вечеринки у Высоцкого пошла горлом кровь, а врачи «скорой» не хотели забирать Володю, потому что опасались просто не довезти его до больницы. Если бы не решительность Марины, Высоцкий погиб бы еще тогда, в 1969-м.

2794166
Всеволод Абдулов — свидетель на бракосочетании Владимира Высоцкого и Марины Влади.
Москва, 1 декабря 1970 года. Фото Макса Леона

Но этот страшный случай был все-таки лишь эпизодом.
И Володя, и Марина всегда вспоминали дом Абдуловых не просто с теплотой, а и с невероятной нежностью. И несмотря на какие-то размолвки и даже ссоры, именно словом «нежные» можно охарактеризовать отношения Всеволода Абдулова и Владимира Высоцкого: слушать


Фрагмент телепрограммы «Две жизни Всеволода Абдулова», 2012 г.

Друг Высоцкого Леонид Мончинский сказал однажды прекрасные слова: «Володя мог быть за Севу, мог быть против Севы, но никогда – без Севы».
И когда другие просто грустно разводили руками, мол что с ним поделаешь, это же Высоцкий, Сева своих рук не опускал и старался помочь Володе в любых передрягах. Но надо сказать, что и сам Абдулов регулярно попадал в разные лихие переплеты. Даже если не считать двух страшных автомобильных аварий, он все время что-нибудь себе ломал и калечил. В 1972 году Абдулов сломал руку. Высоцкий написал тогда знаменитую «Балладу о гипсе». И 28 февраля того же 1972 года исполнил ее в гостях у Александра Скосырева.

«Баллада о гипсе»: слушать

2795880
Фрагмент чернового автографа песни «Нет острых ощущений…» — РГАЛИ, фонд 3004, оп.1, ед.хр.55, л.4

Парадокс в том, что при всей человеческой близости и нежности дружбы, Владимир Высоцкий и Всеволод Абдулов очень мало пересекались именно как актеры, досадно редко работали вместе.
В прошлой Главе мы уже вспоминали про «Место встречи изменить нельзя», где они вместе играют в трех эпизодах, и играют так, что эти кадры можно пересматривать бесконечно.

2791420
Владимир Высоцкий и Всеволод Абдулов.
В редакции газеты «Ставропольская правда», 28 сентября 1978 года.
Фото Михаила Колесникова

Кстати, известно, что во время съемок «Места встречи» режиссер Станислав Говорухин иногда уезжал по другим делам, и тогда на площадке его подменял Высоцкий.
И Всеволод Абдулов вспоминал, как менялась в такие дни вся работа: слушать


Фрагмент телепрограммы «Нет, ребята, всё не так…», 1997 г.

Но еще до «Места встречи» у Севы и Володи была потрясающая совместная работа над пластинкой «Алиса в стране чудес»: слушать

2794742
Всеволод Абдулов и Владимир Высоцкий.
Ставрополь, городской цирк, сентябрь 1978 года

Однако, кроме «Алисы» и «Места встречи» мало кто вспомнит что-то еще из совместных работ Высоцкого и Абдулова.
Между тем были и две работы на радио, об одной из которых знают сегодня, пожалуй, лишь знатоки творчества Высоцкого: слушать

«Альта – пароль срочного вызова».
Радиоспектакль по пьесе «Красная капелла», которую написали Том Фетисов и Сергей Демкин. Посвящалась она антифашистам, в годы войны помогавшим Красной Армии. В спектакле помимо Абдулова и Высоцкого участвовали Сергей Цейц, Алексей Кузнецов, а текст от автора читал Ростислав Плятт: слушать

2794740
Всеволод Абдулов и Владимир Высоцкий.
Кисловодск, в «Музыкальной раковине» парка им. Горького, 27 сентября 1978 года. Фото Геворга Далалояна

Владимир Высоцкий в этой постановке играл писателя Адама Кунгофа, а Всеволод Абдулов – поэта Арвида Харнака.
Хотя в реальной жизни Арвид Харнак был большим чиновником в министерстве экономики рейха, и сведения, которые он передавал в Москву, были действительно крайне важными. Но постановщик радиоспектакля вообще всех персонажей зачислил в поэты и писатели. Пьеса и ее радиоверсия не стали выдающимися событиями, но Абдулов и Высоцкий свои роли сыграли с удовольствием. Хотя бы просто потому, что имели возможность работать вместе: слушать

2794760
Станислав Говорухин, Марина Влади, Владимир Высоцкий и Всеволод Абдулов.
Москва, VIII Международный кинофестиваль, 7-21 июля 1973 года. Фото Бориса Кремера

Можно и не представлять актеров, чьи голоса сейчас звучали.
Голос Высоцкого все и так прекрасно узнают. Но и голос Всеволода Абдулова нам знаком не меньше. Именно голос. Хотя далеко не все этот голос идентифицировали именно с ним.

После автокатастрофы осенью 1977 года он так и не смог восстановиться полностью.
Ему физически было тяжело работать на сцене, а в кино его почти не снимали. Но голос Абдулова продолжал звучать.

2794738
Владимир Высоцкий, Всеволод Абдулов, Николай Тамразов, Николай Пальцев, первый секретарь крайкома ВЛКСМ и др.
Ставрополь, 20-27 сентября 1978 года

Абдулов очень много работал на радио и озвучил невероятное количество фильмов и мультфильмов.
Ребята, которые росли в конце 80-х – начале 90-х, конечно, помнят «Чип и Дейл спешат на помощь», «Черепашек-ниндзя», «Черный плащ». Те, кто старше, слышали его голос в «Списке Шиндлера», «Зеленой миле», «Парке Юрского периода». Он успел поработать даже над озвучкой «Властелина Колец» и «Гарри Поттера». Не говоря уже о множестве тогдашних сериалов. Это была работа на износ, но в 90-х годах актеры были счастливы и такой работе. И голос Всеволода Абдулова невольно стал одним из голосов того времени. И он отдавался этой работе полностью.

Но тем не менее, что-то очень важное уже навсегда сломалось в его душе после смерти лучшего друга.
И об этом прямо говорит его дочь Юлия Абдулова: слушать


Фрагмент телепрограммы «Как уходили кумиры», 2006 г.

Однажды Высоцкий написал Абдулову: «Я не предполагал, что друг может быть так необходим».
И Всеволод Абдулов мог бы сказать про Высоцкого, конечно, те же самые слова.

2794736
Всеволод Абдулов и Владимир Высоцкий.
Ставрополь, городской цирк, сентябрь 1978 года

Смерть Высоцкого действительно поделила его жизнь на до и после: слушать


Фрагмент телепрограммы «Две жизни Всеволода Абдулова», 2012 г.

Это случилось 27 июля 2002 года.
Юлия Абдулова успела попрощаться с отцом. А когда она спускалась по лестнице в больнице, зазвонил телефон, и ей сообщили, что у нее родился внук. Внука назвали Володей: слушать


Фрагмент телепрограммы «Две жизни Всеволода Абдулова», 2012 г.

Всеволоду Абдулову было не просто тяжело – физически больно вспоминать друга и говорить о нем.
Он, само собой, не исполнял его песен. Но однажды, в самом первом фильме, посвященном памяти Высоцкого, снятом Натальей Крымовой, Сева прочел две строфы из стихотворения, которое считается последним стихотворением Владимира Семеновича. Послушайте – и вы все поймете: слушать


Фрагмент документальной видеопрограммы «Мне есть что спеть…», реж. Александр Ковановский, Игорь Рахманов, 2004 г.

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Олега Васина, Игоря Рахманова, Николая Исаева и Валерия Басина.

2794772
Артур Макаров, Всеволод Абдулов, Григорий Антимоний. Москва, начало 80-х (фото из архива Григория Антимония)

Всеволод Абдулов и Владимир Высоцкий работали вместе и еще над одним радиоспектаклем.
Он назывался «Зеленый фургон».

Именно в этой постановке они в первый и последний раз спели вместе.

«Нет друга…»: слушать


Фрагмент документальной видеопрограммы «Мне есть что спеть…», реж. Александр Ковановский, Игорь Рахманов, 2004 г.

2794756
Всеволод Абдулов и Владимир Высоцкий на устном выпуске журнала «Театр».
Москва, ЦДРИ, 30 ноября 1979 года. Фото Валерия Смирнова

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина.
Копия автографа предоставлена Сергеем Жильцовым

Бонус

Дела! (посв. Всеволоду Абдулову): слушать (Москва, для Константина Мустафиди, апрель 1974 года)


Фрагмент фильма «На завтрашней улице» (1965)

2436954

Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.

Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.

В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В.С. Высоцкого.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире