10:00 , 24 июня 2017

Высоцкий. Глава 67. Короткие встречи

Дела…
Меня замучили дела —
целый день, целый день, целый день!
Была
Одна забота — сочинять и строчить, и строчить!
Дотла
Сгорели песни и стихи —
дребедень, дребедень, дребедень.
Зола!
И даже некого винить и корить.

Владимир Высоцкий (из черновиков)

2771860

Автор текста: Антон Орехъ: слушать

Актерская судьба Владимира Высоцкого в кино не была особенно счастливой.
Были проходные роли, были слабые картины, были просто короткие эпизоды, в которых характер и масштаб таланта Высоцкого никак не раскрывался. Некоторые фильмы и в истории-то остались лишь потому, что в них просто хоть как-то поучаствовал Высоцкий. А по-настоящему сильных, запоминающихся ролей, персонажей, которые позволили показать силу Высоцкого именно как актера, было буквально наперечет. Об одной из таких нечастых удач мы вам сегодня и расскажем. Хотя судьба самого фильма счастливой оказалась с большим опозданием.

2771862

В 1966 году Владимир Высоцкий снимался в Одессе у Станислава Говорухина в фильме «Вертикаль».
Эта картина, и песни, которые в ней прозвучали, принесли Высоцкому буквально всесоюзную славу. Но еще в процессе съемок ему дали прочесть сценарий другой картины. И прочитав его, Владимир Семенович написал своей супруге Людмиле Абрамовой, что и сценарий хороший, и режиссер, и роль интересная, и даже пробу сделали, и проба удалась, «…но это вряд ли выйдет по срокам, а жаль. Можно было отказаться от альпиниста, но жалко песен и места съёмок». Под альпинистом он имел в виду своего героя из «Вертикали» радиста Володю. То есть сценарий, который прочитал Высоцкий, и его герой понравились ему настолько, что он даже немного жалел, что ему приходится сниматься сейчас в другом фильме, в «Вертикали»: слушать

2771888

Да, всем прекрасно известная песня звучит именно в фильме «Короткие встречи», снятом на Одесской киностудии.
Правда, написана она была хоть и незадолго до съемок, но все-таки не специально для этой картины.

2771852

Вот в таком виде эта песни звучит в фильме: слушать

2774060
«Из заморского из леса,
Где и вовсе сущий ад,
Где по веткам скачут бесы
И ругаться норовят».
Фрагмент чернового автографа «Песни-сказки про нечисть»

Но мы с вами все-таки послушаем полный вариант одного из ее многочисленных исполнений, пускай, песня эта с детства знакома почти каждому.
Концерт в Дубне, ноябрь 1967-го:

Песня-сказка про нечисть: слушать

2771856

Есть несколько версий того, как Высоцкий попал в «Короткие встречи».
Но достоверно известно одно: первоначально на роль геолога Максима был утвержден Станислав Любшин. А в роли его экранной супруги Валентины Ивановны собирались снимать прекрасную актрису Антонину Дмитриеву – к слову, маму нашего замечательного эховца, безвременно ушедшего Константина Кравинского. Но Антонина Михайловна в тот момент некстати заболела, а Станислав Любшин соблазнился другой ролью, которая впоследствии принесла ему огромную популярность – в сериале «Щит и меч». Так «Короткие встречи» остались без исполнителей главных ролей.

2771876

Недовольный женский голос, обрывающий поющего геолога Максима – это Кира Муратова: слушать
Для Киры Георгиевны это был фактически и режиссерский, и актерский дебют. Муратова же вместе с Леонидом Жуховицким написала и сценарий. Ей же пришлось играть и роль Валентины Ивановны, ответственного работника райкома и одновременно супруги притягательного геолога Максима.

2771848

Говорят, что Муратова все-таки сомневалась в Высоцком.
Потому что он грубый и физиономия у него кирпичом. То ли дело красавец Любшин! Но режиссер Александр Богомолов убедил Муратову, что настоящий геолог и должен выглядеть как Высоцкий. Простой, мужественный и при этом по-своему изящный.

2771874

Высоцкому для съемок в «Вертикали» приклеили бороду, и в «Коротких встречах» он тоже снимался с такой бородой, которая так подходит к образу романтического героя 60-х.


«Дела!..»

А песня, которую вы только что слышали в отрывке из фильма, посвящалась ближайшему другу Всеволоду Абдулову.
И существовала она в мужском и женском варианте. Правда, женского исполнения так и не получилось, а вот в мужском, то есть авторском исполнении она есть не только в фильме. Вот как Владимир Высоцкий исполнял ее 9 мая 1967 года в Ленинграде в гостях у знаменитого директора книжного магазина и большого знатока поэзии Гидалия Рахлина:

Дела!: слушать

Фильм «Короткие встречи» стал дебютом не только для режиссера Киры Муратовой, но и первой ролью Нины Руслановой.

2771850

Собственно, треугольник – Русланова, Высоцкий и Муратова – это и есть «Короткие встречи».
Геолог Максим, которому обрыдла рутина повседневности, его жена, которую он любит и не любит, деревенская девушка Надя, которой тоже осточертел ее быт и которая стремится в город, и тут как раз она встречает магнетического Максима, который вскружил ей голову: слушать

2772470

Как мы уже сказали, специально для «Коротких встреч» Высоцкий песен не писал.
Никаких проблем с цензурой у него не было. И не было никаких обид по поводу того, что что-то вошло, а что-то выкинули или что ни одной песни целиком Высоцкий здесь не исполняет. Фильм от этого совсем не страдает: слушать

Эти короткие песенные фрагменты – тоже как короткие встречи с поющим Высоцким.
Они выглядят даже элегантно. Высоцкий берет гитару и по ходу действия легко, как будто между прочим, напевает несколько строк. И своих, и чужих. Чужих формально даже больше!

2771912

И из уст геолога Максима песни Высоцкого звучат так, словно они уже всем хорошо известны, звучат как народные, как «Тучи над городом встали».

2771870

К слову, в этом фильме Высоцкий единственный раз вообще исполняет строки из Окуджавы про «Надю, Наденьку», единственный раз мы слышим, как он поет и другие строки, про Римского папу, принадлежавшие известному трио Сергея Кристи, Владимира Шрейберга и Алексея Охрименко.
Это происходит в один из кульминационных философских моментов фильма: слушать

2771868

Пересказывать содержание фильмов вообще глупое занятие, а фильмов Киры Муратовой – особенно.
Просто посмотрите его, тем более что по теперешним меркам он совсем короткий – полтора часа. Картина снята не просто изобретательно, но абсолютно виртуозно! В ней нет ни одного лишнего кадра, ни одного лишнего слова, ни одного случайного плана. Даже эпизодические персонажи прописаны фантастически, и ты запоминаешь каждого. Там какое-то невероятное количество чисто киношных, изобразительных находок. Музыка такого же удивительного, непонятного и парадоксального, как сама Кира Муратова, композитора Олега Каравайчука И диалоги, конечно: слушать


«Поговори хоть ты со мной…»

Критики отнеслись к «Коротким встречам» по-разному.
Многим он показался просто скучным. Может быть, внешней динамики в нем и не хватает. Но дело не в динамике. Это фильм, который сегодня смотрится не просто актуально, а пугающе актуально. Через полвека ты видишь всё то же самое, что было тогда. И речь не только о вечных отношениях мужчины и женщины или о любовном треугольнике. Ты видишь тех же самых людей, те же самые ситуации. Извините, но нынче, в эпоху реновации некоторые эпизоды в «Коротких встречах» вообще смотрятся так, словно их сняли сегодня и специально вмонтировали в старую картину.


Реновация-1967

Этот фильм вроде бы не подразумевал ничего антисоветского, но безусловно был антисоветским.
Он был не против такой идеологии, но он был против такой жизни. С ее тупостью, бессмысленностью какой-то никому не нужной идиотской работы, невозможностью хоть что-то изменить вокруг себя и невозможностью никуда от этого убежать. Убежать из деревни в город, из города в деревню или в геологическую партию. Этот фильм абсолютно не совпадал с официальным соцреализмом. Но зато был до безобразия реалистичен.

2771910

Этот спокойный, почти без надрыва фильм вовсе не лирический. Он прекрасен, но после него жить не хочется. И спустя полвека это смотрится еще более безнадежно.

2771866

«Короткие встречи» получили всего лишь третью, то есть самую низкую прокатную категорию.
А это означало, что путь на большой экран был для них закрыт. Кто-то картину посмотреть успел, но для абсолютного большинства она была неизвестна. Но сам Высоцкий был очень доволен съемками в «Коротких встречах». И совершенно неслучайно он сравнивал своего геолога Максима не просто с каким-то из сыгранных персонажей, а с самым главным: слушать
Эти слова Владимир Семенович произнес 15 ноября 1973 года, во время выступления в 49-й киевской спецшколе.

2771864

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Александра Петракова, Олега Васина, Александра Ковановского и Валерия Басина.

Премьера картины «Короткие встречи» состоялась 13 июля 1967 года.
Но после недолгого проката фильм положили на полку на двадцать лет. И только после повторной премьеры в 1987 году он стал по-настоящему громким кинематографическим событием. Нина Русланова получила за роль Нади премию «Ника», а сам фильм был признан выдающейся режиссерской работой Киры Муратовой и выдающейся актерской работой Владимира Высоцкого.

2771854

Жаль только, что Высоцкий и Кира Муратова пересеклись на съемочной площадке еще всего лишь однажды, да и то мельком.

2771886
Кира Муратова в фильме «Опасные гастроли»

Кира Георгиевна сыграла эпизодическую роль в «Опасных гастролях» и больше они с Высоцким никогда не работали.


Финальные титры

Да, была все-таки одна песня, которая должна была прозвучать в фильме, но не прозвучала.
Как сказали на художественном совете: «Мы понимаем желание режиссера при помощи песен разнообразить образ Максима, дать в его уста кроме шуточных, также и серьезные слова, но песня В.Высоцкого «Гололед» для этого не подходит. Она несет в себе многозначительные намеки, заставляющие совершенно иначе трактовать весь фильм».

2774080
«Только лёд, словно зеркало, лёд,
Но на детский каток не похоже.
Может, зверь, не упавши, пройдёт,
Гололёд! И двуногий встаёт
На четыре конечности тоже».
Беловой автограф песни «Гололёд»

Гололед (Ленинград, гостиница «Астория», 18 января 1967 года, запись Михаила Крыжановского): слушать

2772468

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Марк Цыбульский, «Высоцкий в Одессе»;
– Ирина Изволова («Искусство кино», №8, август 1998, «Звук лопнувшей струны»);
– Сергей Кудрявцев, «Короткие встречи». Kinopoisk.ru
— фотографии с натурных съёмок в селе Красные Окны (Одесская область, осень 1966 года) и в павильонах Одесской киностудии.

2771878

Бонус

Дела! слушать (Ленинград, гостиница «Астория», 18 января 1967 года, запись Михаила Крыжановского)
Песня о новом времени слушать (Дубна, ДК «Мир», ноябрь 1967 года)
«Поговори хоть ты со мной…» слушать (Ленинград, гостиница «Астория», 18 января 1967 года, запись Михаила Крыжановского)

2436954

Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.

Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.

В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В.С. Высоцкого.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире