07:17 , 06 мая 2017

Высоцкий. Глава 60. Павшие и живые

И в Вечном огне — видишь вспыхнувший танк,
Что хочешь увидишь, и это:
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце поэта.

Владимир Высоцкий (из черновиков)

2730020
«После победы стало светло…» Спектакль «Павшие и живые», 1974 год. Фото Александра Шпинёва

Автор текста: Антон Орехъ: слушать

Спектакль Театра на Таганке «Павшие и живые» не просто занимает особое место в судьбе самого театра и в судьбе Владимира Высоцкого.
Именно с этой постановки фактически началась двадцатилетняя борьба Таганки и Юрия Любимова за право на творчество, на свободный взгляд художника и честный разговор с публикой. И именно для этого спектакля Юрий Петрович впервые специально попросил Высоцкого написать песни.

2732000
Театр на Таганке, 1967 год

Мучительная история этого спектакля началась весной 1965 года, когда Таганка была на гастролях в Ленинграде.
Год юбилейный, 20 лет Победы. У Юрия Любимова с подачи Константина Симонова возникает идея сделать постановку на основе стихов молодых поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной и так навсегда и оставшихся 20-летними: Павла Когана, Михаила Кульчицкого, Всеволода Багрицкого и многих других. Вспоминает Вениамин Смехов, исполнявший в постановке роль Ведущего: слушать

Премьера состоялась 4 ноября того же 1965 года.

2730630

Актеры играли без грима, играли, с одной стороны, конкретных людей, а с другой – выступали как будто от собственного лица, создавая образ целого военного поколения.
Ведь тогда война для каждого была личным воспоминанием. Фронтовикам было лет по сорок-пятьдесят, а молодые артисты Таганки сами были детьми войны: слушать

2730026
«В спектакле «Павшие и живые» есть три дороги, которые сходятся к чаше с Вечным огнём. И по этим дорогам погибшие уходят назад. И выходят всё новые люди, по этим дорогам спускаются к  Вечному огню, и потом звучит реквием в их память, и они уходят по дорогам героев назад — в такой красный освещённый задник» (Киев, ДСК-3, 21 сентября 1971 года)
Сцена из спектакля «Павшие и живые», 1982 год. Фото Александра Стернина

На сцене действительно горела чаша Вечного огня.
Причем, еще до того, как Вечный огонь зажгли у Могилы неизвестного солдата. Пожарный инспектор сначала категорически возражал. Открытое пламя в зале – это было немыслимо. Но многолетний соратник Любимова, директор театра и сам фронтовик Николай Лукьянович Дупак убеждал и переубеждал его, как только мог.

2731272
«Мы на сцене нашего Театра впервые зажгли Вечный огонь…» ( Владимир Высоцкий )

Наконец инспектор посмотрел спектакль, махнул рукой, дал добро, и, предложив помянуть погибших, коротко сказал: «Огонь беру на себя».

2730622
Сцена из спектакля «Павшие и живые», 4 ноября 1965 года. Фото Анатолия Гаранина

Песня на стихи Анатоля Вертинского, а музыку написали Анатолий Васильев и Борис Хмельницкий.

2731462
Анатоль Вертинский

Запись из архива Марлены Зимны, и до сего дня эту уникальную пленку не слышал практически никто, кроме самых близких друзей Марлены:

Каждый четвертый: слушать

Проблема с пожарной инспекцией была одной из самых мелких среди тех, с которыми столкнулись Юрий Любимов, Николай Дупак и весь коллектив Таганки.
В чем его только не обвиняли. И в том, что в спектакле очень много стихов написаны евреями. И получается какой-то «еврейский спектакль».

2731292
Владимир Высоцкий и Вениамин Смехов в спектакле «Павшие и живые», 4 ноября 1965 года. Фото Анатолия Гаранина

Из постановки пришлось выбрасывать сильнейшую новеллу про писателя Эммануила Казакевича.
Он работал в газете и натурально сбежал на передовую. И с одной стороны, за ним вдогонку неслись приказы о наградах за боевые подвиги в разведке, а с другой стороны – его разыскивали энкаведешники. Вот такого сотрудника НКВД невероятно едко, сатирически, с блеском и сыграл Высоцкий. Сыграл так, что через год после премьеры сцену все же пришлось убрать.

2730626

Зато осталась новелла об ополченцах, где Высоцкий играет бойца Алёшкина.
Вспоминает Вениамин Смехов: слушать

2731298
Владимир Высоцкий и Вениамин Смехов в спектакле «Павшие и живые», 4 ноября 1965 года. Фото Анатолия Гаранина

По замыслу Любимова актеры не раз меняют роли, и Высоцкий в один из моментов играет сразу и Чарли Чаплина, и Адольфа Гитлера.

2731258 2731260

2731262 2731264
Владимир Высоцкий в роли Гитлера в спектакле «Павшие и живые».
Ленинград, ДК им. Первой пятилетки, 6-7 июня 1972 года. Фото Александра Укладникова

Чаплин вообще был одним из любимых образов Высоцкого, он прекрасно его изображал, а здесь обращался к залу с подлинной чаплинской речью о трагедии мира в жестокую эпоху, когда пришел фашизм.

2731308 2731310 2731312
Владимир Высоцкий в роли Чаплина в спектакле «Павшие и живые».
Ленинград, ДК им. Первой пятилетки, 6-7 июня 1972 года. Фото Александра Укладникова

Песня немецких солдат: слушать (Макеевка, ДК им.Ленина, 14 марта 1973 года)


Киев, Институт электросварки им. Патона, 14 сентября 1971 года

Любимова упрекали, что из спектакля зрители могут сделать вывод, будто фашизм и сталинизм равны, будто авторы ставят их на одну доску.

2731300
Владимир Высоцкий и Вениамин Смехов.
«Мы не делаем никаких гримов, а прямо на сцене мне мой партнёр, который играет Эренбурга, рисует усы, рисует чёлку — и я начинаю играть этого самого бесноватого типа прямо на зрителях». (Горловка, ДК шахты «Кочегарка», 13 марта 1973 года)
Ленинград, ДК им. Первой пятилетки, 6-7 июня 1972 года. Фото Александра Укладникова

Со сцены рассказывают историю Всеволода Багрицкого: «В двадцать лет он потерял отца. Ему было пятнадцать, когда арестовали его мать».
И далее цитата из подлинного письма юного поэта, написанного матери в лагерь: мол, очень хочется победить немцев, а еще чтобы «никакие чиновники нам не мешали».

А современные чиновники устраивали просмотр за просмотром, давали рекомендации, какие стихи убрать, а какие в постановку вставить.
Сокращали Ольгу Берггольц и Александра Твардовского, учили правильным интонациям выдающуюся актрису Зинаиду Славину.

2733806
Владимир Высоцкий, Леонид Филатов, Вениамин Смехов, Виталий Шаповалов и Таисия Додина в спектакле «Павшие и живые».
Фото из архива Александра Стернина

И при этом порою случались удивительные вещи.
Когда очередная цензурная комиссия, собравшись в зале на просмотр с явным желанием все запретить, в конце аплодировала стоя, а цензоры смеялись и плакали, проникнувшись увиденным на сцене. Но другие чиновники все равно вставляли палки в колеса.

Зонг о десяти ворчунах: слушать (запись 1966 года)

Подлинный автор текста этой песни неизвестен.
Она перекликается и с песнями про «десять негритят» и «десять маленьких индейцев», и с еврейской песней про «десять братьев». Но за исполнение такой песни в нацистской Германии человеку однозначно грозила смерть.

2730736
Семен Гудзенко

А под занавес спектакля Владимир Высоцкий выходит на сцену со стихами Семена Гудзенко:

«Нас не нужно жалеть…»: слушать (Химки, ДК «Родина», конец 1975 года)


«Нас не нужно жалеть…» Москва, факультет журналистики МГУ, 19 мая 1979 года

Летом 1965-го обсуждения «Павших и живых» шли беспрерывно!
Пять заседаний в Управлении культуры, в Кировском райкоме партии совместно с партактивом района, на бюро райкома КПСС, на коллегии Министерства культуры СССР в присутствии министра Екатерины Фурцевой, в Отделе культуры ЦК, в военной комиссии Союза писателей.

Внесли два десятка новых правок.
«Разбавили» поэтов-евреев русскими поэтами. Но, слава богу, на защиту Таганки встали Константин Симонов, Булат Окуджава, Георгий Бакланов, Андрей Вознесенский, Лев Копелев, Валентин Плучек. За Театр заступились действительно очень многие порядочные люди. И благодаря, в том числе, и их стараниям Театр на Таганке выпустил одну из самых выдающихся постановок, а со сцены прозвучали стихи, ставшие сегодня классикой, как и вот эти строки Семена Гудзенко:

«Когда на смерть идут – поют…»: слушать (Москва, МВТУ им. Баумана, 6 марта 1976 года)


«Когда на смерть идут — поют…». Фрагмент программы «Московские встречи» (реж. Любомир Левчев). Съемка телевидения Болгарии, октябрь 1975 года

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Светлану Сидорину и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Валерия Басина, Александра Петракова, Олега Васина и Александра Ковановского.

2730686

2730744

Мы поздравляем всех ветеранов с Днем Победы и наш отдельный поклон Николаю Лукьяновичу Дупаку.

2731274
Николай Лукьянович Дупак. Фото Игоря Данилова

Без его усилий и его подвижничества Юрий Любимову было бы намного труднее строить свой великий Театр.

2730002
«Когда на смерть идут — поют…», 1965 год

А в конце нашей истории, как и в конце самого спектакля, прозвучат строки Бориса Слуцкого.

2730742
Борис Слуцкий

Строки, которые могли быть написаны только тем, кто сам прошел ту Великую войну и только тогда, когда военные раны еще у всех кровоточили в душе.

«Давайте после драки…»: слушать (Коломна, ДК тепловозостроительного завода, 12 июня 1976 года)

2730624

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Элла Михалева, «История одной премьеры»;
– Виктор Бакин, «Высоцкий без мифов и легенд»;
– Марлена Зимна, «От Высоцкого до Джона Брауна, или История одной песни»;
– Юрий Любимов, «Рассказы старого трепача»;
– фрагменты из документального фильма «Золотой век Таганки».


«Сто тысяч дорог позади…» ТВ Болгарии, сентябрь 1975 года

Бонус

Фрагменты из спектакля «Павшие и живые»:
Новелла «Диктатор-завоеватель» слушать
Песня немецких солдат слушать
Каждый четвёртый (слова Анатоля Вертинского) слушать
Перед атакой (стихи Семёна Гудзенко) слушать
«У каждого поэта есть провинция…» (фрагмент) / Моё поколение (стихи Семёна Гудзенко) слушать
Голос друга (памяти Михаила Кульчицкого) (стихи Бориса Слуцкого) слушать
Дорога (слова Юрия Левитанского) слушать


Братские могилы. Фрагмент съемки Таллинского телевидения, 18 мая 1972 года

Песня немецких солдат слушать (Москва, у Льва Кочаряна, июль 1965 года)

2733152
Ноты с авторским заголовком к Песне немецких солдат
Копия предоставлена Сергеем Жильцовым

Попурри из военных песен и стихов слушать (Москва, Театр на Таганке, 22 июня 1978 года, фрагмент спектакля «В поисках жанра»)

2731290
Финал спектакля «Павшие и живые». Волгоград, 1966 год. Фото Генриетты Перьян

2436954

Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.
Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.
В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В.С. Высоцкого.

Комментарии

63

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

piter_ug 06 мая 2017 | 07:40

А "Зонг о десяти ворчунах" - это как про нынешнее время.


06 мая 2017 | 07:52

В чем его только не обвиняли. И в том, что в спектакле очень много стихов написаны евреями. И получается какой-то «еврейский спектакль».

На эту тему рекомендую статью ТРИЕДИНСТВО РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.

По данным переписи 1897 года в Российской империи 72% населения не умели ни читать, ни писать.

Однако были и грамотные группы населения: дворяне, мещане и евреи. По данным этой переписи 1897 года свыше половины еврейского населения Европейской России (без Царства Польского) в возрасте 10 лет и старше была грамотной (52%), что почти вдвое превышало средний уровень по стране (28%) и примерно соответствовало грамотности среди всех горожан. Грамотные евреи составляли 7,68% от всех грамотных граждан России и 14,88% от всех грамотных горожан в Российской Империи. Грамотность у евреев мужчин в возрасте от 20 до 49 лет составляла 72%. Только среди протестантских народов (немцы, латыши и эстонцы) уровень грамотности был выше, чем у евреев.

В отличие от крестьянской массы, составлявшей абсолютное большинство населения России, евреи были социально активны, стремились к образованию, получению свободных профессий и к развитию прогрессивного по сравнению с феодализмом капиталистического, буржуазного общества с высокой долей умственного труда. Однако, царским правительством проводилась политика консервации феодальных отношений и господствовала реакционная и мракобесная точка зрения, что люди, не занимающиеся земледелием, являются "паразитами, эксплуататорами и не вносят в страну культуру и труда, составляя наименее полезный элемент среди народностей, населяющих Российскую Империю". Именно так было написано не в "Майн кампф" Гитлера, а в официальном издании результатов Первой Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г.


06 мая 2017 | 07:54

Законодательство Российской империи содержало более 60 ограничений для евреев. В 1908 г. Совет министров принял постановление о введении во всех государственных высших учебных заведениях, «за исключением консерватории», процентной нормы для евреев и был запрещен полностью прием евреев в ряд высших учебных заведений (Электротехнический институт и Институт инженеров путей сообщения в Петербурге, Сельскохозяйственный институт в Москве, Домбровское горное училище (в Царстве Польском), театральные училища в Москве и Петербурге). 22 августа Совет министров установил повышенную процентную норму для евреев в гимназиях и реальных училищах: число евреев в них не должно было превышать в черте оседлости 15 %, во внутренних губерниях — 10 %, в Москве и Петербурге — 5 %. Но эта норма была распространена и на частные гимназии. В 1911 г. процентная норма была впервые введена для тех, кто сдавал экзамены за гимназический курс экстерном (как делали многие евреи). В 1912 г. Сенат запретил назначать евреев помощниками присяжных поверенных.

В начале XX века в российском законодательстве произошло важное изменение: если до этого дискриминационные нормы касались лишь лиц иудейского вероисповедания, то с этого времени и крещёные евреи подвергались ограничениям. В частности закон, принятый в 1912 году, установил запрет на производство в офицерское звание крещеных евреев, их детей и внуков. Таким образом еврейство стало определяться по этническому признаку. Крещеных евреев и их детей перестали принимать в Военно-медицинскую академию. В изданных в 1912 г. дополнениях к «Правилам о приеме в кадетские корпуса», запрещалось зачислять в них детей еврейского происхождения, даже если крестились их отцы или деды.

Как видим, не Гитлер первым всё это придумал...


06 мая 2017 | 08:19

lavr_beria: lavr_beria: Допридумывались,что царский режим,что гитлеровский


06 мая 2017 | 10:36

lavr_beria: Россия после раздела Польши и до 1917 года так и не смогла "пристроить" евреев, - в конце 19 века более миллиона выехали в США (и подняли США!) и антисемитская Россия в итоге закончит плохо...


(комментарий скрыт)

tinon 07 мая 2017 | 01:10

nesher2016:
Победа, к которой изо всех своих кислых силенок пытается пристроиться клин ОПГ стерха, новым смыслом наполняет финал шварцевского Дракона.
Они оживляют труп, который в конечном итоге, как говорят грамотеи, доставит всю их грешную компанию к кипящему на адских сковородках пальмовому маслу.
Надеюсь, они все (под комментарии Пескова и Киселева) оценят победу импортозамещения над здравым смыслом.
Причем тут евреи? - спросите вы.
Вот именно, что при чем.
Когда-нибудь это дойдет до последнего неонациста.


tinon 07 мая 2017 | 09:49

nesher2016: tinon:
Из серии "никогда не было, и вот - опять". Исправляю смысл:
Причем тут евреи? - спросите вы.
Вот именно, что НИ при чём.
Когда-нибудь это дойдет до последнего неонациста.


(комментарий скрыт)

tinon 07 мая 2017 | 10:14

antimalin_:
Хоспадя! И она была в Высоцкого влюблена?!!..
Как мило! 8 ) Расскажите!


(комментарий скрыт)

tinon 08 мая 2017 | 03:23

antimalin_:
Так! Хорошо, поговорим об отношениях Высоцкого (мы на его форуме) с Тихоновым.
Просветите. Я не в курсе.


razval74 06 мая 2017 | 11:05

lavr_beria: Только небольшая поправка. Эти ограничения начались уже к концу 19 в.
До середины евреи точно так же были неграмотным сословием, например никаких ученых того времени не было. Наоборот, пытаясь ассимилировать их, принимались указы и программы по обучению. Евреи сначала сопротивлялись, но потом врубились и поперло.
И вот осознав, что натворил, царизм и стал эти ограничения создавать )


06 мая 2017 | 12:23

razval74: Евреи (мужчины) были в большинстве своем грамотными несколько тысячелетий - с момента появления иудаизма.


oto_davar 06 мая 2017 | 17:29

razval74: //До середины евреи точно так же были неграмотным сословием, например никаких ученых того времени не было. //
=================
Плохо, когда не знаешь, а пишешь. Изучите вопрос, пожалуйста.


vladimirgornitsky 06 мая 2017 | 09:49

lavr_beria:
Здесь, мне кается, следует все-таки сделать оговорку - евреи были грамотными, но знали при этом идиш и древнееврейский, а русским в массе своей владели плохо, поскольку учились в еврейских школах, где русский язык не использовался. Русской грамотой владел достаточно узкий круг - те, кому удалось в условиях процентной нормы учиться в русских школах.


(комментарий скрыт)

vladimirgornitsky 06 мая 2017 | 17:53

lavr_beria:
В указанной Вами статье ничего не сказано, что евреи были грамотными по-русски. Говорится о "многоязычной грамотности евреев", с одновременным знанием двух, трех и более языков. Судя по рассказам людей, выросших в местечках, которые я слышал, и по кое-каким кнингам воспоминаний, которые я читал. в основном евреи знали идиш и древнееврейский, которым их учили в еврейских школах. Где, по-Вашему, могли выучить русский евреи, жившие в местечках при процентной норме? Даже моя теща, которая родилась уже при советской власти, пока ее семья, спасаясь от голодомолра, не перебралась в Москву, русского практически не знала, поскольку в местечке ее тогда еще существовала еврейская школа. А ей было тогда уже 12 лет.


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

07 мая 2017 | 00:08

vladimirgornitsky: Речь идет не о правоте, а об исторических и культурных фактах, зафиксированных официальной переписью. Я лишь цитирую официальные цифры.
Нравятся они или не нравятся - другой вопрос.
Факты таковы:
Евреи в 1897 году умели читать и писать на русском языке более, чем русские.


irdo 07 мая 2017 | 02:58

lavr_beria:
Евреи в 1897 году умели читать и писать на русском языке более, чем русские.
=============

Есть прелестная автобиографическая трилогия А.Брунштейн 1884 г.р.--"Дорога уходит в даль",Описывает детские и школьные годы автора, а также события, свидетелем или даже участником которых была А. Бруштейн.

Действие происходит в Вильне в период с 1893 по 1901 годы. Повествование ведётся от лица главной героини — юной Сашеньки Яновской, прототипом которой является сама Александра Бруштейн.
И все её родственники и родители были выдающимися специалистами
И, конечно, очень выглядит смешной глупость, что евреи были неграмотным сословием и плохо знали русский язык.


vladimirgornitsky 07 мая 2017 | 06:08

lavr_beria: irdo: lavr_beria:
"Умели читать и писать на русском языке более, чем русские".
Но не 52%, как Вы написали в исходном тексте


07 мая 2017 | 10:23

vladimirgornitsky: Что тебе, упертый ты наш, не нравится в официальных данных переписи:

По данным переписи 1897 года свыше половины еврейского населения Европейской России (без Царства Польского) в возрасте 10 лет и старше была грамотной (52%), что почти вдвое превышало средний уровень по стране (28%) и примерно соответствовало грамотности среди всех горожан. Грамотные евреи составляли 7,68% от всех грамотных граждан России и 14,88% от всех грамотных горожан в Российской Империи. Грамотность у евреев мужчин в возрасте от 20 до 49 лет составляла 72%. Только среди протестантских народов (немцы, латыши и эстонцы) уровень грамотности был выше, чем у евреев.

Процентъ лицъ грамотныхъ по русски въ среднемъ по Имперiи оказывается - 23,64% у мужчинъ и 7,86% у женьщинъ. У русскихъ он несколько выше этой нормы (29,01% и 8,23%), а у другихъ культурныхъ народовъ Европейской Россiи он сравнительно съ русскими ниже у мужчинъ (кроме евреевъ - 31,20%) и выше у женьщинъ.

Даже среди грамотных по русски евреи превосходили самих русских. Не говоря уж о многоязычной грамотности. Доля грамотных на других языках у великороссов (русских) была 0,1% у мужчин и 0,15% у женщин, а у евреев 16,88% у мужчин и 10,72% у женщин.


vladimirgornitsky 07 мая 2017 | 10:28

lavr_beria:
Извините, что побеспокоил. Более не повторится. Стараюсь не иметь дела с хамами, независимо от их убеждений.


08 мая 2017 | 15:07

vladimirgornitsky: Понимаю Ваш интерес к истории Вашей тещи.

Найдите в интернете статью:
Еврейское образование в Российской империи


vladimirgornitsky 10 мая 2017 | 07:37

lavr_beria:
С Вашим комментарием ознакомился. Спасибо за внимание, конечно, но в общении с Вами я не заинтересован. По ранее упомянутой причине.


oto_davar 06 мая 2017 | 17:33

vladimirgornitsky: //Здесь, мне кается, следует все-таки сделать оговорку - евреи были грамотными, но знали при этом идиш и древнееврейский, а русским в массе своей владели плохо, //
==================
Плохо, когда не знаешь, а пишешь. Изучите, пожалуйста вопрос прежде, чем писать.
Заранее благодарен.


vladimirgornitsky 06 мая 2017 | 17:46

oto_davar:
В свою очередь, буду признателен, если Вы в дальнейшем воздержитесь от непрошеных советов.


oto_davar 06 мая 2017 | 17:56

vladimirgornitsky: //В свою очередь, буду признателен, если Вы в дальнейшем воздержитесь от непрошеных советов. //
================================
С удовольствием принимаю Ваш совет- не советовать Вам больше. Не буду возражать, если Вы останетесь при своём ( ошибочном) мнении.
Всего наилучшего.


vejzmir_azohenvej 06 мая 2017 | 09:46

piter_ug: ""Зонг о десяти ворчунах" - это как про нынешнее время"

"Зонг о десяти ворчунах" на все тоталитарные, фюрерские времена...


thesonhuman 06 мая 2017 | 07:42

"Его обвиняли, что в спектакле очень много стихов написаны евреями. И получается какой-то «еврейский спектакль". Ничего удивительного, вся советская культура наполовину еврейская. И ничего в этом плохого, ведь песни-то были хорошие, задушевные, их пел народ, а нынче что - никакой духовности и орут как резаные. Советская культурная эпоха это вклад в мировую культуру, наравне с итальянскими и французскими кинофильмами того времени.


i2p_3 06 мая 2017 | 09:47

thesonhuman: "Советская культурная эпоха это вклад в мировую культуру..."

-только мировая культура об этом ничего не знает
вы её там просветите,проведите промеж неё разъяснительную работу,что бы она росла над собой


kiever 06 мая 2017 | 11:39

i2p_3: тогда. так... антисоветская культурная эпоха, это вклад в мировую культуру. Барышников, Бродский, Ростропович, Нуреев и многие другие невозвращенцы


thesonhuman 06 мая 2017 | 14:19

i2p_3: Западно-европейская культура уже "выросла" так, что там похерили многовековую христианскую цивилизацию и теперь там господствует гейцивилизация. Не к ним же обращаться за признанием советской культуры.


06 мая 2017 | 11:18

Постановка потрясающая!.. Один из первых спектаклей, которые посчастливилось посмотреть на подмостках Таганки... Увы, уже без Высоцкого...

Но стихи!.. Но музыка!.. А актёры!.. Леонид Филатов, Вениамин Смехов, Иван Бортник, Зинаида Славина, Николай Губенко, Феликс Антипов, неказистый Джабраилов, молоденький Дмитрий Межевич, брутальный Шаповалов...

Эх, какое было время, какие спектакли!.. А директор, Николай Дупак, дай Бог ему здоровья!, помнится, сам выходил на сцену в "Мастере и Маргарите", в незабываемых капустниках, когда кто-либо из незаменимых таганковцев, уходил, прошу прощения, в творческий запой...

Вечная память нашим павшим...
И с Днём Великой Победы - живых!..


bauern 06 мая 2017 | 11:29

Да, уж...А, ведь, никто не вспомнил, сколько у В.С.Высоцкого было прекрасных песен о войне!?


vrazhina 06 мая 2017 | 11:51

Великолепный рассказ! Спасибо, Антон Орехъ! К сему только добавлю, что цикл стихов Высоцкого, посвященных ВОВ, - выше всяких похвал!!!...


kunst54 06 мая 2017 | 12:00

Классная передача! Орех молодец! Легендарный спектакль и легендарные артисты о легендарном времени и легендарных поэтах.


masada 06 мая 2017 | 12:25

"фактически началась двадцатилетняя борьба"

по последним данным разведки выяснилось, что боролись они сами с собой

"на свободный взгляд художника и честный разговор с публикой"

под честностью в тех кругах тогда понималась антисоветчина разной степени густопсовости

"возникает идея сделать постановку на основе стихов молодых поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной"

судя по фильму "Застава Ильича" это был плагиат (такой же как, к примеру, "Я шагаю по Москве"), т.е. эти бойкие деятели курочили этот многострадальный запрещенный фильм кто во что горазд, разворовывая идеи и находки

"создавая образ целого военного поколения"

нда, эти волосатики (Хмельницкий к примеру) ооочень походили на военное поколение

"Наконец инспектор посмотрел спектакль, махнул рукой, дал добро,"

Хреновый инспектор оказался. Купили его на слезу, что называется, развели. Махнул он рукой. Ты не на огонь махнул рукой, а на безопасность зрителей. Голову надо откручивать за такое "творчество".

Кароче, войны в спектакле нет. И фронтовиков тоже. Есть т.н. "дети войны", которые ИГРАЮТ в войну - также как они играли в войнушку детьми в московских дворах и на пустырях. Правды нет, так как нет Сталина. Попытка рассказать что-то о войне, не упоминая имени Сталина - самая главная ложь. Спектакль лишь тогда имел бы силу правды, если бы в качестве декорации высился бы огромный портрет Сталина. И актеры клялись бы именем его (через реплику). И поднимали бы тосты за него. И в конце, после чтения всех на свете еврейских поэтов, на сцену бы вышел Высоцкий в гриме Сталина (не дешевом, а настоящем, в дорогом реквизите, костюм генералиссимуса можно было позаимствовать или взять в аренду на том же "Мосфильме") и произнес бы (без грузинского акцента) тост за русский народ. Это закольцевало бы еврейскую тему и примирило бы Любимова с райкомом.


(комментарий скрыт)

oto_davar 06 мая 2017 | 17:37

masada: //и произнес бы (без грузинского акцента) тост за русский народ. Это закольцевало бы еврейскую тему и примирило бы Любимова с райкомом. //
=====================
Поценю. В спектакле читали стихи поэтов, погибших на войне. Какой войны тебе ещё надо, мародёр ?


wowagera 06 мая 2017 | 13:49

Прелесть!


navy 06 мая 2017 | 14:33

Антону - большая благодарность.
Я, как и многие, очень люблю военный цикл ВВ. Мне кажется, что но очень верно передал именно понимание войны нашим поколением. Да, были ещё молоды и крепки ветераны, окопники. Мы их слушали с открытым ртом. Они рассказывали про войну. Их война была и страшная, и горькая, и геройская. Нам казалось, что по их рассказам мы знали всех маршалов. Те ветераны не ныли, не плевались. Они, действительно, считали за счастье, что остались живы. Они не требовали поклонения своему подвигу, они был очень сильными духом. Нытьё появилось потом, когда фронтовики стали уходить один за другим.
И те солдаты очень доверяли нам, тогда детям. Они не понтовались, они просто рассказывали про войну. Они мало чего боялись. Мой сосед, выпив рюмочку, выходил на улицу и через "мать" ругал всю тамошнюю власть: "Я командир роты противотанковых ружей!" - говорил он. И знали: дядя Гриша, ежели что, любому рога обломает. Сильный был очень.
Высоцкий очень тонко показал эту внутреннюю силу в своих стихах. Как наследник Гудзенко. Он чувствовал этот свой долг перед поэтами войны.
А вот на днях скончался великий еврей Ион Деген.


matveylm 06 мая 2017 | 21:39

navy: ...на днях скончался великий еврей Ион Деген.
===
"Мой товарищ" - великое стихотворение, хотя и невыносимо тяжелое. Светлая память этому человеку.
У Высоцкого некоторые военные стихи наполнены таким же ужасом и силой:
"Умолял сестричку Клаву
Показать, каким я стал...
Был бы жив сосед, что справа, -
Он бы правду мне сказал!..."

Ну и конечно, "Мы вращаем землю" - это лучшая память о войне, которую только можно себе представить.


navy 06 мая 2017 | 22:10

matveylm: Да, поразительные стихи. А мне очень нравится "Небо этого дня ясное, но теперь в нём броня лязгает".


matveylm 06 мая 2017 | 22:19

navy: Этот блог Антона Ореха так здорово сделан, и материал такой силы, что попадаешь под гипноз стихов и песен, и не оторваться...))


navy 06 мая 2017 | 22:22

matveylm: Это точно! Высоцкий уникален!


don_ballon 06 мая 2017 | 14:43

Логика-то какова... Как погибать за родную страну, так все ифлийцы и не ифлийцы были советскими патриотами, а как прочесть со сцены их стихи, так сразу мимикрировали в лиц еврейской (неправильной) национальности. Фашисты-интернационалисты, бля...


(комментарий скрыт)

gen_sko 06 мая 2017 | 14:59

Не понимаю, действительно, замечательный еврейский спектакль. И что в этом плохого ?
Меня так в школе учили, если авторы и исполнители, в основном, туркмены,, то это туркменский спектакль, если немцы - немецкий. Ничего в этом обидного нет, отличный спектакль.


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

navy 06 мая 2017 | 17:03

nata_lia: Да, Вы правы! Жаль до слёз!
"Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять". Очень долго я мучился над пониманием этой фразы. Не простит бы - я теперь ясно понимаю смысл.


(комментарий скрыт)

navy 06 мая 2017 | 18:36

nata_lia: Да, так. Есть нюансы, на мой взгляд. Слова-то очень трагичные - "отревёт и отплачется" (был и такой вариант) или "отгорит и отпалчется" - мама моя до смой смерти говорила: "был бы жив папа, вся жизнь была бы другой". Она плакала, значит мы - уже отплакавшие. Значит нам это нужно "не простить бы". Вроде бы противоречит знаменитому "милость к павшим", но у Высоцкого сразу же следует "не потерять". Извините за дурацкие заумствования, не литературовед я, но мне так кажется, что нельзя забывать эти жертвы и нельзя терять то, что они смогли сделать за свою короткую жизнь.
Я так понял эти слова, Наташа.


(комментарий скрыт)

navy 06 мая 2017 | 20:31

nata_lia: Наталья, извините. а Лариса не Ваша сестрёнка?


(комментарий скрыт)

navy 06 мая 2017 | 22:07

nata_lia: Извините ради Бога! Это сестра ВВ.


matveylm 06 мая 2017 | 21:31

navy: ...отревёт и отплачется...
===
Странное вроде сочетание двух близких по значению слов. Но оно у Высоцкого не только здесь встречается. В "Балладе о детстве":
"...И отплакали те, кто дождались,
Недождавшиеся - отревели."
Так чувствовал, так и написал. Видно, это совсем разный плач...


tinon 07 мая 2017 | 09:55

matveylm:
Бесспорно. Любая эмоциональная женщина почувствует разницу, даже не имея отношения к филологии. Высоцкий запределен. Женщины его не зря любили.
Прекрасных выходных Вам, милый Матвей!
...Минута молчания - это хорошо. Для памяти...


(комментарий скрыт)

tinon 07 мая 2017 | 15:14

nata_lia:
Здравствуйте, дорогая Натали!
Рада встрече с разумным человеком! Число свихнувшихся в канун раздутого телевизором праздника власти растет. День памяти безвинно убиенных миллионов людей с истерическим надрывом превращают в карнавал ряженых патриотов.
Для моих детей это почти настолько же отстраненное от их реалий историческое событие, как первая мировая. А ведь детишек с садика заставляют изображать скорбь, приучая к лицемерию.
Из защитников Отечества ненасытные до чужой крови кремлины создали деревянных солдат Урфина Джуса, вооруженных ржавым и часто непредсказуемым металлоломом. Которым они будут бряцать поутру вокруг главного трупа страны. Позорище-то какое!
Народ-победитель живет впроголодь - от мала до велика, безработица, проблем до хренища, а эти ски сорят бюджетом.
Вопрос: зачем? Нет ответа. Я, на самом деле, не понимаю.
Ну, откатит на нем не хило горстка привластных подонков - и что?..


(комментарий скрыт)

tinon 08 мая 2017 | 03:21

nata_lia:
И не говорите - про созвучных. Но их же реально очень мало. 14% - пожалуй, это близко к правде, если вдуматься. Хотя число поверженных в пучину мутных глубин пропагандонского бреда я представляю с трудом, ибо все в этом мире подчинено закону подобия - и от совсем чужеродной среды нас хранит мироустройство "слоеного пирожка". Я дошла до полного отключения от зомбопублики. Не только исключив телевизор, но и ограничив общение с народными массами, неизбежного при моей работе. Наловчилась организовывать, наблюдая затем реализацию дистанционно.
А вот от праздника этого кощунственного, воистину PRa на крови, скрыться трудно. Все каналы доступа ко мне набиты премерзкими листовками. Ценник представляю, но сколько именно наварили на этом бабла заказчики и исполнители даже думать не хочу. Реклама праздника воняет вороским баблом и фальшью. Атмосфера в обществе гнетущая - фурункул, наполненный гноем.


nadegda77 06 мая 2017 | 18:41

Потрясающе!!! Спасибо, Антон


matveylm 06 мая 2017 | 21:44

nadegda77: Эта передача, конечно приуроченная к Празднику - такой потрясающий контраст с нашей официозной помпезностью. Вот это настоящее чувство памяти и благодарности, а не парадная трескотня.
Присоединяюсь к благодарности Антону Ореху. Это то, чего очень не хватает.


(комментарий скрыт)

antimalin 07 мая 2017 | 13:37

Если бы Высоцкий был Великим, то не стал бы злоупотреблять алкоголем и наркотой.
Слабый человек был. Зависимый.


paveldmitruk198090 11 мая 2017 | 13:14

Спасибо огромное за совершенно уникальный, дотошно-подробный цикл передач о Высоцком. А скачать его аудиоверсию нет возможности, что бы слушать по дороге на работу?

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире